Скачать 0.62 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» кафедра отечественной истории ПРИРОДА, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки: 050400.62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация - бакалавр КРАСНОЯРСК 2012 Рабочая программа составлена д.и.н., профессором Г.Ф. Быконей Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры отечественной истории «20» июня 2012 г. Заведующий кафедрой Н.Н. Дроздов д.и.н., профессор Одобрено научно-методическим советом исторического факультета «27» июня 2012 г. Председатель НМСС ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИРОДА, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НАПРАВЛЕНИЯ 050400.62 «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «ИСТОРИЯ» на 2012/13 учебный год
Зав. кафедрой отечественной истории Н.Н. Дроздов Председатель НМСС_________________________ ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1.Обновлена карта литературного обеспечения дисциплины 2. Внесены корректировки в банк контрольных заданий и вопросов по дисциплине РАБОЧАЯ ПРОГРАММА пересмотрена и одобрена на заседании кафедры отечественной истории 20. 06. 2012 г., протокол №10 Внесенные изменения утверждаю: Зав. кафедрой Н.Н. Дроздов Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Природа, история и культура Красноярского края» для студентов очной формы обучения направления подготовки 050400.62 «Социально-экономическое образование» профиль «История» состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; рефераты на выбор являются формой контрольной работы. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПРИРОДА, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для направления 050400.62 «Социально-экономическое образование» утверждён 31.01.2005 г. Дисциплина «Природа и история Красноярского края» является курсом, устанавливаемых вузом, в рамках общепрофессионального цикла дисциплин направления, поэтому в ГОС ВПО обязательные дидактические единицы дисциплины не предусмотрены. В соответствии с учебным планом, утвержденным учебно-методическим управлением ВУЗа, дисциплина реализуется на 4 курсе в 7 и 8 семестрах. На изучение дисциплины выделено 140 часов. Из них 56 ч. — аудиторная нагрузка (28 – лекционные, 28 – семинарские) и 84 ч. — самостоятельная работа студентов. Форма контроля - зачет.
РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Введение Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП: 1) обеспечивает приобретение системы знаний в области природы, истории и культуры Красноярского края; 2) способствует дальнейшему формированию знаний в области истории; 3) осуществляет подготовку к ведению профессиональной деятельности в области преподавания предметов, связанных с историей Родного края. Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в: - приобретении представлений об природе, истории и культуре Красноярского края; - приобретении знаний о месте локальной истории Красноярского края в общесибирской и общероссийской истории. Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ОПП в их готовности к преподаванию «Природы, истории и культуры Красноярского края» на уровне начального профессионального образования и профильной школы и высших учебных заведений. Изучение истории России, отечественной истории, археологии и этнологии предшествует изучению дисциплины «Природы и история Красноярского края». Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «Природы, история и культура Красноярского края», будет использоваться в курсе по выбору «Культурное развитие России и СССР в XX веке», а также возможно его использование в ходе преддипломной практики. В системе культурно-исторических наук курс «Природа, история и культура Красноярского края» занимает своё особое место наряду с археологией, этнологией, отечественной историей, историей Россией и др. Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость изучения природы, истории и культуры Красноярского края являются:
Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области природы, истории и культуры Красноярского края. Задачи преподавания дисциплины:
Исходя из государственного образовательного стандарта, к изучившим курс «Природа, история и культура Красноярского края» предъявляются следующие требования к знаниям: 1. Понимание характера истории Красноярского края как науки и ее места в системе гуманитарных наук; сформированное историческое мышление и сознание, способствующее социальному ориентированию в современной жизни. 2. Представление о главных этапах в истории Красноярского края и их хронологии; знание основных исторических фактов, событий, дат, имен и характеристик исторических деятелей. 3. Представление о месте Красноярского края среди регионов России и в мировом сообществе, о ее взаимосвязях с Западом и Востоком, о специфических особенностях ее развития. 4. Знание основных исторических источников, отечественной и зарубежной литературы по истории Красноярского края, содержания научных проблем и дискуссий, версий и концепций. 5. Приобретение черт гражданской, интеллектуальной личности: способности к аналитическому мышлению, умения понять и оценить достижения культуры, зная исторический контекст их создания; уважительное отношение к прошлому родного региона, к другим народам; патриотизм, культивирование общечеловеческих ценностей. Студент должен приобрести умения и навыки: – работы с историческими источниками и научной литературой (находить их и извлекать необходимые знания); – устного и письменного изложения своих знаний по истории Красноярского края, раскрытия основных проблем (тем); – определять сущность, типологию исторических событий и явлений на территории Красноярского края, раскрывать тенденции, динамику их развития, соотносить их с основными вехами российской и всемирной истории; – давать экономическую, политическую, культурологическую, социально-психологическую характеристику общества Приенисейской Сибири в разные временные периоды; – свободно оперировать историческими знаниями: находить причинно-следственные связи; проводить сравнения, параллели; пространственно локализовать события и явления; рассматривать их с учетом хронологического предшествования и последовательности; обнаруживать их актуальность и связывать с современными проблемами, сегодняшним днем. Студент должен владеть: – картографическими знаниями и использовать их для анализа геополитической ситуации в разные периоды истории Красноярского края; – опытом оценки исторических явлений и персоналий, уметь определять свое личностное отношение к ним, обосновывать собственные оценки и суждения. Технология процесса обучения по дисциплине «Природы, истории и культуры Красноярского края» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, подготовку и защиту рефератов, промежуточную проверку знаний в виде зачета и итоговую проверку знаний в виде зачета. Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1 Природа и история Красноярского края (конец XVI – первая половина XIX века) Тема 1 История Приенисейского края в конце XVI – XVII вв. Включение бассейна р. Енисей в состав России. Морской и водно-сухопутные пути проникновения русских в Срединюю Сибирь. Знаменитые землепроходцы в крае (В.В. Атласов, С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров, В.Д. Поярков и др.). Закрепление русских в Мангазейско-Таймырском районе. Основание Мангазейского (1600-1601) и Туруханского (1607) острогов. Первые зимовья во внутреннем Таймыре. Начало русского проникновения на Средний Енисей и Нижнее Приангарье. Строительство Маковского (1618), Енисейского (1619) и Краснояркого (1628) острогов. Этапы вооруженной борьбы с княжествами енисейских киргизов, Алтын-ханами и Джунгарией. Основание Канского (1636-1641), Караульного (1675) и Ачинского (1641) острогов. Заселение и хозяйственное освоение края в XVII в. Условия и этапы формирования постоянного русского населения в бассейнах Нижнего Енисея, Нижнего Приангарья и в Енисейско-Красноярском районе. Районы выхода, сословный, национальный и половой состав переселенцев. «Самовольный» характер заселения. Подчиненное место правительственной колонизации. Основные занятия русских, Место и роль пушного промысла. Складывание Енисейско-Красноярского земледельческого района. Количественная и качественная характеристика хлебопашества. Скотоводство. Домашние промыслы и ремесла. Первые города. Отраслевая структура городских ремесел (переработка растительного, животного и минерального сырья). Слава енисейских кузнецов. Солеварение. Винокурение. Торговля. Торговый гость Ушаков. Место государственного сектора в экономике края. Социально-политическая жизнь края в XVII в. Количественная характеристика населения по сословиям. Казачество (состаав, хозяйственные занятия, правовой и социальный статус). Пашенные и оброчные крестьяне (социальный и правовой статус). Десятинная пашня как барщина на государство. Городское трудовое население (состав, повинности, социальный и правовой статус). Новое в положении ясачных людей. Белое и черное духовенство (состав, материальное и правовое положение). Административно-территориальное деление края. Воеводы и приказные люди (функции, специфика положения). Органы местного самоуправления (крестьяне и посадские миры). Социальная политика центраальных и местных властей. Разнотипность и многоукладность социально-экономических отношений (казенное крепостничество, черносошный феодализм, мелкокрестьянский патриархальный уклад и элементы частно-помещичьих отношений). Формы социального сотрудничества и протеста. Восстания в Мангазее, Енисейске, Красноярске. Первая Красноярск «шатость» (1695-1700 гг.). Культурное развитие края в XVII в. Материальная культура первых русских сибиряков: орудия сельскохозяйственного производства, агротехника, орудия труда в ремеслах и промыслах, артели и «повальные» сообщества, типы жилища, хозяйственные постройки, утварь, пища, одежда. Духовная культура: уровень грамотности, круг чтения, народная медицина, общественно-политическая мысль, местное летописание, фольклор, песенная и музыкальная культура, формы проведения досуга, нормы морально-этического поведения. |
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400.... Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 050400. 62... Специальность: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профили «История», «Юриспруденция» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История средних веков» с другими дисциплинами специальности 050400. 62 социально-экономическое... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62... Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «Юриспруденция», квалификация Бакалавр | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62... Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История», квалификация Бакалавр | Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные... Опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование»,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62... Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «Юриспруденция» | Учебно-методический комплекс дисциплины история в период перехода... Рабочая программа составлена д и н., профессором кафедры отечественной истории Ю. Н. Яблоковым | ||
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки... Итоговая государственная аттестация бакалавра социально-экономического образования включает итоговый междисциплинарный экзамен по... | Учебно-методический комплекс дисциплины направление 050100. 68 Педагогическое... Протокол согласования рабочей программы дисциплины с другими дисциплинами специальности | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа составлена в 2008 г Направление подготовки: 050400. 65 «Социально-экономическое образование», профиль «Юриспруденция» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине “Экономика России” по... Составитель: Дышаев А. Ю., к э н., доцент кафедры экономики и методики обучения экономическим | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Направление 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История», квалификация – бакалавр | Психологические основы акмеологии и геронтологии учебно-методический комплекс Направление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования |