Скачать 237.98 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Рабочая программа по дисциплине «Философия и методология истории» для направления подготовки 030600 История (квалификация (степень) «Магистр») Составитель: к. ф. н.,доц. Смирнов Д.В. Москва-2013 1. Пояснительная записка Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного научного мировоззрения на основе выявления глубинных связей философии и исторического познания. Философия и методология истории рассматривает комплексные проблемы современной исторической науки, имеющие и сугубо философские, теоретико-познавательные и методологические, и собственно исторические аспекты. Это проблемы, носящие мировоззренческий характер и потому нуждающиеся в философском анализе, в интерпретации с позиций философского знания. К таким проблемам, прежде всего, следует отнести проблемы субъекта исторического процесса и объекта исторического исследования, происхождения и сущности социального, статуса человека в системе природы, места человеческого сознания в структуре мира, проблемы движущих сил истории, исторической необходимости и сознательной деятельности людей. К ним относятся также проблемы взаимодействия человека и общества с природой, социального и научно-технического прогресса, перспектив развития человеческой цивилизации, глобальные проблемы современности. Особое место в содержании курса отводится проблемам методологии исторического познания. Очевидно, что предметное поле курса «Философия и методология истории» представляет собой взаимосвязь общенаучной, общекультурной и специально-научной областей знания, что определяет общие границы информационной составляющей данной учебной дисциплины и дает возможность представить содержание курса как реализацию интегративно-проблемного подхода. Цель: сформировать целостное, философски осмысленное понимание исторического процесса и специфики его научного познания Задачи: 1) показать взаимную необходимость конкретнонаучного и философского подходов к исследованию общества и его исторической динамики; 2) представить историческое познание как область научного исследования и как историко-культурное явление; выявить специфику исторического знания; 3) рассмотреть содержание и ценность различных методологических подходов,наиболее актуальных для современного исторического познания; 4) осмыслить проблему свободы и необходимости в предметном поле истории; 6) сформировать навыки самостоятельного анализа онтологических и теоретико-познавательных проблем истории. Требования к уровню освоения дисциплины В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, выступление на практических занятиях, подготовка докладов и презентаций) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны: Знать: основные идеи, составляющие базис современного исторического познания, общие проблемы, имеющие пограничный характер и обсуждаемые как специалистами в области философии, так и в области истории, историю развития историософских представлений, методологические основания современной исторической науки и основные философские проблемы истории. Уметь: ориентироваться в современном массиве исторических знаний и самостоятельно выделять основные мировоззренческие, методологические и историософские проблемы, с которыми он может соприкоснуться в процессе практической деятельности. Владеть способами применения полученных знаний о структуре и функциях научного знания; отличать идеологические, политические, религиозные построения от научных концепций. Объем в ЗЕ: 3 кредита Время изучения: очная форма обучения: курс 1 семестр 1-2 Взаимосвязь с другими модулями: Дисциплина «Философия и методология истории» синтезирует знания студентов, полученные в результате усвоения специальных дисциплин исторического профиля,а также дисциплин гуманитарного блока (философия, культурология, социология), выявляя их общие проблемные поля и методологическую специфику гуманитаристики. Групповая принадлежность ОМ: общекультурный Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций: ОК-2.Способность порождать новые идеи (креативность); ОК-5.Способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: выработать у студента способность оценивать под углом зрения философского анализа познавательные и практические проблемы, относящиеся к сфере его профессиональной компетенции . Формы освоения ОМ: традиционные (лекции, семинары, контрольные работы и т.д.) и активные формы (проблемные лекции, дискуссионные группы, круглый стол); новые (инновационные) формы с использованием информационных технологий/ технических средств (мультимедийные лекции, презентационные семинары); семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к рубежному (текущему) и итоговому контролю и т.п. Формы контрольных и учебных заданий: 1 уровень сложности:тесты с закрытой формой задания; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; 2 уровень сложности:реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; структурирование проблемы; 3 уровень сложности:эссе, проект. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % Технологическая карта образовательного модуля
Объем модуля и виды учебной работы Очная форма обучения
3. Содержание модуля/ дисциплины 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий По очной форме обучения
|
Программа дисциплины «Философия» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | Программа курса Философия для направления 030600. 62 «История» Программа курса Философия для направления 030600. 62 «История» подготовки бакалавра | ||
Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Программа дисциплины «формы знания в исторической ретроспективе»... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра,... | ||
Программа дисциплины Физическая культура для направления 030600.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины Английский язык для профессиональной деятельности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень... | Программа дисциплины Английский язык для начинающих 1 для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки... В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом | Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины Иностранный язык (2): общелитературный 1 для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (степень... | Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | ||
Программа дисциплины «Антиковедение» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки... | Программа дисциплины «Описание и анализ памятников искусства и культуры»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины европа в V xvii вв для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Европа в V-XVII вв.»; учебных ассистентов и студентов направления... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... ... |