Рекомендовано Утверждаю
методическим советом директор школы
___________Гамза О.А. ______М.В.Октябрь
протокл №______от «___»________2010г
«___» ___________2010 г
Рабочая программа
по истории средних веков
и истории России
с древнейших времен до конца XVI века
6 класс
Составитель:
Землянушина А.Ю.
учитель истории
Согласовано
Зам.директора по УВР
_______Маликова Д.Н.
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004.
Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения курса «История средних веков» – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.
Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими. Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач: Задачи курса:
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе Знать/Понимать:
Основные даты и ключевые события истории России и мира в эпоху средневековья;
Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
Уметь:
связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
полемизировать и отстаивать свои взгляды;
самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
работать с исторической картой;
оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Используемые УМК:
Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2007.
Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.
Атлас. История России с древнейших времен до начала XXI века. Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев. – М.: ООО «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2004
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. – М.: Дрофа, 2007.
АА Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: рабочая тетрадь. М.,- Просвещение, 2009г
АА Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: поурочные разработки, пособие для учителей..М.,- Просвещение, 2009г
О.В. Кишенкова, Сборник тематических тестов История России 6 класс, М.- «Инеллект -центр», 2008.
Программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов)
№ урока
Пример. Дата
| Тема
| Кол.час.
| Содержание
| Понятия
| Требования к подготовке учащихся
| Тип урока
| Контроль знаний
| История средних веков
|
| 1
| Введение. Живое средневековье
| 1
| Понятие «средние века»;
Место ИСВ в ист. Челов-ва;
Хрон. Рамки средневековья;
Исторические источники.
| Архив
Хроники
| Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;
Называют хронолигические рамки средневековья;
Определяют по ленте времени хронологические рамки средневековья
| Урок изуч. Нов. Материала
| Введение
с 6-10
раб.конт.карт.;
инд.задан.;
работа с нов. Понятиями;
раб.с лент.вр.
|
| Становление средневековой Европы (VI–XI века)
|
| 2
| Древние германцы и Римская империя
| 1
| Велик. Пересел. Народов;
Герман. Племена;
Падение Западной Римской империи;
Гунны.
| Знать
Герцог
Народ. Ополчен.
Дружина
Гунны
Готы
| Работают с контурной картой;
Выявляют сходства и отличия обществ германцев и римлян.
| Комбинированный
| §1
Мини-соч. «Что германцы и римляне могли перенять друг у друга»
Зад.раб.тетр.
|
| 3
| Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.
| 1
| Франки: ассел., занятия, хоз. И обществ. Устр-во;
Появление гос-ва;
Король Хлодвиг;
Христ. Церковь;
Монастыри
| Король
Граф
Папа
Феодал
Миряне
Монастырь
Аббат
| Выявляют отличия власти короля от власти вождя;
Работают с контурной картой;
Умеют использовать текст исторического источника при ответе на вопрос.
| Комбинированный
| §2
Сравн.таб. «Власть короля и власть вождя»
Зад. Раб. Тетр.
|
| 4
| Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность
| 1
| Карл Великий;
Франкская имп. И её распад;
Междоусоб.войныСеньоры и васс.;
Феод. Лестница.
| Авары
Титул
Феод.раздроб.
Междоус. Войны
Сеньор
Вассал
Барон
Рыцарь
| Оценивают деятельность исторических личностей (на прим. Карла Великого);
Работают с историческими докум.;
Определяют на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
| Урок-практикум
| §3
Пробл.з.-в чем причины распада имп. К.В. и периода феод. Раздроб.
|
| 5
| Западная Европа в IX – XI веках.
| 1
| Слабость королев. Власти во Франц.;
Свящ.Рим.имп.;
англосаксы и норманн.завоев.
| Норманны
Викинги
Замок
| Указывают на контурной карте завоеванные норманнами земли;
Умеют объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.
| Комбинированный
| § 4
Зад.раб.тетр
Пробл.з.-можно ли счит. Свящ.Рим.имп. гос-вом и почему?
|
| 6
| Культура Западной Европы в раннее Средневековье.
| 1
| Представления людей о мире;
Каролингское Возрождение;
Иск-во, лит-ра.
| Капелла
Пергамен
Инициалы
Заставки
Житие
Эпос
Жонглер
| Называют существенные черты представлений средневекового человека о мире:
Умеют работать с различными источниками дополнительной информации
| Урок-практикум
| §5
Зад.раб.тетр.
Сравн.таб. «отличия обучения в монастыр. Школе и соврем. Школе»
Тестирование
|
| Византийская империя и славяне в VI – XI веках
|
| 7
| Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
| 1
| Терр., хоз-во, гос. Устр-во Византии;
Визант. Имп-ры;
Юстиниан и его реформы;
Войны Юстин.;
Вторж. Слав. И арабов.
| Скипетр
Право
| Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого);
Умеют анализировать и сравнивать исторические факты.
| Урок изуч.нов. материала
| §6
Зад.раб.тетр.
Тесторование
Фронталь опрос
Индивид. Задания
|
| 8
| Культура Византии.
| 1
|
| Алтарь
Крестово-купрльный храм
Канон
Смальта
Икона
| Составляют описание произведений искусства;
| Урок с примен. ТСО
| §7
Зад.раб.тетр
Проб.з.-сравн. Зап. И вост. Культуры
|
| Арабы в VI – XI веках.
|
| 9
| Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
| 1
| Рассел., занятия араб. Племен;
Мухаммед и рождение ислама;
Роль ислама в объед. Арабских племен;
Распространение ислама.
| Бедуины
Аллах
Мусульманин
Коран
Шариат
Паломничество
Халиф
Везир
Эмир
| Работают с контурной картой;
Раскрывают систему у4правления арабами;
Объясняют объединительную роль ислама;
Знают основы вероучения ислама и обязанности.
| Урок изуч.нов. материала
| §9
Зад.раб.тетр.
Раб.контур.кар.
Индивид.задан.
Фронт. Опрос
Раб. По карте
|
| 10
| Культура стран халифата.
| 1
| Культура арабов: образование, литература, искусство, медицина
| Медресе
Фарси
Альгамбра
Мечеть
Арабески
Минарет
| Рассказывают о развитии культуры в странах халифата;
Составляют описание произведений искусства;
Дают устный отзыв на ответы одноклассников.
| Комбинированный
| §10 Зад.раб.тетр.
Сравн.таб. «куль. Виз. Араб. Халиф»
Сообщ. «Образ-ие, наука, лит-ра»
Тестирование
|
| Феодалы и крестьяне
|
| 11
| В рыцарском замке.
| 1
| Замок феодала;
Снаряж. Рыцаря;
Развлечения рыцарей;
Правила повед. рыцарей;
Турниры, гербы
| Замок
Донжон
Рыцарь
Кольчуга
Турнир
Герольд
Герб
Девиз
| Используют иллюстрации и текст учебника при описании феодала и рыцаря;
Умеют раскрывать суть феодальных отношений;
Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового феодала
| Урок-практикум
| §11
Зад.раб.тетр.
Рассказ «День феодала»
Индивид.задан.
Фронталь опрос.
|
| 12
| Средневековая деревня и её обитатели.
| 1
| Феод. землевл-е;
Феодальная знать;
Жизнь, быт кр-ян;
Крест. хозяйство;
Феод. завис-ть и повинности;
Крест. община.
| Вотчина
Барщина
Оброк
Лично завис. крестьянин
| Называют существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян);
Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого человека.
| Урок-практикум
| §12
Зад.раб.тетр.
Сравн.таб. «Жизнь и быт раба, колона, зависимого крестьянина»;
Тестирование
|
| Средневековый город в Западной и Центральной Европе
|
| 13
| Формирование средневековых городов.
| 1
| Возник. Городов;
Города – центры ремесла, торговли, культуры;
Цехи и гильдии.
| Сырье
Коммуны
Самоуправление
Бургомистр
Патриции
Устав
| Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов);
Описывают облик средневекового города;
Раскрывают систему управления средневекового города
| Комбинированный
| §13
Зад.раб.тетр.
Индивид.зад.
Творческ. задан.
|
| 14
| Горожане и их образ жизни.
| 1
| Город. сословия;
Город. упр-ние;
Жизнь, быт, занят. горожан;
Средневек. гор. – республики.
| Собор
Ратуша
Мастер
Ученик
Подмастерье
Шедевр
| Рассказывают о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века
| Комбинированный
| §14
Зад.раб.тетр.
Индивид.зад.
Фронталь. опрос
Тестирование
|
|
Католическая церковь в XI – XIII веках
| 15
| Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
| 1
| Раздел. церквей;
Герман. имп-ры и церковь;
Ереси и преслед. еретиков.
| Католичество
Православие
Фанатизм
Десятина
Еретик
Индульгенция
Сословия
| Выявляют различия католической и православной церквей;
Объясняют причины раскола христ. церкви на католическую и православную;
Раскрывают прич. возникновения ереси.
| Комбинированный
| §15
Зад.раб.тетр.
Хронолог. таблица
Индивд. задания
| 16
| Крестовые походы.
| 1
| Крестовые походы и их последствия;
Борьба народов Востока против крестоносцев.
| Крестоносцы
| Наносят на контурную карту походы крестоносцев;
Обозначают государства крестоносцев;
Раскрывают причины и последствия крестовых походов.
| Комбинированный
| §16
Зад.раб.тетр.
Индивид. задания
Определить участников всех крест. походов
Тестирование
| Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века)
| 17
| Объединение Франции.
| 1
| Усиление королев. Власти;
Сослов-представ. монархия;
Генеральные Штаты;
Первые успехи объединения.
| Денежный оброк
| Выявляют изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап);
Объясняют причины усиления королевской власти во Франции;
Перечисляют характерные черты сословной монархии.
| Комбинир.
| §17
Зад.раб.тетр
Классиф. гос. власть по указан. признакам
Перечисл. характ. черты полит. устр-ва Франции
| 18
| Что англичане считают началом своих свобод.
| 1
| Норманн. завоев.;
Генрих II, его реф;
Великая хартия вольностей;
Парламент;
Сослов. Монархия;
Экон. и социаль. развитие страны.
| Баллада
Реформа
Шериф
Графство
Суд присяжных
Парламент
| Сравнивают причины образования централизованного государства во Франции и Англии;
Называют особенности государственной системы централизованного государства в Англии, делают выводы.
| Комбинированный
| §18
Зад.раб.тетр.
Сравнит.таблица «общее и особенное в сословно-представ. монархии Фран. и Англии»
| 19
| Столетняя война.
| 1
| Причины войны и повод к ней;
Итоги и послед. Столетней войны.
|
| Наносят на контурную карту ход боевых действий;
Излагают причины Столетней войны;
Сравнивают армии англичан и французов, оценивают их боеспособность.
| Комбиниров.
| §19
Зад.раб.тетр
Хронолог.таблицаСообщение о Жанне Д'Арк
| 20
| Крестьянские восстания во Франции и в Англии.
| 1
| Полож. крестьян во Фр. и Англии;
Восстание в Лондоне
| Партизанская война
Народная освободительная война
| Сравнивают причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии;
Знают последствия крестьянских выступлений.
| Комбин.
| §20
Зад.раб.тетр
Индивид.задания
Фронталь опрос
| 21
| Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.
| 1
| Заверш. объедин. Франции;
Образование централиз. Гос-ва;
Война Алой и Бел. розы в Англ.;
Генрих VIII.
| Постоянное войско
Ежегодный налог
| Дают самостоятельную оценку историческим явлениям;
Объясняют причины укрепления централизованного государства во Франции;
Объясняют, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии.
| Комбинированный
| §21
Зад.раб.тетр
Пробл.з. – определить существенные черты централизованного государства
Фронталь. опрос
Индивид. задания
| 22
| Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
| 1
| Пиреней.гос-ва: природа, климат, условия жизни, занятия;
Реконкиста;
Образ. Испан. Королевства;
Введ. инквизиции в Испании;
Раскол в катол. церкви
| Реконкиста
Кортесы
| Работают с контурной картой (на примере Реконкисты);
Показывают на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове;
Объясняют понятие «реконкисты» и рассказывают о ее ходе;
Знают причины образования самостоятельных государств Испания и Португалия.
| Урок изуч. нового материала
| §22
Зад. раб. тетр
Раб.по контур.карт
Раб. по истор.карте
Сравн. таб. «английский парламент, Генеральные штаты, Кортес»
Тестирование
| Германия и Италия в XII – XV веках
| 23
| Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.
| 1
| Княжества в Германии;
Натиск на Восток;
Союзы городов;
Гор. респ. в Ит.;
Гвельфы и гибелл.;
Правление Медичи во Флор.
| Курфюрст
Булла
Кантон
Гвельфы
Гибеллины
Чомпи
Тирания
| Сравнивают особенности развития Германии и Италии;
Дают самостоятельную оценку историческим событиям
| Комбинированный
| §23-24
Зад. раб. тетр.
Фронталь опрос.
Пробл.з.- почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло централизованного государства?
Тестирование
|
Славянские государства и Византия в XIV – XV веках
| 24
| Гуситское движение в Чехии.
| 1
| Чехия в XIV веке;
Ян Гус.;
Гус. войны, и их значение;
Народное войско.
| Паны
Патриот
Церков. собор
Табориты
Сейм
| Работают с картой;
Оценивают деятельность исторических личностей (Ян Гус);
Объясняют, почему гуситское движение называют национальным»;
Рассказывают о ходе и результатах гуситского движения.
| Урок изуч. нового материала
| §25
Сообщение о Яне Гусе и Яне Жижке
Зад.раб. тетр.
Индивид. зад.
Раб по истор. карте
| 25
| Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
| 1
| Балк. страны перед завоев.;
Завоевания турок-османов;
Битва на Косовом поле;
Гибель Византии;
Осман. Империя
| Турки-османы
Янычары
Подушный налог
| Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов);
Умеют работать с текстом учебника
| Урок-практикум
| §26
Зад. раб. тетр.
Раб. по конт. карте
Пробл.з.-почему Вост.Рим.имп. смогла просущ. На тысячу лет больше, чем Зап.Рип.имп.?
Тестирование
| Культура Западной Европы в XI – XV веках
| 26
| Культура Западной Европы в XI – XV веках
| 1
| Представл. среднев. чел-ка о мире;
Место религии в жизни человека;
Наука и образ.;
Появл. универ.;
Возрожд. антич. Наследия;
Нов. уч. о чел-ке;
Гуманизм;
Иск. раннего Возрождения;
Разв. науки и тех;
Изобр.книгопеч.
| Домна
Мушкет
Компас
Астролябия
Каравелла
Печат.станок
Ректор
Факультет
Трубадур
Ваганты
Арка
Свод
Готич. стиль
Химеры
Гуманизм
| Выявляют новые черты в искусстве;
Сравнивают идеи гуманистов;
Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях;
Умеют работать с различными источниками информации.
| Урок с примен. ТСО
| §27-30
Зад.раб.тетр.
Пробл.з.-почему это время называют Возрождением?
Когда и благодаря чему начались Великие географические открытия?
Сообщ. об изобр. книгопеч.
Тестирование
|
Народы Азии. Америки и Африки в Средние века
| 27
| Средневековый Китай
| 1
| Имп-ор и поддан.;
Крест. война;
Кит.под вл. монг.;
Борьба против завоевателей. Культура Китая.
| Шелковый путь
Монгол
Хан
Фарфор
Пагода
Пейзаж
| Составляют описание достижений культуры стран;
Объясняют причины колониального вторжения в Китай;
Объясняют причины крестьянских выступлений и гражданской смуты.
| Урок изуч. нового материала
| §31
Зад.раб.тетр.
Раб.по истор.карте
Пробл.з.- раскрыть значение китайской культуры
Тестирование
| 28
| Индия: государства и культура.
| 1
| Индий. княж-ва;
Вторж. Мусульм;
Делий. Султанат;
Культура Индии.
| Раджа
Брахман
Фрески
| Сравнивают особенности развития Китая и Индии;
Рассказывают о политическом устройстве индийских княжеств до вторжения мусульман;
Понимают значение индийской культуры.
| Урок изуч. нового материала
| §32
Зад.раб.тетр
Фронтальл опрос;
Пробл.з.-влияние инд. Кул-ры на миров. Ист. и куль
Тестирование
| 29
| Государства и народы доколумбовой Америки
| 1
| Народы Америки. Государства. Культура.
| Майя
Ацтеки
Инки
| Составляют развернутый план параграфа;
Выявляют особенности развития народов;
Рассказывают об особенностях политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев.
| Кино-урок
| §33
Зад.раб.тетр.
Творч.задания
Тестирование
| 30
| ПОУ к курсу «История средних веков»
| 1
|
|
| Систематизирован и обобщен материал по изученному периоду;
Умеют работать с тестовыми заданиями;
Умеют соотносить исторические процессы и отдельные факты;
Выявляют существенные черты исторических процессов;
Объясняют смысл изученных исторических терминов;
Определяют причины и следствия важнейших исторических событий Истории средних веков
| Повторительно-обобщающий урок
| Тестирование
Индивид.зад.
Термин.дикт.
Хронол.задан.
Творч.задан.
| |