Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание»





НазваниеПрограмма курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание»
страница1/15
Дата публикации24.03.2015
Размер1.47 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Предисловие


Важное место в лингвистической подготовке будущих учителей-словесников занимает дисциплина «Теория языка», включающая курсы «Введение в языкознание», «История лингвистических школ», «Общее языкознание».

В пособии представлены типовые задания к семинарским занятиям по общему языкознанию и истории лингвистических школ, задания для самостоятельной работы по всем курсам дисциплины, а также методические рекомендации к их выполнению.

Объединенные в целостные тематические блоки, задания имеют единую структуру, включающую комплекс вопросов творческого характера, побуждающих студентов к аналитическому осмыслению сложных теоретических проблем лингвистики; они снабжены обширным списком основной и дополнительной литературы. Выполнение предлагаемых заданий способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, раскрытию их инновационного потенциала и повышению качества профессионального образования.

Авторами реализуются принципы преемственности и перспективности в изучении дисциплины, позволяющие актуализировать полученные студентами знания на всех этапах освоения науки о языке и развивать их речемыслительные способности. В пособии представлена определенная система работы по освоению обучающимися метаязыка лингвистики. Реферирование и рецензирование обширного корпуса научной литературы, предложенной студентам, способствует формированию их собственного метатекста.

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ


ПРОГРАММА КУРСА

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Языкознание как наука и «Введение в языкознание» как учебный предмет

Предмет и задачи науки о языке. Многообразие языков мира. Специфичность каждого языка и языковые универсалии. Место языкознания в системе наук (психологии, логики, философии, истории, археологии, биологии, литературоведения, теории информации, компьютерных наук и др.). Психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика, лингвокультурология. Вопрос о смене парадигм в языкознании: сравнительно-историческая, системно-структурная как традиционные и отличительные парадигмальные черты современной лингвистики (экспансионизм, антропоцентризм, функционализм, экспланаторность).

Понятие о методах исследования языка. Традиционные и современные методы. Приёмы изучения языка, используемые в функциональных описаниях и когнитологии.

Частное и общее языкознание. Разделы языкознания.

Роль курса «Введение в языкознание» в языковедческой подготовке учителя русского языка и литературы (с дополнительной специальностью).

Сущность языка


Язык как полифункциональная система. Единство коммуникативной и когнитивной (мыслеобразующей) функций языка как средства человеческого общения. Коммуникативная функция и её разновидности: информативная, эмоционально-экспрессивная, прагматическая. Эстетическая функция как функция языка художественной литературы. Когнитивная функция языка и её разновидности: материи мысли, формирования, развития и передачи мысли; функции отражения, познания и национально-культурная. Язык как средство отражения и закрепления опыта и истории народа. Язык как средство художественной литературы.

Язык и общество. Взаимодействие языка и общества. Соотношение индивидуального и социального в развитии и функционировании языка. Формы существования национальных языков: территориальная и социальная дифференциация языков; устная и письменная формы языка: литературный язык и его стилистическая дифференциация. Языковые ситуации. Билингвизм (двуязычие) и его варианты. Полилингвизм. Языковая политика.

Язык и культура. Взаимосвязь языка и культуры. Культурная коннотация как экспонент культуры в языковом знаке. Роль языка в формировании духовной культуры народа.

Язык и мышление. Внутренняя речь и мышление. Роль языка в формировании, выражении и передаче мысли. Соотношение категорий языка и категорий мышления. Слово и понятие; высказывание и суждение; категории грамматические и логические. Понятие когниции. Роль языка в процессе познания и формирования представлений о мире. Языковая картина мира.

Язык как знаковая система. Понятие знака и знаковой системы. Типы знаковых систем. Языковой знак и его свойства. Своеобразие языка как знаковой системы. Взаимодействие языка с паралингвистическими и искусственными знаковыми системами.

Система и структура языка. Язык как целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Неоднородность элементов языка. Основные единицы языка: фонема, морфема, лексема, предложение. Виды отношений между единицами языковой структуры: парадигматические и синтагматические отношения между единицами одного типа; иерархические отношения между единицами разных типов. Понятие уровня языка и его качественных признаков. Взаимодействие различных уровней языка. Динамичность и открытость как свойства языковой системы.

Универсальные и национально-специфические черты языковых систем.

Антиномии языка: синхрония / диахрония, статика / динамика, парадигматика / синтагматика, социальное / индивидуальное, слушающий / говорящий, язык / речь и др. Роль этих антиномий в развитии языка.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 2 Введение в языкознание...
Данный курс вырабатывает первичные навыки лингвистического анализа звуковой, лексической и грамматической сторон языка, осмысленного...
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconРабочая программа разработана для изучения базового лингвистического...
Ильющеня Т. А., Сотникова Т. В. Языкознание: введение в языкознание: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconРабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание
Высшего профессионального образования «российский государственный университет туризма и сервиса»
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 04. Языкознание цели и задачи дисциплины Курс «Языкознание»
Расширяя и углубляя общеязыковедческую подготовку студентов, курс решает следующие задачи
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconУчебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «актуальные проблемы фразеологии»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура...
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «проблемы языковой номинации»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной...
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconТема Дата
Язык как знаковая система. Языковые уровни и языковые единицы. Языкознание как наука о языке
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconСодержание курса «Введение в языкознание»
С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconУчебно-методический комплекс дисциплины теоретичекая фонетика современного английского языка
Освежить и расширить знания студентов по фонетике, приобретенные при изучении курса «Введение в языкознание»
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный...
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный...
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconПрограмма дисциплины «Древнерусский язык и литература» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и аспирантов направления «Языкознание и литературоведения»,...
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Классический...
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» iconПрограмма дисциплины «Введение в языкознание»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск