Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика»
страница1/6
Дата публикации10.06.2015
Размер0.9 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева
Кафедра отечественной истории

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки: 050700.62 «Педагогика», профиль «Детская практическая психология», квалификация — бакалавр

Красноярск 2012

УМКД составлен ст. преподавателем Д. М. Медниковым

Обсуждена на заседании кафедры отечественной истории

« » 2012 г.
Заведующий кафедрой Н.И. Дроздов

Одобрено научно-методическим советом направления «Педагогика»
«___»____________2012 г.

Председатель НМСС

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 20_12_/20_13_ учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1.___Обновлена карта литературного обеспечения______________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Отечественной истории "_10__"_09__ 20_12__г.

Внесенные изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой

Декан/Директор

"_10__"_09__ 20_12__г.

Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Отечественная история» с другими дисциплинами направления 050700.62 ПЕДАГОГИКА

на 2012/13 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

-

-

-

-

Оглавление


  1. Пояснительная записка 6 стр.

  2. Рабочая программа дисциплины 7 стр.

    1. Выдержка из стандарта 8 стр.

    2. Введение 9 стр.

    3. Содержание теоретического курса дисциплины 12 стр.

    4. Тематический план 38 стр.

    5. Учебно-методическая карта дисциплины 40 стр.

    6. Карта литературного обеспечения 43 стр.

    7. Технологическая карта рейтинга 51 стр.

  3. Методические рекомендации для студентов 54 стр.

  4. Банк контрольных заданий и вопросов 57 стр.

  5. Вопросы к экзамену 65 стр.

  6. Тематика рефератов 68 стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Отечественная история» для студентов очной формы обучения по направлению 050700.62 Педагогика состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  1. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Отечественная история».

  2. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Отечественная история», который представлен различными тестами, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны тестовые вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  3. Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области отечественной истории.

  4. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы исторической науки, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. Данная дисциплина ведётся только у студентов очной формы обучения, поэтому рабочая тетрадь необходимая в обязательном порядке только для заочной формы обучения, также отсутствует.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Рабочая программа составлена ст. преподавателем Д. М. Медниковым

Обсуждена на заседании кафедры отечественной истории

"_10__"_09__ 20_12__г.
Заведующий кафедрой Н.И. Дроздов

Одобрено научно-методическим советом направления «Педагогика»
"_10__"_09__ 20_12__г.

Председатель НМСС
ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направлению 050700.62 Педагогика утверждён 31.01.2005 г. Дисциплина «Отечественная история» является частью цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента, который заявлен в качестве обязательного для бакалавров. Однако, содержание цикла не раскрывается подробно.

Введение

Учебный процесс в высших учебных заведениях Российской Федерации проводится в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. С 2000 года во всех вузах страны для студентов непрофильных специальностей, вместо разнообразных исторических курсов введена единая обязательная дисциплина «Отечественная история». Переход к современной системе образования потребовал радикальных перемен в содержании, структуре, формах и методах преподавания истории, организации учебного процесса.

Качественное изучение истории отечества в нашем вузе зависит прежде всего от осознанного усвоения студентом основных программных требований, четкого понимания своеобразия структуры, форм и методов организации учебного процесса с комплексным использованием новых информационных технологий (internet-технологии).

Отечественная история отличается сложными процессами развития всех сфер жизни нашего общества на разных этапах его существования. Происходит осмысление героического и драматического пути, пройденного Россией. Постепенно уходят в прошлое догмы и стереотипы, десятилетиями господствовавшие в светской исторической науке, меняются идеологическое ориентиры, утверждаются новые ценности. Переизданы общие курсы по истории России Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, С.М. Соловьева и др. Стали доступными многие произведения видных зарубежных историков. Социогуманитарная подготовка в высших учебных заведениях осуществляется путем системного подбора учебных дисциплин. Важное место принадлежит исторической науке.

История как наука многогранна. Она включает:

  1. изучение процесса развития всего человеческого общества;

  2. исследование отдельных регионов, стран, континентов;

  3. изучение различных направлений исторического процесса, жизни и деятельности человеческого общества;

  4. особое звено – философия истории, наука, призванная выяснять общие закономерности, основные принципы, тенденции в развитии цивилизации.

Учебный процесс в высших учебных заведениях Российской Федерации проводится в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. С 2000 года во всех вузах страны для студентов непрофильных специальностей, вместо разнообразных исторических курсов введена единая обязательная дисциплина «Отечественная история». Переход к современной системе образования потребовал радикальных перемен в содержании, структуре, формах и методах преподавания истории, организации учебного процесса. Ее преподавание в КГПУ обеспечивает профессорско-преподавательский коллектив кафедры отечественной истории.

Качественное изучение истории отечества в нашем вузе зависит прежде всего от осознанного усвоения студентом основных программных требований, четкого понимания своеобразия структуры, форм и методов организации учебного процесса с комплексным использованием новых информационных технологий (internet-технологии).

Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:

  1. обеспечивает приобретение системы знаний в области отечественной истории;

  2. формирует понимание студентами сути происходящих изменений, их целесообразности и закономерности.

  3. формирует историческое мышление у студентов, их политическую и правовую культуру;

  4. осуществляет подготовку к ведению профессионально-педагогической деятельности в области экономических дисциплин, в частности, бухгалтерского учета и экономического анализа.

Основные цели и задачи программы:

  • проанализировать общее и особенное в российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

  • изучить основные этапы и содержание истории России с древнейших времен до наших дней.

  • показать на примерах различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории.

  • выявить наиболее дискуссионные проблемы в российской и зарубежной историографии.

  • выявить основные тенденции развития мировой историографии, место и роль российской истории и историографии в мировой науке.

  • проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.

Программа рассчитана на обучение студентов в объеме 100 часов, в том числе аудиторных 50 часов, на самостоятельную работу 50 часов. Одной из главных особенностей курса является то, что он не повторяет исторические события. Технология процесса обучения по дисциплине «Отечественная история» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде экзамена.

Содержание теоретического курса дисциплины
Модуль 1

Темы лекционных и практических занятий
1.Вводная лекция (2 ч.)
2. Тема 1. Древняя Русь. (6 ч.)

Лекция 1. Восточные славяне в древности: хозяйственный и общественно-политический строй. (2 ч.)

Лекция 2. Борьба Руси с иноземными захватчиками. (2 ч.)

Семинар 1. Удельная Русь. (2 ч.)
3. Московская Русь XIV-XVI вв. (6 ч.)

Лекция 3.Образование единого государства: причины, предпосылки, основные этапы. (2 ч.)

Лекция 4. Смутное время. (2 ч.)

Семинар 2. Иван Грозный: внутренняя и внешняя политика. (2 ч.)
Тема 3. Становление и развитие Российского государства в XVII-XVIII вв. (8 ч.)

Лекция 5. Первые Романовы. (2 ч.)

Лекция 6. Политика «Просвещенного абсолютизма», направления внешней политики Екатерины II. (2 ч.)

Семинар 3. Петровские реформы. (2 ч.)

Семинар 4. Дворцовые перевороты. (2 ч.)
Тема 4. Российская империя XIX – начала ХХ вв. (8 ч.)

Лекция 7. Кризис феодально-крепостнической системы в первой половине XIX вв. (2 ч.)

Лекция 8. Либеральные реформы 1860-1870-х гг. Закат эпохи самодержавия. (2 ч.)

Семинар 5. Общественно-политическое движение в XIX в. (2 ч.)

Семинар 6. Формирование партийной системы в начале ХХ в. Первая русская революция. Революции 1917 г. (2 ч.).
Модуль 2.

Тема 5. Становление советского государства (1917-конец 1930-х гг.). (4 ч.)

Лекция 9. Становление советского государства (1917-конец 1930-х гг.). (2 ч.)

Семинар 7. Культура «серебряного века». (2 ч.)
Тема 6. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). (2 ч.)

Семинар 8. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). (2 ч.)
Тема 7. СССР в 1945 - конце 1980-х гг. (8 ч.)

Лекция 10-11. СССР в 1945 - конце 1980-х гг.: внутренняя политика (4 ч.)

Семинар 9. СССР в 1945 - конце 1980-х гг.: внешняя политика. (2 ч.)

Семинар 10. СССР в 1945 - конце 1980-х гг.: культурное развитие. (2 ч.)
Тема 8. Современная Россия. (6 ч.)

Лекция 12. Экономическое и политическое развитие современной России. (2 ч.)

Семинар 11. Социокультурная трансформация. (2 ч.)

Семинар 12. Внешняя политика современной России. (2 ч.)
Модуль 1.
1.Вводная лекция (2 ч.)

Историческое время. Интерпретация - превращение фактов истории в факты науки. Христианская интерпретация истории. Смысл истории в движении человечества к Богу. Всемирно-историческая (линейная интерпретация Универсальность законов исторического процесса в жизни различных народов. Европоцентрическая концепция исторической динамики человечества. Культурно-историческая интерпретация. История как развертывание пространства, заполненного самобытными регионально-культурными организациями или локальными цивилизациями. Общецивилизационная интерпретация исторического движения: синтезирование христианского всемирно-исторического линейного, культурно - исторического подходов к объяснению исторических фактов.
Тема 1. Древняя Русь.

Лекция 1. Восточные славяне в древности: хозяйственный и общественно-политический строй.


  1. Исторические предпосылки возникновения государственности у восточных славян.

  2. Образование древнерусского государства (IХ-Х вв.)

Этапы заселения человеком территории России. Стоянки древ­них людей. Древнегреческие колонии в Северном Причерноморье. Происхождение славян, споры об их прародине. Расселение восточнославянских племен, их хозяйство, общественный строй, быт и верования в VI-VIII вв.

Вотчинное хозяйство. Сословно-классовый состав древнерусского общества. Характеристика свободного нетрудового населения, лично свободного трудового сельского и городского населения, феодально-зависимого населения, лиц с рабским типом зависимости.

Ранние формы государственности у восточных славян. Образование древнерусского государства (IХ-Х вв.) и критика «норманнской теории». Первые киевские князья и их деятельность по укреплению внутреннего и внешнеполитического положения древнерусского государства. Принятие христианства.

Борьба за власть после смерти князя Владимира I. Княжение Ярослава Мудрого. «Русская правда». Расцвет древнерусского государства. Междоусобная борьба за власть между преемниками Ярослава Мудрого. Съезды князей. Княжение Владимира Мономаха.

Древнерусская культура. Возникновение письменности. Литературные памятники Древней Руси. Архитектура, живопись, художественные ремесла. Межкультурные связи с Византией и странами Европы.
Лекция 2. Борьба Руси с иноземными захватчиками.

  1. Борьба народов Древней Руси против монгольского ига.

  2. Экспансия немецко-шведских феодалов в Восточной Прибалтике.

Вторжение Батыя на русские земли. Этапы завоевания русских земель. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде.

Образование Ливонского Ордена. Оборона Северо-Западных русских земель. Князь Александр Невский – великий полководец и государственный деятель.

Историческое значение борьбы русского народа с иноземным завоеванием.
Семинар 1. Удельная Русь.

  1. Исторические предпосылки государственной раздробленности.

  2. Образование самостоятельных удельных княжеств и земель:

Развитие вотчинного хозяйства. Рост городов. Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Полоцкое, Черниговское, Смоленское, Рязанское, Турово-Пинское, Переяславское княжества, Новгородско-Псковская земля.

Перемещение центра политической жизни в Северо-Восточную Русь. Укрепление княжеской власти при Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском и Всевлоде «Большое Гнездо».

Основные понятия: палеолит, мезолит, неолит, род, племя, пер­вобытно-общинный строй, родовая община, соседская община, рабство, союзы племен, язычество, неолитическая революция, государство, патриархат, матриархат, рабовладельческий строй, полисная демократия, этническое рабство, соседская община, племенные союзы, государство, феодализм, государственный феодализм, феодальная рента, вотчина, закуп, смерд, холоп, рядович, патриархальное рабство, этническая эксплуатация, князь, челядь, удел, вече, язычество, христианизация, удельная раздробленность, феодальный иммунитет, норманская теория, вассалитет, союз племен, древнерусская народность, феодальная раздробленность, феодальные усобицы, феодальный иммунитет, вассалитет, посадник, тысяцкий, вече, удельное княжество, ордынское иго, баскаки, ярлык, хан, Золотая Орда, рыцарский орден.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика»
Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Управление дошкольным образованием», квалификация — бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700. 62 «Педагогика»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «сравнительная педагогика» с другими дисциплинами направления «Педагогика» по...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика»
Просекова Вера Михайловна. Психотерапия. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиль...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62...
Г. В. Кухтерина. Основы психодиагностики. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 Педагогика, профиль подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62...

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дн(М). В 1 Тренинг педагогического...
Для профессии педагога коммуникативная компетентность является ведущей профессиональной характеристикой, от которой зависят персональный...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление «Педагогика»

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62...
Семеновских Т. В. Социальная психология. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск