Лекция по предмету «История искусства»





Скачать 420.9 Kb.
НазваниеЛекция по предмету «История искусства»
страница1/4
Дата публикации15.04.2015
Размер420.9 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > История > Лекция
  1   2   3   4
Установочная лекция по предмету «История искусства»
Цели и задачи лекции:


  • Представить предмет «История искусства» как взаимосвязанную в своем развитии историю стилей с акцентом на описании

  • исторических особенностей эпохи, конкретных произведений, их живописных и стилистических особенностей, творческой манеры художников их создавших.

  • Научить распознавать исторические стилевые особенности.

  • Дать краткие теоретические знания по предмету «История искусства», пробудить интерес к одной из прекрасных страниц жизни человека, воспитать эстетическое чувство, развить эмоциональное восприятие, художественный вкус и творческий подход к будущей специальности.

  • Дать план самостоятельной подготовки к предмету «История искусства» и познакомить с ходом выполнения контрольных работ для успешной сдачи экзамена.


План лекции:


  1. Предмет истории искусства – история стилей.

  2. Специальная литература по предмету, (обязательная и дополнительная).

  3. Специфика выполнения контрольных работ по предмету история искусства.

  4. Краткая вводная лекция по предмету «История искусства».

  5. Что такое искусство?

  6. Понятие жанров и видов искусства

  7. Виды искусства: архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, графика, скульптура.

  8. Заключение


Дисциплина «История искусства» занимает одно из ведущих мест в системе подготовки дизайнеров специализации «Декоративно-прикладной дизайн», «Дизайн интерьера», «Художественное проектирование и конструирование швейных изделий», «Парикмахерское искусство и дизайн прически», так как владение информацией в рамках этого предмета определяет успех работы будущих специалистов.

Дисциплина «История искусства» представляет собой сложную картину развития различных школ, течений, стилей, взаимопроникновения форм и традиций, в частности, в изобразительном искусстве, не знающих временных и географических границ.

Содержание предмета «История искусства» основывается на сведениях по истории творческой деятельности человечества во всем их многообразии. Рамки понятия «искусство» сужены до понятия «стационарное искусство». «Временные искусства» будут рассмотрены нами очень кратко.

Большое внимание будет уделено раскрытию содержания и смысла шедевров архитектуры, традиционных сюжетов живописи и скульптуры. При этом, эстетическая оценка произведения взаимосвязана с пояснением изображаемого. Насколько это возможно, через творчество отдельных художников показать социокультурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи. Основное внимание уделяется классическому западноевропейскому искусству, начиная с первобытного искусства и искусства Древнего Египта и заканчивая классическим искусством третьей четверти XX века, так как оценки современного искусства носят пока спорный характер, ибо, по мнению искусствоведа Власова В.Г., «слишком мала историческая дистанция, чтобы было возможно расставить правильные акценты». Материалы лекций, не смотря на большой объем сведений по предмету, не претендует на всеохватность.

Понятие культура употребляется для характеристики исторических эпох (античность, Ренессанс), отдельных стран (культура Древнего Египта), и тогда оно обозначает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом в определенные эпохи или в конкретных странах. Важнейшей частью культуры является культура художественная. Искусство не только отражает реальную жизнь, оно творит особую реальность, служит неким дополнением, а иногда и заменой реальной жизни, передавая при этом дух эпохи, ее идеалы.

Всю историю мировой художественной культуры необходимо рассматривать как историю стилей. СТИЛЬ – это то своеобразие, которое позволяет сразу определить, в какую историческую эпоху создано произведение искусства.

К великим стилям относятся архаика и классика античности, романский стиль и готика средневековья, Возрождение, которое обозначило переходный период от средних веков к новому времени, барокко, рококо и классицизм нового времени. Последним крупным стилем на рубеже XIX-XX веков стал модерн, в котором была сделана попытка возрождения единства архитектуры, декоративного и изобразительного искусства. Романский стиль, готика и Ренессанс были стилями, проявившимися во всех видах искусства и оказавших огромное влияние на мировоззрение, философию и быт.

Но ни один из великих стилей не был единственным определяющим культурное лицо эпохи и страны. Все стили тесно связаны в своем развитии. Сложившись в определенную историческую эпоху, они непрерывно преобразовывались и возрождались на следующем этапе в новом качестве. К примеру, по мнению культуролога Емохоновой Л.Г., «классицизм XVII века во Франции сильно отличается от неоклассицизма половины XVIII века, и, конечно же, от неоклассицизма как одного из направлений модерна».

Все вышесказанное обосновывает наличие специальной литературы, как научной, так и научно-популярной, которая дает общее и авторское представление о тех или иных социально-культурных и художественных доминантах эпохи.

В рабочей программе 5664 по «Истории искусства» на странице 6-7, в разделе Тематический план изучения дисциплины «История искусства» даны темы, названия которых следует внимательно прочитать, перед тем, как начинать отбор специальной литературы. Дальнейшее изучение программы дает возможность выполнить этот отбор.

В методических указаниях, на стр. 13, из всего обширного списка рекомендуемой литературы, на наш взгляд, следует отобрать:

  1. Верман К. История искусства всех времен и народов: В 3т. – М.: АСТ, 2000. Т.1-3.

  2. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь: В 3т. – СПб.: 1997.

  3. Гнедич П.П. Всемирная история искусства. – М.: 1996.

  4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства, - М.: Искусство, 1993.

  5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура, - М.: Академия, 1999.

  6. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство [Текст]: учеб. для вузов. / Т.В. Ильина. - М.: Высш. шк., 2005. – 407 с.: с ил.

  7. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство [Текст]: учеб. для вузов. / Т.И. Ильина. - М.: Высш. шк., 2005. – 368 с.: с ил.

  8. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. В 2 т.: учебник для вузов / Н.М. Сокольникова. –М.: Академия, 2007.: рис., ил.

  9. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. – Нью-Йорк: Харри Н. Абрамс, СПб.: Икар, 1996.

Помимо иллюстрированных учебников и репродукций в литературе по изобразительному искусству и в отдельно изданных альбомах, хочется рекомендовать «Энциклопедию для детей. Искусство», в 2томах, издательства Аванта+. Энциклопедия содержит хорошую подборку иллюстраций по различным темам программы.

Специфика выполнения контрольных работ подробно расписана в методических указаниях на стр. 6 в таблице. Вариант контрольной работы выбирается по начальной букве фамилии и последней цифре зачетки. Также в методических указаниях дается литература к каждому разделу по темам предмета «История искусства». Внимательно прочитайте темы контрольных работ на стр. 8-12, подберите литературу и начинайте выполнение заданий. Желаем Вам успешной работы!

Прежде, чем перейти к следующему пункту нашего плана, хочется подробнее остановиться на том, что же такое искусство в целом и рассмотреть различные подходы в понимании этого явления.

Что такое искусство?

Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека… Искусство – это многоярусные устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбные лики богоматери, смотрящие на нас с русских икон… Искусство – это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, поэзия воздуха и цвета импрессионистов, это загадки сюрреализма. Искусство – это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини и Тарковского. Искусство – то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео.

Искусство – одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик человека, его чувства и мысли, мировоззрение, воспитывает, расширяет кругозор, пробуждает творческие способности.

Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления.

Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: «имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты». Следует отметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты - относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, каменные орнаменты романской архитектуры, экспрессионизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда).

Во-вторых, искусство – это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.

В-третьих, искусство – это форма чувственного познания мира. Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный (основанный на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания, являющего символический облик культуры (науке, искусстве, религии), присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука – рациональную, искусство – чувственную, религия – интуитивную.

В-четвертых, в искусстве проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца).

В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие и наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках и формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох. Исследователи, пытаясь понять природу искусства, видели в нем и реализацию инстинкта украшения и подражания природе, и средство общения между людьми и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах. Они рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру или удовольствие, как проявление иррационального и бессознательного начала в человеке; они видели в нем способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Все эти интерпретации отражают накопленное знание об искусстве и раскрывают различные грани духовной культуры человечества.

Итак, определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Искусство объявлялось «подражанием природе» и «свободным формотворчеством», «воспроизведением действительности» и «самопознанием Абсолюта», «самовыражением художника» и «языком чувств», особого рода игрой и особого вида молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков, их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства. Эта сложность, многогранность структуры не осознается и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства, то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творческо-созидательную и т.д.

К искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности. Процесс исторического развития общественного разделения труда привел к тому, что из первоначальной слитной, синкретической человеческой жизнедеятельности выделились и получили самостоятельное существование многообразные отрасли материально-духовного производства, а также различные формы общения людей.

Художественно-творческая деятельность человека развертывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, его родами и жанрами. Обилие и разнообразия этих форм могут показаться хаотическими нагромождениями, в действительности же они являются закономерно организованной системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств:

пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн), т.е. такие, которые развертывают свои образы в пространстве;

временные (словесные и музыкальные), т.е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;

пространственно-временные (танец, актерское искусство и все базирующееся на нем; синтетическое – театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т.д.), т.е. такие, образы, которые обладают одновременно протяженностью и длительностью, телесностью и динамизмом.

Каждый вид искусства непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно, само наличие таких родов. В изобразительном искусстве это - станковый, монументально-декоративный, миниатюрный. А к жанрам живописи относится портрет, пейзаж, натюрморт и т.п. Жанры определяются прежде всего по предмету изображения. Дальнейшая, более дробная жанровая дифференциация обусловлена тем, что в художественном творчестве сливаются познавательные, идейно-оценочные, образно-художественные элементы, а каждое произведение искусства имеет еще и определенное функциональное назначение. Так, поскольку, идейно-оценочная позиция художника-портретиста может быть не только объективной или апологетической, но и иронической или гневно-обличительной, портрет может приобрести форму шаржа или карикатуры. В зависимости от своего назначения тот же портрет может быть парадным или камерным, интимным и пр. Новые «поджанры» возникают также при дроблении на более частые явления самих предметов изображения (например, морской вид, марина – особый вид пейзажа, «галантный жанр» - один из видов бытового жанра, и т.д.) Поскольку каждому жанру присущи определенные, характерные только для него средства художественной выразительности, жанр может быть определен как тип произведений искусства в единстве специфических свойств его формы и содержания. В тех видах пластических искусств, где невозможно выделить предмет изображения (в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и др.) жанровая классификация не принята, ее место занимают типологические разделения, основанные главным образом на функции произведений (например, дворец, церковь, жилой дом в архитектуре)

Понятие жанра не является внеисторическим. Искусство древности, Средних веков и Возрождения не знало четких границ между жанрами. Только в XVII – XVIII в.в. эстетика классицизма создала строго определенную, нормативную, иерархическую жанровую систему (именно тогда во Франции входит в употребление и сам термин «жанр»). Уже в XIX веке жестко установленные границы жанра начинают стираться, ряд жанров постепенно утрачивает свое значение и главенствующее положение в иерархической системе (например, «историко-мифологический» жанр); одновременно важнейшее значение получают некоторые жанры, ранее относившиеся к категории «низших» (портрет, пейзаж, бытовой жанр и др.)

В XX веке происходит сложный процесс переплетения и взаимодействия жанров, рожденных из новых разновидностей. Не смотря на очевидную историчность понятия «жанр», в практике искусствоведения его часто применяют к внешним периодам истории мирового искусства, что объясняется удобством рассмотрения во многих случаях произведения искусства, объединенных не стилистической близостью, а тематикой изображения.

Портрет – изображение (образ) человека либо группы людей, существующих либо существовавших в действительности. Портрет – один из главных жанров живописи, скульптуры, графики. Важнейший критерий портретности – сходство изображения с моделью (оригиналом). Оно достигается не только верной передачей облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности диалектического единства индивидуальных и типических черт, отражающих определенную эпоху, социальную среду, национальность. В то же время отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящие воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета придают портретному образу субъективно-авторскую окраску.

Пейзаж – воспроизведение окружающей человека природы в многообразии ее форм и состояний. Портретный и пейзажный жанр могут сосуществовать рядом не противореча друг другу.

Натюрморт – (от франц. «мертвая природа») – изображение предметов быта, орудий труда, фруктов, овощей, цветов, помогающее через проникновение в мир вещей охарактеризовать их владельцев, их духовный мир, понять мировоззрение и особенности общественного уклада той или иной эпохи, того или иного народа.

Анималистический жанр – (от лат. Animal –животное), главным мотивом которого является изображение животных. Об острой наблюдательности древних охотников свидетельствуют рисунки зверей и птиц в древнем искусстве народов многих стран. Изображения животных встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках. В средние века в Европе были распространены аллегорические и фольклорные, гротесковые и сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения художники начали изображать животных с натуры (Пизанелло, Дюрер), но первые художники-анималисты и, собственно анималистический жанр, появился в Древнем Китае. В более поздние времена возрастает стремление к точному изучению анатомии животных и их пластической характеристике. Творчество ведущих современных анималистов отмечено тонким знанием животного мира.

Исторический жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества, историческое значение которых признано современниками. Исторический жанр обращен в основном в прошлое. Основные виды произведений исторического жанра – исторические картины, росписи, рельефы, монументы и станковая скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика. Исторический жанр часто перекликается с другими жанрами – бытовым, портретом, пейзажем, особенно тесно смыкается с батальным жанром, раскрывая исторический смысл военных действий.

Бытовой жанр – отражает повседневную жизнь людей, их нравы и быт, социальный и национальный уклад.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция по предмету «История искусства» iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 03. История хореографического искусства
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «История изобразительного искусства»
Лекция по предмету «История искусства» iconПрограмма по учебному предмету История изобразительного искусства
Программа курса «История Искусства» предназначена для детской художественной школы в IV-IХ классах
Лекция по предмету «История искусства» iconПрограмма по учебному предмету «История изобразительного искусства»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50»
Лекция по предмету «История искусства» iconОбщеобразовательная программа в области хореографического искусства...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Лекция по предмету «История искусства» iconФилософский факультет
Курс находится в тесной связи с курсами «История культуры», «Теория и история искусства», «История изобразительного искусства», «Охрана...
Лекция по предмету «История искусства» iconИстория зарубежного искусства
Учебная программа дисциплины «История культуры и искусства» предназначена для студентов специальности 070601. 65 «Дизайн»
Лекция по предмету «История искусства» iconИстория зарубежного искусства
Учебная программа дисциплины «История культуры и искусства» предназначена для студентов специальности 070601. 65 «Дизайн»
Лекция по предмету «История искусства» iconПримерная программа дисциплины История изобразительного искусства...
Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства
Лекция по предмету «История искусства» iconПрограмма по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной...
Восприятие искусства человеком зависит от его личной системы ценностей, определяемой предшествующим жизненным опытом и, во многом,...
Лекция по предмету «История искусства» iconТематический план по предмету : история
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004...
Лекция по предмету «История искусства» iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция по предмету «История искусства» iconПрограмма по учебному предмету «История театрального искусства» разработана...
Разработчики: Г. А. Степанова, театровед, кандидат искусствоведения, член Союза театральных деятелей
Лекция по предмету «История искусства» iconПрограмма дисциплины «Описание и анализ памятников искусства и культуры»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Лекция по предмету «История искусства» iconПрограмма учебной дисциплины «история искусств»
«История искусств» является приобретение студентами знаний в области морфологии искусства и основных тенденций, включая современные,...
Лекция по предмету «История искусства» iconПрограмма по. 02. «История искусств» уп. 01. «История народной культуры...
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детская школа искусств»
Лекция по предмету «История искусства» iconВ. А. Новосельцева основы ораторского искусства
Новосельцева В. А. Основы ораторского искусства: Лекция. – Краснодар: Краснодарский университет мвд россии, 2012. – 22 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск