Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А





Скачать 144.48 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А
Дата публикации17.02.2015
Размер144.48 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
1. Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1

2. Автор программы: Никонов С.А.

4. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «История России (до ХХ в.)», являются изучение основных этапов истории России.

5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «История России (до ХХ в.). Часть 1» изучается с первого по второй семестр. Для ее освоения необходимы:

  • знание истории (в пределах школьного курса в соответствии с требованиями ГОС);

  • владение первичными навыками самостоятельной учебной деятельности;

  • общее понимание хода и направленности отечественной истории.

Материал дисциплины изучается во взаимодействии со следующими дисциплинами учебного плана:

  • «Археология»

  • «Первобытное общество»

  • «История древнего мира»

  • «История средних веков»

  • «Новейшая история Европы»

  • «Источниковедение».

  • «Историография».


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

  • основные этапы развития истории России до ХХ в.;

  • основные события и основных деятелей истории России до ХХ в.;

  • дискуссионные вопросы истории России до ХХ в.;

  • основные источники и историографию истории России до ХХ в.;


2) Уметь:

  • самостоятельно осмысливать и профессионально транслировать полученные знания;

  • самостоятельно осуществлять анализ научных текстов;

  • самостоятельно осуществлять анализ исторических источников;

  • овладеть начальными навыками исследовательской работы.

3) Владеть:

  • навыками самостоятельного поиска источников информации;

  • основными методами и практиками профессионального анализа этнологического исследования.



7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина (модуль)).

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 144 часа.


№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*








Направление подготовки бакалавров 050100.62 «Педагогическое образование»

(профили «История», «Право»)

1

1-2

144/4

80

18

30

50




28

Зач./экз.



8. Содержание дисциплины (модуля)

Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




наименование раздела/темы

количество часов

всего ауд. часов/ в интеракт. форме

ЛК

СМ

СР

2 семестр

5

Русские земли в эпоху Ивана III.

10/2

2

4

4

6

Московское государство в XVI в.

10/2

4

6

4

7

Смутное время начала XVII в.

14/4

4

10

2

8

Русское государство в XVII в.

8/2

4

4

2




Итого за 2 семестр

-

14

24

-




Итого за год

80/18

30

50

28


9. Содержание разделов дисциплины (модуля) (указать краткое содержание раздела (темы) с обязательным указанием номера раздела (темы).
Семинарские занятия

ТЕМА V. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. СУДЕБНИК ИВАНА III И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

План

  1. Причины образования единого русского государства. Основные этапы территориального роста.

  2. Общая характеристика эпохи Ивана III.

  3. Судебник 1497 г. как исторический источник.

  4. Судебник 1497 г. о создании центрального аппарата власти.

  5. Судебник 1497 г. о землевладении.

  6. Судебник 1497 г. о крестьянском праве и положение холопов.


Методические рекомендации

Судебник 1497 г. стал первым законодательным актом единого Русского государства. В рамках данного семинарского занятия необходимо рассмотреть историю этого памятника, а также выяснить на материалах источника основные черты политического и социально-экономического устройства общества той эпохи.

Источники и литература

  1. Судебник 1497 года. // Глаголев В.П. Практикум по истории СССР с древнейших времен. – М., 1976.

  2. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1988. – т.2.

  3. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – СПб., 1993. – Т.1.

  4. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 1989. – т. 5-6.

  5. Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. – М., 1991.

  6. Зимин А.А. Россия на рубеже XV – XVI столетий. – М., 1982.

  7. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV – XV вв. – М., 1960.

  8. Сахаров А.Н. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII вв. – М., 1969.

  9. Скрынников Р.Г. Третий Рим. – СПб., 1994.



Интерактивное занятие 4 (тема 4)

Характер политического устройства Московского государства в конце XV – XVI вв. (круглый стол)
Вопросы для обсуждения


  1. Основные этапы складывания единого Русского государства: выбор периодизации.

  2. Политическая элита единого Русского государства: пути формирования.

  3. От великого князя Владимирского к государю всея Руси: характер великокняжеской власти в конце XVXVI вв.


Методические рекомендации

Возникшее к концу XV в. единое Русское государство обладало целым рядом специфических черт, которые и предстоит выявить студентам. В данном занятии необходимо рассмотреть основные этапы складывания государства, состав и пути формирования политической элиты, а также характер великокняжеской власти.
Источники и литература

  1. Судебник 1497 года. // Глаголев В.П. Практикум по истории СССР с древнейших времен. – М., 1976.

  2. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1988. – т.2.

  3. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – СПб., 1993. – Т.1.

  4. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 1989. – т. 5-6.

  5. Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. – М., 1991.

  6. Зимин А.А. Россия на рубеже XV – XVI столетий. – М., 1982.

  7. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV – XV вв. – М., 1960.

  8. Сахаров А.Н. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII вв. – М., 1969.

  9. Скрынников Р.Г. Третий Рим. – СПб., 1994.

Интерактивное занятие 5 (тема 6)

Причины и предпосылки крепостного права в России на рубеже XVI – XVII вв. (дискуссия)
Вопросы для обсуждения


  1. Судебники 1497 и 1550 гг. о крестьянском выходе.

  2. Положение крестьян накануне формирования крепостничества.

  3. «Указная» и «безуказная» теория происхождения крепостного права.


Методические рекомендации
Одной из характерных черт социально-экономического уклада России вплоть до середины XIX в. являлось крепостное право и основанной на его основе крепостной экономики. В рамках данного занятия необходимо рассмотреть положение крестьян по основным правовым памятникам эпохи – Судебникам, выявить влияние политических катаклизмов второй половины XVI в. на положение крестьянства, а также рассмотреть основные подходы в науке в вопросе о времени и особенностях складывания режима крепостного права.
Литература

  1. Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVI в. – М., 1946.

  2. Корецкий В.И. Закрепощение крестьян и классовая борьба России. – М., 1970.

  3. Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени» . – Л., 1991.


Интерактивное занятие 6 (тема 7)

Политические альтернативы в период Смутного времени (круглый стол)

Вопросы для обсуждения

  1. Феномен самозванчества эпохи Смуты.

  2. «Крестоцеловальные» записи Василия Шуйского и королевича Владислава: попытка ограничения царской власти или продолжение традиций XVI в.?


Методические рекомендации

Эпоха Смутного времени относится к числу фундаментальных проблем отечественной истории. В рамках данного занятия предлагается рассмотреть проблему исторических альтернатив: была ли у России возможность в этот период пойти по пути ограниченной монархии или нет? Для этого предлагается политическую деятельность самозванцев, значение крестоцеловальных записей.
Литература

  1. Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII – XVIII вв. – М., 1976.

  2. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. Смута. – Л., 1983.

  3. Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени» . – Л., 1991.

  4. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII вв. Григорий Отрепьев. – Л., 1991.

  5. Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. – М., 1990.


Интерактивное занятие 7 (тема 8)

Московское общество и государство XVII в. на пути к петровским реформам. (дискуссия)
Вопросы для обсуждения
Государство и церковь в XVII в.: сотрудничество и конфликты.

Реформирование отдельных сторон жизни Московского государства (армия, культура) в XVII в.

Политическая деятельность приемников Алексея Михайловича (царь Фёдор Алексеевич и царевна Софья): альтернатива петровским реформам?
Методические рекомендации

Вторая половина XVII в. традиционно рассматривается как переходное время от Средневековья к Новому времени. В рамках данного занятия необходимо выяснить какие тенденции, сформировавшиеся в ту эпоху, получили свое развитие в период петровских реформ, а какие нет. Проекты реформ второй половины 1670-х – 1680-х гг. ставят вопрос об альтернативе курсу преобразований Петра Великого, является ли это мнимостью или исторической реальностью.
10.Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Введение в курс «История России (да начала ХХ в.)»

Вопросы для самостоятельного изучения

4

Проверка

2

Образование Древнерусского государства. Русские земли в XII – XIII вв.

Реферат

4/6

Защита

3

Монголо-татарское нашествие на Русь. Русские земли в XIII – начале XIV вв.

Реферат

4/6

Защита

4

Образование единого Русского государства в XIV – XV вв.

Контрольная работа

4/6

Проверка

5

Русские земли в эпоху Ивана III.

Тестирование

4/6

Проверка

6

Московское государство в XVI в.

Реферат

4/6

Защита

7

Смутное время начала XVII в.

Реферат

2/4

Защита

8

Русское государство в XVII в.

Контрольная работа

2/2

Проверка


Методические рекомендации по подготовке самостоятельных работ
Реферат – письменный доклад или выступление по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Реферат может излагать содержание научной работы. Сроки сдачи реферата – 1 ноября.

Тематика рефератов.

  1. Флорентийская уния.

  2. Василий III.

  3. Алексей Адашев.

  4. Андрей Курбский.

  5. Василий Шуйский.




Перечень вопросов:

Экзамен.


  1. Политическое развитие Московской Руси в 30 – 40-е гг. XVI в. Боярское правление.

  2. Московское восстание 1547 г. Начало государственной деятельности Ивана IV.

  3. Реформы Избранной Рады.

  4. Внешняя политика России в середине XVI в. Восточное направление.

  5. Ливонская война.

  6. Политическое развитие Московского государства накануне опричнины.

  7. Опричнина Ивана Грозного. Начальный этап политики опричнины 1564 – 1566 гг.

  8. Опричнина Ивана Грозного. Борьба с «земской оппозицией» 1567 – 1569 гг.

  9. Опричнина Ивана Грозного. Апогей опричного террора. 1570 г.

  10. Опричнина Ивана Грозного. Пожар Москвы 1571 г. и отмена опричнины.

  11. Опричнина Ивана Грозного. Итоги опричной политики. Оценка опричнины в отечественной историографии.

  12. Московское государство после смерти Ивана Грозного в 1580-е – 90-е гг.

  13. Земский собор 1598 г. Внутренняя политика Бориса Годунова.

  14. Внешняя политика Бориса Годунова.

  15. Формирование системы крепостного в России права в конце XVI – начале XVII вв.

  16. Начало освоения Сибири на рубеже XVI – XVII вв.

  17. Кризис Московского государства на рубеже XVI – XVII вв. Причины Смуты.

  18. Движение Лжедмитрия I.

  19. Внутренняя политика Лжедмитрия I. 1605 – 1606 гг.

  20. Восстание Ивана Болотникова 1606 – 1607 гг. Социальное законодательство Василия Шуйского.

  21. Движение Лжедмитрия II.

  22. Вмешательство Швеции и Речи Посполитой во внутренний конфликт в России.

  23. Первое земское ополчение.

  24. Второе земское ополчение. Освобождение Москвы.

  25. Земский собор 1613 г. и утверждение новой династии. Ликвидация последствия Смуты.

  26. Итоги Смуты. Оценка Смуты современниками и отечественной историографией.

  27. Московское государство после Смуты. Внутренняя политика Михаила Романова.

  28. Внешняя политика России во второй четверти XVII в.

  29. Городские восстания середины XVII в.

  30. Соборное Уложение 1649 г.

  31. Церковные реформы патриарха Никона. Раскол в Русской православной церкви.

  32. Вхождение Украины в состав России. Переяславская рада 1654 г. и ее историческое значение.

  33. Внешняя политика России во второй половине 1650-х – начале 60-х гг. Андрусовское перемирие с Польшей и Кардисский мир с Швецией.

  34. Финансовая политика правительства Алексея Михайловича. «Медный бунт» 1662 г.

  35. Внешняя политика России в 1670-е – 80-е гг. Чигиринские походы и Вечный мир с Польшей.

  36. Начало освоения Россией Дальнего Востока. Нерчинский мирный договор с Китаем.

  37. Восстание Степана Разина: основные этапы движения, идеология восставших, оценка восстания в отечественной историографии.

  38. Россия в период правления Федора Алексеевича.

  39. Политическое развитие России в 1680-е гг. Регентство царевны Софьи.

  40. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

  41. Земские соборы Московского государства в XVI – XVII вв.

Дополнительная литература


  1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия на Руси. – Л., 1988.

  2. Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII – XVIII вв. – М., 1976.

  3. Буганов В.И., Тихонов Ю.А., Преображенский А.А. Эволюция феодализма в России: Социально-экономические проблемы. – М., 1980.

  4. Греков Б.А. Киевская Русь. – М., 1953.

  5. Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVI в. – М., 1946.

  6. Ерошкин Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1985.

  7. Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. – М., 1991.

  8. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. – М., 1964.

  9. Зимин А.А. Пересветов и его современники. – М., 1958.

  10. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. – М., 1960.

  11. Зимин А.А. Россия на рубеже XV – XVI столетий. – М., 1982.

  12. Зимин А.А. Холопы на Руси. – Кн. 1. М., 1973.

  13. Кабытов П.С., Козлов В.А., Литвак Б.Г. Русское крестьянство: Этапы духовного освобождения. – М., 1988.

  14. Корецкий В.И. Закрепощение крестьян и классовая борьба России. – М., 1970.

  15. Ловмяньский Х. Русь и норманны. – М., 1985.

  16. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. – Л.,1978.

  17. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории: Киевская Русь. – М., 1993.

  18. Принятие христианства. – М., 1988.

  19. Приселков М.Д. История русского летописания XI – XV вв. – СПб., 1996.

  20. Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. –М., 1988.

  21. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. – М., 1982.

  22. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. – М., 1987.

  23. Рыбаков Б.Д. Киевская Русь и исторические судьбы восточных славян. – М., 1982.

  24. Сахаров А.Н. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII вв. – М., 1969.

  25. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л., 1983.

  26. Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII вв. – М., 1982.

  27. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси. – Новосибирск, 1991.

  28. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. Смута. – Л., 1983.

  29. Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени» . – Л., 1991.

  30. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII вв. Григорий Отрепьев. – Л., 1991.

  31. Скрынников Р.Г. Третий Рим. – СПб., 1994.

  32. Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. – Л., 1988.

  33. Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. – М., 1990.

  34. Фроянов И.Я Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. – Л., 1974.

  35. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки отечественной историографии. – СПб., 1992.

  36. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. – Л., 1980.

  37. Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян: VI – X вв. – СПб., 1996.

  38. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV – XV вв. – М., 1960.

  39. Шапиро А.Л. Русское крестьянство перед закрепощением (XIV – XVI вв.). – Л., 1987.

  40. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. – М., 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconПрограмма учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.)....
Дисциплина «История России (до ХХ в.). Часть 1» изучается с первого по второй семестр. Для ее освоения необходимы
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconПрограмма учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А
Целью изучения дисциплины «История исторической науки», является знакомство с основными концепциями отечественной истории, с этапами...
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –...
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.). Часть 1 Автор программы: Никонов С. А iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск