Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных





Скачать 130.78 Kb.
НазваниеПримерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных
Дата публикации04.03.2015
Размер130.78 Kb.
ТипЭкзаменационные билеты
100-bal.ru > История > Экзаменационные билеты
ИСТОРИЯ
В общеобразовательных учреждениях Российской Федерации используются различные формы итоговой аттестации выпускников по истории устный экзамен по билетам, защита рефератов экзамен в форме ЕГЭ.

Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.1998 №1236 и от 30.06.1999 № 56), а также государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089} Таким образом, экзаменационный материал с одной стороны, учитывает требования старой нормативной базы, с другой – отражает существо новых подходов, заложенных в стандарте исторического образования. Билеты разработаны с учетом двухуровневого образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, позволяющего реализовать задачи профильного обучения Представлены четыре комплекта билетов: два комплекта билетов по истории России (базовый и профильный уровни) и два комплекта билетов по всеобщей истории (базовый и профильный уровни). В каждом из них содержится по 25 билетов.

Экзаменационные билеты могут быть использованы при итоговой аттестации по истории независимо от учебника, по которому фактически велось изучение предмета.

Вопросы билетов базового уровня опираются как на обязательный минимум содержания, так и на государственные стандарты основного общею и среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Содержание билетов профильного уровня в определенной степени учитывает требования государственного стандарта на профильном уровне. Прежде всего это касается требований к знаниям (фактов, явлений, понятии, процессов теории), а также к умениям анализировать, систематизировать историческую информацию, решать познавательные задачи, представлять результаты аналитической работы в форме тезисов или конспекта. В каждый билет включены вопросы по всем основным разделам и темам курсов отечественной и всеобщей истории от древности до нашего времени. Первый вопрос каждого билета как правило, проверяет знание выпускниками древней средневековой и новой истории - до XIX в включительно второй вопрос посвящен новей шей истории – XX - началу XXI в.

Введенные в билеты третьи вопросы (задания) не требуют развернутых ответов выпускников они преимущественно проверяют уровень развития познавательных умений. В совокупности ими охватывается значительный комплекс умений учащихся, требуемых стандартами. К ним относятся такие умения, как представить план содержания какого-либо вопроса план перечисление, работать с понятиями разного уровня обобщения, сравнивать по определенным, самостоятельно выбранным критериям два исторических объекта явления, работать с исторической картой, составлять характеристику исторического деятеля и др. Третьи вопросы в билетах базового и профильного уровней ориентированы на выявление разной степени овладения выпускниками необходимыми умениями.

Различия в формулировках вопросов в билетах разных уровней состоят главным образом в степени обобщенности проверяемых знаний. Вопросы профильного уровня по сравнению с вопросами базового уровня нацелены на получение более обобщенных знаний, на проявление умений логического раскрытия материала, систематизации классификации исторической информации. В вопросах профильного уровня предлагается раскрыть проблемы тенденции исторического развития. Для сравнения приведем схожие вопросы относящиеся к разным уровням освоения предмета: «Революция 1905-1907 гг. причины этапы, основные события значение» (вопрос базового уровня) «Революция 1905-1907 гг. конфликт власти и общества, расстановка политических сил, средства и формы организации революционной борьбы, реформирование государственного строя» (вопрос профильного уровня).

Особенностью вопросов профильного уровня является также включение элементов знаний историографического характера мнений, оценок, дискуссии историков. Приведем примеры схожих вопросов, относящихся к разным уровням освоения предмета: «Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и общественно политической системы, итоги» (вопрос базового уровня), «Перестройка в СССР: этапы и направления преобразований, достижения и просчеты, итоги Дискуссии о политике перестройки, роли М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина» (вопрос профильного уровня).

Различие двух уровней вопросов состоит также и в том, что некоторые из заданий профильного уровня содержат формулировки с элементами сопоставительного характера. Например, «Культура России XVIII в. и ее связи с западноевропейской культурой».

Экзаменационные билеты носят примерный характер и могут быть использованы при разработке экзаменационных материалов в соответствии е особенностями образовательной программы конкретной школы. В предложенный материал можно внести изменения исходя из особенностей выбранной учителем программы по предмету частично заменить вопросы, дополнить другими заданиями, а также разработать свои варианты, но при этом необходимо руководствоваться нормативными документами, определяющими требования к знаниям и умениям выпускников средней (полной) школы, изучавших предмет на базовом или профильном уровне. При самостоятельной разработке билетов следует учитывать основные принципы их структурирования – соотношение первых и вторых вопросов в каждом билете по названным выше периодам, сохранить практическую направленность каждого третьего вопроса, связанного с выявлением умений выпускников выполнять разнообразные познавательные действия.

Данные комплекты билетов рассчитаны на устную форму проведения экзамена: развернутые ответы на два первых вопроса и краткий ответ на третий вопрос (допускается вариант комплексной проверки сочетание устных ответов на два вопроса и краткий письменный ответ на третий вопрос).

Время, отводимое на подготовку выпускника к ответу, - от 20 до 30 минут. Количество используемых на экзамене билетов определяется каждым образовательным учреждением. В целях нормализации нагрузки выпускника в период сдачи экзамена рекомендуется не включать в экзаменационный комплект более 25 экзаменационных билетов (вместе с тем число билетов в комплекте не должно быть меньше 20).

За основу оценивания берутся требования к знаниям и умениям сформулированные в государственных стандартах базового и профильного уровней. Ответ экзаменуемого оценивается с учетом точности понимания выпускником существа вопроса, степени полноты его раскрытия, знания исторических фактов, умения делать обобщения, аргументировать высказанные положения доводами, применять знания при выполнении третьего задания. Общая экзаменационная оценка складывается из трех оценок за выполнение каждого из заданий билета и является их средним арифметическим. При оценивании ответов на вопросы билета следует руководствоваться следующими рекомендациями, которые хотя и не описывают все возможные случаи, но дают общие ориентиры.
Рекомендации по оцениванию ответов на первый и второй вопросы

Отметка «5» выставляется в том случае когда в ответе выпускника полно и верно раскрыто основное содержание вопроса, соблюдена логическая (или хронологическая) последовательность элементов ответа, общие положения конкретизируются фактами, обосновываются аргументами.

Отметка «4» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника содержится верное освещение темы вопроса, но отсутствует полнота его раскрытия, соблюдена логика изложения, но отдельные положения ответа не подтверждены фактами, не обоснованы аргументами.

Отметка «3» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника приведены отдельные несистематизированные положения, отсутствует конкретизация их фактами или частично приведены отдельные верные факты.
Рекомендации по оцениванию ответа на третий вопрос

Отметка «5» выставляется в том случае, когда выпускник показывает освоение требуемых вопросом умений (например, классифицировать, систематизировать историческую информацию, раскрывать определение понятии давать характеристику исторической личности представлять краткий план, работать с исторической картой и др.)

Отметка «4» выставляется в том случае когда выпускник показал владение требуемым умением, но не проявил достаточно уверенного и полного владения этим умением, допустил отдельные незначительные ошибки исторического содержания по заданному вопросу.

Отметка «3» выставляется в том случае, когда выпускник проявит слабое освоение требуемого умения, однако выявил верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимого умения.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Предлагаемые примерные комплекты билетов по обществознанию подготовлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования, а также государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. С учетом переходного периода в билеты для базового уровня включались вопросы, отражающие содержание, имеющееся одновременно в нормативных документах как 1998-1999 гг., так и 2004 г. («область совпадения») и, следовательно, освещаемое во всех учебниках по обществознанию, рекомендованных для использования в 2000-2005 гг. Предлагаемый экзаменационный материал базового уровня не зависит от конкретного учебника по предмету. В билеты с учетом профильного уровня включались вопросы, не входившие в нормативные документы 1998-1999 гг. Поэтому для сдающих экзамен по обществознанию потребуется привлечение адресованной школьникам дополнительной учебной литературы, более обстоятельно раскрывающей вопросы философии, социологии, политологии, социальной психологии.

Экзамен в предлагаемой традиционной форме проводится по выбору учащихся. Возможны и иные формы, тестирование, для наиболее подготовленных учащихся – защита творческих работ (проектов, рефератов и т.п.).

Количество билетов, предлагаемых для экзамена, не может быть менее 20 и не должно превышать 30. Объем проверяемых знаний и умений должен быть соразмерен с их объемом в существующих учебно-методических комплексах.

Первые два вопроса предлагаемых билетов направлены па проверку знаний, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников. Третий вопрос направлен на выявление творческого потенциала учащихся, умения применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.

Общая экзаменационная оценка ответа ученика на экзамене складывается из трех оценок по каждому из трех вопросов билета и является их средним арифметическим.

Отметка «5» за каждый из первых двух вопросов ставится при условии, что экзаменуемый:

• логично изложил содержание своего ответа па вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базовою или профильною уровня;

• правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;

• верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни общества как целостной системы);

• объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;

• обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных паук;

• проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (на профильном уровне проявил также умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук);

• показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;

• на профильном уровне проявил понимание особенностей различных, общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса.

Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

Отметка «4» ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Отметка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения.

Оценка ответа на третий вопрос связана прежде всего с характером задания, требующего от экзаменуемого демонстрации определенных умений. В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы умения:

• анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма и т. п.),

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;

• различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;

• предвидеть последствия определенных социальных действий

Отметка «5» по третьему вопросу ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Отметка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.

Отметка «3» ставится, если экзаменуемый справляется с заданием ли после наводящих вопросов экзаменатора

Предложенные выше рекомендации по оцениванию ответов на отдельные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают возможные случаи, а могут бать лишь общим ориентиром.
ПРАВО
Предлагаемые примерные комплекты билетов подготовлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования, а также государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. Предлагаемый экзаменационный материал не зависит от конкретного учебника по предмету. В билеты с учетом профильного уровня включались вопросы, не входившие в нормативные документы 1998-1999 гг. Поэтому для сдающих экзамен по праву потребуется привлечение соответствующих учебников для школы и адресованной школьникам дополнительной учебной литературы, более обстоятельно раскрывающей вопросы права.

Экзамен в предлагаемой традиционной форме проводится по выбору учащихся. Возможны и иные формы тестирование, для наиболее подготовленных учащихся – защита творческих работ (проектов, рефератов и т.п.).

Количество билетов, предлагаемых для экзамена, не может быть менее 20 и не должно превышать 30. Объем проверяемых знании и умении должен быть соразмерен с их объемом в сущее дующих учебно-методических комплексах.

Первые два вопроса направлены на проверку знаний, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умении, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников. Третий вопрос направлен на выявление творческого потенциала учащихся, умения применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.

Общая экзаменационная оценка складывается из трех оценок за выполнение каждого из заданий билета и является их средним арифметическим.

Отметка «5» за каждый из первых двух вопросов ставится при условии что экзаменуемый:

• логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;

• правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;

• верно в соответствии с вопросом характеризовал на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни общества как целостной системы);

• объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;

• обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;

• проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (на профильном уровне проявил также умение оценивать различные суждения о социальных объемах с точки зрения общественных наук);

• показал умение формулировать на основе приобретенных правовых знании собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• проявил умения сравнивать социальные объекты выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и правоведческими терминами, понятиями сопоставлять различные научные подходы

• проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяемся содержанием вопроса.

Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответ при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

Отметка «4» ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Отметка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения.

Оценка ответа на третий вопрос связана, прежде всего, с характером задания, требующего от экзаменуемого демонстрации определенных умений. В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы умения:

• анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и соответствующими понятиями курса;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица и т п.);

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;

• различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы,

• применять знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;

• предвидеть последствия определенных социальных действий.

Отметка «5» по третьему вопросу ставится при получении требуемого ответа на основе применения соответствующих умений и теоретических знаний

Отметка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки

Отметка «3» ставится, если экзаменуемый справляется с заданием лишь после наводящих вопросов экзаменатора

Предложенные выше рекомендации по оцениванию ответов на отдельные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а могут быть лишь общим ориентиром.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconИстория России, IX примерные экзаменационные билеты соответствуют обязательному
Экзаменационные билеты охватывают содержание курса истории России с древности до современности. Вопросы и требования к ответам ориентированы...
Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconЭкзаменационные билеты по Истории России
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ по государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 класса
Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconБиология
Федерации используются различные формы итоговой аттестации выпускников по биологии, в том числе устный экзамен по билетам, защита...
Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconЭкзаменационные билеты по истории России (9 класс) Девятиклассники!...
Билет № Вопрос Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность
Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconЭкзаменационные билеты для 9кл. (2006) и примерные ответы по билетам...
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconЭкзаменационные билеты для 9кл. (2006) и примерные ответы по билетам...
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconЭкзаменационные билеты по литературе 9 класс. Примерные экзаменационные...
Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования...
Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconЭкзаменационные вопросы по культурологии
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconЭкзаменационные билеты по химии
Экзаменационные билеты по химиии 9 класс
Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconСодержание введение Глава I. Из истории создания религиозных учебных заведений
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconБилеты для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников...
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconЭкзаменационные билеты для 9кл. (2006) и примерные ответы по билетам...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconЭкзаменационные билеты составлены на основе программы по геометрии...
«Начертательная геометрия. Инженерная графика», утвержденной департаментом образовательных программ и стандартов профессионального...
Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconПрограмма кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит...
Экзаменационные билеты должны включать: два вопроса из раздела «Общие проблемы философии науки», один вопрос из разделов программы...
Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconЭкзаменационные билеты для итоговой аттестации учащихся 9 класса...
Подготовка младшего обслуживающего персонала С. Л. Мирский. Билеты составлены по основным темам данной программы за три последних...
Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных iconТребования государственного стандарта
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск