ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Программа вступительных испытаний для абитуриентов
направления подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология
Сургут 2014
Печатается по рекомендации отдела
сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса Программа утверждена на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин
5 марта 2014 года, протокол № 8.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: Программа вступительных испытаний для абитуриентов направления подготовки 46.06.01 История и археология / Сост. Т.Н. Глушкова, О.Н. Стафеев – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. Программа предназначена для лиц, сдающих вступительный экзамен по направлению подготовки аспирантуры 46.06.01 История и археология.
Настоящая программа вступительных испытаний по отечественной истории включает пояснительную записку, в которой определены цель, задачи вступительного испытания, выделены требования к ответам и критерии их оценивания, описана процедура проведения экзамена, представлено содержание программы, дан примерный перечень вопросов и необходимых источников информации, сформулированы методические рекомендации абитуриентам.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета и магистратуры.
© Сургутский государственный педагогический университет, 2014
Пояснительная записка Общие положения Программа вступительного экзамена в аспирантуру по отечественной истории, методические рекомендации, составлены с учетом требований к вступительным испытаниям, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.
В аспирантуру по образовательной программе направления подготовки 46.06.01 История и археология принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и завершившие полный курс обучения по образовательной программе магистратуры или специалитета.
Содержание программы вступительных испытаний для будущих аспирантов соответствует основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую абитуриент освоил за время обучения в вузе и учитывает уровень подготовки выпускников, освоивших образовательные программы по другим специальностям и направлениям подготовки.
Вступительный экзамен по отечественной истории является формой проверки профессиональной готовности будущих аспирантов к выполнению профессиональной деятельности и решению комплекса педагогических, творческих, исследовательских, управленческих задач в сфере школьного и вузовского образования. Экзамен имеет интегрированный и комплексный характер, что позволит определить уровень теоретической и практической готовности будущих аспирантов к решению широкого комплекса научных, образовательных, управленческих задач в сфере образования.
Вопросы вступительного экзамена соотнесены с основной образовательной программой высшего профессионального образования по специальности 050401.65 История, направлениям подготовки магистратуры 050100.68 Педагогическое образование/профиль Историческое образование, которую выпускник педагогического вуза освоил за период обучения, а также с требованиями образовательной программы направления подготовки аспирантуры 46.06.01 История и археология. Цель и задачи вступительного испытания Цель вступительного экзамена в аспирантуру по отечественной истории - оценить готовность будущего абитуриента к организации и осуществлению научно-исследовательской работы.
Задачи экзамена:
Оценить уровень теоретической и практической готовности соискателя ученой степени к поиску и применению научных знаний.
Выявить степень сформированности умения интегрировать знания в процессе решения типовых задач научной деятельности.
Определить уровень информационной и коммуникативной культуры.
Требования к уровню подготовки абитуриентов На экзамене поступающие должны продемонстрировать:
- способность организовывать сложную историческую информацию в логически последовательной форме;
- способность извлекать и интерпретировать историческую информацию из различных исторических источников;
- способность создавать собственную трактовку исторических процессов в исследовательской деятельности. Форма и процедура вступительного испытания Порядок проведения вступительного экзамена в аспирантуру по отечественной истории определяется Правилами приема абитуриентов в СурГПУ.
Вступительный экзамен проводится по утвержденному председателем приёмной комиссии СурГПУ расписанию.
Проведение вступительного экзамена в аспирантуру осуществляется в форме открытого заседания экзаменационной комиссии, которая формируется из представителей профессорско-преподавательского состава вуза.
Состав экзаменационной комиссии утверждается ректором СурГПУ.
Председателем экзаменационной комиссии, как правило, назначается один из проректоров СурГПУ, в состав комиссии входят не менее двух членов из числа профессорско-преподавательского состава, имеющих достаточный опыт работы в научной сфере.
Форма вступительного испытания по археологии – экзамен в устной форме.
Абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья могут сдавать данный экзамен как в устной форме, так и в письменной форме.
Вступительное испытание в аспирантуру проводится в отдельной аудитории, количество поступающих в одной аудитории не должно превышать при сдаче вступительного испытания в письменной форме – не более 25 человек, в устной форме – не более 6 человек.
Для подготовки к ответу на вопросы междисциплинарного вступительного экзамена абитуриенту отводится не более 45 минут, а продолжительность ответа, как правило, не должна превышать 30 минут.
На экзамене абитуриенты могут пользоваться:
программой вступительного экзамена в аспирантуру;
историческими источниками.
Решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзамена объявляются в тот же день после завершения сдачи экзамена всеми абитуриентами группы в соответствии с Правилами приёма абитуриентов в Сургутский государственный педагогический университет.
Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья:
допускается присутствие в аудитории ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);
поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами.
Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых:
- задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
- поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20);
в) для глухих и слабослышащих:
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме.
Характеристика структуры экзаменационного билета Количество билетов по отечественной истории составляет 18, в каждом билете по 2 вопроса. Третий вопрос представляет собой реферат по теме выпускной квалификационной работы, где представлен научный аппарат исследования, его методика и полученные результаты.
Вопросы, представленные в материалах контроля, носят общетеоретический характер и отражают область предметных знаний: события, явления и процессы истории России – древняя и средневековая Русь, Россия нового времени, новейшая история России.
Содержание представленных вопросов позволяет абитуриентам продемонстрировать уровень сформированности как профессиональных умений (анализ и оценка), так и специальных умений – выделение причинно-следственных связей, сравнения, сопоставления, обобщения, выделения признаков и т.д. на историческом материале.
В рамках общетеоретических вопросов абитуриент должен продемонстрировать:
умение давать определения понятий;
умение выделять и ранжировать признаки понятий;
умение соотносить общенаучные (модель) и исторические понятия;
умение сравнивать исторические события, явления или процессы и выделять общее и особенное;
умение давать оценку историческим событиям, явлениям или процессам в соответствии с моделью или другими критериями;
знание конкретного исторического содержания (факты, события, личности).
Таким образом, содержательно контрольные материалы охватывают все исторические периоды, проверяют уровень владения абитуриентами специальными историческими умениями и навыками. Критерии оценки выполнения экзаменационного задания Критериями оценки устного ответа поступающего в аспирантуру являются полнота, логичность, доказательность, прочность, осознанность знаний, теоретическая обоснованность, практическая направленность, самостоятельность в интерпретации информации и др.
Результаты экзамена определяются по 5-балльной шкале, разброс баллов в которой соотнесен и с традиционной шкалой оценивания (оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»):
№
| КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
| ОЦЕНКА
| 1.
| представлена логичная структура;
грамотно определены исторические понятия;
выделены причинно-следственные связи и закономерности исторического процесса;
характеризована историографическая ситуация по проблеме;
выводы аргументированы и структурированы;
имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;
абитуриент демонстрирует отличное овладение профессиональными умениями в рамках представленного реферата;
| «отлично»
| 2.
| представлена логичная структура;
определены исторические понятия, но могут быть допущены неточности в определениях;
выделены причинно-следственные связи и закономерности исторического процесса, но могут быть допущены фактические ошибки;
характеризована историографическая ситуация по проблеме не полностью;
выводы аргументированы;
имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;
абитуриент демонстрирует хороший уровень овладения профессиональными умениями в рамках представленного реферата;
| «хорошо»
| 3.
| имеются фактические ошибки в содержании;
могут быть допущены нарушения логики и структуры;
исторические понятия определены не полностью;
не охарактеризована историографическая ситуация по проблеме;
не выделены причинно-следственные связи и закономерности исторического процесса, или при их выделении допущены фактические и логические ошибки;
имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;
представлено собственное методическое творчество;
абитуриент демонстрирует удовлетворительный уровень овладения профессиональными умениями в рамках представленного реферата;
| «удовлетворительно»
| 4.
| допущены грубые фактические и теоретические ошибки;
ответ не структурирован, отрывочен, отсутствует логика и доказательность представленных положений;
отсутствуют оценочные суждения, наличие собственной позиции;
собственное методическое творчество не представлено;
абитуриент демонстрирует недостаточный уровень овладения профессиональными умениями в рамках представленных заданий;
абитуриент не является на экзамен;
| «неудовлетворительно»
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Восточные славяне в догосударственный период
Проблема славянской прародины.Версии о происхождении славян. Великое переселение народов. Пути расселения славян. Освоение территории Восточно-европейской равнины.
Хозяйственные занятия и быт восточных славян. Язычество как система мировоззрения. Обряды и ритуалы, праздники восточных славян.
Общественно-политический строй восточных славян. Община. Процессы объединения, создание племенных союзов, союзов племен, союзов союзов племен, суперсоюз. Догосударственные объединения славян. Раздел 2. Государство Киевская Русь в X-XII вв.
Сложение государственности у славян. Причины и предпосылки. Организация управления обществом. Образование центров. Деятельность древнерусских князей. Укрепление центра государственности (Киева), подчинение восточнославянских племен центру. Система сбора даней и полюдье. Активная внешняя политика древнерусских князей. Взаимоотношения Руси с окружающим миром.
Изменение социальной структуры восточнославянского общества. Трансформация общины. Свободные общинники и их права. Появление зависимых категорий населения. Виды зависимости. Изменения в дружине. Собственность на Руси этого периода. Формирование церковного общества. Иерархия в церкви. Сложение церковного общества. Монахи и монастыри. Проблема «русского феодализма» в историографии.
Крещение Руси. Влияние христианства на мировоззрение населения Древней Руси. Появление новой системы ценностей, представлений о мире, месте в нем человека, об истории.
Культура Киевской Руси. Архитектура, храмовое строительство. Мозаика, фрески, иконопись. Книжная культура, летописание, древнерусская литература.
Распорядок времени в древней Руси. Праздники. Быт. Одежда и оформление жилища. Развитие ремесла в Киевской Руси. Значение торговли.
|