Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 185.73 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации23.05.2015
Размер185.73 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Факультет истории

Программа дисциплины «СССР в 1920-1950-е годы. Новые источники, новые подходы»

для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра
Автор программы:
Хлевнюк О.В. д-р ист. н., проф. okhlevniuk@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры политической истории «__»____________2014 г.

Зав. кафедрой А.Б. Каменский

Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2014 г.

Председатель Е.Б.Смилянская

Утверждена УС факультета истории «__»____________2014 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар».

Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.


  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» (второй год обучения) являются:

    • овладение первичными навыками исследовательской работы и научной деятельности;

    • приобретение знаний об основных направлениях и методах исследований по отечественной истории 1920-х – 1950-х годов;

    • приобретение знаний о комплексе источников по отечественной истории 1920-х – 1950-х годов;

    • приобретение умений и компетенций, связанных с поиском и использованием исторической информации;

    • совершенствование навыков работы с архивными и библиотечными интернет-ресурсами;

    • овладение навыками аннотирования научной литературы и анализа источников;

    • совершенствование навыков презентации материалов научного исследования.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

    • знать основные направления и методы исследований по отечественной истории 1920-х – 1950-х годов;

    • знать основные источники по отечественной истории 1920-х – 1950-х годов;

    • уметь находить историографическую и источниковую информацию в библиотеках и в электронных базах, доступных на сайтах архивов и библиотек и работать с ними;

    • овладеть навыками аннотирования научной литературы и анализа исторических источников;

    • овладеть навыками представления результатов научно-исследовательской работы.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции

Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний теории и методов исторических исследований; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию.



ПК12, ПК14, ПК15, ПК16

Обосновывает выбор литературы и источников, понимает последовательность этапов научного исследования, умеет применять полученные историографические и источниковедческие знания в процессе самостоятельной работы.

Семинарские и практические занятия, дискуссии, комментирование текстов и документов, написание эссе и рефератов.




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку.

Изучение данной дисциплины имеет целью приобретение первичных знаний о специфике исследовательской работы и первичных академических навыков.

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знание отечественной и всемирной истории на уровне студентов второго курса факультета истории;

  • знание материала, изучавшегося в течение первого года научно-исследовательского семинара «СССР в 1920-1950-е годы. Новые источники, новые подходы»;

  • владеть навыками библиографического поиска и библиографического описания, правилами цитирования;

  • владеть навыками реферирования и рецензирования научной литературы;

  • владеть методикой критики исторических источников;

  • понимать, что такое научный проект, уметь сформулировать его цели и задачи, выбрать необходимую методику исследования;

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении других профессиональных и специальных дисциплин.
5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Кафедра, за которой закреплен раздел

Всего часов

Семинары, практикум

Самостоя-тельная работа

1

Общие направления развития историографии и архивная революция в России

Кафедра политической истории

12

4

8

2

Этапы утверждение сталинской системы и ее характеристики

Кафедра политической истории

20

8

12

3

Советское государство и общество в период войны

Кафедра политической истории

20

8

12

4

Признаки позднего сталинизма

Кафедра политической истории

20

8

12

5

Противоречия сталинской системы как предпосылки нового курса

Кафедра политической истории

15

6

9

6

Смерть Сталина и демонтаж системы

Кафедра политической истории

10

4

6

7

Заключительное занятие

Кафедра политической истории

11

2

9




Всего




108

40

68



  1. Формы контроля знаний студентов




Тип контроля

Форма контроля

Кафедра

Параметры

Промежуточный

Эссе и рефераты по литературе и источникам

КПИ

По разделам курса 2-3 тыс. слов

Итоговый

Экзамен

КПИ






6.2. Критерии оценки знаний, навыков

Эссе и рефераты по литературе и источникам, обсуждение на занятиях – продемонстрировать владение первичными навыками составления историографических комментариев, источниковедческого анализа, выявления научной информации.

Экзамен – знание основного историографического и документального материала, владение первичными навыками комментирования литературы и источников, умение работать с научно-справочным аппаратом и электронными ресурсами.
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: степень активности и готовность (с учетом знакомства с рекомендуемой литературой) к обсуждению проблем, рассматриваемых на семинаре – О аудиторная (30%)

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты подготовки эссе и рефератов по литературе и источникам из рекомендованного списка или выбранного по согласованию с преподавателем – О промежуточный (30%)

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле:

О результирующая = k1O итоговый контроль (40%) + k2O аудиторная (30%)+k3O промежуточный (30%)


  1. Содержание дисциплины






Название раздела/темы

Всего часов

Семинары, практикум

Самостоятельная работа (знакомство с рекомендованной литературой, промежуточный контроль: эссе и рефераты по литературе и источникам)

Раздел 1

Общие направления развития историографии и архивная революция в России

12

4

8

Тема 1

Основные этапы развития историографии советской истории 1920-х – 1950-х годов

6

2

4

Тема 2

Архивная революция в России и расширение документальной базы исследований

6

2

4


Литература к разделу 1
Артизов А.Н. Об организации доступа пользователей к документам Архивного фонда РФ в федеральных государственных архивах // Вестник архивиста. 2009. № 3.

Бюллетень рассекреченных документов федеральных государственных архивов. Вып. 1-11. М. Россархив, 1998-2011.

За рамками тоталитаризма. Сравнительные исследования сталинизма и нацизма / Под ред. М. Гейера и Ш. Фицпатрик. М.: РОССПЭН, 2011.

Источниковедение новейшей истории России: Теория, методология и практика / Под общ. ред. А.К. Соколова. М.: РОССПЭН, 2004.

Кип Д., Литвин А. Эпоха Иосифа Сталина в России. Современная историография. М.: РОССПЭН, 2009

Козлов В.А., Локтева О.К. Архивная революция в России (1991 - 1996 гг.) // Свободная мысль. 1997. №1, 2, 4.

Козлов В.П. Основы теоретической и прикладной археографии. М.: РОССПЭН, 2008

Покровский Н. Н. О принципах издания документов XX в. Вопросы истории. 1999. № 6

Хорхордина Т.И., Волкова Т.С. Российские архивы: История и современность. М.: РГГУ, 2012.





Название раздела/темы

Всего часов

Семинары, практикум

Самостоятельная работа (знакомство с рекомендованной литературой, промежуточный контроль: эссе и рефераты по литературе и источникам)

Раздел 2

Этапы утверждение сталинской системы и ее характеристики

20

8

12

Тема 1

Нэп и его кризисы

5

2

3

Тема 2

Сталинская революция. Коллективизация и индустриализация

5

2

3

Тема 3

Результаты скачка. Кризис и поворот

5

2

3

Тема 4

Террор, политическое утверждение диктатуры

5

2

3



Литература к разделу 2
Источники:

Как ломали нэп. Стенограммы пленумов ЦК ВКП(б). 1928-1929 гг. Т. 1-5 / Под ред. В.П. Данилова и др. М.: Международный фонд «Демократия», 2000.

Кремлевский кинотеатр. 1928-1953 / Сост. К.М. Андерсон и др. М.: РОССПЭН, 2005.

Лубянка. Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Январь 1922 – декабрь 1936 / Сост. В.Н. Хаустов и др. М.: Международный фонд «Демократия», 2003.

Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД. 1937–1938. / Сост. В.Н. Хаустов и др. М.: Международный фонд «Демократия», 2004.

Письма И.В. Сталина В.М. Молотову. 1925-1936 гг. / Сост. Л. Кошелева и др. М.: Россия молодая, 1995.

Политбюро ЦК РКП(б)–ВКП(б) и Европа. Решения «особой папки» / Под ред. Г.М. Адибекова и др. М.: РОССПЭН, 2001.

«Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране (1922 - 1934 гг.) / Под ред. Г.Н. Севостьянова и др. Т. 1-9. М.: Издательский центр Института российской истории РАН, 2001-2013.

Советская деревня глазами ВЧК - ОГПУ - НКВД, 1918-1939: Документы и материалы. Т. 1-4  / Под ред. А. Береловича, В. Данилова и др. М.: РОССПЭН, 1998-2012

Сталин и Каганович. Переписка. 1931-1936 гг. / Сост. О.В. Хлевнюк, Р.У. Дэвис и др. М.: РОССПЭН, 2001.

Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939. Т. 1-5 / Под ред. В.П. Данилова и др. (ред.) М.: РОССПЭН, 1999-2006.

Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. М.: Терра, 1991.
Исследования:

Бранденбергер Д.Л. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания. М.: Академический проект, 2009.

Голанд Ю.М. Кризисы, разрушившие нэп. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1998.

Дэвис Р., Уиткрофт С. Годы голода. Сельское хозяйство СССР, 1931-1933. М.: РОССПЭН, 2011.

Дэвис С. Мнение народа в сталинской Росии. Террор, пропаганда и инакомыслие. 1934-1941. М.: РОССПЭН, 2011.

Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). М. Интерпракс, 1994.

Курляндский И.А. Сталин, власть, религия. М.: Кучково поле, 2011.

Лившин А.Я. Настроения и политические эмоции в Советской России. 1917-1932 гг. М.: РОССПЭН, 2010.

Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национальности в СССР. 1923-1939. М.: РОССПЭН, 2011.

Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации 1927- 1941. М.: РОССПЭН, 2008.

Петров Н., Янсен М. «Сталинский питомец» – Николай Ежов. М.: РОССПЭН, 2008.

Рыбалкин Ю. Операция «Х». Советская военная помощь республиканской Испании (1936-1939). М.: АИРО-ХХ, 2000.

Смирнова Т.М.. «Бывшие люди» Советской России. Стратегии выживания и пути интеграции. 1917-1936 гг. М.: Мир истории, 2003.

Такер Р. Сталин. История и личность: Путь к власти. 1879-1929; У власти. 1928-1941. М.: Весь мир, 2006.

Фитцпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М.: РОССПЭН, 2008.

Фитцпатрик Ш. Срывайте маски! Идентичность и самозванство в России ХХ века. М.: РОССПЭН, 2011.

Хаустов В.Н., Самуэльсон Л. Сталин, НКВД и репрессии. 1936–1938 гг. М.: РОССПЭН, 2009.

Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.: РОССПЭН, 2010.

Ширер Д. Р. Сталинский военный социализм. Репрессии и общественный порядок в Советском Союзе. 1924-1953. М.: РОССПЭН, 2014.

Юнге М., Биннер Р. Как террор стал «большим». Секретный приказ № 00447 и технология его исполнения. М.: АИРО-ХХ, 2003.

Davies R.W., Harrison M. and Wheatcroft S.G. (eds.) The Economic Transformation of the Soviet Union. 1913-1945. Cambridge: Cambridge University Press,1994.

Hellbeck J. Revolution on My Mind. Writing a Diary under Stalin. Сambridge МА: Harvard University Press, 2006.

Kotkin S. Magnetic Mountain: Stalinism as a Civilization. Berkeley: University of California Press, 1995.

Lenoe М. E. The Kirov Murder and Soviet History. New Haven, London: Yale University Press, 2010.

Rossman J. Worker Resistance Under Stalin. Class and Revolution on the Shop Floor. Cambridge MA, London: Harvard University Press, 2005.





Название раздела/темы

Всего часов

Семинары, практикум

Самостоятельная работа (знакомство с рекомендованной литературой, промежуточный контроль: эссе и рефераты по литературе и источникам)

Раздел 3

Советское государство и общество в период войны

20

8

12

Тема 1

СССР в начальный период Второй мировой войны

5

2

3

Тема 2

Первый этап Великой Отечественной войны. Причины поражений

5

2

3

Тема 3

Второй этап Великой Отечественной войны. Факторы побед

5

2

3

Тема 4

Потенциал антигитлеровской коалиции

5

2

3


Литература к разделу 3
Источники:

1941 год. Кн. 2 / Сост. Л.Е. Решин и др. М.: Международный фонд «Демократия», 1998.

Война. 1941-1945. М.: Вестник архива Президента Российской Федерации, 2010.

Документы внешней политики СССР. Т. XXII-XXIII. М.: Международные отношения. 1992-1998.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Т. 1-2. М.: Олма-Пресс, 2002.

Зимняя война 1939-1940. Кн. 1 / Под ред. О.А. Ржешевского, О. Вехвиляйнен. М.: Наука, 1999.

Катынь. Пленники необъявленной войны. Документы и материалы / Сост. Н.С. Лебедева и др. М.: Международный фонд «Демократия», 1997.

Кривошеев Г.Ф. и др. Великая Отечественная без грифа секретности. М.: Вече, 2009

Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939-1946 / Сост. В.Н. Хаустов и др. М.: Международный фонд «Демократия», 2006.

Москва военная. 1941-1945. Мемуары и архивные документы / Сост. М.М. Горинов и др. М.: Мосгорархив, 1995.

Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Т. 1-2. М.: Госполитиздат, 1958.

Ржешевский О.А. Сталин и Черчилль. Встречи. Беседы. Дискуссии. М.: Наука, 2004.

Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М.: Вече, 2013.

Русский архив. Великая Отечественная. Приказы народного комиссара обороны СССР. / Под ред. В.А. Золотарева. Т. 13. Кн. 2-3. М.: Терра, 1997.

Русский архив. Великая Отечественная. Ставка ВГК / Под ред. В.А. Золотарева. Т. 16, Кн. 1-4. М.: Терра, 1996-1999.
Исследования:

Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки / Под ред. В.А. Золотарева, Г.Н. Севастьянова. Кн. 1-4. М.: Наука, 1999.

Гланц Д. Восставшие из пепла. Как Красная Армия 1941 года превратилась в Армию Победы. М.: Эксмо, 2009.

Данилов В.Н. Советское государство в Великой Отечественной войне: Феномен чрезвычайных органов власти, 1941-1945 гг. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002.

Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Литера-С, 2009.

Кокошин А.А. Стратегическое управление. Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. М.: РОССПЭН, 2003.

Мухин М. Ю. Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 2011.

Мухин М.Ю. Авиапромышленность СССР в 1921-1941 годах. М.: Наука, 2006.

Одинцов М.И. Русские патриархи ХХ века. М.: РАГС, 1994.

Робертс Д. Иосиф Сталин. От Второй мировой до «холодной войны», 1939–1953. М.: АСТ, 2014.

Случ С.З. Сталин и Гитлер, 1933-1941: расчеты и просчеты Кремля // Отечественная история. 2005. № 1.

Harrison M. (ed.) The Economics of World War II: Six Great Powers in International Comparison. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

Statiev А. The Nature of Anti-Soviet Armed Resistance, 1942–1944. The North Caucasus, the Kalmyk Autonomous Republic, and Crimea // Kritika. Explorations in Russian and Eurasian History, vol. 6, no 2 (Spring 2005), pp. 285-318.

Weiner A. Making Sense of War: The Second World War and the Fate of the Bolshevik Revolution. Princeton: Princeton University Press, 2000.





Название раздела/темы

Всего часов

Семинары, практикум

Самостоятельная работа (знакомство с рекомендованной литературой, промежуточный контроль: эссе и рефераты по литературе и источникам)

Раздел 4

Признаки позднего сталинизма

15

6

9

Тема 1

СССР как великая держава

5

2

3

Тема 2

Апогей диктатуры. Методы политического и идеологического контроля

5

2

3

Тема 3

Приоритеты послевоенной экономики

5

2

3


Литература к разделу 4

Источники:

Большая цензура. Писатели и журналисты в Стране Советов. 1917-1956 / Сост. Л.В. Максименков. М.: Международный фонд «Демократия», 2005.

Власть и художественная интеллигенция / Сост. А. Артизов, О. Наумов. М.: Международный фонд «Демократия», 1999.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М.: Новости, 1992.

Лубянка. Сталин и МГБ СССР. Март 1946 – март 1953 / Сост. В.Н. Хаустов и др. М.: Международный фонд «Демократия», 2007.

Микоян А.И. Так было. Размышления о минувшем. М.: Вагриус, 1999.

На приеме у Сталина. Тетради (журналы) записей лиц, принятых И.В. Сталиным (1924-1953 гг.) / Под ред. А.А. Чернобаева. М.: Новый хронограф, 2008.

Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР. 1945-1953 / Сост. О.В. Хлевнюк и др. М.: РОССПЭН, 2002.

Симонов К. Глазами человека моего поколения. М.: АПН, 1989.

Хрущев Н.С. Время. Люди. Власть. В 4-х кн. М.: Московские новости, 1999.
Исследования:

Gellately R. Stalin’s Curse. Battling for Communism in War and Cold War. New York: Knopf, 2013.

Pollock E. Stalin and the Soviet Science Wars. Princeton: Princeton University Press, 2006.

Волокитина Т., Мурашко Г., Носкова А., Покивайлова Т. Москва и Восточная Европа. Становление политических режимов советского типа (1949-1953). М.: РОССПЭН, 2008.

Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы. СССР в первые послевоенные годы. М.: РОССПЭН, 2001.

Есаков В.Д., Левина Е.С. Сталинские «суды чести». «Дело "КР"». М.: Наука, 2005.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: Политика и повседневность. 1945-1953. М.: РОССПЭН, 1999.

Зубок В.М. Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева. М.: РОССПЭН, 2011.

Клейн Б.С. Политика США и «дело врачей» // Вопросы истории. 2006. № 6.

Костырченко Г.В. Тайная Политика Сталина. Власть и антисемитизм. М.: Международные отношения, 2001.

Печатнов В.О. Сталин, Рузвельт, Трумэн: СССР и США в 1940-х гг. М.: Терра, 2006.

Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

Попов В.П. Экономическая политика Советского государства. М., Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2000.

Холловэй Д. Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939-1956. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997.




Название раздела/темы

Всего часов

Семинары, практикум

Самостоятельная работа (знакомство с рекомендованной литературой, промежуточный контроль: эссе и рефераты по литературе и источникам)

Раздел 5

Противоречия сталинской системы как предпосылки нового курса

15

6

9

Тема 1

Социальный кризис и его осознание

5

2

3

Тема 2

Разложение Гулага

5

2

3

Тема 3

Холодная война и гонка вооружений

5

2

3


Литература к разделу 5

Источники:

История сталинского Гулага. Конец 1920-х – первая половина 1950-х годов. Собрание документов в 7-ми томах. / Т. 6. Восстания, бунты и забастовки заключенных / Ответ. ред. В.А. Козлов. М.: РОССПЭН, 2004.

Советская жизнь. 1945-1953 / Сост. Зубкова Е.Ю. и др. М.: РОССПЭН, 2003.

Советская национальная политика. Идеология и практики реализации / Сост. Кошелева Л.П. и др. М.: РОССПЭН, 2013.
Исследования:

Быстрова И. В. Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930-1980-е годы). М.: ИРИ РАН, 2006.

Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 - начало 1980-х гг.). М.: РОССПЭН, 2010.

Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы. М.: РОССПЭН, 1996.

Торкунов А.В. Загадочная война: корейский конфликт 1950-1953 годов. М.: РОССПЭН, 2000.

Фильцер Д. Советские рабочие и поздний сталинизм. Рабочий класс и восстановление сталинской системы после окончания Второй мировой войны. М.: РОССПЭН, 2011.

Хлевнюк O.В., Горлицкий Й. Холодный мир. Сталин и завершение сталинской диктатуры. М.: РОССПЭН, 2011.

Хоскинг Дж. Правители и жертвы. Русские в Советском Союзе. М.: Новое литературное обозрение, 2012.




Название раздела/темы

Всего часов

Семинары, практикум

Самостоятельная работа (знакомство с рекомендованной литературой, промежуточный контроль: эссе и рефераты по литературе и источникам)

Раздел 6

Смерть Сталина и демонтаж системы

10

4

6

Тема 1

Политические предпосылки поворота

5

2

3

Тема 2

Составляющие нового курса

5

2

3


Литература к разделу 6

Источники:

Лаврентий Берия. 1953. Стенограмма июльского пленума ЦК КПСС и другие документы / Сост. В. Наумов, Ю. Сигачев. М.: Международный фонд «Демократия», 1999.

Президиум ЦК КПСС, 1954-1964 : Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления: В 3 т. / Гл. ред. Фурсенко А.А. М.: РОССПЭН, 2003-2008. 

Реабилитация: Как это было: Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. Т. 1: Март 1953 - февраль 1956 / Сост. Артизов А. и др. М.: Международный фонд «Демократия», 2000.

Региональная политика Хрущева. ЦК ВКП(б) и местные партийные комитеты. 1953-1964 / Сост. Хлевнюк О.В. и др. М.: РОССПЭН, 2009.
Исследования:

Аксютин Ю.В. Хрущевская оттепель и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М.: РОССПЭН, 2010.

Добсон М. Холодное лето Хрущева. Возвращенцы из ГУЛАГа, преступность и трудная судьба реформ после Сталина. М.: РОССПЭН, 2014.

Иванова Г.М. На пороге "государства всеобщего благосостояния". Социальная политика в СССР (середина 1950-х - начало 1970-х годов). М.: ИРИ РАН, 2011.

Таубман У. Хрущев. М.: Молодая гвардия, 2008.

Шестаков В.А. Социально-экономическая политика советского государства в 50-е – середине 60-х гг. М.: Наука, 2006.


  1. Образовательные технологии

Данная дисциплина преподается в форме лекционных, семинарских и практических занятий. Лекции преподавателя сопровождаются обсуждениями отдельных вопросов. В процессе занятий студенты знакомятся с рекомендуемой литературой и источниками, обсуждают их в аудитории, представляют комментарии к источникам и отдельным положениям историографии, выполняют домашние задания в виде эссе и рефератов по предложенным изданиям, а также осуществляют самостоятельный поиск литературы, источников, включая интернет-ресурсы по теме исследовательского семинара.


  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


9.1. Тематика заданий текущего контроля

Текущий контроль осуществляется в ходе выступлений студентов на обсуждениях, а также посредством проверки письменных заданий: рефератов и эссе по рекомендованной литературе и источникам.

9.2. Перечень вопросов к экзамену по всему курсу:


  1. Этапы развития историографии советской истории 1920-х – 1950-х годов.

  2. Основные направления архивной революции в России.

  3. Открытие архивов и изменение проблематики исторических исследований.

  4. Факторы разрушения нэпа. Экономика и политика.

  5. Методы и результаты форсированной индустриализации и коллективизации.

  6. Кризис начала 1930-х годов и корректировка политического и экономического курса.

  7. Причины, цели и механизмы террора. Диктатура Сталина.

  8. СССР в начале Второй мировой войны. Внутренняя и внешняя политика.

  9. Причины поражений на первом этапе Великой Отечественной войны.

  10. Перестройка советской военной системы и перелом в ходе войны.

  11. Параметры и принципы организации военной экономики.

  12. Человек на войне. Красная армия, тыл, оккупация.

  13. Направления сотрудничества антигитлеровской коалиции.

  14. Послевоенная внешняя политика. Причины холодной войны.

  15. Факторы восстановления экономики.

  16. Идеологические кампании позднего сталинизма.

  17. Политическое развитие. Система сталинской власти в 1945-1952 гг.

  18. Социальный кризис начала 1950-х годов.

  19. Нарастание кризисных явлений в лагерях и ссылке.

  20. Пропорции экономического развития в условиях гонки вооружений.

  21. Причины демонтажа сталинской системы.

  22. Основные направления десталинизации.




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


10.1. Основная литература и интернет-ресурсы

История сталинизма. Итоги и проблемы изучения. М.: РОССПЭН, 2011.

Пихоя Р. Москва. Кремль. Власть. 40 лет после войны. 1945-1985. М.: Астрель, АСТ, 2007.

Davies R.W., Harrison M. and Wheatcroft S.G. (eds.) The Economic Transformation of the Soviet Union. 1913-1945. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
Сайт Архивы России: http://www.rusarchives.ru/

Электронные описи и электронные публикации документов ГАРФ: http://www.statearchive.ru

Сайт Росархива «Документы советской эпохи»: http://sovdoc.rusarchives.ru

Альманах «Россия. ХХ век. Документы»: www.humanities.edu.ru/db/msg/77892

Электронные банки документов по Великой Отечественной войне на сайте Центрального архива Министерства обороны РФ: http://archive.mil.ru/archival_service/central.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Общие сведения о вто
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский филиал
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск