МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Утверждена на заседании
Ученого совета юридического факультета
«____»___________2011 г. ПРОГРАММА
для аспирантов и соискателей юридического факультета к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки», направление «Исторические и философские проблемы юридической науки»
Казань - 2011
1. ВИДЫ ЗАНЯТИЙ, КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ.
|
| Лекции
| 28
| Практические занятия
|
| Консультации по написанию рефератов
|
| 4
| Самостоятельные занятия (реферат)
|
| ВСЕГО
| 32
| Итоговая аттестация
|
| 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2. 1.НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИЙ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ И СТАНОВЛЕНИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ КАК НАУКИ
Лекция 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Лекция 1. ИСТОРИЯ НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Лекция 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Лекция1. ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ НАУКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИСТИКИ.
Лекция 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА.
Лекция 1. ИСТОРИЯ НАУКИ УГОЛОВНОГО ПРАВА В 18-19 ВВ.
Лекция 2. ИСТОРИЯ НАУКИ УГОЛОВНОГО ПРАВА В 20-21 ВВ.
Лекция 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА.
Лекция 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ НАУКИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА.
Лекция 1. ИСТОРИЯ НАУКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
Лекция 2. НАУКА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В 19-21 ВЕКАХ. 2.2. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
№ п.
| Темы лекционных занятий
| Количество часов
|
1.
| ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ И СТАНОВЛЕНИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ КАК НАУКИ
1.Правовые учения Античности (Платон, Аристотель, стоицизм). Деятельность римских юристов и формирование юридических знаний. Различение права и закона. Деление права на публичное и частное. Формулирование категориально-понятийного аппарата юриспруденции.
2. Деятельность глоссаторов и постглоссаторов в период Средневековья (12-15вв.). Выработка основных приемов и методов толкования. Формирование юридической техники.
3. Развитие правовой мысли в Новое время. Теория естественного права в работах Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Г.Гроция, Т.Гоббса, Дж.Локка и др.мыслителей.
4. Позитивизм в истории юридической мысли. О.Конт как основоположник позитивизма. Юридический позитивизм Дж.Остина. Нормативная теория Г.Кельзена. Социологический позитивизм Л.Гумпловича, Р.Иеринга, Г.Спенсера.
5. Социологические подходы в понимании права. Школа «реалистов» (К.Левеллин). Школа «свободного права» (Р,Паунд).
6.Психологические подходы в понимании права. Психологическая теория права Л.Петражицкого. Бихевиоризм (поведенческие аспекты) в праве (мотивация поведения субъектов права).
7. Юридическая наука 21 века. Проблемы «поиска права» и формулирования понятия. Интегративный подход к праву. Аналитическая юриспруденция.
| 4
| 2.
| МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
1.Сущность и значение юриспруденции. Система юриспруденции. Юридическая наука (правоведение), юридическая практика и юридическое образование как структурные элементы юриспруденции. Методологические основы их взаимодействия.
2.Понятие правоведения как науки. Основы взаимодействия правоведения с общественными и гуманитарными науками. Система юридических наук.
3. Понятие, значение и уровни методологии правоведения.
4.Юридическая практика. Виды юридической практики. Методологическое значение юридической науки для юридической практики. Юридическая практика как объект изучения юридической науки.
5.Юридическое образование как связующее звено между юридической наукой и практикой. Методологические основы юридического образования. Проблемы юридического образования в Российской Федерации на современном этапе.
| 4
| 3.
| МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА.
1.Понятие науки гражданского права.
2.Основные подходы и определение основных этапов развития пауки гражданского права.
3.Исторический метод и его значение для российской цивилистики.
4.История науки гражданского права в трудах отдельных ученых-юристов: Покровский И.А., Шершеневич Г.Ф., О.С.Иоффе, Суханов Е.А.
5.Наука гражданского права в Казанском государственном университете.
6.Использование материалов по истории гражданского права при подготовке кандидатских диссертаций.
| 2
| 4.
| ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ НАУКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИСТИКИ.
1.Наука гражданского права в период 1917-1924 г.г. Российская цивилистика периода НЭПа. Кодификация гражданского законодательства 1922 г. Теория «двухсекторного права».
2.Советская наука гражданского права в 30е-50е годы. Дискуссия о системе современного права. Концепция права оперативного управления в грудах А.В. Бенедиктова.
3.Наука советского гражданского права в бОе-ЗОе годы. Гражданско-правовое обеспечение экономической реформы середины 60-х годов. Развитие учения о гражданско-правовом договоре в трудах Халфиной Р.И., А.А. Собчака. Развитие основ советского гражданского права в трудах С.Ы. Братуся, В.Ф. Яковлева, В.П. Грибанова и других цивилистов.
4. Гражданский кодекс РСФР 1964 г.
5. Советская наука гражданского права в период перестройки (2-я половина 80-х годов). Развитие теоретических взглядов о правосубъектности государственных предприятий и коллективной собственности.
6. Становление современной российской цивилистики. Разработка Основ гражданского законодательства Союза СССР и республик 1991г. Развитие учения о частой собственности.
Становление современной науки предпринимательского права.
Теоретические исследования гражданского законодательства 1994-2001гг.
| 2
| 5.
| ИСТОРИЯ НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
I. История науки Конституционного права в трудах Аристотеля, европейских и американских ученых
1.Категории конституционно-правовой науки в трудах Аристотеля и Платона.
2.Европейские и американские конституционно-правовые документы XVIII века.
3.Развитие науки конституционного права в трудах зарубежных ученых XIX - XX веков.
II. История науки Конституционного права в России.
1.Российская конституционно-правовая мысль в монархический период.
2.Российская конституционно-правовая мысль в период Февральской революции.
3.Наука государственного (конституционного) права в Советский период.
4.Современное развитие Российской науки Конституционного права.
| 2
| 6.
| ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
I. Философия науки конституционного права: концептуальный аспект.
1.Методология науки Конституционного права.
2. Формирование и диалектика конституционно-правового мировоззрения.
3.Компаративизм и эмпирическое значение науки Конституционного права.
4.Доктрина конституционализма.
II. Философия науки Конституционного права: институциональный аспект.
1.Философские основы учения о Конституции.
2.Философские основы учения о конституционном устройстве общества и государства.
3.Философские основы учения о конституционных правах человека и гражданина.
4.Философские основы учения о форме государства и национально-государственном устройстве.
5.Философские основы учения об организации и деятельности органов государства.
6. Философские основы учения о местном самоуправлении.
| 2
| 7.
| ИСТОРИЯ НАУКИ УГОЛОВНОГО ПРАВА В 18-19 ВВ.
1. Классическая школа уголовного права и ее сущность. Научные взгляды Ч. Беккариа, И. Бентама, Гегеля, Фейербаха и др.
2. Позитивное направление в уголовном праве. Уголовная социология Э. Ферри.
3. Социологическое направление в уголовном праве.
4. Антропологическая школа в уголовном праве.
5. Неоклассицизм в уголовном праве. Концепция уголовной политики Франца фон Листа. Философия наказания Г. Тарда.
6. Зарождение российской науки уголовного права. Уголовно-правовые взгляды Г.И. Солнцева, А.А. Пионтковского, Н.С.Таганцева и др.
| 2
| 8.
| ИСТОРИЯ НАУКИ УГОЛОВНОГО ПРАВА В 20-21 ВВ.
1. Основные концепции современного уголовного права.
2. Советское уголовное право, его сущность и содержание.
3. Развитие научных воззрений о преступлении.
4.Теории уголовной ответственности, наказания и альтернативных мер в уголовном праве.
5.Основные научные концепции построения системы Особенной части уголовного права.
| 2
| 9.
| ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
1.Уголовный процесс Древней Руси.
2.Формирование основных начал уголовно-процессуального права в дореформенное время (7-19вв.).
3.Мировые тенденции развития уголовно-процессуального права и значение судебной реформы 1864г.
4.ХХ век – эпоха переосмысления правовых основ уголовно-процессуального права.
| 2
| 10.
| ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ НАУКИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
1.Значение идей и взглядов русских и советских ученых-процессуалистов для науки уголовно-процессуального права.
2.Взгляды И.Я.Фоиницкого на цели и принципы уголовного судопроизводства, реабилитацию и защиту личности.
3.Взгляды Н.Н.Розина, А.Х.Гольмстена, Д.Г.Тальберга на сущность судебной власти, защиту прав осужденных и пенитенциарную систему в России.
4.Взгляды Н.Дювернуа, Г.А.Джаншиева на этапы развитие судебной системы России и ее совершенствование.
5.А.Ф.Кони – юрист, просветитель, ученый.
6.Влияние доктрины М.С.Строговича на формирование концептуальных основ современного уголовного судопроизводства.
7.Современные ученые-процессуалисты ХХ века и их вклад развитие науки уголовно-процессуального права (П.А.Лупинская, Т.Г.Морщакова, И.Л.Петрухин. Ф.Н.Фаткуллин и др.).
| 2
| 11.
| ИСТОРИЯ НАУКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1. Школа естественного международного права:
1.1 индивидуалистическое направление; (Т.Гоббс, Б.Силноза)
1.2 универсалистское направление (Суарез, Виторна, Джентили, Гроций)
1.3 зачатки теории позитивного международного права или «эклектическая» догроцианская школа (Джентили А.)
1.4 послегроцианский период развития науки международного права естественно-правового направления (Пуфендорф, Х.Томазий, Ж.Барбейрак)
1.5«естественное право с изменчивым содержанием» (Р.Штаммлер); «эволюционное естественное право» (Гессен)
1.6 идея возрождения естественного права (П.И.Новгородцев)
1.7 сторонники нового естественного права в науке международного права (А.Фердросс, Дж.Л.Браерли, Д.Б.Скотт, Луи Ле Фюр, Э.Зауэр, П.Ретер и др.)
2. Школа позитивного международного права. Классический позитивизм:
2.1 «Разум есть основание позитивного международного права» (Бинкерсгук).
2.2 Первый учебник по международному праву (Ричард Зеч - «второй отец международного права»)
2.3 Значение международного права как отдельной науки (Самуэль Рахель)
2.4Позитивное и практическое международное право (Мозер);
2.5Неопозитивизм (Г.Ф.Мартенс - родоначальник неопотивизма, Анцилотти, Оппенгейм)
2.6 европонцентризм (И.К.Блюнчли)
2.7нормативизм (Кельзен) универсалистская концепция международного права.
2.8 представители крайнего позитивизма (Джон Остин) умеренного позитивизма и волюнтаризма (Анцилотти)
2.9 концепция дуализма (Г.Тринель, Оппенгейм)
2.10 доктрина автолимитации или самоограничения государства (Г.Еллинек);
2.11 консерватизм (Ян Броунли)
2.12 прагматический позитивизм (Нгуен Куок Динь).
3. Гроцианская школа международного права
3.1 двойственный характер права народов (Г.Гроций);
3.2 «Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов» (Ваттель);
3.3 Всемирная власть (Х.Вольф);
3.4 Право народов - единство норм позитивного и естественного права (Ж. - Ж.Бурламаки);
3.5 Международное право - один из бастионов викторианского объективизма, политического либерализма и исторического оптимизма (Г.Лаутернахт).
| 2
| 12.
| НАУКА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В 19-21 ВЕКАХ.
1. Русская дореволюционная школа международного права.
2.Марксистское направление в теории международного права.
3.Исламская концепция международного права.
4.Современные теории международного права:
-солидаризм;
- реализм;
- рационализм;
- транснационализм;
-школа критических правовых исследований (правовой критицизм);
- функционализм;
- институционализм;
- политико-ориентированный подход к международному праву.
5. альтернативные концепции международного права.
6. Международное право, государство и анархия.
| 2
|
|