I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе





Скачать 224.49 Kb.
НазваниеI. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Дата публикации22.05.2015
Размер224.49 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен

на:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;

  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов

мира;

  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

Обучение истории хореографического искусства включает в себя:

знания основ музыкальной грамоты;

знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;

формирование слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;

знания элементов музыкального языка;

знания в области строения классических музыкальных форм;

знания этапов становления и развития искусства балета;

знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;

формирование навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

формирование навыков восприятия элементов музыкального языка, анализа музыкального произведения, а также необходимых навыков самостоятельной работы.

Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

    1. Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы учебного предмета составляет 2 года по

8-летней образовательной программе в области «Хореографическое творчество».

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «История хореографического искусства»:


Таблица 1

Содержание

7 класс

8 класс

Максимальная нагрузка (в часах), в том

33

33

числе:







Количество часов на аудиторные

33

33

занятия







Общее количество часов на аудиторные занятия

66

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

Общее количество часов на

33

33

внеаудиторные (самостоятельные)занятия











    1. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповые (4-10 учеников), рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.

    1. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачи:

  • формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;

  • осознание значения хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры;

  • ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;

  • изучение истоков происхождения танцевального искусства и его эволюции;

  • анализ хореографического искусства в различных культурных эпохах;

  • знания этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;

  • знания образцов классического наследия балетного репертуара;

  • знание основных этапов становления и развития русского балета;

  • овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;

  • знания средств создания образа в хореографии;

  • систематизация информации о постановочной и педагогической деятельности балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;

  • знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

  • умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержания, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов;

  • умение работать с учебным материалом;

  • формирование навыков диалогического мышления;

  • овладение навыками написания докладов, рефератов.

5. Обоснование структуры программы учебного предмета «История хореографического искусства»

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);

  • диалогический;

  • инструктивно-практический (работа с материалом);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • информационно-обобщающий (доклады, рефераты).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной

образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «История хореографического искусства», оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

II. Содержание учебного предмета


Таблица 2




Распределение по годам обучения

Класс

7 класс

8 класс




Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33




Количество часов на

1

1




аудиторные занятия (в неделю)










Общее количество часов










на аудиторные занятия

66




Количество часов на

1

1




самостоятельную работу










в неделю










Общее количество часов

33

33




на самостоятельную работу по годам










Общее количество часов










на внеаудиторную (самостоятельную работу)

66




Максимальное

2

2




количество часов










занятий в неделю










(аудиторные и самостоятельные)










Общее максимальное










количество часов на весь










период обучения (аудиторные и самостоятельные)

132




Объем времени на

4

4




консультации (по годам)










Общий объем времени










на консультации

8






Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Требования по годам обучения

Предмет является основополагающим в формировании мировоззрения учащихся в области хореографического искусства, определяет знания основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основные отличительные особенности хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений, балетную терминологию, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Содержание учебного предмета «История хореографического искусства раскрывает следующие темы:

формирование, преемственность и закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии;

творческая деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков;

произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.

7 класс (1 час в неделю)

  1. Хореография как вид искусства

  • Введение. Выразительный язык танца, его особенности.

  • Музыкально-хореографический образ.

  • Исполнительские средства выразительности.

  • Виды и жанры хореографии.

    1. Народный танец:

  • Тесная связь народного танца с музыкой, песней, бытом, обычаями,

культурой народа.

  • Профессиональные ансамбли народного танца.

  1. Балет, как вид театрального искусства:




  • Синтез искусств в балете. Создание балетного спектакля.

  • Народные истоки сценической хореографии.

  • Зарождение балетного театра. Оперы-балеты Ж.Б.Люлли, комедии- балеты Ж.Б.Мольера;

  • Реформатор балетного театра Ж.Ж.Новер;

  • Романтический балет и его представители: М.Салле, М.Камарго, Ф.Эльслер, Ж.Перро. Балеты «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда».

В седьмом классе в конце каждого полугодия проводятся контрольные уроки с выставлением отметки.

8 класс (1 час в неделю)

  1. Русский балет

  • Основные черты русского балета (краткий исторический обзор).

  • Романтизм в русском балете.

  • Симфонические балеты П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

  • А.К.Глазунов «Раймонда».

  • Балетмейстеры отечественной балетной школы: М.Петипа, И.Вальберх, К.Дидло, А.Горский, М.Фокин, Л.Иванов и др.

    1. Советский балет

  • Основные черты советского балета. Краткий обзор.

  • Балеты С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка».

  • Советские балетмейстеры: Ф.В.Лопухов, Ю.Григорович, Л.Якобсон, К. Сергеев, И.Бельский, Р.Захаров, В.Чабукиани.

  • Выдающиеся исполнители: А.Павлова, Г.Уланова, М.Плисецкая, А.Мессерер, В.Васильев, К.М.Лиепа, М.Лавровский, Е.Максимова, Р.Стручкова.

  1. Бальный танец

  • Проникновение в Россию зарубежного бального танца.

  • Танцевальная культура XVIII-XIX веков: музыка, костюм, прическа,

этикет.

  • Современный танец и его особенности.

В восьмом классе в конце первого полугодия проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока, по окончании обучения учащиеся сдают итоговый экзамен.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

В выпускном 8 классе учащиеся сдают итоговую аттестацию, которая проводится в форме выпускного (устного) экзамена или защиты рефератов по предмету (по усмотрению образовательного учреждения).

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,

«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (критерии оценивания ответов учащихся см. в таблице №4) .

Предполагаемые результаты освоения программы

По окончании 7 класса:

  • знание балетной терминологии;

  • знание средств создания образа в хореографии;

  • знание образцов классического наследия балетного репертуара;

  • знание основных этапов развития хореографического искусства;

  • знание основных отличительных особенностей хореографического искусства исторических эпох.

По окончании 8 класса:

  • знание образцов классического наследия балетного репертуара;

  • знание основных этапов развития хореографического искусства;

  • знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;

  • знание выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох (русского и советского балета);

  • знание основных этапов становления и развития русского балета.

IV. Формы и методы контроля, системы оценок

Аттестация: контрольные уроки, зачеты, проводимые в виде устных опросов, или написание рефератов.

  • График промежуточной и итоговой аттестации
Таблица 3

Класс

Вид, форма и время проведения аттестации

Промежуточная

Полугодие

Итоговая

7

контрольный урок

13 (7)

-

8

контрольный урок

15 (8)

экзамен (при 8 -летнем сроке обучения)













По завершении изучения учебного предмета обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Формы текущего контроля: контрольные работы, устные опросы,

письменные работы, тестирование, олимпиады.

  • Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании ФГТ.

  • Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.

  • По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

  • Программа предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам.

  • Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.


Критерии оценки

  • На зачете или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания ответов

5 («отлично»)

полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает ответ с небольшими недочетами

3 («удовлетворительно»)

ответ с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д.

2

(«неудовлетворительно»)

целый комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и учащегося на данном этапе обучения



  • Согласно ФГТ, данная система оценки является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка может быть дополнена системой «+» и «- », что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося.

  • Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.


V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Изучение предмета ведется в соответствии с учебным планом. Педагогу, ведущему предмет, предлагается самостоятельно, творчески подойти к изложению той или иной темы. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: уровень общего и хореографического развития учащихся, количество учеников в группе, возрастные особенности учащихся.

При изучении предмета следует широко использовать знания учащихся по другим учебным предметам, поскольку правильное осуществление межпредметных связей способствует более активному и прочному усвоению учебного материала. Комплексная направленность требует от преподавателя предмета знания программ смежных предметов. В результате творческого контакта преподавателей удается избежать ненужного дублирования, добиться рационального использования учебного времени.

Желательно, чтобы учащиеся знакомились с новыми балетными спектаклями как классического, так и национального направления. Это позволит им наиболее гармонично соединить теоретические знания о балетном искусстве с существующей практикой создания балетных спектаклей. Следует регулярно знакомить учащихся с современной литературой о балете, журнальными и газетными статьями на тему о хореографическом искусстве, с рецензиями на балетные постановки.

Рекомендуется проводить встречи учащихся с режиссерами и актерами музыкальных и драматических театров, организовывать посещение музеев, выставок, просмотр фильмов-балетов.

Методика преподавания предмета должна ориентироваться на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренного балетного спектакля, выступления хореографического ансамбля, фильма-балета, прочитанной статьи или рецензии на балетный спектакль.

2. Рекомендации по применению методов организации образовательного процесса, направленных на обеспечение качественной теоретической и практической подготовки

Урок. Основная форма учебного процесса в освоении основных образовательных программ. Урок характеризуется единством дидактической цели и задач. Как часть учебного процесса урок может содержать: организационную часть, восприятие нового материала, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нем; формы контроля и самоконтроля. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и воспитательные задачи.

Реферат. Форма работы, позволяющая самостоятельно освоить один из разделов программы учебного предмета.

Рекомендуемый план реферата:

  1. тема, цель работы;

  2. изложение содержания, которое раскрывает тему;

  3. результаты работы;

  4. выводы;

  5. использованная литература и другие источники.

Написание реферата можно использовать как один из видов итоговой аттестации по теоретическим предметам.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, олимпиадам. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

3. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Цель: формирование у учащегося способностей к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формирование умения использовать справочную и специальную литературу.

Как форма учебной работы, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:

  • образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);

  • развивающую (развитие познавательных возможностей учащихся - их внимания, памяти, мышления, речи, формирование умения самостоятельно добывать знания из различных источников);

  • воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности - честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).

Систематическая самостоятельная работа:

  • способствует лучшему усвоению полученных знаний;

  • формирует потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;

  • формирует навыки планирования и организации учебного времени, расширяет кругозор.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету. Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;

  • подготовка докладов, рефератов;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.).

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Основная литература

    1. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. Александрова. - СПб: Лань, 2011

    2. Бахрушин Ю.А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. - М.: Просвещение, 1973

    3. Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы. СПб: Лань, Планета Музыки, 2008

    4. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство, 1987

    5. Ванслов В.В. В мире искусств / В.В.Ванслов. - М.: Знание, 2003

    6. Вашкевич Н.П. История хореографии всех веков и народов. СПб: Лань. Планета Музыки. 2009

    7. Деген А. Балет 120 либретто. Композитор. СПб, 2008

    8. Деген А. Мастера танца. Музыка. М., 1994

    9. Дубкова С.А. Жар-птица. Балетные сказки и легенды / С.А. Дубкова. - М.: Белый город, 2009

10.Еремина-Соленикова Е.В. Старинные бальные танцы. Новое время.- М.: Планета музыки, 2010

11. Житомирский Д. Балеты Чайковского. Гос. муз. издательство. М., 1957

  1. Иванов В.Г. Русские танцовщики XX века / - Пермь, 1994

13.Красовская В.М. Балет сквозь литературу. - Спб: Академия русского балета

им. А.Я. Вагановой, 2005

14.Красовская В.М. История русского балета: учебное пособие / СПб: Лань, 2008

15.Коптелова Е. Д. Игорь Моисеев. Академик и философ танца. СПб: Лань,

Планета Музыки, 2012

  1. Левинсон М. История костюма. Полная хрестоматия. М., 2008

  2. Никульский А. Балерины. Издательское содружество. М., 2008

  3. Пасютинская В. М. Волшебный мир танца: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1985

  4. Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. М.-Л.: «Искусство», 1950

  5. Соловьев Н.В. Мария Тальони. СПб: Лань. Планета Музыки, 2011

  6. Худяков С.Н. Всемирная история танца. Эксмо. М., 2009

22. Эльяш Н. И. Образцы танца. - М., 1970

2. Дополнительная литература

      1. Богданов-Березовский В. Г.С.Уланова. - М.: Искусство, 1961

      2. Вальберх И.И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка.
        Сценарии. СПб: Лань, Планета Музыки, 2010

      3. Гольцман А.М. Советские балеты. Советский композитор. М., 1985

      4. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры/худож. В. Косоруков. - М.: Дет.

лит., 1989

      1. Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии / Ф.В. Лопухов. - М.: Фолиум, 2003

      2. Львов-Анохин Б.А. Балетные спектакли последних лет. «Знание». М., 1972

      3. Плисецкая М.Я. Читая жизнь свою. М.: АСТ, 2010

      4. Энциклопедия «Балет». CD, 2003

3. Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров

        1. «Тщетная предосторожность»

        2. «Сильфида»

        3. «Жизель»

        4. «Эсмеральда»

        5. Видеозаписи концертных номеров: Государственного ансамбля народного танца им. И.А.Моисеева; Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени М.Пятницкого; Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова, Театра танца «Гжель» и др.

        6. Видеозаписи балетов (фрагментов) в различных редакциях:

  • «Спящая красавица»

  • «Лебединое озеро»

  • «Щелкунчик»

  • «Петрушка»

  • «Жар-птица»

  • Сен-Санс «Умирающий лебедь»

  • «Красный мак» (фрагменты)

  • «Пламя Парижа» (фрагменты)

  • «Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)

  • «Ромео и Джульетта»

  • «Золушка»

  • «Каменный цветок» (фрагменты)

  • телевизионный балет «Анюта»

  • из серии выпусков «Мастера русского балета»

    1. Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградовой, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина, и др.

    2. Видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей.

    3. Видеозаписи балетов из репертуара театров: «Русский балет», «Кремлевский балет», «Имперский балет», «Пермский театр» и др.

10.Видеозаписи конкурсов и фестивалей различных направлений: мюзиклов, оперетт, опер и др. (фрагменты).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПояснительная записка рисунок характеристика учебного предмета, его...
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПояснительная записка характеристика учебного предмета, его место...
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к...
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПрограмма в области музыкального искусства «фортепиано» Предметная
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПояснительная записка рисунок характеристика учебного предмета, его...
В 2013 году программа обновлена и приведена в соответствие с новым фз «Об образовании в Россииской Федерации» от 29 декабря 2012...
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПояснительная записка характеристика учебного предмета, его место...
«История народной культуры и изобразительного искусства» со сроком обучения 5 лет, реализуется 4 года, со 2 по 5 класс. При реализации...
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Место...
Программа музыка; рассчитана на три года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка (цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconСодержание программы раздел I пояснительная записка (цели и задачи...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconИспользование произведений живописи на уроках русского языка и литературы,...
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочей программы по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы», авторы Л. С....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск