Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет





Скачать 276.77 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет
страница1/3
Дата публикации10.04.2015
Размер276.77 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Программа вступительных испытаний для абитуриентов

направления подготовки
46.06.01 Исторические науки и археология

Сургут 2014

Печатается по рекомендации отдела

сертификации и методического сопровождения

образовательного процесса
Программа утверждена на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин

5 марта 2014 года, протокол № 8.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: Программа вступительных испытаний для абитуриентов направления подготовки 46.06.01 История и археология / Сост. Т.Н. Глушкова, О.Н. Стафеев – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
Программа предназначена для лиц, сдающих вступительный экзамен по направлению подготовки аспирантуры 46.06.01 История и археология.

Настоящая программа вступительных испытаний по отечественной истории включает пояснительную записку, в которой определены цель, задачи вступительного испытания, выделены требования к ответам и критерии их оценивания, описана процедура проведения экзамена, представлено содержание программы, дан примерный перечень вопросов и необходимых источников информации, сформулированы методические рекомендации абитуриентам.

Программа вступительного экзамена в аспирантуру разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета и магистратуры.


© Сургутский государственный педагогический университет, 2014

Пояснительная записка
Общие положения
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по отечественной истории, методические рекомендации, составлены с учетом требований к вступительным испытаниям, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

В аспирантуру по образовательной программе направления подготовки 46.06.01 История и археология принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и завершившие полный курс обучения по образовательной программе магистратуры или специалитета.

Содержание программы вступительных испытаний для будущих аспирантов соответствует основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую абитуриент освоил за время обучения в вузе и учитывает уровень подготовки выпускников, освоивших образовательные программы по другим специальностям и направлениям подготовки.

Вступительный экзамен по отечественной истории является формой проверки профессиональной готовности будущих аспирантов к выполнению профессиональной деятельности и решению комплекса педагогических, творческих, исследовательских, управленческих задач в сфере школьного и вузовского образования. Экзамен имеет интегрированный и комплексный характер, что позволит определить уровень теоретической и практической готовности будущих аспирантов к решению широкого комплекса научных, образовательных, управленческих задач в сфере образования.

Вопросы вступительного экзамена соотнесены с основной образовательной программой высшего профессионального образования по специальности 050401.65 История, направлениям подготовки магистратуры 050100.68 Педагогическое образование/профиль Историческое образование, которую выпускник педагогического вуза освоил за период обучения, а также с требованиями образовательной программы направления подготовки аспирантуры 46.06.01 История и археология.
Цель и задачи вступительного испытания
Цель вступительного экзамена в аспирантуру по отечественной истории - оценить готовность будущего абитуриента к организации и осуществлению научно-исследовательской работы.

Задачи экзамена:

  1. Оценить уровень теоретической и практической готовности соискателя ученой степени к поиску и применению научных знаний.

  2. Выявить степень сформированности умения интегрировать знания в процессе решения типовых задач научной деятельности.

  3. Определить уровень информационной и коммуникативной культуры.


Требования к уровню подготовки абитуриентов
На экзамене поступающие должны продемонстрировать:

- способность организовывать сложную историческую информацию в логически последовательной форме;

- способность извлекать и интерпретировать историческую информацию из различных исторических источников;

- способность создавать собственную трактовку исторических процессов в исследовательской деятельности.
Форма и процедура вступительного испытания
Порядок проведения вступительного экзамена в аспирантуру по отечественной истории определяется Правилами приема абитуриентов в СурГПУ.

Вступительный экзамен проводится по утвержденному председателем приёмной комиссии СурГПУ расписанию.

Проведение вступительного экзамена в аспирантуру осуществляется в форме открытого заседания экзаменационной комиссии, которая формируется из представителей профессорско-преподавательского состава вуза.

Состав экзаменационной комиссии утверждается ректором СурГПУ.

Председателем экзаменационной комиссии, как правило, назначается один из проректоров СурГПУ, в состав комиссии входят не менее двух членов из числа профессорско-преподавательского состава, имеющих достаточный опыт работы в научной сфере.

Форма вступительного испытания по археологии – экзамен в устной форме.

Абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья могут сдавать данный экзамен как в устной форме, так и в письменной форме.

Вступительное испытание в аспирантуру проводится в отдельной аудитории, количество поступающих в одной аудитории не должно превышать при сдаче вступительного испытания в письменной форме – не более 25 человек, в устной форме – не более 6 человек.

Для подготовки к ответу на вопросы междисциплинарного вступительного экзамена абитуриенту отводится не более 45 минут, а продолжительность ответа, как правило, не должна превышать 30 минут.

На экзамене абитуриенты могут пользоваться:

  • программой вступительного экзамена в аспирантуру;

  • историческими источниками.

Решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзамена объявляются в тот же день после завершения сдачи экзамена всеми абитуриентами группы в соответствии с Правилами приёма абитуриентов в Сургутский государственный педагогический университет.

Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья:

допускается присутствие в аудитории ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;

поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

- задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

- поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20);

в) для глухих и слабослышащих:

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме.

Характеристика структуры экзаменационного билета
Количество билетов по отечественной истории составляет 18, в каждом билете по 2 вопроса. Третий вопрос представляет собой реферат по теме выпускной квалификационной работы, где представлен научный аппарат исследования, его методика и полученные результаты.

Вопросы, представленные в материалах контроля, носят общетеоретический характер и отражают область предметных знаний: события, явления и процессы истории России – древняя и средневековая Русь, Россия нового времени, новейшая история России.

Содержание представленных вопросов позволяет абитуриентам продемонстрировать уровень сформированности как профессиональных умений (анализ и оценка), так и специальных умений – выделение причинно-следственных связей, сравнения, сопоставления, обобщения, выделения признаков и т.д. на историческом материале.

В рамках общетеоретических вопросов абитуриент должен продемонстрировать:

  • умение давать определения понятий;

  • умение выделять и ранжировать признаки понятий;

  • умение соотносить общенаучные (модель) и исторические понятия;

  • умение сравнивать исторические события, явления или процессы и выделять общее и особенное;

  • умение давать оценку историческим событиям, явлениям или процессам в соответствии с моделью или другими критериями;

  • знание конкретного исторического содержания (факты, события, личности).

Таким образом, содержательно контрольные материалы охватывают все исторические периоды, проверяют уровень владения абитуриентами специальными историческими умениями и навыками.
Критерии оценки выполнения экзаменационного задания
Критериями оценки устного ответа поступающего в аспирантуру являются полнота, логичность, доказательность, прочность, осознанность знаний, теоретическая обоснованность, практическая направленность, самостоятельность в интерпретации информации и др.

Результаты экзамена определяются по 5-балльной шкале, разброс баллов в которой соотнесен и с традиционной шкалой оценивания (оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»):




КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ОЦЕНКА

1.

  • представлена логичная структура;

  • грамотно определены исторические понятия;

  • выделены причинно-следственные связи и закономерности исторического процесса;

  • характеризована историографическая ситуация по проблеме;

  • выводы аргументированы и структурированы;

  • имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • абитуриент демонстрирует отличное овладение профессиональными умениями в рамках представленного реферата;




«отлично»

 

2.

  • представлена логичная структура;

  • определены исторические понятия, но могут быть допущены неточности в определениях;

  • выделены причинно-следственные связи и закономерности исторического процесса, но могут быть допущены фактические ошибки;

  • характеризована историографическая ситуация по проблеме не полностью;

  • выводы аргументированы;

  • имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;



  • абитуриент демонстрирует хороший уровень овладения профессиональными умениями в рамках представленного реферата;



«хорошо»


3.

  • имеются фактические ошибки в содержании;

  • могут быть допущены нарушения логики и структуры;

  • исторические понятия определены не полностью;

  • не охарактеризована историографическая ситуация по проблеме;

  • не выделены причинно-следственные связи и закономерности исторического процесса, или при их выделении допущены фактические и логические ошибки;

  • имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • представлено собственное методическое творчество;

  • абитуриент демонстрирует удовлетворительный уровень овладения профессиональными умениями в рамках представленного реферата;




«удовлетворительно»


4.

  • допущены грубые фактические и теоретические ошибки;

  • ответ не структурирован, отрывочен, отсутствует логика и доказательность представленных положений;

  • отсутствуют оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • собственное методическое творчество не представлено;

  • абитуриент демонстрирует недостаточный уровень овладения профессиональными умениями в рамках представленных заданий;

  • абитуриент не является на экзамен;




«неудовлетворительно»



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Восточные славяне в догосударственный период

Проблема славянской прародины.Версии о происхождении славян. Великое переселение народов. Пути расселения славян. Освоение территории Восточно-европейской равнины.

Хозяйственные занятия и быт восточных славян. Язычество как система мировоззрения. Обряды и ритуалы, праздники восточных славян.

Общественно-политический строй восточных славян. Община. Процессы объединения, создание племенных союзов, союзов племен, союзов союзов племен, суперсоюз. Догосударственные объединения славян.
Раздел 2. Государство Киевская Русь в X-XII вв.

Сложение государственности у славян. Причины и предпосылки. Организация управления обществом. Образование центров. Деятельность древнерусских князей. Укрепление центра государственности (Киева), подчинение восточнославянских племен центру. Система сбора даней и полюдье. Активная внешняя политика древнерусских князей. Взаимоотношения Руси с окружающим миром.

Изменение социальной структуры восточнославянского общества. Трансформация общины. Свободные общинники и их права. Появление зависимых категорий населения. Виды зависимости. Изменения в дружине. Собственность на Руси этого периода. Формирование церковного общества. Иерархия в церкви. Сложение церковного общества. Монахи и монастыри. Проблема «русского феодализма» в историографии.

Крещение Руси. Влияние христианства на мировоззрение населения Древней Руси. Появление новой системы ценностей, представлений о мире, месте в нем человека, об истории.

Культура Киевской Руси. Архитектура, храмовое строительство. Мозаика, фрески, иконопись. Книжная культура, летописание, древнерусская литература.

Распорядок времени в древней Руси. Праздники. Быт. Одежда и оформление жилища. Развитие ремесла в Киевской Руси. Значение торговли.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного...
...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного...
...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconДепартамент образования и науки ханты-мансийского автономного округа...
Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconПравительство Российской Федерации федеральное государственное автономное...
Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в целях повышения эффективности работы государственных учреждений, подведомственных Департаменту...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconПостановление от 10 ноября 2010 г n 292-п о порядке и условиях оплаты...
Российской Федерации, статьей 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 9 декабря 2004 года n 77-оз "Об оплате труда...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconСреднего профессионального образования ханты-мансийского автономного...
Полное наименование учреждения: Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconРаспоряжение 15. 08. 2011 №
Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в целях повышения эффективности работы государственных учреждений, подведомственных Департаменту...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconКонкурс на замещение должности директора казённого предприятия Саратовской...
Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в целях повышения эффективности работы государственных учреждений, подведомственных Департаменту...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет icon1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг»
Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в целях повышения эффективности работы государственных учреждений, подведомственных Департаменту...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconПравительство Ханты-Мансийского автономного округа Югры Департамент...
Провести конкурс рисунков и плакатов на тему: «Мы славим мужество и подвиг Ваш» (7 – 1 кл)
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconПостановление От 30 марта 2012 г. N 117-п об аттестации руководителей...
Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в целях повышения эффективности работы государственных учреждений, подведомственных Департаменту...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconДепартамент образования и молодежной политики ханты-мансийского автономного...
Методические материалы для студентов дневного отделения
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconДоклад разработан с целью внедрения принципов управления по результатам...
Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2012 2015 годы (далее – Доклад) подготовлен...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconПриказ №224 Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 ноября 2010 года №313-о/42 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет icon№1(Р. п- 36) Организация работы гинекологического стационара
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского Автономного округа Югры Ханты-Мансийский...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconО порядке проведения конкурса «Учитель года города Когалыма 2014»
Когалыма-2014» (далее – Конкурс) является муниципальным этапом регионального этапа всероссийских конкурсов профессионального мастерства...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск