I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен
на:
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
Обучение истории хореографического искусства включает в себя:
знания основ музыкальной грамоты;
знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;
формирование слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
знания элементов музыкального языка;
знания в области строения классических музыкальных форм;
знания этапов становления и развития искусства балета;
знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
формирование навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
формирование навыков восприятия элементов музыкального языка, анализа музыкального произведения, а также необходимых навыков самостоятельной работы.
Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы учебного предмета составляет 2 года по
8-летней образовательной программе в области «Хореографическое творчество».
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «История хореографического искусства»:
Таблица 1 Содержание
| 7 класс
| 8 класс
| Максимальная нагрузка (в часах), в том
| 33
| 33
| числе:
|
|
| Количество часов на аудиторные
| 33
| 33
| занятия
|
|
| Общее количество часов на аудиторные занятия
| 66
| Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
| 1
| 1
| Общее количество часов на
| 33
| 33
| внеаудиторные (самостоятельные)занятия
|
|
|
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповые (4-10 учеников), рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачи:
формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;
осознание значения хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры;
ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
изучение истоков происхождения танцевального искусства и его эволюции;
анализ хореографического искусства в различных культурных эпохах;
знания этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;
знания образцов классического наследия балетного репертуара;
знание основных этапов становления и развития русского балета;
овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;
знания средств создания образа в хореографии;
систематизация информации о постановочной и педагогической деятельности балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;
знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержания, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов;
умение работать с учебным материалом;
формирование навыков диалогического мышления;
овладение навыками написания докладов, рефератов.
5. Обоснование структуры программы учебного предмета «История хореографического искусства»
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);
диалогический;
инструктивно-практический (работа с материалом);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
информационно-обобщающий (доклады, рефераты).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «История хореографического искусства», оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
II. Содержание учебного предмета
Таблица 2
| Распределение по годам обучения
| Класс
| 7 класс
| 8 класс
|
| Продолжительность учебных занятий (в неделях)
| 33
| 33
|
| Количество часов на
| 1
| 1
|
| аудиторные занятия (в неделю)
|
|
|
| Общее количество часов
|
|
|
| на аудиторные занятия
| 66
|
| Количество часов на
| 1
| 1
|
| самостоятельную работу
|
|
|
| в неделю
|
|
|
| Общее количество часов
| 33
| 33
|
| на самостоятельную работу по годам
|
|
|
| Общее количество часов
|
|
|
| на внеаудиторную (самостоятельную работу)
| 66
|
| Максимальное
| 2
| 2
|
| количество часов
|
|
|
| занятий в неделю
|
|
|
| (аудиторные и самостоятельные)
|
|
|
| Общее максимальное
|
|
|
| количество часов на весь
|
|
|
| период обучения (аудиторные и самостоятельные)
| 132
|
| Объем времени на
| 4
| 4
|
| консультации (по годам)
|
|
|
| Общий объем времени
|
|
|
| на консультации
| 8
|
|
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Требования по годам обучения
Предмет является основополагающим в формировании мировоззрения учащихся в области хореографического искусства, определяет знания основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основные отличительные особенности хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений, балетную терминологию, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Содержание учебного предмета «История хореографического искусства раскрывает следующие темы:
формирование, преемственность и закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии;
творческая деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков;
произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.
7 класс (1 час в неделю)
Хореография как вид искусства
Введение. Выразительный язык танца, его особенности.
Музыкально-хореографический образ.
Исполнительские средства выразительности.
Виды и жанры хореографии.
Народный танец:
Тесная связь народного танца с музыкой, песней, бытом, обычаями,
культурой народа.
Профессиональные ансамбли народного танца.
Балет, как вид театрального искусства:
Синтез искусств в балете. Создание балетного спектакля.
Народные истоки сценической хореографии.
Зарождение балетного театра. Оперы-балеты Ж.Б.Люлли, комедии- балеты Ж.Б.Мольера;
Реформатор балетного театра Ж.Ж.Новер;
Романтический балет и его представители: М.Салле, М.Камарго, Ф.Эльслер, Ж.Перро. Балеты «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда».
В седьмом классе в конце каждого полугодия проводятся контрольные уроки с выставлением отметки.
8 класс (1 час в неделю)
Русский балет
Основные черты русского балета (краткий исторический обзор).
Романтизм в русском балете.
Симфонические балеты П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
А.К.Глазунов «Раймонда».
Балетмейстеры отечественной балетной школы: М.Петипа, И.Вальберх, К.Дидло, А.Горский, М.Фокин, Л.Иванов и др.
Советский балет
Основные черты советского балета. Краткий обзор.
Балеты С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка».
Советские балетмейстеры: Ф.В.Лопухов, Ю.Григорович, Л.Якобсон, К. Сергеев, И.Бельский, Р.Захаров, В.Чабукиани.
Выдающиеся исполнители: А.Павлова, Г.Уланова, М.Плисецкая, А.Мессерер, В.Васильев, К.М.Лиепа, М.Лавровский, Е.Максимова, Р.Стручкова.
Бальный танец
Проникновение в Россию зарубежного бального танца.
Танцевальная культура XVIII-XIX веков: музыка, костюм, прическа,
этикет.
Современный танец и его особенности.
В восьмом классе в конце первого полугодия проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока, по окончании обучения учащиеся сдают итоговый экзамен.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
В выпускном 8 классе учащиеся сдают итоговую аттестацию, которая проводится в форме выпускного (устного) экзамена или защиты рефератов по предмету (по усмотрению образовательного учреждения).
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (критерии оценивания ответов учащихся см. в таблице №4) .
Предполагаемые результаты освоения программы
По окончании 7 класса:
знание балетной терминологии;
знание средств создания образа в хореографии;
знание образцов классического наследия балетного репертуара;
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства исторических эпох.
По окончании 8 класса:
знание образцов классического наследия балетного репертуара;
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
знание выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох (русского и советского балета);
знание основных этапов становления и развития русского балета.
IV. Формы и методы контроля, системы оценок
Аттестация: контрольные уроки, зачеты, проводимые в виде устных опросов, или написание рефератов.
График промежуточной и итоговой аттестации
Таблица 3 Класс
| Вид, форма и время проведения аттестации
| Промежуточная
| Полугодие
| Итоговая
| 7
| контрольный урок
| 13 (7)
| -
| 8
| контрольный урок
| 15 (8)
| экзамен (при 8 -летнем сроке обучения)
|
|
|
|
| По завершении изучения учебного предмета обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Формы текущего контроля: контрольные работы, устные опросы,
письменные работы, тестирование, олимпиады.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Программа предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки
На зачете или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 4 Оценка
| Критерии оценивания ответов
| 5 («отлично»)
| полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения
| 4 («хорошо»)
| отметка отражает ответ с небольшими недочетами
| 3 («удовлетворительно»)
| ответ с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д.
| 2
(«неудовлетворительно»)
| целый комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.
| «зачет» (без отметки)
| отражает достаточный уровень подготовки и учащегося на данном этапе обучения
|
Согласно ФГТ, данная система оценки является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка может быть дополнена системой «+» и «- », что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Изучение предмета ведется в соответствии с учебным планом. Педагогу, ведущему предмет, предлагается самостоятельно, творчески подойти к изложению той или иной темы. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: уровень общего и хореографического развития учащихся, количество учеников в группе, возрастные особенности учащихся.
При изучении предмета следует широко использовать знания учащихся по другим учебным предметам, поскольку правильное осуществление межпредметных связей способствует более активному и прочному усвоению учебного материала. Комплексная направленность требует от преподавателя предмета знания программ смежных предметов. В результате творческого контакта преподавателей удается избежать ненужного дублирования, добиться рационального использования учебного времени.
Желательно, чтобы учащиеся знакомились с новыми балетными спектаклями как классического, так и национального направления. Это позволит им наиболее гармонично соединить теоретические знания о балетном искусстве с существующей практикой создания балетных спектаклей. Следует регулярно знакомить учащихся с современной литературой о балете, журнальными и газетными статьями на тему о хореографическом искусстве, с рецензиями на балетные постановки.
Рекомендуется проводить встречи учащихся с режиссерами и актерами музыкальных и драматических театров, организовывать посещение музеев, выставок, просмотр фильмов-балетов.
Методика преподавания предмета должна ориентироваться на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренного балетного спектакля, выступления хореографического ансамбля, фильма-балета, прочитанной статьи или рецензии на балетный спектакль.
2. Рекомендации по применению методов организации образовательного процесса, направленных на обеспечение качественной теоретической и практической подготовки
Урок. Основная форма учебного процесса в освоении основных образовательных программ. Урок характеризуется единством дидактической цели и задач. Как часть учебного процесса урок может содержать: организационную часть, восприятие нового материала, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нем; формы контроля и самоконтроля. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и воспитательные задачи.
Реферат. Форма работы, позволяющая самостоятельно освоить один из разделов программы учебного предмета.
Рекомендуемый план реферата:
тема, цель работы;
изложение содержания, которое раскрывает тему;
результаты работы;
выводы;
использованная литература и другие источники.
Написание реферата можно использовать как один из видов итоговой аттестации по теоретическим предметам.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, олимпиадам. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
3. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Цель: формирование у учащегося способностей к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формирование умения использовать справочную и специальную литературу.
Как форма учебной работы, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:
образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
развивающую (развитие познавательных возможностей учащихся - их внимания, памяти, мышления, речи, формирование умения самостоятельно добывать знания из различных источников);
воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности - честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
Систематическая самостоятельная работа:
способствует лучшему усвоению полученных знаний;
формирует потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;
формирует навыки планирования и организации учебного времени, расширяет кругозор.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету. Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка докладов, рефератов;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.).
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Основная литература
Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. Александрова. - СПб: Лань, 2011
Бахрушин Ю.А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. - М.: Просвещение, 1973
Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы. СПб: Лань, Планета Музыки, 2008
Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство, 1987
Ванслов В.В. В мире искусств / В.В.Ванслов. - М.: Знание, 2003
Вашкевич Н.П. История хореографии всех веков и народов. СПб: Лань. Планета Музыки. 2009
Деген А. Балет 120 либретто. Композитор. СПб, 2008
Деген А. Мастера танца. Музыка. М., 1994
Дубкова С.А. Жар-птица. Балетные сказки и легенды / С.А. Дубкова. - М.: Белый город, 2009
10.Еремина-Соленикова Е.В. Старинные бальные танцы. Новое время.- М.: Планета музыки, 2010
11. Житомирский Д. Балеты Чайковского. Гос. муз. издательство. М., 1957
Иванов В.Г. Русские танцовщики XX века / - Пермь, 1994
13.Красовская В.М. Балет сквозь литературу. - Спб: Академия русского балета
им. А.Я. Вагановой, 2005
14.Красовская В.М. История русского балета: учебное пособие / СПб: Лань, 2008
15.Коптелова Е. Д. Игорь Моисеев. Академик и философ танца. СПб: Лань,
Планета Музыки, 2012
Левинсон М. История костюма. Полная хрестоматия. М., 2008
Никульский А. Балерины. Издательское содружество. М., 2008
Пасютинская В. М. Волшебный мир танца: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1985
Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. М.-Л.: «Искусство», 1950
Соловьев Н.В. Мария Тальони. СПб: Лань. Планета Музыки, 2011
Худяков С.Н. Всемирная история танца. Эксмо. М., 2009
22. Эльяш Н. И. Образцы танца. - М., 1970
2. Дополнительная литература
Богданов-Березовский В. Г.С.Уланова. - М.: Искусство, 1961
Вальберх И.И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. СПб: Лань, Планета Музыки, 2010
Гольцман А.М. Советские балеты. Советский композитор. М., 1985
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры/худож. В. Косоруков. - М.: Дет.
лит., 1989
Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии / Ф.В. Лопухов. - М.: Фолиум, 2003
Львов-Анохин Б.А. Балетные спектакли последних лет. «Знание». М., 1972
Плисецкая М.Я. Читая жизнь свою. М.: АСТ, 2010
Энциклопедия «Балет». CD, 2003
3. Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров
«Тщетная предосторожность»
«Сильфида»
«Жизель»
«Эсмеральда»
Видеозаписи концертных номеров: Государственного ансамбля народного танца им. И.А.Моисеева; Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени М.Пятницкого; Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова, Театра танца «Гжель» и др.
Видеозаписи балетов (фрагментов) в различных редакциях:
«Спящая красавица»
«Лебединое озеро»
«Щелкунчик»
«Петрушка»
«Жар-птица»
Сен-Санс «Умирающий лебедь»
«Красный мак» (фрагменты)
«Пламя Парижа» (фрагменты)
«Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)
«Ромео и Джульетта»
«Золушка»
«Каменный цветок» (фрагменты)
телевизионный балет «Анюта»
из серии выпусков «Мастера русского балета»
Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградовой, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина, и др.
Видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей.
Видеозаписи балетов из репертуара театров: «Русский балет», «Кремлевский балет», «Имперский балет», «Пермский театр» и др.
10.Видеозаписи конкурсов и фестивалей различных направлений: мюзиклов, оперетт, опер и др. (фрагменты). |