Скачать 312.25 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР(ПО УЧЕБНИКУ Д.Д. ДАНИЛОВА «МОЁ ОТЕЧЕСТВО» (3класс)В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»)Аракчеева С.А.,методист ГЦРО, учитель начальных классов, МОУ СОШ № 13 Туманцева И.В., учитель начальных классов, МОУ СОШ № 13 г. Ярославль 2009 год Оглавление: Стр.
п. 1. Исторические игры ……………………………………………......…. 4-5 п. 2 .Загадки, пословицы, поговорки ………………………………......…. 6-7 п. 3. Ребусы, кроссворды, анаграммы ………………………………......… 7-8 п. 4. Схемы, карты, таблицы …………………………………………......... 8 п. 5. Макеты, аппликации ……………………………………….……........ 9 п. 6. Иллюстрации, учебные картины …………………………….…........ 9-10
Введение Каждый новый перелом в политическом развитии нашей страны сопровождается реформированием системы исторического и обществоведческого образования. История, как базовая наука и как школьный предмет всегда отражает эти перемены. В данной разработке рассматривается пропедевтический курс истории и обществознания, состоящий из учебника: Д.Д. Данилов, С.В. Тырин. «Моё Отечество»: Вводный курс истории и обществознания, 3кл.; тетради: Д.Д. Данилов и др.. Рабочая тетрадь к учебнику «Моё Отечество», 3кл. и рекомендаций для учителя: Д.Д. Данилов, Л.И. Гребенюк, С.С. Кузнецова, Н.Г. Сафиулина. Моё Отечество, 3кл.: Методические рекомендации. На наш взгляд, наиболее удачной является концепция вводного курса истории и обществознания, предлагаемая авторским коллективом под руководством Д.Д. Данилова. Цель его – дать ученикам начальной школы предварительный минимум историко-обществоведческих знаний и обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях. Задача УМК «Моё Отечество» (3кл.) состоит в том, чтобы помочь учащимся начальной школы представить целостную картину прошлого и настоящего России. Для выполнения этой задачи необходимо использование не только текста учебника, но и разнообразного дидактического обеспечения. Только через него ребёнок создаёт собственную реальность, строит свой мир. ДМ – это своеобразная практика для использования знаний, полученных на уроке. Дидактическое обеспечение уроков истории органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. В УМК «Моё Отечество» (3кл.) дидактическое обеспечение присутствует, но мы считаем, что необходимо расширить зону его применения на уроках истории и обществознания в начальной школе. Следовательно, Только всесторонняя работа по распространению знаний о широком применении разнообразного ДМ на уроках позволит улучшить преподавание истории и обществознания в начальной школе. Данная методическая разработка позволяет увидеть современные подходы преподавания применительно к изучению истории в начальной школе. Мы считаем, что недостаточно хорошо знать предмет и уметь его рассказывать, необходимо сделать уроки увлекательными и запоминающимися. ДМ позволяет сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, дат, имён терминов, понятий и др. Занимательность условного мира дидактики делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации и активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Актуальность применения ДМ в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает ДМ, задача которого заключается в практике использования знаний полученных на уроке истории. Учитель, использующий ДМ, организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка, а не исключительно из соображений удобства, порядка и целесообразности. Итак, роль дидактического обеспечения уроков велика, виды ДМ разнообразны. Схема 1 макеты таблицы кроссворды ребусы иллюстрации карты портреты загадки Дидактическое обеспечение событийные картины сочинения поговорки игры фотографии сообщения пословицы репродукции рассказы схемы Достижением нашей методической разработки считаем приведение ДМ на уроках истории в систему и подробное описание приемов его использования на основе историко-обществоведческого курса «Моё Отечество» авт. Д.Д.Данилова (3кл.) с использованием собственных наработок. Исторические игры Начинают применение игр с самых простых. Со временем учитель усложняет игры: ускоряет темп, наглядный материал заменяет словесным, вводит соревнование между группами (Приложение №1). Таблица 1 Исторические игры
Предусмотрено методическими разработками Добавлено и апробировано в практической деятельности Загадки, пословицы, поговорки Таблица 2
Ребусы, кроссворды, анаграммы Таблица 3
Схемы, карты, таблицы Таблица 4 Схемы
Исходя из собственной практики, считаем важным научить детей самостоятельно составлять схемы (Приложение 4) и таблицы (Приложение 5) по аналогии с авторами учебника, т. к. это способствует лучшему запоминанию обширного учебного материала. Таблица 5 Контурные карты
Собственная практическая работа с картами показала, что хорошо зарекомендовали себя самодельные контурные карты на линолеуме или на клеёнке. На них масляной краской изображают основу, заполняют же такую карту цветными мелками или маркерами, т. к. эти надписи легко стираются. Ученики, переносят надписи на свои карты. Макеты и аппликации Таблица 6 Макеты
Таблица 7 Аппликации
(Приложение № 6) (Приложение № 7) Иллюстрации и учебные картины На уроках истории необходимо постоянное использование изобразительных материалов: иллюстраций, учебных картин, репродукций, портретов и др., при работе с которыми углубляются знания, приобретенные на уроках изобразительного искусства при знакомстве с живописными произведениями исторического содержания. Через иллюстративный материал ученики знакомятся с монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками археологов, а так же с макетами, моделями, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений. Урок 15. Тема: «Власть и народ Российской империи». Задание: к портрету Суворова выберите и продолжите высказывания полководца. («Ученье свет …», «Побеждают не числом …», «Волков бояться …», «Побеждают не числом …», «Слезами горю …», «Плох тот солдат …») Дети очень любят задания-соревнования. Например: «Кто быстрее соберёт предмет из разрезанных картинок. Это задание может быть использовано как в групповой, парной так и в индивидуальной работе. Для раскрытия какого-либо процесса демонстрируется сразу несколько картин. Например, чтобы показать изменение стилей архитектурных памятников в разные периоды истории. (Приложение 8) Тестирование Текущие и итоговые тесты, разработанные по основным разделам курса, показаны в приложении 9. Урок истории в 3 классе («Школа 2100») Тема: « ХIХ век – золотой век русской культуры». Цель: познакомить учащихся с величайшими достижениями русской науки, литературы, искусства; воспитывать культурно гражданское и патриотическое самоопределение, чувство гордости за свою страну и наследие предков. Ход урока. I. Звучит музыка. -Что вы можете сказать об этой музыке? (её написал Чайковский, музыка из цикла «Времена года») -Какие чувства у вас возникли? Хорошо, вы знакомились с творчеством Чайковского на уроках музыки. (портрет) -Когда была написана эта музыка? (в ХIХ веке) -Как называют ХIХ век русской культуры? (золотой) Назовите тему нашего урока. (открываем тему) -А почему его называют золотым? ? Сегодня на уроке мы постараемся точнее и подробнее ответить на этот вопрос. II. Мы вместе с Анютой и Илюшей продолжаем путешествовать по реке времени российской истории. (показ учителем) Вспомним, что предшествовало золотому веку. Задание на доске. Нужно помочь Илюше соотнести исторических личностей и даты. -Кто хочет? (портреты) Кирилл и Мефодий вторая половина ХVIII века Иван Фёдоров 1725 Пётр I 1799-1837 Екатерина II ХII век Ломоносов 1564 Пушкин 1755 А мы с вами, с помощью реки времени, поможем Анюте вспомнить исторические события, определить дату и век. (событие написано на карточке, дети по реке смотрят, читают событие говорят год и век) Крещение Руси 988 X Куликовская битва 1380 XIV Ледовое побоище 1242 XII Народное ополчение 1612 XVII Основание Москвы 1147 XII Открытие университета 1755 XVIII Проверьте как ……….. и Илюша справились с заданием. …………….. сделай вывод. (Перечисляет их… (Все эти исторические личности внесли большой вклад в просвещение русского народа и в развитие его культуры) -А что такое культура? Найдите в словаре на с. 44, Прочитайте. Расскажите своими словами. -Какие ещё понятия относятся к теме нашего урока? (народная культура, памятники культуры) Фронтальный опрос. Давайте докажем, что эти исторические личности внесли большой вклад в развитие просвещения и культуры России. Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку Иван Фёдоров книгопечатник Пётр I император - реформатор Екатерина II просветительница Ломоносов открыл университет Ф.М. Наш корабль движется дальше. Бежит волнами времени река, И дует ветер, раздувая паруса, И юнга, взяв флажок, сигналы подаёт: 1, 2, 3, 4, 5, азбуку Морзе надо знать. 6, 7 причалил теплоход. А времени река течёт, течёт, течёт. III. (Учитель показывает иллюстрацию Большого театра) - Что это за здание? (Большой театр) Звучат стихи. - Чьи стихи прозвучали? (Пушкина) -К какому направлению культуры относится творчество Пушкина? (литература) (на доску прикрепляем портрет и табличку) - Почему разговор о ХIХ веке мы начали со стихов Пушкина? (Он открыл золотой век русской культуры) Дома ребята каждой группы находили материал по разным направлениям культуры. 1 группа готовила материал о поэтах и писателях ХIХ века. 1) Я на уроке уже рассказывала о Льве Николаевиче Толстом, принесла свой доклад. А ещё я узнала, что Толстой в своём имении Ясная Поляна открыл школу для крестьянских детей и сам написал для них азбуку. 2) Мой брат учится в 5 классе и они изучают сатирические произведения Салтыкова – Щедрина. Я принёс книгу, в которой есть иллюстрации к произведениям Салтыкова-Щедрина. 3) Недавно мы выступали на конкурсе с басней Ивана Андреевича Крылова «Пастух и море». Крылов тоже представитель литературы ХIХ века. 4) Я выучил стихотворение Лермонтова «Утёс» 5) Я подготовил доклад о нашем земляке поэте Некрасове. «Всему начало здесь, в краю моём любимом…» Так писал о Ярославском крае великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Детские годы его прошли в селе Грешнево. Учился он в Ярославской гимназии, затем уехал в Петербург, но связь с родным краем сохранил. Большую часть жизни поэт провёл на Ярославской земле. На Набережной стоит памятник Некрасову. Сделайте вывод. (Пушкин, Толстой, Салтыков-Щедрин, Лермонтов, Некрасов - представители литературы ХIХ века, они прославили своим творчеством русскую культуру). Продолжим путешествие по Большому театру. (звучит музыка «Лебединое озеро») - Вы узнали? Кто написал эту музыку? (её написал П.И. Чайковский) 2 группа готовила материал о музыке Х Х века. (на доску табличку) Это кассета Насти Прокофьевой. Скажи, почему ты её принесла. 1) Моя мама работает учителем музыки и у меня дома есть кассета с музыкой Чайковского из балета «Лебединое озеро». 2) Мы на уроках музыки слушали «Попутную песню» М.И. Глинки. Молодец. А вы знаете, что в этом году исполняется 200 лет со дня рождения Глинки. Он является основателем русской музыки и его творчество золотыми буквами вписано в историю русской культуры. - Хотите послушать «Попутную песню»? 3) Я знаю, что в нашем городе в конце ХIХ века родился Леонид Витальевич Собинов - знаменитый оперный певец. Он окончил гимназию в Ярославле с серебряной медалью. Пел в хоре при церкви Демидовского лицея. Затем стал солистом в Большом Театре. В нашем городе есть концертный зал и музыкальное училище имени Собинова 4) Я принёс портрет композитора. Это Модест Петрович Мусоргский – русский композитор ХIХ века. Сделайте вывод. (Чайковский, Глинка, Собинов, Мусоргский - представители музыки ХIХ века, они прославили своим творчеством русскую культуру). - А вы знаешь кто автор этого портрета? (Репин) И. Е. Репин представитель живописи ХIХ века. (на доску табличку) В фойе Большого театра висит картина знаменитого художника ХIХ века Айвазовского «Чёрное море» (Компьютер, лекция) Ребята из 3 группы готовили материал о художниках. 1) Я нашёл репродукцию картины Шишкина «Рожь». 2) Я нашёл репродукцию картины Серова «Девочка с персиками». 3) Я нашёл репродукции картин Левитана «Март», «Золотая осень» и др. 4) Я узнала, что знаменитый художник ХIХ века Саврасов бывал на Ярославской земле. Я нашла репродукцию картины Саврасова «Оттепель. Ярославль.» У нас за Волгой находится Толгский монастырь, там есть замечательный памятник культуры - кедровая роща, ей 200 лет. В этих местах и работал над картиной художник Саврасов. Сделайте вывод. (Репин, Айвазовский, Шишкин, Серов, Саврасов - представители живописи ХIХ века, они прославили своим творчеством русскую культуру). Ребята, мы не случайно путешествуем по Большому театру. Почему? Как вы думаете? Это памятник архитектуры ХIХ века. (на доску прикрепляем табличку) Современное здание Большого театра было построено в начале ХIХ века знаменитым русским архитектором Осипом Ивановичем Бове, который внес огромный вклад в восстановление Москвы после опустошительного пожара 1812 года. Большой театр это культурный центр нашей страны 4 группа готовила материал об архитектуре. 1) Я узнала, что Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге был построен в первой половине ХIХ века. 2) Недавно на уроке ИЗО мы рисовали нашу Волжскую Набережную, она тоже является выдающимся памятником архитектуры ХIХ века. Сделайте вывод. (Большой театр, Исаакиевский собор, Волжская Набережная это выдающиеся памятники архитектуры ХIХ века, прославили русскую культуру). Ребята, вы обратили внимание, что среди представителей культуры ХIХ века много наших земляков. Проверим, как вы запомнили их. IV. Фронтальная работа. - Назовите представителя музыки архитектуры литературы живописи Работа в группах. Возьмите игру и проверьте знания друг друга. (Дети по очереди вытаскивают номера иллюстраций и называют, что изображено, проверяя друг друга) - Какие у вас возникли затруднения? Сейчас в тестовой работе вы проверите свои знания. Тест по теме: « ХIХ век – золотой век русской культуры». |
Урок по истории Отечества. Тема: Золотой век русской культуры Цели: Дать учащимся представление о том, что XIX век, стал эпохой культурного развития страны и за бурное развитие культуры и искусства... | 2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 В задачу моего реферата не входит описание исторических событий, происходивших в России в ХХ – ХХ веках. Одно только перечисление... | ||
Реферат "Золотой век" русской культуры в XIX веке Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX... | Конкурс Фаррахова Ф. А., с. Аккузево Наименование объекта Илишевского района неотделима от истории человечества. Ранняя её часть делится на каменный, бронзовый и ранний железный века. Самый... | ||
Данилов А. А., Косулина Л. Г. Учебник История России, XIX век Рабочая программа по истории для 8 класса состоит из двух больших модулей: Новая история ( 19 век) и история России (19 век); составлена... | Лекция Золотой век Просвещения и путь к новой научной революции (XVIII xix вв.) Лекция Золотой век Просвещения и путь к новой научной революции (XVIII – XIX вв.) | ||
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет... Они даже дали названия целым этапам развития человечества: каменный век, бронзовый век, железный век. С некоторой долей пристрастности... | Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии» Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может... | ||
Конспект «Серебряный век» русской культуры (таблица). Причины, ход, итоги Первой мировой войны Иванов Б. А., Петров В. И. Литература. 10-11 класс. Ч м.: Ооо «Обучение», 2006 | Доступ к другим теоретическим материалам электронного учебника может быть ограничен Двадцатый век в истории русской литературы – самый драматичный и наиболее насыщенный событиями и направлениями период. Двадцатый... | ||
Серебряный век русской поэзии: А. Ахматова Сам эпитет “серебряный” звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездие поэтов. Поэтов музыкантов. Стихи “серебряного”... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Век век высоких компьютерных технологий. Ребёнок живёт в мире электронной культуры. Концепция модернизации российского образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аудиокнига. История со времен древнерусского государства (VI век) до правления Александра1 (Х!Х век) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа государственная: Левандовский А. А. «История Роcсии. XX век», «Пособия для подготовки к егэ», Сорока-Цюпа А. А. «Новейшая... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по истории России предназначена... Хvi века. 6 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История... | Тема: Золотой век алхимии ... |