Скачать 264.86 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО Томский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Декан ___________________ факультета "_____"__________________201__ г. программа учебной дисциплины Этнография Сибири Рабочая программа Направление 030600 – История Общепрофессиональный цикл Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2010
Формирование у обучающихся научного представления об этногенезе и основных этапах этнической истории народов Сибири, об их традиционной культуре и ее трансформациях в ХХ – XXI вв., а также научить применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности в период прохождения преддипломной практики.
Данная дисциплина входит в раздел Б.3 Общепрофессиональный цикл. Базовая часть по направлению 030600 – История.. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплины ООП подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, по истории Сибири, а также методологии истории, культурологи, психологии. Данная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на комплексное и глубокое изучение истории России как многонационального государства. Данная дисциплина предваряет педагогическую практику в школе.
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - процесс заселения Сибири, основные этапы формирования древней и средневековой этнической карты Сибири; - основные дискуссионные проблемы, касающиеся этногенеза и этнической истории современных народов Сибири, их расселение и демографию; - особенности традиционной социальной структуры народов Сибири и ее трансформацию в ХХ в.; - специфические черты народной культуры, обычаев, традиционных верований народов Сибири и их изменения в начале XXI в.; - основные черты государственной политики по отношению к сибирским аборигенам. Уметь: - составить комплексную этнографическую характеристику Сибири; - показать динамику этнических процессов на территории Сибири; - анализировать современные этнические и этнополитические процессы, а также различные феномены духовной культуры; - выделять элементы традиционной культуры в социальной организации и образе жизни и выявлять их место и роль в современном обществе; - владеть методикой полевой работы и осуществлять деловые и бытовые контакты с представителями аборигенных народов Сибири. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО – 030600 – история.. А) общекультурные (ОК): - владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановка целей и путей их достижения (ОК-1); - способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); - готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11). Б) профессиональные (ПК) - способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК-2); - способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6)); - способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 72 часа.
5. Образовательные технологии В данном курсе используются технологии картографирования, презентации, составление базы данных, рецензирование монографий и составление библиографий и таблиц, написание эссе в рамках организации СРС. В ходе обучения студенты составляют и презентуют свои аналитические справки по этнографии отдельных народов Сибири, проводятся 2 рубежные контрольные работы. Обучение в рамках курса предусматривает работу слушателей в трех проектных блоках (разделах). Последовательность организации работы в блоках предусматривает следующую логику. Блок 1. Актуализация теоретических знаний студентов по теме «История изучения народов Сибири». В рамках первого блока студенты знакомятся с основными трудами по этнографии Сибири (библиография), пишут на них рецензии и аннотации, письменно отвечают на вопросы и тесты первой рубежной контрольной и выполняют следующие задания: - определение предмета и задач курса «Этнография Сибири»; методологических принципов этнографических исследований; - выделение основных направлений этнографического изучения Сибири; - выяснение основной проблематики и дискуссионных вопросов сибирской этнографии. Блок 2. Развитие информационно-аналитической деятельности студентов, связанной с исследованием основных тенденций этнографического развития Сибири. В процессе работы над вторым разделом студенты знакомятся с основными этапами сложения современной этнокультурной, конфессиональной, лингвистической, антропологической карты Сибири (картография), с традиционными верованиями народов Сибири и их модификациями (понятийный словарь), с особенностями национальной политики в Сибири (эссе), письменно отвечают на вопросы и тесты второй контрольной работы, составляют БД по этногенезу, этнической истории и традиционной культуре отдельных народов Сибири. В этом разделе они выполняют следующие задания: - сбор и анализ информации об этнических процессах в древней и средневековой Сибири; - выявление специфики средневековых государственных образований в Сибири и определение этнической принадлежность их населения; - выделение субстратов древних и средневековых этносов в составе современных народов Сибири; - характеристика взаимоотношений русского и аборигенного населения в процессе колонизации Сибири, а также выяснение характера государственной политики по отношению к аборигенам; - определение современного этнического состава аборигенов Сибири, их расселение, а также знакомство с лингвистической, антропологической, хозяйственно- культурной классификациями сибирских народов; - характеристика традиционной культуры народов Сибири и ее изменений в ХХ – XXI вв. Блок 3. Представление результатов индивидуальных исследований в форме презентации аналитической записки по культурному многообразию народов Сибири ирефлексия проделанной работы. В третьем разделе слушатели представляют результаты своей индивидуальной работы, совместно обсуждают их сильные и слабые стороны; проводят рефлексию своей аналитической деятельности. В этом разделе они выполняют следующие задания: - презентация аналитических справок; - обсуждение представленных работ; - характеристика научной литературы и источников, использованных при подготовке справок. 6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости По разделу 1 Р е ц е н з и я н а м о н о г р а ф и ю 1. С. П. Крашенинников. Описание земли Камчатки. М., 1949. 2. П. С. Паллас. Путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб.,1878 3.В. Радлов. Из Сибири. М., 1989 4. Г. Ф. Миллер. История Сибири. М-Л., 1937, т. 1; 1941, т. 2 5. Г. И. Пелих. Происхождение селькупов. Томск, 1972 6. Д. Г. Савинов. Народы Южной Сибири в древнетюркское время. Л., 1984 7. Б. О. Долгих. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960 8. В. Н. Чернецов. Усть-Полуйское время в Приобье//Древняя история Нижнего Приобья. М., 1953 9. П. Хайду. Уральские языки и народы. М.,1985 10.Ю. Б. Симченко. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М., 1976 11.В. Г. Богораз. Чукчи Л., ч, 1, 1934; ч. 2, 1939. К о н т р о л ь н а я р у б е ж н а я р а б о т а (т е с т ы) 1.Какие этнонимы были известны в северо-восточных районах Евразии в античных источниках? а) вогуличи; б) исседоны; в) аргиппеи; г) самоядь. 2. Кто, согласно античной традиции, впервые посетил Сибирь? а) Геродот; б) Аристотель; в) Аристей; г) Фукидид. 3. Какие народы скрываются за устаревшими этнонимами? а) гогуличи; б) самоеды; в) тунгусы; г) браты; д) гиляки. 4. Кто впервые высказал идеи о финской прародине в Сибири? а) Д. Мессершмидт; б) Г. Ф. Миллер; в) П. С. Паллас; г) И. Фишер. 5. Кем была выдвинута гипотеза о чукчах и коряках как древнейших обитателях Сибири и введен термин «палеоазиаты»? а) Г. Ф. Миллер; б) В. Г. Богораз; в) П. С. Паллас; г) Д. Г. Мессершмидт. 6. Кто впервые заметил сходство между языками народов Сибири? а) В. Беринг; б) П. С. Паллас; в) И. Г. Гмелин; г) Г. В. Стеллер. 7. Впервые за Уралом побывали: а) новгородцы; б) москвичи; в) суздальцы; г) рязанцы. 8. Кто расшифровал орхоно-енисейскую письменность? а) В. Радлов; б) Н. М. Ядринцев; в) В. Зуев; г) Д. Томсон. 9. Соотнесите участников 1 Камчатской (Великая Северная экспедиция), 2 Камчатской и Академических экспедиций. а )Г. Ф. Миллер; б) П. С. Паллас; в) С. П. Крашенинников; г) Г. В. Стеллер; д) И. Г. Георги; е) В. Зуев; ж) И. Э. Фишер; з) И. Г. Гмелин; и) В. Беринг; й) И. П. Фальк; к) Я. Линденау; л) И. Федоров; м) М. Гвоздев; 10. «Чертежную книгу Сибири» составил: а) И. Петлин; б) П. Байков; в) С. Ремезов; г) Н. Спафарий. |
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030401. 65 «История» Направление подготовки: 030401. 65 «История», специализация «Археология и этнография Сибири», квалификация специалист | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030401. 65 «История» Направление подготовки: 030401. 65 «История», специализация «Археология и этнография Сибири», квалификация специалист | ||
Программа дисциплины история сибири специальность: 230201 «Информационные системы и технологии» Цель и задачи дисциплины "История Сибири" формирование понимания исторического процесса | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Н. А. Балюк. Историческая география Сибири. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Н. А. Балюк. Историческая география Сибири: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100. 62... | ||
Программа учебной дисциплины История Сибири рабочая программа Сформировать у студентов глубокие и разносторонние представления об основных этапах сибирской истории, особенностях региона, его... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Н. А. Балюк. Историческая география Сибири: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100. 62... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Н. А. Балюк. Историческая география Сибири: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62... | Социальная этнография и демография Социальная этнография и демография: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 19... | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | ||
Рабочая программа по курсу «История Сибири» для 8 класса 2013 2014 учебный год России, имеет богатую историю. Но, к сожалению, в рамках школьного курса истории России в средней школе история Сибири практически... | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... |