Скачать 250.42 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет истории Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории» для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра Автор программы: Смилянская Е.Б. д-р ист. н., проф. Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки «__»____________2012 г. Зав. кафедрой И.Н.Данилевский Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2012 г. Председатель Н.А. Проскурякова Утверждена УС факультета истории «__»____________2012 г. Ученый секретарь О.С. Воскобойников Москва, 2012
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Исследовательский семинар». Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.
Целями освоения дисциплины «Исследовательский семинар» (первый год обучения) являются:
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент получает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к циклу «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин вариативной части. Изучение данной дисциплины имеет целью приобретение первичных знаний о специфике исследовательской работы в рамках исторической профессии. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин.
«Исследовательский семинар: Изучение человека в истории»
Реферат – письменная работа, содержащая изложение содержания опубликованного научного исследования либо же современного состояния определенного научного вопроса и демонстрирующая владение студентом первичными навыками реферирования научной литературы. Доклад – самостоятельное научное исследование, выполненное на основе анализа исторического источника, представленное в письменном виде в соответствии с правилами оформления научных публикаций. Экзамен – устное испытание, на котором студент должен продемонстрировать владение базовыми навыками поиска и обработки библиографической информации, понимание значения исторического источника в изучении прошлого; знание особенностей разных видов исторических источников, умение работать с научной литературой, способность ориентироваться в проблематике исторического изучения политических церемоний и ритуалов.
Раздел 1. История человека как предмет междисциплинарных исследований Тема 1. Что дают междисциплинарные подходы в истории Междисциплинарность как основной принцип обновления гуманитарного знания. Расширение проблематики исторических исследований во второй половине XX – нач. XXI в. на базе освоения достижений других социальных наук (прежде всего этнологии, филологии, демографии, религиоведения, психологии). Влияние социальной антропологии К.Леви Стросса. Культурная антропологии и переосмысление проблем истории и культуры человечества. Интерпретативная антропология К. Гирца. «Лингвистический поворот» – интерес к истории «смыслов» и категорий культуры. Анализ морфологии понятия во времени. Энциклопедии и словари исторических категорий. Тема 2. Мастерская историка-1: как не утонуть в море научной литературы. Библиографический поиск и библиографические описания. Что такое библиография. Российские государственные библиографические стандарты. Международные библиографические стандарты. Международный стандартный номер книги (ISBN). Карточные и электронные библиотечные каталоги. Электронные базы данных периодики. Карточные и электронные библиотечные каталоги. Электронные базы данных. Библиографические справочники по историческим наукам. Биобиблиографические справочники. Методика работы со справочной литературой. Правила и методика составления библиографии по теме. ГОСТ 71-2003 http://www.bookresearch.ru/gost712003.htm Ресурсы Интернета. Каталоги крупнейших библиотек. Сводные библиотечные каталоги. Архивы в Сети: справочники, описи фондов и комплексы документов. Собрания изображений, кино и фотодокументов, аудиоархивы. On-line словари. Справочники по специальным дисциплинам. Издания источников. Научная периодика. Раздел 2. Историческая антропология – ведущее направление исследования человека в истории Тема 3. Становление и тенденции развития исторической антропологии в отечественной и зарубежной историографии Рождение историко-антропологического направления: признание принципиальных отличий культур минувших эпох, обостренное внимание к символике культуры и повседневной жизни. Становление исторической антропологии (М.Блок, Л.Февр, школа «Анналов»). Оживление интереса к исторической антропологии во Франции, в Англии, США в 1960-1970-е гг. (журналы «Анналы», «Past and Present”, Принстонская школа Н.Земон-Дэвис), в России (работы А.Я.Гуревича, Ю.Л.Бессмертного и др.). Пути «интегративного» анализа прошлого. Спор о предмете исторической антропологии: «история человека в его целостности», изучение «картин мира», история ментальностей. Анализ теоретических работ М.Вовеля, Ж.Ле Гоффа, А.Я.Гуревича и П.Бёрка. Актуальная проблематика современных историко-антропологических исследований. История изображений (исследования Ж.Баше, Ж.-К.Шмитта, С.И.Лучицкой). История письма и чтения (исследования Р.Дарнтон, Р.Шартье, А.И.Рейтблат, И.Н.Данилевский). История телесности, здоровья и болезней. Гендерные исследования. Основные направления историко-антропологического изучения России в трудах отечественных и зарубежных ученых (на примере сравнительного анализа британской, американской и российской историографии). Тема 4. «Оптика» исторического исследования: история «сверху» и история снизу Две оптические перспективы исторического исследования: история «сверху» и история «снизу». Противопоставление и сравнение в исследовании прошлого: плодотворность сравнительного изучения свидетельств «героев» и «людей из толпы», «ученых» описаний и «народных» рассказов для углубленного понимания исторического прошлого. Опыт изучения дихотомий в мировой историографии (элитарное – народное, ученое – профанное, языческое – христианское, праздничное – будничное, духовное – телесное и др.) его критическое осмысление. Опасности на пути исследователя бинарных оппозиций. Тема 5. Мастерская историка-2: Обоснование актуальности и избрание методологии конкретного исторического исследования Возможности изучения многообразия сфер жизнедеятельности человека в истории. Причины и особенности подъемов и спадов исследовательского интереса к тем или иным историческим проблемам. Выбор темы исторического исследования и инструментов ее содержательного анализа. Обоснование актуальности и избрание методологии исторического исследования. Источники историко-антропологических исследований и понятие источниковедческой критики. Исторический архив: архивный поиск, новое прочтение известных источников и введение новых источников в научный оборот. Материальные памятники прошлого и изобразительные источники в работе историка. Полевые этнологические, археологические и археографические исследования: расширение баз данных для исторической антропологии. Раздел 3. Личность в истории: персональная история и историческая психология. Тема 6. Новые подходы к изучению исторической биографии и автобиографии. «Реконструкция исторической личности в историко-культурном контексте эпохи» (Ж. Ле Гофф): цели и задачи современной персональной истории. Источниковедение персональной истории (биографический и автобиографический нарратив, источники личного происхождения, документальные данные, визуальные источники и проч.). «Устная история» и задачи собирания и изучения устного автобиографического повествования. Информационные ресурсы историко-биографических исследований: справочный аппарат. Сравнительный анализ исторических биографий (например, Ж. Ле Гофф. Людовик Святой (русский перевод: 2003 г.) и А.М.Песков. Павел I). |
Программа дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Общие сведения о вто | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский филиал Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |