Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных учреждений россии специальность – 030401. 65История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011







НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных учреждений россии специальность – 030401. 65История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011
страница1/5
Дата публикации17.06.2013
Размер0.68 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ

Специальность – 030401.65История

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск - 2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп
2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12
УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6



СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности с высшим образованием по специальности «История». Данный курс находится на стыке ряда традиционных вузовских дисциплин - отечественной истории, истории государства и права России, теории государства и права, теории управления, а также политологии, истории политических учений, конституционного, административного, муниципального права.

Цель курса: дать целостное представление о системе государственного управления в России на различных этапах, привить навыки практического анализа конкретных решений, принимаемых в области государственного управления, сформировать у будущих специалистов теоретические знания и практические навыки по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учетом исторического прошлого.

В ходе изучения данного учебного курса ставятся задачи: показать общие закономерности и специфические особенности формирования и развития государства в разные исторические эпохи; проследить процесс возникновения и детерминантного развития различных систем управления; ознакомить студентов с отечественными памятниками права, регулирующих сферу управления; раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность типов государств и систем управления.

Структура курса: Ориентирами для работы над курсом являются «Содержание дисциплины», планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы, представленные в рабочей программе. Источники и учебная литература, необходимые для освоения программы, указаны в списке литературы. Студенты могут также использовать и другие, не вошедшие в этот список, учебные пособия. Освоение курса включает в себя знание понятийного аппарата. Перечень базовых терминов дается к каждой теме курса.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление: о взаимосвязи изучаемой дисциплины с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами; о прикладном характере дисциплины в рамках специальности; о системах государственного управления с учетом исторического развития России;

знать: историю государственного управления в России; особенности исторического развития государственного управления в России; формы, методы, системы государственного управления на различных этапах исторического развития страны; стиль государственного управления с учетом изменений в Российском государстве; особенности государственного управления на современном историческом этапе развития России;

уметь: пользоваться основными нормативно-правовыми документами, определяющими историю государственного управления в России; анализировать роль исторических процессов в развитии государственного управления в России; обобщать и структурировать информацию.

Текущий и итоговый контроль знаний и умений студентов по дисциплине «История государственного управления в России» осуществляется в целях оценки качества их общеобразовательной подготовки. Текущий контроль осуществляется на лекциях, семинарских и индивидуальных занятиях, в процессе проверки рефератов и индивидуальных домашних заданий, тестовых работ. Оценка осуществляется по системе рейтинга. Итоговый контроль результатов изучения дисциплины осуществляется на экзамене. Оценка «отлично» на экзамене выставляется за знание и понимание основных проблем курса, первоисточников, обязательной и дополнительной литературы. Оценка «хорошо» выставляется за знание и понимание основных проблем курса, первоисточников и обязательной литературы. Оценка «удовлетворительно» выставляется за знание и понимание основных проблем курса

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме о6учения

Самост. работа студ.

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ I.

Раздел 1. Государственные учреждения и особенности государственного управления дореволюционной России

62

18

12

8

46

Тема 1. История государственных учреждений в России как наука и учебная дисциплина

10

2

2




8

Тема 2. Управление в Киевской Руси и Русских землях в IX-XIV вв.

10

2




2

8

Тема 3. Эволюция государственного управления в Московском государстве в XV – XVII вв.

12

4

2

2

8

Тема 4. Государственное управление периода абсолютной монархии

10

4

2

2

6

Тема 5. Особенности государственного управления в период перехода к буржуазной монархии (вторая половина XIX века)

10

2

2




8

Тема 6. Изменения в государственных учреждениях Российской империи в начале XX века

10

4

2

2

6

Промежуточный контроль – 20 баллов тест

ДЕ II.

24 балла


Раздел 2. Советская государственная система и государственное управление

48

10

4

6

38

Тема 7. Становление советской государственной системы.

18

4

2

2

14

Тема 8. Государственный аппарат и особенности государственного управления СССР в 1930 – 1980-е годы.

20

4

2

2

16

Тема 9. Государственное управление Российской Федерацией на современном этапе.

10

2




2

8

Промежуточный контроль тест




Итого часов

110

28

14

14

82



3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕ I. Государственные учреждения и особенности государственного управления дореволюционной России
Тема 1. История государственных учреждений как наука

и учебная дисциплина

Аудиторная работа (при очной форме обучения):

Содержание, цели и задачи курса.

Предмет и методы истории государственных учреждений в России. Периодизация истории государственного управления в России. Источники по истории государственных учреждений в России. Историография истории российской государственности.

Самостоятельная работа:

Государство, его понятие, признаки и атрибуты. Сущность, формы и функции государства. Государственное управление как совокупная деятельность органов государственной власти. Правовые основы государственного управления.
Тема 2. Управление в Киевской Руси и Русских землях в IX-XIV вв.

Аудиторная работа:

Конкретно-исторические условия и особенности возникновения системы государственного управления и государственных институтов Руси. Государственное управление в Киевской Руси в IX-XII вв. Народное вече как высший орган власти. Роль общины, народного ополчения и княжеской дружины. Система дани, налогов. Формирование структуры государственного управления: принцип передачи власти, княжеская власть и аппарат управления. Бояре и Боярская дума. Съезды князей. Законодательная система и правовая основа управления. «Русская правда». Город и вотчина в системе управления.

Самостоятельная работа:

Принятие христианства и его роль в управленческом процессе.

Аудиторная работа:

Проблемы управления в условиях феодальной раздробленности. Статус княжеской власти. Княжеская и вотчинная администрация. Роль общерусских и земельных съездов.

Самостоятельная работа:

Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества: соотношение княжеской власти, вече и боярства. Общественный и государственный строй Новгородской и Псковской феодальных республик: государственное устройство; вече; высшие органы власти и управления: посадник, тысяцкий, архиепископ, князь; административное деление; местные органы власти и управления.

Аудиторная работа:

Особенности государственности Руси, управления страной в условиях господства монголо-татарского ига. Золотая Орда как военно-феодальное государство. Государственный строй: власть хана, феодальные советы, центральная и местная администрация. Военная организация. Отношения с русскими княжествами. Влияние на политическую и правовую культуру Руси.

Самостоятельная работа:

Борьба «великих княжеств» за политическое лидерство, возвышение Московского княжества. Создание новой структуры власти: феодальный совет, бояре, тысяцкий, окольничий, казначей. Личное хозяйство князя и управление им.

Аудиторная работа:

Дворцово-вотчинная система управления. Местное управление в Московском княжестве: уезд, волости, станы, наместники и волостели. Система «кормлений». Образование Государева двора на протяжении XIV - XV вв. Чины Государева двора. Иерархия чинов в Московском государстве.
Тема 3. Эволюция государственного управления в Московском государстве в XVIXVII вв

Аудиторная работа:

Изменение государственного управления в XVI в. Усиление централизации. Усиление централизации. Власть царя. Порядок передачи верховной власти.

Высшие органы государственной власти: Боярская Дума; Образование, состав и деятельность Земских соборов, их значение.

Центральные органы управления. Складывание приказной системы и бюрократического аппарата; особенности приказной системы; основные приказы и их характеристика. Хозяйственные и финансовые приказы. Церковь и государство: церковные реформы, система церковного управления.

Местное управление. Территориально-административное устройство. Губная, земская и судебная реформы 30-50-х гг. XVI в. Система кормлений и ее отмена. Губное и земское управление. Воеводство.

Самостоятельная работа:

Государственная служба. Должности и чины Московского государства. Местничество. Разрядные книги. Родословицы. Изменения в системе приказной бюрократии на протяжении XVII в. Российское дьячество: условия службы, социальный состав. Эволюция системы местничества на протяжении XVII в.

Аудиторная работа:

Акты управления: Судебники 1497 и 1550 гг. Уложение 1649 г. Кормчая книга.
Тема 4. Государственное управление периода абсолютной монархии

Аудиторная работа:

Особенности формирования абсолютизма в России, основные периоды абсолютизма в России (возникновение, «просвещенный» абсолютизм, кризис), их характеристика.

Государственные реформы первой четверти ХVIII в. Высшие органы власти: учреждение Сената, его состав, компетенция, Святейший Синод. Центральные государственные учреждения: образование коллегиальной системы, Генеральный регламент коллегий 1720 г. Местные органы управления. Введение нового административного деления: губернии, провинции, дистрикты. Городское управление и самоуправление, Главный магистрат. Организация специальных контрольных органов: прокуратура и фискалитет.

Окончательное оформление бюрократии при Петре I. Теоретические взгляды Петра I и их практическая реализация. Отличительные черты бюрократии эпохи Петра I. Роль указа о единонаследии 1714 г. в процессе становления российской бюрократии. Складывание порядка прохождения государственной службы к концу правления Петра I. Окончательное отделение гражданской службы от военной. Генеральный регламент. «Табель о рангах» и принцип выслуги.

Самостоятельная работа:

Материальное содержание чиновников в первой четверти XVIII в.

Государственное управление во второй – третьей четверти XVIII в. Изменение в государственном управлении в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). Верховный Тайный Совет (1726-1730), попытка установления в России ограниченной монархии. Кабинет Министров (1931-1941) - состав, функции, деятельность. Кабинет Её Величества.

Аудиторная работа:

Доктрина и практика государственного либерализма Екатерины II. Учреждение императорской фамилии и порядок престолонаследия.

Высшие органы государственной власти: Императорский совет, Уложенная комиссия, реформа Сената. Центральные органы управления: реорганизация коллегиальной системы. Реформа местного управления и ее основные принципы. «Учреждение для управления губерний». Полномочия губернатора. Губернское правление. Казенная палата. Приказы общественного призрения. Уездное правление. Городничие. Полицмейстеры. «Устав благочиния».

«Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Городское самоуправление. «Жалованная грамота дворянству». Дворянские собрания.

Самостоятельная работа:

Эволюция «Табели о рангах» на протяжении XVIII в. Проблемы, имевшие место в системе государственной службы, ввиду действия «Табели». Изменения в порядке назначения на государственные должности на протяжении XVIII в. Законодательная сторона процесса чинопроизводства. Развитие принципа «особых заслуг» и совершенствование принципа выслуги на протяжении XVIII в. Изменения в материальном положении и социальном составе российского чиновничества на протяжении XVIII в.

Аудиторная работа:

Государственный строй и система управления в первой половине XIX в. Объективная необходимость реформ. Деятельность Негласного комитета. Административные реформы первой четверти XIX в.: создание новой системы государственного управления. Создание системы министерств и кабинета министров. Проекты Сперанского М. М., создание Государственного Совета. Реформа Сената. Изменение государственной системы во второй четверти XIX в. Собственная Его Величества Канцелярия. II Отделение и Кодификация Российского законодательства. III Отделение и жандармерия. Управление национальными окраинами империи.

Самостоятельная работа:

Эволюция бюрократической системы в первой половине XIX в. Попытки рационализации государственной службы при Александре I и Николае I. Указ от 6 августа 1809 г. Сопротивление процессу реформирования организации государственной службы со стороны чиновничества. «Устав о службе гражданской» 1832 г. «Положение о производстве в чины по гражданской службе» 1834 г. и его роль в эволюции российского чиновничества. Издание манифеста «О порядке приобретения дворянства службой» в 1846 г. Деятельность Инспекторского департамента гражданского ведомства при императорской канцелярии.
Тема 5. Особенности государственного управления в период перехода к буржуазной монархии (вторая половина XIX века)

Самостоятельная работа:

Причины и предпосылки буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Аудиторная работа:

Высшие государственные учреждения. Роль Государственного совета в проведении буржуазных реформ. Законодательный механизм самодержавия. Компетенция Комитета министерств и Совета министерств. Отделения Собственной е.и.в. канцелярии в 60-70-х гг. Изменения в структуре Сената в связи с судебной реформой 1864 г. Кассационные департаменты. Святейший Синод и попытки усиления идеологического влияния церкви на народные массы. Высшие комитеты пореформенной России.

Центральные государственные учреждения. Попытки децентрализации управления и сокращения второстепенных звеньев государственного управления в конце 50 - 60-х гг. Дальнейшая бюрократизация аппарата. Изменения общих принципов устройства и деятельности министерств и отдельных управлений.

Самостоятельная работа:

Крестьянская реформа: сущность и значение, введение волостного управления. Реформы местного управления. Земская 1864 г. реформа, Городская 1870 г. реформа. Контрреформы 80-90-х гг. XIX в. в области местного управления и суда. Введение института земских начальников.

Аудиторная работа:

Положение 14 августа 1881 г. о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Реформа полиции. Полицейские урядники и уездная полицейская стража. Сыскные отделения. Усиления политической полиции. Губернские жандармские управления и жандармские полицейские управления железных дорог. Отделения по охранению общественной безопасности и порядка.

Буржуазные принципы судоустройства и судопроизводство по судебным уставам 1864 г. Особенности судопроизводства. «Теория свободной оценки доказательств». Институт мировых судей. Окружные суды и судебные палаты. Изменения в системе прокуратуры. Присяжные поверенные и присяжные заседатели. Нотариат.

Учреждение военных округов. Состав военно-окружного управления. Воинские начальники и их канцелярии. Военно-учебные заведения в пореформенной России. Изменение принципа комплектования армии.

Самостоятельная работа:

Изменения в управлении национальными окраинами в связи с реформами 60-70-х гг.

Государственная служба в России во второй половине XIX - начале XX вв. Образование, развитие, сущность и классификация государственных должностей в России. Уставы о государственной службе. Система найма на государственную службу и критерии отбора. Права и обязанности, оплата труда и пенсионное обеспечение государственных служащих.
Тема 6. Изменения в государственных учреждениях

Российской империи в начале XX века

Кризис абсолютизма в начале XX в.: проблемы экономического, социального, политического развития России, готовность самодержавной власти к реформам.

Аудиторная работа:

Первая российская революция – изменения в государственном строе. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийности в России. Учреждение Государственной Думы и дискуссия о характере государственной власти. Избирательный закон о выборах в Государственную Думу. «Основные законы Российской империи». Полномочия императора. Реформа Государственного совета. Новое положение о Совете Министров.

Третьеиюньский государственный переворот. Новый избирательный закон. «Третьеиюньская монархия»: «октябристский маятник», деятельность военно-окружных и военно-полевых судов. Усиление репрессивной политики царского правительства.

Самостоятельная работа:

Изменение в государственном управлении в годы первой мировой войны. Милитаризация государственного аппарата. Новые органы центрального и междуведомственного управления. Особые совещания. Военно-промышленные комитеты. Система судебных органов.

Аудиторная работа:

Россия в 1917 г. Февральская революция. Сущность двоевластия: Петроградский совет и Временное правительство. Россия в период демократической республики. Изменение в государственном строе. Центральные и местные органы власти и управления. Развал карательного механизма в связи с ликвидацией полиции, жандармерии, изменениями в законодательстве. Создание новых министерств. Основные тенденции при реорганизации центральных государственных учреждений. Учредительное собрание: идея, юридическая и организационная подготовка к выборам. Провозглашение России республикой. Всероссийское демократическое совещание и Временный совет республики (Предпарламент). Директория и третье коалиционное правительство. Губернские и уездные комиссары Временного правительства. Положение о комиссарах 25 сентября 1917 года. Новый порядок выборов в учреждения земского и городского самоуправления. Районные думы. Волостное земство. Учреждение милиции. Система судоустройства по положению 30 мая 1917 года. Земельные комитеты. Комиссары труда, примирительные камеры, третейские суды и т.п. Продовольственные комитеты. Вмешательство профсоюзов в вопросы государственного управления. Викжель. Временное правительство и национально-освободительное движение.

Самостоятельная работа:

Общенациональный кризис осенью 1917 года. Падение Временного правительства. Переход власти к Советам.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных учреждений россии специальность – 030401. 65История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011 iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины методика преподавания...
Составитель: к ю н., старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Селехова О. Г
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных учреждений россии специальность – 030401. 65История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011 iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины источниковедение...
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных учреждений россии специальность – 030401. 65История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине методологические основы...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно – заочная (вечерняя), очно- заочная (вечерняя) сокращенная
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных учреждений россии специальность – 030401. 65История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине имиджеология специальность...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных учреждений россии специальность – 030401. 65История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине психология личности специальность...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно – заочная (вечерняя), очно- заочная (вечерняя) сокращенная
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных учреждений россии специальность – 030401. 65История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной...
Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных учреждений россии специальность – 030401. 65История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гражданское право (часть...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных учреждений россии специальность – 030401. 65История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине правовая статистика специальность...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных учреждений россии специальность – 030401. 65История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине финансовый анализ специальность...
Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо формы обучения
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных учреждений россии специальность – 030401. 65История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине уголовное право (Особенная...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск