Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 250.42 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации16.02.2015
Размер250.42 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Факультет истории

Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории»
для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра
Автор программы:
Смилянская Е.Б. д-р ист. н., проф.

Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки

«__»____________2012 г.

Зав. кафедрой И.Н.Данилевский

Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2012 г.

Председатель Н.А. Проскурякова
Утверждена УС факультета истории «__»____________2012 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников

Москва, 2012



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Исследовательский семинар».

Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.



  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Исследовательский семинар» (первый год обучения) являются:

    • Овладение первичными навыками академической работы и научной деятельности;

    • Знакомство с принятыми в академическом сообществе практиками письменного и устного общения;

    • Знакомство с основными принципами научной этики;

    • Овладение навыками конспектирования лекций и научной литературы;

    • Овладение навыками работы с образовательными сайтами университетов, сайтами библиотек и научных учреждений;

    • Овладение навыками библиографического описания; правилами цитирования;

    • Знакомство с жанрами исторического письма;

    • Освоение технологии работы с научной литературой.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

    • Знать жанры исторического письма, правила цитирования, оформления библиографических ссылок

    • Понимать значение научной этики в академической деятельности и для поддержании корпоративных отношений

    • Различать жанры исторического письма, составлять библиографические описания, осуществлять поиск библиографической информации

    • Обрести навыки конспектирования и реферирования научной литературы


В результате освоения дисциплины студент получает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формиро-

ванию и развитию компе-

тенции

Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний теории и методов исторического исследования; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию



ПК12, ПК14, ПК15, ПК16

Дает определение жанров исторического письма, обосновывает методологию, выбор источников и методики работы с ними, понимает последовательность этапов научного исследования, значение основных принципов научной этики в академической деятельности

Семинарские и практические занятия, дискуссии, написание реферата




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин вариативной части.

Изучение данной дисциплины имеет целью приобретение первичных знаний о специфике исследовательской работы в рамках исторической профессии.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Понимать термины и категории исторической науки

  • Умение работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин.


  1. Тематический план учебной дисциплины

«Исследовательский семинар: Изучение человека в истории»




Название раздела

Кафедра, за которой закреплен раздел


Всего часов

Семинары, практикум

Самостоя-тельная работа

1

История человека как предмет междисциплинарных исследований.

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

8

4

4

2

Историческая антропология – ведущее направление исследования человека в истории.

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

12

6

6

3.

Личность в истории: персональная история и историческая психология




18

8

10

4

Индивид как часть сообщества, «индивидульное» и «массовое» в культуре социума

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

20

8

12

5

Изучение микросоциума и повседневной жизни человека прошлого

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

30

10

20

6

Исследовательский проект по изучению «частного человека» в истории: подведение итогов, представление студенческих работ

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

20

8

12





Итого:





108


44


64


  1. Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля




Кафедра

Параметры

Промежуточный

Реферат




КПИ




Промежуточный

Доклад




КПИ




Итоговый

Экзамен




КПИ






    1. Критерии оценки знаний, навыков

Реферат – письменная работа, содержащая изложение содержания опубликованного научного исследования либо же современного состояния определенного научного вопроса и демонстрирующая владение студентом первичными навыками реферирования научной литературы.

Доклад самостоятельное научное исследование, выполненное на основе анализа исторического источника, представленное в письменном виде в соответствии с правилами оформления научных публикаций.

Экзамен – устное испытание, на котором студент должен продемонстрировать владение базовыми навыками поиска и обработки библиографической информации, понимание значения исторического источника в изучении прошлого; знание особенностей разных видов исторических источников, умение работать с научной литературой, способность ориентироваться в проблематике исторического изучения политических церемоний и ритуалов.



  1. Содержание дисциплины

Раздел 1. История человека как предмет междисциплинарных исследований

Тема 1. Что дают междисциплинарные подходы в истории

Междисциплинарность как основной принцип обновления гуманитарного знания. Расширение проблематики исторических исследований во второй половине XX – нач. XXI в. на базе освоения достижений других социальных наук (прежде всего этнологии, филологии, демографии, религиоведения, психологии). Влияние социальной антропологии К.Леви Стросса. Культурная антропологии и переосмысление проблем истории и культуры человечества. Интерпретативная антропология К. Гирца. «Лингвистический поворот» – интерес к истории «смыслов» и категорий культуры. Анализ морфологии понятия во времени. Энциклопедии и словари исторических категорий.
Тема 2. Мастерская историка-1: как не утонуть в море научной литературы. Библиографический поиск и библиографические описания.

Что такое библиография. Российские государственные библиографические стандарты. Международные библиографические стандарты. Международный стандартный номер книги (ISBN). Карточные и электронные библиотечные каталоги. Электронные базы данных периодики. Карточные и электронные библиотечные каталоги. Электронные базы данных. Библиографические справочники по историческим наукам. Биобиблиографические справочники. Методика работы со справочной литературой. Правила и методика составления библиографии по теме. ГОСТ 71-2003 http://www.bookresearch.ru/gost712003.htm

Ресурсы Интернета. Каталоги крупнейших библиотек. Сводные библиотечные каталоги. Архивы в Сети: справочники, описи фондов и комплексы документов. Собрания изображений, кино и фотодокументов, аудиоархивы. On-line словари. Справочники по специальным дисциплинам. Издания источников. Научная периодика.
Раздел 2. Историческая антропология – ведущее направление исследования человека в истории

Тема 3. Становление и тенденции развития исторической антропологии в отечественной и зарубежной историографии

Рождение историко-антропологического направления: признание принципиальных отличий культур минувших эпох, обостренное внимание к символике культуры и повседневной жизни. Становление исторической антропологии (М.Блок, Л.Февр, школа «Анналов»). Оживление интереса к исторической антропологии во Франции, в Англии, США в 1960-1970-е гг. (журналы «Анналы», «Past and Present”, Принстонская школа Н.Земон-Дэвис), в России (работы А.Я.Гуревича, Ю.Л.Бессмертного и др.). Пути «интегративного» анализа прошлого. Спор о предмете исторической антропологии: «история человека в его целостности», изучение «картин мира», история ментальностей. Анализ теоретических работ М.Вовеля, Ж.Ле Гоффа, А.Я.Гуревича и П.Бёрка.

Актуальная проблематика современных историко-антропологических исследований. История изображений (исследования Ж.Баше, Ж.-К.Шмитта, С.И.Лучицкой). История письма и чтения (исследования Р.Дарнтон, Р.Шартье, А.И.Рейтблат, И.Н.Данилевский). История телесности, здоровья и болезней. Гендерные исследования.

Основные направления историко-антропологического изучения России в трудах отечественных и зарубежных ученых (на примере сравнительного анализа британской, американской и российской историографии).
Тема 4. «Оптика» исторического исследования: история «сверху» и история снизу

Две оптические перспективы исторического исследования: история «сверху» и история «снизу». Противопоставление и сравнение в исследовании прошлого: плодотворность сравнительного изучения свидетельств «героев» и «людей из толпы», «ученых» описаний и «народных» рассказов для углубленного понимания исторического прошлого. Опыт изучения дихотомий в мировой историографии (элитарное – народное, ученое – профанное, языческое – христианское, праздничное – будничное, духовное – телесное и др.) его критическое осмысление. Опасности на пути исследователя бинарных оппозиций.
Тема 5. Мастерская историка-2: Обоснование актуальности и избрание методологии конкретного исторического исследования

Возможности изучения многообразия сфер жизнедеятельности человека в истории. Причины и особенности подъемов и спадов исследовательского интереса к тем или иным историческим проблемам. Выбор темы исторического исследования и инструментов ее содержательного анализа. Обоснование актуальности и избрание методологии исторического исследования.

Источники историко-антропологических исследований и понятие источниковедческой критики. Исторический архив: архивный поиск, новое прочтение известных источников и введение новых источников в научный оборот. Материальные памятники прошлого и изобразительные источники в работе историка.

Полевые этнологические, археологические и археографические исследования: расширение баз данных для исторической антропологии.
Раздел 3. Личность в истории: персональная история и историческая психология.

Тема 6. Новые подходы к изучению исторической биографии и автобиографии.

«Реконструкция исторической личности в историко-культурном контексте эпохи» (Ж. Ле Гофф): цели и задачи современной персональной истории.

Источниковедение персональной истории (биографический и автобиографический нарратив, источники личного происхождения, документальные данные, визуальные источники и проч.). «Устная история» и задачи собирания и изучения устного автобиографического повествования. Информационные ресурсы историко-биографических исследований: справочный аппарат.

Сравнительный анализ исторических биографий (например, Ж. Ле Гофф. Людовик Святой (русский перевод: 2003 г.) и А.М.Песков. Павел I).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Общие сведения о вто
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский филиал
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск