Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа





Скачать 264.86 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа
страница1/3
Дата публикации06.03.2015
Размер264.86 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО Томский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ
Декан

___________________ факультета
"_____"__________________201__ г.

программа учебной дисциплины
Этнография Сибири

Рабочая программа
Направление 030600 – История

Общепрофессиональный цикл

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная

Томск

2010

  1. Цели освоения учебной дисциплины

Формирование у обучающихся научного представления об этногенезе и основных этапах этнической истории народов Сибири, об их традиционной культуре и ее трансформациях в ХХ – XXI вв., а также научить применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности в период прохождения преддипломной практики.

  1. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел Б.3 Общепрофессиональный цикл. Базовая часть по направлению 030600 – История..

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплины ООП подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, по истории Сибири, а также методологии истории, культурологи, психологии.

Данная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на комплексное и глубокое изучение истории России как многонационального государства. Данная дисциплина предваряет педагогическую практику в школе.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- процесс заселения Сибири, основные этапы формирования древней и средневековой этнической карты Сибири;

- основные дискуссионные проблемы, касающиеся этногенеза и этнической истории современных народов Сибири, их расселение и демографию;

- особенности традиционной социальной структуры народов Сибири и ее трансформацию в ХХ в.;

- специфические черты народной культуры, обычаев, традиционных верований народов Сибири и их изменения в начале XXI в.;

- основные черты государственной политики по отношению к сибирским аборигенам.

Уметь:

- составить комплексную этнографическую характеристику Сибири;

- показать динамику этнических процессов на территории Сибири;

- анализировать современные этнические и этнополитические процессы, а также различные феномены духовной культуры;

- выделять элементы традиционной культуры в социальной организации и образе жизни и выявлять их место и роль в современном обществе;

- владеть методикой полевой работы и осуществлять деловые и бытовые контакты с представителями аборигенных народов Сибири.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО – 030600 – история..
А) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановка целей и путей их достижения (ОК-1);

- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11).

Б) профессиональные (ПК)

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК-2);

- способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6));

- способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);



  1. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 72 часа.


п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы (в час.)



Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям)

В том числе

лекции

Практические занятия

СРС



1.

Античные и средневековые источники о народах Сибири



3


1-3

2




2

библиография

рецензия на монографию

рубежная контрольная


Коренные народы Сибири в ранней отечественной историографии

2




2

Научное изучение народов Сибири в России

2




2



2.

Этнические процессы в древней Сибири



4-15


2




2

Таблица основных археологических культур

Картографирование государственных образований Сибири и Дальнего Востока в дорусский период..

Карта расселения современных народов.


Собрание

БД

Собрание БД



Этносы и государства Средневековой Сибири

2




2

Этносы и государства средневекового Дальнего Востока

2




2

Этнополитическая ситуация в Сибири накануне русской колонизации

2




2

Общая этнографическая характеристика аборигенного населения Сибири

2




2

Самодийские народы тундры и лесотундровой зоны

2




2

Народы и культуры таежной зоны Сибири



2






2

Аборигенные этносы северо-восточной части Сибири

Народы и культуры Приморья


2

2




2


2

Народы Саяно-Алтайского нагорья





2






2

Презентация

Понятийный словарь

Эссе

Рубежная контрольная работа

.




Религиозные представления народов Сибири






2




2

Политика российского государства к аборигенам Сибири

2




2

3


Семинар-презентация:

Культурное многообразие народов Сибири




16-17






6



6

Аналитическая справка
Рефлексивная записка.



5. Образовательные технологии

В данном курсе используются технологии картографирования, презентации, составление базы данных, рецензирование монографий и составление библиографий и таблиц, написание эссе в рамках организации СРС. В ходе обучения студенты составляют и презентуют свои аналитические справки по этнографии отдельных народов Сибири, проводятся 2 рубежные контрольные работы. Обучение в рамках курса предусматривает работу слушателей в трех проектных блоках (разделах). Последовательность организации работы в блоках предусматривает следующую логику.
Блок 1. Актуализация теоретических знаний студентов по теме «История изучения народов Сибири».

В рамках первого блока студенты знакомятся с основными трудами по этнографии Сибири (библиография), пишут на них рецензии и аннотации, письменно отвечают на вопросы и тесты первой рубежной контрольной и выполняют следующие задания:

- определение предмета и задач курса «Этнография Сибири»; методологических принципов этнографических исследований;

- выделение основных направлений этнографического изучения Сибири;

- выяснение основной проблематики и дискуссионных вопросов сибирской этнографии.
Блок 2. Развитие информационно-аналитической деятельности студентов, связанной с исследованием основных тенденций этнографического развития Сибири.

В процессе работы над вторым разделом студенты знакомятся с основными этапами сложения современной этнокультурной, конфессиональной, лингвистической, антропологической карты Сибири (картография), с традиционными верованиями народов Сибири и их модификациями (понятийный словарь), с особенностями национальной политики в Сибири (эссе), письменно отвечают на вопросы и тесты второй контрольной работы, составляют БД по этногенезу, этнической истории и традиционной культуре отдельных народов Сибири. В этом разделе они выполняют следующие задания:

- сбор и анализ информации об этнических процессах в древней и средневековой Сибири;

- выявление специфики средневековых государственных образований в Сибири и определение этнической принадлежность их населения;

- выделение субстратов древних и средневековых этносов в составе современных народов Сибири;

- характеристика взаимоотношений русского и аборигенного населения в процессе колонизации Сибири, а также выяснение характера государственной политики по отношению к аборигенам;

- определение современного этнического состава аборигенов Сибири, их расселение, а также знакомство с лингвистической, антропологической, хозяйственно- культурной классификациями сибирских народов;

- характеристика традиционной культуры народов Сибири и ее изменений в ХХ – XXI вв.
Блок 3. Представление результатов индивидуальных исследований в форме презентации аналитической записки по культурному многообразию народов Сибири ирефлексия проделанной работы.

В третьем разделе слушатели представляют результаты своей индивидуальной работы, совместно обсуждают их сильные и слабые стороны; проводят рефлексию своей аналитической деятельности. В этом разделе они выполняют следующие задания:

- презентация аналитических справок;

- обсуждение представленных работ;

- характеристика научной литературы и источников, использованных при подготовке справок.
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

По разделу 1

Р е ц е н з и я н а м о н о г р а ф и ю

1. С. П. Крашенинников. Описание земли Камчатки. М., 1949.

2. П. С. Паллас. Путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб.,1878

3.В. Радлов. Из Сибири. М., 1989

4. Г. Ф. Миллер. История Сибири. М-Л., 1937, т. 1; 1941, т. 2

5. Г. И. Пелих. Происхождение селькупов. Томск, 1972

6. Д. Г. Савинов. Народы Южной Сибири в древнетюркское время. Л., 1984

7. Б. О. Долгих. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960

8. В. Н. Чернецов. Усть-Полуйское время в Приобье//Древняя история Нижнего Приобья. М., 1953

9. П. Хайду. Уральские языки и народы. М.,1985

10.Ю. Б. Симченко. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М., 1976

11.В. Г. Богораз. Чукчи Л., ч, 1, 1934; ч. 2, 1939.
К о н т р о л ь н а я р у б е ж н а я р а б о т а (т е с т ы)

1.Какие этнонимы были известны в северо-восточных районах Евразии в античных источниках?

а) вогуличи;

б) исседоны;

в) аргиппеи;

г) самоядь.

2. Кто, согласно античной традиции, впервые посетил Сибирь?

а) Геродот;

б) Аристотель;

в) Аристей;

г) Фукидид.

3. Какие народы скрываются за устаревшими этнонимами?

а) гогуличи;

б) самоеды;

в) тунгусы;

г) браты;

д) гиляки.

4. Кто впервые высказал идеи о финской прародине в Сибири?

а) Д. Мессершмидт;

б) Г. Ф. Миллер;

в) П. С. Паллас;

г) И. Фишер.

5. Кем была выдвинута гипотеза о чукчах и коряках как древнейших обитателях Сибири и введен термин «палеоазиаты»?

а) Г. Ф. Миллер;

б) В. Г. Богораз;

в) П. С. Паллас;

г) Д. Г. Мессершмидт.

6. Кто впервые заметил сходство между языками народов Сибири?

а) В. Беринг;

б) П. С. Паллас;

в) И. Г. Гмелин;

г) Г. В. Стеллер.

7. Впервые за Уралом побывали:

а) новгородцы;

б) москвичи;

в) суздальцы;

г) рязанцы.

8. Кто расшифровал орхоно-енисейскую письменность?

а) В. Радлов;

б) Н. М. Ядринцев;

в) В. Зуев;

г) Д. Томсон.

9. Соотнесите участников 1 Камчатской (Великая Северная экспедиция), 2 Камчатской и Академических экспедиций.

а )Г. Ф. Миллер;

б) П. С. Паллас;

в) С. П. Крашенинников;

г) Г. В. Стеллер;

д) И. Г. Георги;

е) В. Зуев;

ж) И. Э. Фишер;

з) И. Г. Гмелин;

и) В. Беринг;

й) И. П. Фальк;

к) Я. Линденау;

л) И. Федоров;

м) М. Гвоздев;

10. «Чертежную книгу Сибири» составил:

а) И. Петлин;

б) П. Байков;

в) С. Ремезов;

г) Н. Спафарий.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030401. 65 «История»
Направление подготовки: 030401. 65 «История», специализация «Археология и этнография Сибири», квалификация специалист
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030401. 65 «История»
Направление подготовки: 030401. 65 «История», специализация «Археология и этнография Сибири», квалификация специалист
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconПрограмма дисциплины история сибири специальность: 230201 «Информационные системы и технологии»
Цель и задачи дисциплины "История Сибири" формирование понимания исторического процесса
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Н. А. Балюк. Историческая география Сибири. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография»
Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография»
Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Н. А. Балюк. Историческая география Сибири: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100. 62...
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconПрограмма учебной дисциплины История Сибири рабочая программа
Сформировать у студентов глубокие и разносторонние представления об основных этапах сибирской истории, особенностях региона, его...
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Н. А. Балюк. Историческая география Сибири: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100. 62...
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Н. А. Балюк. Историческая география Сибири: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62...
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconСоциальная этнография и демография
Социальная этнография и демография: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 19...
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconРабочая программа по курсу «История Сибири» для 8 класса 2013 2014 учебный год
России, имеет богатую историю. Но, к сожалению, в рамках школьного курса истории России в средней школе история Сибири практически...
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск