Российской Федерации «утверждаю»





Скачать 327.71 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации «утверждаю»
страница1/3
Дата публикации08.05.2015
Размер327.71 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > История > Задача
  1   2   3

Министерство образования и науки Российской Федерации

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Департамента государственной политики

в сфере образования

_________________И.И. Калина



«___»_________2004 г.

РЕКОМЕНДОВАНО

Учебно-методическим объединением

по образованию в области театрального искусства.

Председатель

О.П. Табаков

21 октября 2004 г.


Примерная программа дисциплины




"ИСТОРИЯ ТЕАТРА КУКОЛ"

федерального компонента цикла СД ГОС ВПО второго поколения

по специальностям:

050100 «Актерское искусство» – квалификация «Артист театра кукол»,

050200 «Режиссура театра» – квалификация «Режиссер театра кукол»,

050300 «Технология художественного оформления спектакля» – квалификация «Художник - технолог театра кукол»,

053900 «Сценография» – квалификация «Художник-постановщик в театре кукол»

Москва

2004

Примерная программа дисциплины "История театра кукол" федерального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственными образовательным стандартом второго поколения по специальностям:

050100 «Актерское искусство» – квалификация «Артист театра кукол»,

050200 «Режиссура театра» – квалификация «Режиссер театра кукол»,

050300 «Технология художественного оформления спектакля» – квалификация «Художник - технолог театра кукол»,

053900 «Сценография» – квалификация «Художник-постановщик в театре кукол».

© Министерство образования и науки Российской Федерации, 2004.

© Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области театрального искусства, 2004.

I. Организационно-методический раздел


1.Цель курса

Основной целью курса является приобщение студентов к истории театра кукол, как одной из основ профессии. Освоение этого предмета способствует подготовке специалистов, осознающих специфику данного вида театра.
2.Задача курса

Задача лекционного курса по истории театра кукол – дать студентам представление об основных направлениях многовековой и чрезвычайно разнообразной истории кукольного искусства, помочь определить место театра кукол в мировом театральном процессе. Курс лекций организован как история развития отдельных типов представлений с разными по способу управления куклами. Последний раздел, посвященный XX веку, строится по хронологическому принципу.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

В системе освоения специальных знаний дисциплина «История театра кукол» является одним из основополагающих профилирующих предметов.

В цикле общепрофессиональных дисциплин «История театра кукол» находится в прямой взаимосвязи с «Историей театра». В связи с этим логичнее предусмотреть преподавание этого предмета на старших курсах.
4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса «История театра кукол» студент должен:

освоить понятийно-терминологический аппарат, знать основные этапы истории театра кукол, его художественные направления, технологические особенности, доминирующие в различные эпохи, а также современные проблемы этого вида искусства;

знать классическую и современную драматургию, литературную основу или сюжеты представлений театра кукол;

ориентироваться в эстетических концепциях театральной куклы;

понимать закономерности развития театра кукол, его связь с общим развитием театра.
II. Содержание курса
1.Разделы курса

Введение.

Раздел I. Театр теней.

Раздел II. Театр автоматов.

Раздел III. Кукла в системе литургического действа.

Раздел IV. Традиционная уличная кукольная комедия с перчаточными куклами.

Раздел V. Театр марионеток.

Раздел VI. Оптико-механические представления.

Раздел VII. Театр кукол ХХ века.

2. Темы и их краткое содержание
Тема 1. Введение

Кукла в системе культуры. Общая характеристика видов восточного и европейского театра кукол. Истоки театра кукол и концепции его происхождения. Общая характеристика основных этапов развития.

Источники по изучению истории театра кукол. Особенности и разнообразие терминологии, принятой к употреблению в среде кукольников, в специальной литературе. Театральная кукла как образ и технологическая система.
Раздел I. Театр теней
Тема 2. Восточный театр теней

Второстепенная роль слова в искусстве Востока. Репертуар, жанры и формы теневого театра. Яванский театр ваянг-кулит. Китайские теневые фигуры.
Тема 3. Главный персонаж традиционного театра теней

Карагёз - герой кукольных теневых представлений в Турции. Карагезис в Греции. Каракус в Тунисе. Религиозное происхождение театра Карагез. Пьесы турецкого театра кукол с участием Карагёза и Ходжавайта.
Тема 4. Европейский театр теней

Теневые представления в Европе. Театр Доминика Серафэна и "Ша нуар" Анри Ривьера.
Раздел II. Театр автоматов
Тема 5. Театр кукол и "Театр изображений" (нетрадиционные зрелищные формы) в Античности

Участие механизированных фигур в языческих праздниках, фаллических шествиях, религиозных процессиях.

Механический театр Герона.

Древние андроиды.
Тема 6. Механический театр и театр автоматов XVIII-XIX

Автоматические фигуры XVIII в.

Механические кабинеты.
Раздел III. Кукла в системе литургического действа
Тема 7. Кукла в христианском обряде

Типы представлений. Свидетельства первых христианских богословов (Тертуллиана, Синезия, Климента Александрийского и др.) об игре кукол.

Проникновение кукол в христианские церковные обряды. Гравюры в кодексе монахини Херрады Ландсбергской - ХII в.

Крипт-фигуры в церквях. Рождение представлений вертепа.
Тема 8. Разновидности устройства вертепного театра

Итальянские «презепио». Французские «креши». Польская «шопка». Украинский «вертеп» и белорусская «бетлейка». Отличие вертепа и бетлейки от польской шопки по внешнему виду и репертуару. Сцена вертепного театра как модель мира.
Тема 9. Структура и сюжеты вертепного представления

Духовная и светская часть. Персонажи верхнего и нижнего этажей вертепа. Постепенное дополнение светской части злободневными интермедиями. Главные герои в светской части (Запорожец, Матей).
Тема 10. Вертепная кукла

Облик традиционной вертепной куклы. Уход от канона в XIX веке. Использование вертепщиками кукол иных технологических систем.
Раздел IV. Традиционная уличная кукольная комедия с перчаточными куклами
Тема 11. Главный герой уличной комедии

Центральные персонажи европейской уличной комедии: Пульчинелло, Полишинель, Панч. Особенности облика и характера. Версии о национальном происхождении каждого. Связь главных кукольных героев с шутовскими персонами.

Традиционный персонаж французского театра Полишинель; комедия и новый герой Лорана Мурге – Гиньоль.

Гансвурст – национальный немецкий шут и герой немецких интермедий в английских пьесах; главный персонаж немецкой кукольной комедии.

Русский Петрушка. Легенда и история.

Виды восточного перчаточного театра. Китайские петрушки. Видушака – индийский Петрушка.
Тема 12. Сюжеты уличной комедии

Специфика итальянских народных кукольных представлений.

Народная французская комедия с Полишинелем. Пьесы гиньолевского репертуара.

Английская комедия "Панч и Джуди". Различные варианты комедии. Иные представления с Панчем, включающие библейские и исторические сюжеты.

Основные особенности русской петрушечной комедии, ее форма, стилистика.
Тема 13. Устройство театра и особенности представления

Конструкция уличного театра – виды ширм. Музыкальное сопровождение. Ритм традиционного спектакля.

Специфика исполнения.
Раздел V. Театр марионеток
Тема 14. Устройство театра

Внешний вид кукол, их механика, этимология названий. Многообразие традиционных видов кукол, управляемых сверху. Устройство сцены. Тенденция к натуралистическому копированию театра живого актера.
Тема 15. Репертуар театра марионеток

Библейские и религиозные сюжеты.

Пьесы, писавшиеся специально для театра марионеток. Комические оперы Лессажа, оперетты Гайдна и др.

Классика театра марионеток – Дон Жуан и Фауст. Происхождение кукольной комедии о Дон Жуане. Легенды средних веков. Первые драматургические обработки средневековых легенд. Варианты кукольной комедии о Дон-Жуане.

Возникновение кукольной пьесы о докторе Фаусте. Народные легенды. "Повесть о докторе Фаусте..." гамбургского книгопечатника Иоганна Шписа. Трагедия К.Марло на сцене немецкого театра в середине ХVII века в исполнении английских актеров с немецкими интермедиями, феерией и национальным шутом Гансвурстом. Главный герой кукольной комедии о докторе Фаусте - Гансвурст.

Близость репертуара театра кукол к репертуару живых актеров.

Оперные сюжеты.

Ориентальные мотивы в репертуаре.
Тема16. Тип представления

Большой великолепный спектакль.

Балет в театре марионеток.

Театр метаморфоз.

Концертная форма спектакля, преобладающая в конце XIX в.

Спектакли сицилийских марионеток.
Раздел VI. Оптико-механические представления
Тема 17. Оптические игрушки

Волшебный фонарь. Технология «Туманных картин».
Тема 18. Оптико-механические представления в Европе XIX века.

"Тheatrum Mundi" как тип зрелища.

Косморамы. Панорамы. Раек. Кинетозография.

Фантасмагория.
Раздел VII. Театр кукол ХХ века
Тема 19. Театр кукол начала века

Римский театр "Пикколо ди Подрекка" и традиции XIX века.

Кукла у символистов.

Эдвард Гордон Крэг и театр кукол. Журналы Г.Крэга: "Маска", "Марионетка". Драматургия символистов.

Театр Юлии Слонимской. «Силы Любви и Волшебства».
Тема 20. Театр кукол 20-х годов

В России.

Создание двух видов театра - агитационных и детских.

Агитационные театры кукол и использование ими традиций петрушечной комедии. Наиболее известные агитационные театры начала гражданской войны и времен нэпа. Создание обобщенных масок - кулака, кооператора и др. «Красный Петрушка» - нежизнеспособность героя и начало уничтожения традиции.

Детские театры 20-х годов. Петроградский театр марионеток под руководством Л.Я.Шапориной-Яковлевой.

Московский театр кукол художников Н. и И. Ефимовых.

Судьба сказки на сцене детского театра. Запрет на постановку. Распространение схематичных социологических пьес. Борьба с вульгарно-социологическим подходом к сказке. Возвращение сказки на сцену театров кукол в середине 30-х годов.

Театр под руководством Евг. Деммени. Стилизованные подражания старинному французскому театру «Гиньоль» и русскому петрушечному театру. Создание современного репертуара. Спектакли для взрослых.

Начало работы Образцова как актера, его выступления на эстраде с куклами.

В Европе.

Создание в конце 20-х годов Союза британских миниатюрных театров, переросшего в 30-е годы в Британский союз кукольных театров во главе с президентом Г.Крэгом.

Мюнхенский «Театр папы Шмидта».

Австрийский «Театр фигур» художника Тешнера. Первое применение в европейском театре тростевых кукол.
Тема 21. Театр кукол 30-х годов

В России.

Объединение в 1930г. театра Евг. Деммени с Первым Петроградским театром марионеток.

Колхозно-совхозные театры под руководством Евг. Деммени.

Деятельность С. Образцова в театре кукол. Создание ГЦТК, программа театра. Романтические спектакли для взрослых. Теоретические работы Образцова в конце 30-х годов.

Большой театр кукол. Основание в 1931 году. Главный режиссер театра с 1932 г. С.Н.Шапиро. Репертуар агитационного, публицистического характера и поиски полноценных в литературном отношении произведений. Интерес театра к внешней, изобразительной стороне спектакля.

В Европе.

Английский театр «Куклы Хогарта». Первые телевизионные спектакли и их герой Ослик Маффин.
Тема 22. Театр кукол 40-50-х годов

В России.

Репертуар в годы Великой Отечественной войны. Организации военно-театральных групп для обслуживания действующей армии. Сатирические миниатюры фронтовых групп театра.

Послевоенный спектакль для взрослых - "Необыкновенный концерт".

Конец 40-х начало 50-х годов - период натурализма в театрах страны.

Стремление театра преодолеть натуралистические тенденции. "Божественная комедия" И.Штока.

В Европе.

Первое исполнение на сцене английского театра «Марионетки Ланчестера» последней пьесы Б.Шоу "Шекс против Шо" (1949г.), написанной для марионеток.

Эстрадный актер английского театра кукол Джон Райт.

Первый фестиваль кукольников в Бухаресте.
Тема 23. Театр кукол 60-70-х годов

В России.

М.М.Королев - главный режиссер Ленинградского Большого театра кукол. Спектакли для взрослых: сатирические обозрения, инсценировки по романам Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок», трагикомический памфлет К.Чапека «В золотом раю». Работа М.Королева с актерами. В.Б.Сударушкин.

В Европе и Америке.

Немецкий «Паганини марионеток» Альбрехт Розер. Французские кукольники Ф.Жанти, Ив Жоли.

«Маппет-шоу» Джима Хенсона, театральная компания «Хлеб и кукла» Питера Шумана в Америке.
Тема 24. Феномен «Уральской зоны» в России

Предпосылки. Актер в пространстве спектакля. Диапазон сценографических решений. Режиссура и проза. «Некукольная» драматургия. Театры, режиссеры, спектакли. «Белый пароход» В.Штейна в Уфе. Спектакли В.Шраймана в Магнитогорске. Спектакли В.Вольховского в Челябинске и др.

Тема 25. Отечественный театр кукол конца 80-х-начала 90-х годов

Социально-экономическая «перестройка» в России и театр кукол. Новые тенденции в организационной, экономической и репертуарной деятельности театров - уход в «малые формы».

Регулярные фестивали театра кукол.

Театр Резо Габриадзе.
Тема 26. Современный театр кукол

Виды и формы кукольных представлений. Драматургия для театра кукол. Современные режиссеры и сценографы театра кукол. Осмысление и возрождение старинных традиций.

Актуальные проблемы современного театра кукол.

3. Самостоятельная работа студентов
Часы, предусмотренные на самостоятельную работу студентов, целесообразно использовать на освоение монографий и статей, указанных в списке рекомендуемой литературы.

4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

В качестве предмета для реферирования может быть предложена литература из нижеприведенного списка, а также из перечня дополнительной литературы.

  1. Куклы в системе культуры.

  2. Семантика театра кукол.

  3. Монографии об истории театра кукол. Истина и заблуждения.

  4. Истоки театра кукол и его основных жанров.

  5. Истоки театральной куклы.

  6. Жанр спектакля и технологическая система.

  7. Роль художника в современном театре кукол.

  8. Ритм в традиционном театре кукол.

  9. Актер и его функции в традиционном и современном театре кукол.

  10. Репертуар и его зависимость от технологической системы.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации «утверждаю» iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской Федерации «утверждаю» iconМинистерство здравоохранения российской федерации министерство транспорта...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 “Юриспруденция” утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Направление 521400 «Юриспруденция» утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Направление 521400 “Юриспруденция” утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской федерации утверждаю
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 14 января 2003 г. №39
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
...
Российской Федерации «утверждаю» iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Российской Федерации «утверждаю» icon«утверждаю» заместитель министра образования российской федерации
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconОбразования и науки российской федерации утверждаю
Направление подготовки 230200 Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 12...
Российской Федерации «утверждаю» icon«утверждаю» заместитель министра образования российской федерации
Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 28. 04. 2003 №1882
Российской Федерации «утверждаю» iconУтверждаю согласовано
Анализ и разработка предложений по созданию системы смарт-технологий в субъектах Российской Федерации в рамках реализации мероприятий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск