Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование»
страница1/7
Дата публикации19.01.2015
Размер0.62 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
кафедра отечественной истории

ПРИРОДА, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки: 050400.62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация - бакалавр

КРАСНОЯРСК 2012

Рабочая программа составлена д.и.н., профессором Г.Ф. Быконей

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры отечественной истории

«20» июня 2012 г.
Заведующий кафедрой Н.Н. Дроздов

д.и.н., профессор
Одобрено научно-методическим советом исторического факультета

«27» июня 2012 г.
Председатель НМСС

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИРОДА, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НАПРАВЛЕНИЯ 050400.62 «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «ИСТОРИЯ»

на 2012/13 учебный год

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Археология

Отечественной истории

Согласование темы «История Приенисейского края в конце XVI – XVII вв.»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.

Отечественная история

Отечественной истории

Согласование темы «История Красноярского края в первой половине XIX веке»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.

История России

Отечественной истории

Согласование темы «История Красноярского края 1941-2000 гг.»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.


Зав. кафедрой

отечественной истории Н.Н. Дроздов

Председатель НМСС_________________________

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1.Обновлена карта литературного обеспечения дисциплины

2. Внесены корректировки в банк контрольных заданий и вопросов по дисциплине
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
пересмотрена и одобрена на заседании кафедры отечественной истории
20. 06. 2012 г., протокол №10


Внесенные изменения утверждаю:
Зав. кафедрой Н.Н. Дроздов

Оглавление


  1. Пояснительная записка С.6

  2. Рабочая программа дисциплины С.7

    1. Выдержка из стандарта С. 8

    2. Введение С. 9

    3. Содержание теоретического курса дисциплины С. 12

    4. Тематический план С. 19

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины С.20

    6. Карта литературного обеспечения ...С. 24

    7. Технологическая карта рейтинга ...С. 26

  3. Методические рекомендации для студентов С.28

  4. Банк контрольных заданий и вопросов С. 33

  5. Вопросы к зачетам С. 49

  6. Тематика рефератов С. 52


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Природа, история и культура Красноярского края» для студентов очной формы обучения направления подготовки 050400.62 «Социально-экономическое образование» профиль «История» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Природа, история и культура Красноярского края».

  3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Природа, история и культура Красноярского края», который представлен различными заданиями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам.

  4. Вопросов к зачёту, который является промежуточным контролем освоения студентом компетенции по дисциплине «Природа, история и культура Красноярского края», и итоговому зачету, который окончательно определяет уровень освоения студентом компетенции в области истории культуры «Природа, история и культура Красноярского края».

  5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы природы, истории и культуры Красноярского края, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; рефераты на выбор являются формой контрольной работы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПРИРОДА, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для направления 050400.62 «Социально-экономическое образование» утверждён 31.01.2005 г.

Дисциплина «Природа и история Красноярского края» является курсом, устанавливаемых вузом, в рамках общепрофессионального цикла дисциплин направления, поэтому в ГОС ВПО обязательные дидактические единицы дисциплины не предусмотрены.
В соответствии с учебным планом, утвержденным учебно-методическим управлением ВУЗа, дисциплина реализуется на 4 курсе в 7 и 8 семестрах. На изучение дисциплины выделено 140 часов. Из них 56 ч. — аудиторная нагрузка (28 – лекционные, 28 – семинарские) и 84 ч. — самостоятельная работа студентов. Форма контроля - зачет.


Форма занятий

Трудоемкость

В часах

В кредитах

Лекционные

28

0,7

Семинарские

28

0,7

Лабораторные

-

-

Самостоятельные

84

2,1

Всего

140

3,5



РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:

1) обеспечивает приобретение системы знаний в области природы, истории и культуры Красноярского края;

2) способствует дальнейшему формированию знаний в области истории;

3) осуществляет подготовку к ведению профессиональной деятельности в области преподавания предметов, связанных с историей Родного края.

Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в:

- приобретении представлений об природе, истории и культуре Красноярского края;

- приобретении знаний о месте локальной истории Красноярского края в общесибирской и общероссийской истории.

Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ОПП в их готовности к преподаванию «Природы, истории и культуры Красноярского края» на уровне начального профессионального образования и профильной школы и высших учебных заведений.

Изучение истории России, отечественной истории, археологии и этнологии предшествует изучению дисциплины «Природы и история Красноярского края».

Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «Природы, история и культура Красноярского края», будет использоваться в курсе по выбору «Культурное развитие России и СССР в XX веке», а также возможно его использование в ходе преддипломной практики.

В системе культурно-исторических наук курс «Природа, история и культура Красноярского края» занимает своё особое место наряду с археологией, этнологией, отечественной историей, историей Россией и др.

Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость изучения природы, истории и культуры Красноярского края являются:

  • бурным развитием направления локальная история в современной исторической науке;

  • развитием межрегионального взаимодействия в рамках Российской Федерации;

  • проблема сохранения преемственности традиций, этнической идентичности, сохранения связи со своей малой Родиной.

Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области природы, истории и культуры Красноярского края.

Задачи преподавания дисциплины:

  1. раскрыть перед студентами значимость истории Красноярского края в современной жизни общества,

  2. формировать у студентов знания об истории Красноярского края как о важнейшем элементе истории России,

  3. представить теоретические основы природы, истории и культуры Красноярского края,

  4. развивать историческое мышление, общую культуру, способность к творческой деятельности, умения прогнозировать, анализировать, проектировать, корректировать, оценивать,

  5. воспитывать самостоятельность, деловитость, уверенность в собственных возможностях,

  6. формировать у будущих специалистов историческую культуру и развивать интеллектуальный потенциал личности.

Исходя из государственного образовательного стандарта, к изучившим курс «Природа, история и культура Красноярского края» предъявляются следующие требования к знаниям:

1. Понимание характера истории Красноярского края как науки и ее места в системе гуманитарных наук; сформированное историческое мышление и сознание, способствующее социальному ориентированию в современной жизни.

2. Представление о главных этапах в истории Красноярского края и их хронологии; знание основных исторических фактов, событий, дат, имен и характеристик исторических деятелей.

3. Представление о месте Красноярского края среди регионов России и в мировом сообществе, о ее взаимосвязях с Западом и Востоком, о специфических особенностях ее развития.

4. Знание основных исторических источников, отечественной и зарубежной литературы по истории Красноярского края, содержания научных проблем и дискуссий, версий и концепций.

5. Приобретение черт гражданской, интеллектуальной личности: способности к аналитическому мышлению, умения понять и оценить достижения культуры, зная исторический контекст их создания; уважительное отношение к прошлому родного региона, к другим народам; патриотизм, культивирование общечеловеческих ценностей.

Студент должен приобрести умения и навыки:

– работы с историческими источниками и научной литературой (находить их и извлекать необходимые знания);

– устного и письменного изложения своих знаний по истории Красноярского края, раскрытия основных проблем (тем);

– определять сущность, типологию исторических событий и явлений на территории Красноярского края, раскрывать тенденции, динамику их развития, соотносить их с основными вехами российской и всемирной истории;

– давать экономическую, политическую, культурологическую, социально-психологическую характеристику общества Приенисейской Сибири в разные временные периоды;

– свободно оперировать историческими знаниями: находить причинно-следственные связи; проводить сравнения, параллели; пространственно локализовать события и явления; рассматривать их с учетом хронологического предшествования и последовательности; обнаруживать их актуальность и связывать с современными проблемами, сегодняшним днем.

Студент должен владеть:

– картографическими знаниями и использовать их для анализа геополитической ситуации в разные периоды истории Красноярского края;

– опытом оценки исторических явлений и персоналий, уметь определять свое личностное отношение к ним, обосновывать собственные оценки и суждения.

Технология процесса обучения по дисциплине «Природы, истории и культуры Красноярского края» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, подготовку и защиту рефератов, промежуточную проверку знаний в виде зачета и итоговую проверку знаний в виде зачета.

Содержание теоретического курса дисциплины

Модуль 1 Природа и история Красноярского края (конец XVI – первая половина XIX века)

Тема 1 История Приенисейского края в конце XVI – XVII вв.

Включение бассейна р. Енисей в состав России. Морской и водно-сухопутные пути проникновения русских в Срединюю Сибирь. Знаменитые землепроходцы в крае (В.В. Атласов, С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров, В.Д. Поярков и др.).

Закрепление русских в Мангазейско-Таймырском районе. Основание Мангазейского (1600-1601) и Туруханского (1607) острогов. Первые зимовья во внутреннем Таймыре.

Начало русского проникновения на Средний Енисей и Нижнее Приангарье. Строительство Маковского (1618), Енисейского (1619) и Краснояркого (1628) острогов. Этапы вооруженной борьбы с княжествами енисейских киргизов, Алтын-ханами и Джунгарией. Основание Канского (1636-1641), Караульного (1675) и Ачинского (1641) острогов.

Заселение и хозяйственное освоение края в XVII в. Условия и этапы формирования постоянного русского населения в бассейнах Нижнего Енисея, Нижнего Приангарья и в Енисейско-Красноярском районе. Районы выхода, сословный, национальный и половой состав переселенцев. «Самовольный» характер заселения. Подчиненное место правительственной колонизации. Основные занятия русских, Место и роль пушного промысла. Складывание Енисейско-Красноярского земледельческого района. Количественная и качественная характеристика хлебопашества. Скотоводство. Домашние промыслы и ремесла. Первые города. Отраслевая структура городских ремесел (переработка растительного, животного и минерального сырья). Слава енисейских кузнецов. Солеварение. Винокурение. Торговля. Торговый гость Ушаков. Место государственного сектора в экономике края.

Социально-политическая жизнь края в XVII в. Количественная характеристика населения по сословиям. Казачество (состаав, хозяйственные занятия, правовой и социальный статус). Пашенные и оброчные крестьяне (социальный и правовой статус). Десятинная пашня как барщина на государство. Городское трудовое население (состав, повинности, социальный и правовой статус). Новое в положении ясачных людей. Белое и черное духовенство (состав, материальное и правовое положение). Административно-территориальное деление края. Воеводы и приказные люди (функции, специфика положения). Органы местного самоуправления (крестьяне и посадские миры). Социальная политика центраальных и местных властей. Разнотипность и многоукладность социально-экономических отношений (казенное крепостничество, черносошный феодализм, мелкокрестьянский патриархальный уклад и элементы частно-помещичьих отношений). Формы социального сотрудничества и протеста. Восстания в Мангазее, Енисейске, Красноярске. Первая Красноярск «шатость» (1695-1700 гг.).

Культурное развитие края в XVII в. Материальная культура первых русских сибиряков: орудия сельскохозяйственного производства, агротехника, орудия труда в ремеслах и промыслах, артели и «повальные» сообщества, типы жилища, хозяйственные постройки, утварь, пища, одежда.

Духовная культура: уровень грамотности, круг чтения, народная медицина, общественно-политическая мысль, местное летописание, фольклор, песенная и музыкальная культура, формы проведения досуга, нормы морально-этического поведения.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400....
Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профили «История», «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История средних веков» с другими дисциплинами специальности 050400. 62 социально-экономическое...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «Юриспруденция», квалификация Бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История», квалификация Бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные...
Опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование»,...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история в период перехода...
Рабочая программа составлена д и н., профессором кафедры отечественной истории Ю. Н. Яблоковым
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки...
Итоговая государственная аттестация бакалавра социально-экономического образования включает итоговый междисциплинарный экзамен по...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление 050100. 68 Педагогическое...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины с другими дисциплинами специальности
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconРабочая программа составлена в 2008 г
Направление подготовки: 050400. 65 «Социально-экономическое образование», профиль «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине “Экономика России” по...
Составитель: Дышаев А. Ю., к э н., доцент кафедры экономики и методики обучения экономическим
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направление 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История», квалификация – бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconПсихологические основы акмеологии и геронтологии учебно-методический комплекс
Направление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск