Скачать 89.28 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45
РЕФОРМАТОРЫ РОССИИ Рабочая программа для обучающихся 8 классов на 2013 - 2014 учебный год Составитель: Золотарева Галина Вячеславовна, учитель истории первой квалификационной категории Нижний Тагил 2013 Пояснительная записка Программа курса «Реформаторы России» предназначена для изучения учащимися 8-х классов. Курс рассчитан на 34 часа. Тема особенно актуальна на современном этапе развития – времени возрождения России. Цель курса: - расширение знаний учащихся о роли личности в истории; - развитие личностных качеств: инициативности, самостоятельности в принятии решений, активной жизненной позиции. Задачи курса: - способствовать развитию гражданственности учащихся, подводя к сбалансированной оценке исторических личностей; - формировать устойчивый интерес к историческому прошлому; - развивать информационно – коммуникативные, творческие способности ученика; - вырабатывать умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения, вырабатывать совместное решение. Курс ориентирован на творческий характер обучения. Технология учебной работы направлена на формирование позитивной мотивации в деятельности. Особое внимание отводится внутрипредметным связям, личностным оценкам, практическому применению полученных знаний. В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений и навыков: - анализ и сопоставление фактов; - работа с учебной, научно – популярной, художественной литературой; - анализ документов; - оформление сообщений и рефератов. Кроме этого развиваются специальные умения и навыки: - определять достоверность исторических фактов; - устанавливать последовательность, синхронность исторических событий; - сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия; - высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических фактов, событий, личностей. Методические формы и приемы работы: - лекции с последующим обсуждением; - лекции с анализом документов; - беседы; - семинары, практические работы; - «мозговой штурм»; - тестовые задания; - творческие задания; - просмотр и обсуждение видеоисточников; - индивидуальные сообщения; - групповые презентации; - решение исторических задач. Приемы работы направлены на формирование творческих умений: - умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения; - умение выдвинуть гипотезу; - умение систематизировать материал; - умение составлять доклад по теме; - умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы); - умение планировать и анализировать свою деятельность. По окончании курсов учащиеся должны уметь: - соотносить единичные факты и общие явления и процессы; - называть характерные, существенные черты событий и исторических личностей; - сравнивать исторические события и исторических деятелей; - излагать суждения о причинно – следственных связях событий и деятельности личностей; - объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей; давать оценки событиям; - сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и различия; - определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку. Условия для реализации задач. Занятия проводятся в кабинете истории, где имеется необходимое оборудование: - комплекты настенных карт и атласов по истории; - комплекты схем, синхронистических таблиц; - иллюстративный справочный материал; - дидактический, раздаточный, тестовый материал; - аудио- и видеоаппаратура. Карты и атласы: «Россия с древнейших времен до 19 века», «Россия в 19 веке», «Россия в 20 веке» и другие. Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся имеются разнообразные виды заданий, в том числе тестовых. Измерители обученности учащихся: - исторический диктант с правильным соотнесением фактов и исторической личностью, ее деятельностью; - тексты с заданиями, эпизоды документов; - обобщающие вопросы и задания; - тесты с заданиями группы А, В, С. - критерии оценивания реферативных работ. Программа курса. Введение. Знакомство со структурой курса (2 часа). Структура курса и его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии страны. Формы работы. Тема 1. Российское реформаторство (2 часа). Лекция «Российское реформаторство». Семинар « Реформы и реформаторы». Что такое реформа. Кого мы называем реформатором. Реформа и революция: сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы «сверху». Роль реформаторов в развитии России. Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования (2 ч). Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович. Их роль в развитии русского государства. Административно – финансовая реформа княгини Ольги. Крещение Руси – коренное преобразование русской истории. Практическое занятие «Значение исторической деятельности Ольги и Святослава». Тема 3. Иван Грозный (4 часа). Лекция «Реформы 16 века: Избранная Рада и Иван Грозный». Семинар «Иван Грозный: человек и правитель». Причины проведения реформ в 16 веке. Реформаторская деятельность Избранной Рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной Рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникновения и результаты. Тема 4. Федор Иванович, Борис Годунов (1 час). Лекция «Реформы в конце 16 века». Исторически необходимые реформы в конце века. Преобразования при последнем Рюриковиче. Содействие Годунова. Правление Годунова. Тема 5. Петр I: истоки и последствия реформ (4 часа). Истоки петровских реформ. А. Ордин – Нащекин. В. Голицын. Софья. Причины проведения реформ в начале 18 века. Цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Петр Великий: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра I. Практическое занятие «Петр I: тиран или…». Тема 6. Екатерина Великая (3 часа). Лекция «Екатерина: замыслы и действительность». Исторически необходимые реформы в конце 18 века. Реформы Екатерины: характер, значение. Беседа: что удалось и что не удалось в деятельности Екатерины. Тема 7. Реформы и реформаторы первой половины 19 века (2 часа). Направления и результаты начинаний Александра I. Деятельность М. Сперанского, П. Киселева, Е. Канкрина. Сообщения: Н. Милютин, К. Кавелин, Д. Милютин. Тема 8. Александр II: великие реформы (4 часа). Личность Александра II. Причины проведения реформ во второй половине 19 века. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Либеральные реформы императора. Значение реформ. Практическое занятие «Величие реформ Александра Освободителя». Тема 9. Александр III: реформы или контрреформы? (1 час). Личность императора. Отношение к реформам. Социально-экономические реформы. Политическая деятельность: за и против. Тема10. С. Ю. Витте: человек и политик (2 часа). Личность Витте. Взгляд на реформы. Основные реформы. Значение преобразований. Практическое занятие « Витте: человек и политик». Тема 11. П. А. Столыпин – последний реформатор в Российской империи (2 часа). Лекция «Столыпин: человек и политик». Личность Столыпина. Деятельность Столыпина. Аграрная реформа: содержание и реализация. Итоги реформаторской деятельности Столыпина. Семинар «Столыпин – кто он?» Итоговые занятия «История в лицах» (4 часа). Судьба реформаторов. Реферативные сообщения. Презентации. Практическое занятие «Интеллектуальный лабиринт». Урок – перспектива (1 час). Современные реформы в России: в чем новое и в чем продолжение. Перспективы работы. Рефлексивная деятельность. Календарно – тематическое планирование «Реформаторы России» 8 класс.
|
Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 учебный год Составитель: учитель первой квалификационной категории Ретунская Светлана Анатольевна | Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012... Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории | ||
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,... | Рабочая программа на 2013-2014 учебный год по предмету «Литература. 5 класс» Составитель О. А. Лучникова, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории, мобу «Землянская основная общеобразовательная... | ||
Программа внеурочной деятельности учащихся 1,3 классов “ Умники и... «Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А. В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл.... | Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013... Автор программы: Бабушкина Светлана Юрьевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории | ||
Рабочая программа учебного предмета по географии для 9 класса Шамсутдинов... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ивановская основная общеобразовательная школа» муниципального образования «Лениногорский... | Рабочая программа по предмету история России для 11 класса Составитель:... Рабочая программа курса истории России разработана на основе Федеральной примерной программы по истории России. М., 2004 и авторской... | ||
Рабочая программа по предмету история России для 8 класса Составитель:... А. А. Данилова, В. А. Клоко-вой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года. Календарно-тематический... | Рабочая программа по информатике и икт для 11 класса на 2012-2013... Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов | ||
Рабочая программа по химии 9 кл ас Липецкой области на 2013-2014 учебный год и учебного плана мбоусош села Конь-Колодезь на 2013-2014 учебный год (автор составитель... | Рабочая программа по информатике в 8,9 классе учителя второй квалификационной категории Учебного плана оу на 2013-2014 учебный год (для 4-9 классов оу рт с русским языком обучения с изучением родного(чувашского)языка;... | ||
Худотеплой Светланы Николаевны, учителя первой квалификационной категории... Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования,... | Петровой Надежды Анатольевны первой квалификационной категории по... Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.... | ||
Рабочая программа педагога филиновой Лидии Александровны первой квалификационной... Мо РФ.; Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному... | Пояснительная записка к учебному плану начальной школы №453 2013-2014 учебный год Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373 (фгос ноо) для I-III классов и распоряжения Комитета по образованию №907-р от 12. 04. 2013г... |