Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии





НазваниеФтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии
страница1/5
Дата публикации10.04.2015
Размер0.61 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > История > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс

По дисциплине ФТД.9 Концепции исторического развития в современной историографии.


Утверждаю зав.кафедрой

_____д.и.н., профессор Юрьев А.И.__________________
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_28_» _____08______2013г.

Факультет ИСТОРИЧЕСКИЙ

Специальность: История 050401
Кафедра ____ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ_____

Составитель: доц. Д.Н. Сергованцев
Москва-2013


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_д.и.н., профессор Юрьев А.И_
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_28_» ____08_______2013г.

Рабочая учебная программа дисциплины

ФТД.9 Концепции исторического развития в современной историографии.

Специальность: История 050401

Составитель: доц. Д.Н. Сергованцев


Москва-2013

Пояснительная записка
Дисциплина «Концепции исторического развития в современной историографии» необходима студентам-историкам с того момента, как объем приобретенных знаний позволит им отчетливо понимать многообразие исторических подходов, тесную связь концепций с философией, текущей политикой, уровнем развития общества. Овладение этой дисциплиной облегчает процесс исторического познания. В итоге студенты способны выработать собственные подходы или солидаризироваться с уже устоявшимися.

Историческое познание находится в постоянном процессе развития. Студенты должны знать основные признаки этого процесса, представителей ведущих исторических школ, тенденции движения научного поиска в сочетании с общим движением общества.

Оценки различных концепций, сложившиеся в историографии позволяют студентам лучше ориентироваться в процессе исторического познания.


  1. Цели и задачи дисциплины


Цель курса «Концепции исторического развития в современной историографии» состоит в том, чтобы в ходе его освоения у студентов выработались основные понятийные категории, связанные с общеисторическим и российским процессом.
Задачи курса заключаются в усвоении студентами характеристик основных этапов исторического процесса, необходимого объема фактического материала, выработке у студентов навыков анализа явлений истории.
Требования к уровню освоения содержания курса строятся на необходимости предварительного знания общеисторических разделов, прежде всего отечественной истории, на навыках самостоятельной аналитической работы как с научной литературой, так и с источниками.
Место курса в системе социогуманитарного образования предполагает активное использование межпредметных связей: с литературой, философией, историей общественной мысли, археологией, социологией.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы, вид отчетности


по очной форме обучения

Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост.

работа

050401 – История




Лекции

42




10

Концепции исторического развития в современной историографии

Практические/

семинарские













Лабораторные













Консультации













Курсовые/рефераты













Контрольные работы













Итоговый контроль

Зачет

Экзамен








10





Общий объем часов по дисциплине

42




42

по очно-заочной форме обучения

Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост.

работа

050401 – История




Лекции

42




10

Концепции исторического развития в современной историографии

Практические/

семинарские













Лабораторные













Консультации













Курсовые/рефераты













Контрольные работы













Итоговый контроль

Зачет

Экзамен








10





Общий объем часов по дисциплине

42




42


по заочной форме обучения

Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост.

работа

050401 – История




Лекции

42




10

Концепции исторического развития в современной историографии

Практические/

семинарские













Лабораторные













Консультации













Курсовые/рефераты













Контрольные работы













Итоговый контроль

Зачет

Экзамен








10





Общий объем часов по дисциплине

42




42


  1. Содержание дисциплины, тематическое планирование



Д\О



Наименование тем и разделов

Всего часов

аудиторные занятия

в том числе

лекции семинары

Самост.

работа

1

Предшествующие концепции исторического развития

10

10

0

0

2

Концепции исторического развития 20 столетия

8

8

0

0

3

Развитие исторической науки после второй мировой войны

8

8

0

0

4

Историческая наука 1960-1980-х гг

8

8

0

0

5.

Тенденции современной исторической науки

8

8

0

0




Итого

42

42

0

0



В\О




Наименование тем и разделов

Всего часов

аудиторные занятия

в том числе

лекции семинары

Самост.

работа

1

Предшествующие концепции исторического развития

8

2

0

6

2

Концепции исторического развития 20 столетия

8

2

0

6

3

Развитие исторической науки после второй мировой войны

8

2

0

6

4

Историческая наука 1960-1980-х гг

8

2

0

6

5.

Тенденции современной исторической науки

10

2

0

8




Итого

42

10

0

32



З\О




Наименование тем и разделов

Всего часов

аудиторные занятия

в том числе

лекции семинары

Самост.

работа

1

Предшествующие концепции исторического развития

18

1

1

8

2

Концепции исторического развития 20 столетия

7

1

0

6

3

Развитие исторической науки после второй мировой войны

6

0

0

6

4

Историческая наука 1960-1980-х гг

8

0

0

8

5.

Тенденции современной исторической науки

11

2

1

8




Итого

42

4

2

36


глава 10

1.Предшествующие концепции исторического развития

Можно предположить, что указанные выше принципы гегелевской схемы философии, истории вызвали негативную реакцию у сформировавшегося в конце XIX — начале XX века нового культурологического подхода к пониманию хода истории, представленного в концепциях Николая Данилевского, Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби, Питирима Сорокина. Наиболее общие и характерные черты культурологического подхода: неприятие жесткой европоцентристской однолинейной схемы общественного прогресса; утверждение существования множественности культур и цивилизаций, их локальности и разнокачественности; внедрение биологизаторских, антропологизаторских и других схем в объяснение истории становления и развития культур.
Одним из основоположников такого подхода был русский философ и естествоиспытатель Н.Я. Данилевский. В своем труде «Россия и Европа» (1869) Данилевский развивает теорию обособленно существующих культурно-исторических типов (цивилизаций), проявляющихся через своеобразные формы общественного развития — религиозного, промышленного, политического, научного, художественного. Соответственно смысл всемирной истории он усматривает не в ее делении на древнюю и новую, а в выявлении положительной деятельности самобытных культурно-исторических типов, развивающихся по своим особым законам.
Прогресс всемирной истории, согласно концепции Данилевского, состоит не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том «чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях, ибо доселе он таким именно образом проявлялся».
Наибольшее внимание Данилевский уделяет славянскому культурно-историческому типу — «первому, полному «четырехосновному», имеющему четыре разряда обнаружения исторической жизни (деятельность религиозную, культурную, политическую, общественно-экономическую) и нашедшему свое наиболее полное выражение в российском независимом славянском государстве.
Подчеркивая молодость славянского типа, «недавность вступления его на поприще исторической деятельности», Данилевский ставит вопрос о возможном высоком общественно-экономическом и культурном предназначении славянского типа, когда он займет видное место во всемирной истории.
В свете происходящих сегодня в России процессов навязывания сверху стереотипов экономической и духовной жизни Запада особенно актуальны предостережения Данилевского об опасности «европейничанъя» — бездумном заимствовании и пересадке на русскую почву «европействущими демократами» чуждых русскому народному духу европейских учреждений. Иссушая «самобытный родник народного духа», лишая его внутреннего содержания, они «препятствуют осуществлению великих судеб русского народа».
Мы возвели Европу, — пишет Данилевский, — в сан нашей обшей Марьи Алексеевны, верховной решительницы достоинства наших поступков. Вместо одобрения народной совести, признали мы нравственным двигателем наших действий трусливый страх перед приговорами Европы, унизительно-тщеславное удовольствие от ее похвал.
Нельзя отказать Данилевскому в известной исторической проницательности, а его оптимизм в отношении будущего России вселяет надежду на реализацию ею своего исторического предназначения.
Критическое отношение Данилевского к европоцентристской однолинейной схеме общественного прогресса нашло своеобразное продолжение и подтверждение в эсхатологических пророчествах Освальда Шпенглера (1880—1936) — немецкого мыслителя, представителя «философии жизни».
В своей сенсационной, наделавшей много шума книге «Закат Европы» (первый том немецкого издания — 1918) он осуществил обстоятельный, радикальный пересмотр основ историцизма и европоцентристского понимания смысла история. Исследуя внутренние механизмы падения западной культуры, распада ее души, перехода к цивилизации, Шпенглер отрицает целостность и единство всемирной истории, наличие в ней «постоянного и всеобщего». В созвучии с положениями Данилевского Шпенглер подчеркивает, что «русскому мышлению столь же чужды категории западного мышления, как последнему — категории китайского или греческого».
Рассматривая мировую историю как существование в разное время «множества мощных культур», каждая из которых не похожа на другую и чеканит на материале человечества «собственную форму», «собственные жизнь и смерть», Шпенглер различает расцветающие и стареющие культуры. Каждая из культур исполнена глубочайшего смысла, но судьба их ждет одна — «своя собственная цивилизация» как «завершение и исход культуры». Шпенглер отвергает привычную для европейца схему, согласно которой все высокие культуры совершают свои пути вокруг западной культуры как «предполагаемого центра всего мирового процесса», и утверждает одинаковое значение всех культур в историческом процессе. Отсюда он выводит и свое понимание смысла истории как уяснение судьбы, души и «языка форм великих культур».
Тезис об унификации всемирной истории на базе западной цивилизации оказался неприемлемым и для другого видного представителя культурологического подхода — английского историка и философа Арнольда Тойнби (1889—1975). Его «постижение истории» связано с обстоятельной разработкой категории «цивилизация».
Рассматривая цивилизации как «динамические образования эволюционного типа», Тойнби выделяет в каждой цивилизации основные фазы исторического существования: возникновение, рост, надлом, упадок и разложение. Если первые две фазы связаны с «жизненным порывом», то последние две вызваны «истощением жизненных сил». Во всемирной истории Тойнби насчитывает 21 цивилизацию, различая их преимущественно по религиозному признаку. Уникальность каждой цивилизации обусловлена своеобразием ее «ответов» на «вызов» истории, а генезис цивилизаций «требует творческих усилий более чем одной расы». Замкнутость и обособленность цивилизаций не исключает их духовного взаимодействия. Смысл всемирной истории Тойнби видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества.

Экзистенциальный подход. К. Ясперс
Наряду с культурологическим подходом, в первой половине XX в. зарождается и несколько иной — экзистенциальный подход, который стремится очень тесно увязать смысл истории с целью и смыслом человеческого существования. Видный представитель экзистенциального подхода Карл Ясперс выделяет в истории человечества три свойства. Во-первых, она обладает границами, отделяющими ее от других реальностей, — от природы и космоса. Во-вторых, история есть переход от одной эпохи к другой. В этом смысле традиция составляет «историческую субстанцию человеческого бытия». В-третьих, «история становится идеей целого» при выяснении места человека в обществе и смысла его жизни. «К чему я принадлежу, во имя чего я живу, — пишет Ясперс, — все это я узнаю в зеркале истории».
По мнению Ясперса, истоки человеческого единства следует искать не в биологической природе человека, а в человеческой сущности «как единстве высшего порядка». Человеческую же сущность он усматривает в свободе, прежде всего в свободном проявлении духовных сил человека. Для объяснения исторического единства Ясперс вводит понятие «осевой эпохи» (середина последнего тысячелетия до н.э.), когда, по его мнению, мировая история человечества обрела свою собственную структуру. С этого времени история движется под знаком единства, которое никогда не является завершенным.

Марксистская теория
Многовариантность подходов к осознанию смысла и направленности истории не исключает существования в философской мысли других теорий, которые переносят акцент рассмотрения в область познания логики всемирной истории, тенденций и законов ее развития. Одной из них является марксистская теория, рассматривающая развитие истории как естественноисторический процесс. В качестве определяющих категорий К. Маркс выделяет, категории: «общественно-экономическая формация», «общественные отношения», «историческая закономерность». С помощью этих категорий он пытается проследить логику всемирной истории как последовательную смену определенных ступеней исторического развития.
Определяющими факторами смены этих исторических ступеней (общественно-экономических формаций) выступают диалектическая взаимосвязь производительных сил и производственных отношений, а также все возрастающая роль субъективного фактора — сознательной деятельности, народных масс, классов, партий, личностей.
Предложенный марксизмом формационный подход в рассмотрении исторического процесса позволил выделить в сложной сети общественных отношений ведущие — экономические, которые закрепляют основные структуры общения социальных групп. С анализом типов собственности тесно связана проблема преемственности и единства исторического процесса, поставленная марксизмом с материалистических позиций. В отличие от экзистенциального подхода, объясняющего это единство эволюцией представлений и идей, марксистская теория усматривает его не в сознании людей, а в общественном бытии, развитие которого подчинено определенным социальным законам.
То, что в культурологических концепциях предстает как цель и смысл истории, марксизм объясняет действием социальных закономерностей, характеризующих необходимые, существенные и повторяющиеся причинные зависимости между способом производства и духовной жизнью общества и выступающих как определенные тенденции общественного развития.
В качестве ступени, знаменующей завершение предыстории человечества и начало ее подлинной истории, в марксистской теории выступает коммунистическая формация, утверждающая реальный гуманизм и всестороннее развитие человеческих способностей.

2.Концепции исторического развития 20 столетия


Марксистское обоснование ведущей роли экономических отношений и существования социальных законов вызвало неоднозначное понимание в западной философской мысли XX в. Категорическое неприятие марксового подхода к истолкованию исторического процесса высказал британский философ Карл Поппер.
В своем исследовании «Открытое общество и его враги» он характеризует метод Маркса как социологический детерминизм, а его социальную философию как историцизм, интерпретирующий всю историю «как результат процесса классовой борьбы за экономическое превосходство». Поппер обвиняет Маркса в стремлении к «широкомасштабным историческим пророчествам» и в историческом предопределении. При этом он дает собственную интерпретацию положений марксизма, формулируя свой подход как антиисторицизм.
Сущность антиисторицизма Поппер видит в том, что он отрицает существование каких-либо универсальных исторических законов, цель и смысл истории, а также «единую историю человечества». С нашей точки зрения, пишет Поппер, «не может быть никаких исторических законов, объясняющих «историю в целом». История не имеет смысла и к ней не применимы никакие универсальные высказывания и обобщения.
Поппер считает оскорбительным для человечества такой подход, когда в ранг мировой истории возводится лишь история политической власти — «история международных преступлений и массовых убийств», а не реальная история «всех человеческих страданий, надежд и борений». Обожествление власти основано на страхе и является одним из худших видов «человеческого идолопоклонства».
Можно признать вполне справедливыми замечания Поппера, но непонятно, какое отношение они имеют к марксизму? Ведь именно марксова теория исторического процесса впервые поставила проблему о решающей роли народных масс в истории и подвергла резкой критике «человеческое идолопоклонство» — сведение ее к осуществлению замыслов великих личностей.
Социальные реалии XX в. внесли существенные коррективы в марксистскую логику всемирной истории, но было бы несостоятельно в связи с этим отрицать фундаментальное значение открытия Марксом громадного влияния экономических механизмов на политику, культуру и общественное сознание.
Антиисторицизм Поппера нашел свое проявление в отрицании исторического прогресса. Объясняя его как движение к некоторой цели, которая существует только для людей, но для истории в целом невозможна, Поппер считает, что прогрессировать могут только человеческие индивидуумы, защищая демократические институты, от которых зависит свобода. Что же касается рассмотрения истории, ее интерпретации, то она может быть объяснена как прогрессивный процесс, например, борьба с рабством, или как регрессивный процесс — угнетение цветных рас белой расой. Эти два взгляда дополняют друг друга.
Из соотносительности прогресса и регресса Поппер делает вывод об отсутствии объективных критериев исторического прогресса, а сам прогресс отождествляет с провиденциализмом, приписывая последний марксизму. Попробуем разобраться, прав ли Поппер, и рассмотрим более обстоятельно применимость понятий «прогресс» и «регресс» к анализу исторического процесса.

Общественный прогресс и перспективы развития современной цивилизации.
Проблема общественного прогресса тесно связана с проблемой единства всемирной истории. Поэтому вполне естественно, что те концепции, которые так или иначе признают какие-либо общие черты в развитии отдельных стран и народов, допускают наличие и определенной направленности общественного развития. Выше мы рассмотрели прогрессистские теории французских и немецких просветителей, связывающих поступательность развития общества с прогрессом человеческого разума.
Марксистская концепция отвергает такое толкование прогресса и дает его обоснование с позиций материалистического понимания истории. Содержание прогресса она усматривает в историческом развитии основных форм собственности, в их связи с преемственностью в смене общественных порядков, представляющих собой «лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей». Соответственно и критерии прогресса она видит в совершенствовании форм собственности, в развитии производительных сил, науки и техники, духовной культуры, возрастании степени свободы личности и в развитии ее способностей.
Совершенно иное понимание прогресса присуще культурологическим концепциям А. Тойнби и О. Шпенглера. Они ограничивают прогресс рамками локальных культур и цивилизаций — отрицая прогресс всемирной истории в целом.
В определении содержания прогресса имеет значение точка отсчета всемирной истории — историческое время и пространство. У Маркса это — ступень варварства, первобытная общественно-экономическая формация. У Ясперса точкой отсчета, «осью мировой истории» выступает «осевая эпоха» — время формирования философии и мировых религий. Своеобразную трактовку исторического времени и пространства дает А. Тойнби. Подчеркивая их решающее значение для исследования исторического процесса, Тойнби определяет время как пространство жизни человечества, как поле, в котором происходит смена состояний общества. Непрерывность пространства - времени выступает как «перетекание» дискретности существования человечества, когда каждый момент движения представляет собой порождающее начало следующего момента. Все пространство исторической жизни Тойнби дробит на локальные цивилизация — вехи времени. Возраст человечества Тойнби определяет в 300 тысяч лет, а возраст цивилизаций — в два процента от этого отрезка, то есть 6 тысяч лет.
Рассмотренные точки зрения показывают, что нельзя мыслить исторический прогресс абстрактно. Его критерий применим лишь по отношению к целостной социальной системе, когда происходит усложнение ее структуры и появление качественно новых форм на более высоком уровне развития. К тому же прогресс всемирной истории не протекает гладко, прямолинейно. Он включает случаи регресса — возвратного движения, движения вспять к ранее пройденным ступеням и формам развития.
Прогрессивная направленность исторического развития не исключает моментов циклического движения, круговоротов, когда возврат к исходному состоянию повторяется в определенном естественном порядке. К примеру, циклические изменения в экономике, периоды расцвета, застоя и упадка в развитии отдельных культур и цивилизаций. Они не устраняют в целом поступательный ход общественного развития, включающий в себя эволюционные, постепенные изменения и коренные революционные преобразования, резко меняющие качество социальных систем.
Как очень долгий и сложный путь, прогресс человечества в целом выступает в спиралевидной форме, когда каждый исторический цикл не только включает традиционные формы, но и порождает новые, сохраняя при этом восходящую направленность исторического процесса. Следует отметить, что такое понимание прогресса присуще в наибольшей степени марксизму. Что касается других теорий, отрицающих прогресс всемирной истории, то, как уже отмечалось ранее, они сводят его к интеграции цивилизаций и культур.
Применяя критерии общественного прогресса, важно иметь в виду неодномерность прогрессивных преобразований, их разнонаправленность. Прогресс науки и техники может не совпадать с прогрессом духовной культуры, искусства, личности.
Рассмотрение логики и направленности исторического процесса подтверждает многовариантность форм общественного развития. А потому в исследовании социального опыта людей не может быть одномерности, одного единственного истинного подхода. Более приемлем всесторонний анализ с различных точек зрения. В этом плане применение к анализу всемирной истории, таких понятий, как «формация», «циклическая культура», «цивилизация», «историческая эпоха», позволяет всесторонне исследовать развитие человечества.
Формационный подход, выделивший определяющие структуру общества производственные отношения, имеет существенное значение наряду с культурологическим подходом, акцентирующим внимание на выявлении специфики и самобытности культурно-исторических типов общества. Разработка концепции цивилизации позволила выделить ряд ступеней в самих культурно-исторических образованиях, отличающихся относительным единством экономической, политической и духовной жизни. Понятие «историческая эпоха» характеризует доминирующие тенденции общественного развития на каком-либо достаточно длительном этапе всемирной истории.

Глобальные проблемы человечества
Современный этап развития общества поставил перед человечеством ряд глобальных проблем, решение которых становится возможным лишь на путях становления и эволюции единой цивилизации. Можно выделить три группы глобальных проблем. П е р в а я из них связана с аспектами взаимодействия общества и природы. Это, прежде всего экологические проблемы: охрана окружающей среды, поддержание динамического равновесия биосферы, опасность истощения энергетических и других природных ресурсов. В т о р а я группа глобальных проблем затрагивает аспекты взаимодействия социальных общностей людей и включает в себя проблемы предотвращения ядерной катастрофы, сохранения мира, преодоления экономической и культурной отсталости некоторых регионов.
В т р е т ь ю группу глобальных проблем входят антропосоциальные проблемы, которые отражают взаимосвязи человека и общества: рост народонаселения, трансформация и адаптация личности в условиях ускоренного научно-технического прогресса, отчасти нарушающего психологическую и биологическую стабильность человека. Все эти проблемы так или иначе затрагивают коренные основы современной цивилизации, создавая угрозу ее существованию. От мировоззренческого, гуманистического осмысления глобальных проблем, их философского анализа во многом зависит определение стратегии их разрешения и прогнозирование будущего развития человечества.

3.Развитие исторической науки после второй мировой войны
Идентичная критика ведется и в отношении другой, тоже униформистской, концепции исторического развития, выдвинутой в 60-70-х годах нашего века видными западными социологами У. Ростоу, Р. Ароном, Д. Беллом, А. Тоффлером, З. Бжезинским и др. С позиции этих ученых исторический процесс всецело детерминируется развитием техники. Уровень развития техники на производстве, в быту обусловливает соответственно тот или иной тип, стадию общественного прогресса. В этой связи считается, что вся история человечества - это переход от изначально существующего традиционного, или аграрного общества с его натуральным хозяйством и сословной иерархией к индустриальному типу, в котором господствует рыночное хозяйство и сложился демократический строй общежития людей. Согласно мнению сторонников этой концепции, уже кое-где (в США, Канаде, некоторых странах Западной Европы, Японии) произошел переход, (в других странах этот период еще грядет) к постиндустриальной (технотронной) стадии развития общества, которую отличает наивысший уровень информатизированности общества, развитие науки, образования, преобладание сферы услуг и досуга над собственно производством материальных благ. Нельзя не видеть, что данная концепция представляет в основном лишь западную модель общественного развития и соответственно она также подчеркивает лишь однолинейность исторического развития, не учитывая уникальности развития различных стран и народов.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии iconТема раздела
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. Периодизация исторического процесса
Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии iconПрограмма для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности...
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста»
Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета...
Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии iconПрограмма дисциплины актуальные проблемы современной науки и журналистика...
Актуальные проблемы современной науки. Современные научные концепции дальнейшего развития человечества
Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История как наука. Современные концепции исторического развития. Периодизация истории
Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии iconЛ. К. Каримова Историческая демография: теория и метод Учебное пособие
Научный редактор – д и н., профессор, зав кафедрой историографии, источниковедения и методов исторического исследования кфу а. А....
Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии iconВысшая школа экономики
Актуальные проблемы современной науки. Современные научные концепции дальнейшего развития человечества
Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии iconМетодические указания для организации самостоятельной работы студентов...
Тделений исторического факультета, изучающим курс "Историография отечественной истории". Они затрагивают лишь первую часть курса,...
Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии iconПрограмма модуля фтд. 2 «Этнология»
Такой подход позволяет перейти от простого изучения фактов к их осмыслению и дает возможность сформировать навыки анализа исторического...
Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии icon1 Абсолютизм в России как проблема историографии
Всестороннее изучение исторического процесса, особенно значимых, переломных периодов, позволяет объяснить сегодняшний день, яснее...
Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии iconПрименение ит в современной экспозиции музеев исторического профиля
Реферат на тему «применение ит в современной экспозиции музеев исторического профиля» 4
Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии iconПрограмма вступительного экзамена направления подготовки аспирантов...
Ххi в., умение обобщать исторические факты и делать выводы об особенностях исторического развития России, соотносить общее и частное...
Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии iconКонцепция развития исторического краеведения в ивановской области...
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2007 года №402 19-21 октября в г. Москве состоялся III всероссийский...
Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии iconРабочая программа по дисциплине гсэ. В5/ фтд. 7/ фтд. 8/Гсэ. В. 4...
Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования/ 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии»
Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии iconПрограмма дисциплины фтд. 00
«Восток», обосновать актуальность востоковедного знания для современного мира. В основе построения курса лежит идея «цивилизации»...
Фтд. 9 Концепции исторического развития в современной историографии iconСоциальная история номадизма. Проблемы изучения и оценки исторического развития кочевых обществ
Охватывает период исследований по проблемам социальной истории номадизма, уровня исторического развития кочевых обществ, начиная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск