Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детская школа искусств г. Поронайска ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Программа по учебному предмету
ПО.02.УП.03. ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Поронайск, 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………….3
2. Содержание учебного предмета…………………………………………………….7
Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………..8
Формы и методы контроля, система оценок…………………………………11
Методическое обеспечение учебного процесса…………………………………..13
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение………………………….15
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета,
его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «История хореографического искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства. Обучение истории хореографического искусства включает в себя: - знания основ музыкальной грамоты; - знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов; - формирование слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства; - знания элементов музыкального языка; - знания в области строения классических музыкальных форм; знания этапов становления и развития искусства балета; - знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений; - формирование навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды; - формирование навыков восприятия элементов музыкального языка, анализа музыкального произведения, а также необходимых навыков самостоятельной работы. Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Срок реализации учебного предмета Срок освоения программы учебного предмета составляет 2 года по 5- летней и 8-летней образовательной программе в области «Хореографическое творчество». Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год (6-летняяя или 9-летняя образовательная программа). Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «История хореографического искусства»:
Содержание
| 7-8 (4-5) классы
| 9 (6) класс
| Максимальная нагрузка (в часах), в том числе:
| 132
| 82,5
| Количество часов на аудиторные занятия
| 66
| 49,5
| Общее количество часов на аудиторные занятия
| 115,5
| Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
| 1
| 1,5
| Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
| 66
| 33
|
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповые (4-10 учеников), рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности. Цель и задачи учебного предмета
Цель:
художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения. Задачи:
- формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;
- осознание значения хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры;
- ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
- изучение истоков происхождения танцевального искусства и его эволюции;
- анализ хореографического искусства в различных культурных эпохах;
- знания этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;
- знания образцов классического наследия балетного репертуара;
- знание основных этапов становления и развития русского балета;
- овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;
- знания средств создания образа в хореографии;
- систематизация информации о постановочной и педагогической деятельности балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;
- знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержания, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов;
- умение работать с учебным материалом;
- формирование навыков диалогического мышления;
- овладение навыками написания докладов, рефератов. Обоснованием структуры программы предмета «история хореографического искусства» являются «Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество», утвержденные Министерством культуры РФ 12.03.2012г. (далее - ФГТ), отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Материалы (проекты примерных программ учебных предметов) взяты с сайта института развития образования в сфере культуры и искусства1.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета". Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);
диалогический;
инструктивно-практический (работа с материалом);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
информационно-обобщающий (доклады, рефераты).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках. Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «История хореографического искусства», учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «История хореографического искусства», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Класс
| Распределение по годам обучения
| 7 (4)
| 8 (5)
| 9 (6)
| Продолжительность
учебных занятий (в неделях)
| 33
| 33
| 33
| Количество часов на
аудиторные занятия (в неделю)
| 1
| 1
| 1,5
| Общее количество часов
на аудиторные занятия
| 66
|
49,5
| Количество часов на
самостоятельную работу в неделю
| 1
| 1
| 1
| Общее количество часов
на самостоятельную работу по годам
| 33
| 33
| 33
| Общее количество часов
на внеаудиторную (самостоятельную работу)
| 66
| 33
| Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные)
| 2
| 2
| 2,5
| Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные и самостоятельные)
| 132
|
82,5
| Объем времени на консультации (по годам)
| 4
| 4
| 2
| Общий объем времени на консультации
| 8
| 2
|
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Требования по годам обучения
Предмет является основополагающим в формировании мировоззрения учащихся в области хореографического искусства, определяет знания основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основные отличительные особенности хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений, балетную терминологию, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Содержание учебного предмета «История хореографического искусства раскрывает следующие темы:
- формирование, преемственность и закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии;
- творческая деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков;
- произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии. (4) класс (1 час в неделю) Хореография как вид искусства
Введение. Выразительный язык танца, его особенности.
Музыкально-хореографический образ.
Исполнительские средства выразительности.
Виды и жанры хореографии.
Народный танец: Тесная связь народного танца с музыкой, песней, бытом, обычаями, культурой народа.
Профессиональные ансамбли народного танца.
Балет, как вид театрального искусства:
Синтез искусств в балете. Создание балетного спектакля.
Народные истоки сценической хореографии.
Зарождение балетного театра. Оперы-балеты Ж.Б.Люлли, комедии - балеты Ж.Б.Мольера;
Реформатор балетного театра Ж.Ж.Новер;
Романтический балет и его представители: М.Салле, М.Камарго, Ф.Эльслер, Ж.Перро и др. Балеты «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда».
В седьмом классе в конце каждого полугодия проводятся контрольные уроки с выставлением отметки. (5) класс (1 час в неделю)
Русский балет
Основные черты русского балета (краткий исторический обзор).
Романтизм в русском балете.
Симфонические балеты П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
А.К.Глазунов «Раймонда».
Балетмейстеры отечественной балетной школы: М.Петипа, И.Вальберх, К.Дидло, А.Горский, М.Фокин, Л.Иванов и др.
Советский балет
Основные черты советского балета. Краткий обзор.
Балеты С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка».
Советские балетмейстеры: Ф.В.Лопухов, Ю.Григорович, Л.Якобсон, К. Сергеев, И.Бельский, Р.Захаров, В.Чабукиани.
Выдающиеся исполнители: А.Павлова, Г.Уланова, М.Плисецкая, А.Мессерер, В.Васильев, К.М.Лиепа, М.Лавровский, Е.Максимова, Р.Стручкова и др.
Бальный танец
Проникновение в Россию зарубежного бального танца.
Танцевальная культура XVIII-XIX веков: музыка, костюм, прическа, этикет.
Современный танец и его особенности.
В восьмом классе в конце первого полугодия проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока, по окончании обучения учащиеся сдают итоговый экзамен.
При 9-летнем или 6-летнем сроке обучения итоговая аттестация проводится в конце 9 (6) класса. (6) класс (1,5 часа в неделю) Современный этап в жизни отечественной хореографии
Балетный театр России конца XX столетия.
Классическое наследие на современной сцене.
Творческая деятельность современных балетмейстеров.
Выдающиеся современные исполнители.
Роль фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства.
Современные течения в зарубежном хореографическом искусстве
Западноевропейский балетный театр второй половины XX века.
Джордж Баланчин – хореограф ХХ века.
Развитие современного танца.
Мюзикл как форма синтеза искусств.
В девятом классе по окончании первого полугодия учащиеся сдают зачет, в конце года - итоговый экзамен. Требования к уровню подготовки обучающихся В выпускном 8 (5) классе или 9 (6) классе учащиеся сдают итоговую аттестацию, которая проводится в форме защиты рефератов по предмету.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (критерии оценивания ответов учащихся см. в таблице №4) . Предполагаемые результаты освоения программы По окончании 7 (4) класса:
знание балетной терминологии;
знание средств создания образа в хореографии;
знание образцов классического наследия балетного репертуара;
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства исторических эпох.
По окончании 8 (5) класса:
знание образцов классического наследия балетного репертуара;
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
знание выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох (русского и советского балета);
знание основных этапов становления и развития русского балета.
По окончании 9 (6) класса:
Знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
знание основных этапов становления и развития русского балета;
развитие балетного искусства России конца XX столетия;
знание имен выдающихся представителей балета и творческого наследия хореографического искусства конца XX столетия;
представление о месте и роли фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства.
знание основных отличительных особенностей западноевропейского балетного театра второй половины XX века.
Формы и методы контроля, системы оценок
Промежуточной аттестация по предмету проводиться в виде контрольных уроков и зачетов, итоговая в виде защиты рефератов по выбранной теме. График промежуточной и итоговой аттестации
Класс
| Вид, форма и время проведения аттестации
| Промежуточная
| Полугодие
| Итоговая
| 7 (4)
| контрольный урок
| 13 (7)
| -
| 8 (5)
| контрольный урок
| 15 (9)
| Защита реферата
(при 8 или 5-летнем сроке обучения)
| 9 (6)
| зачет
| 17 (11)
| Защита реферата
(при 9 или 6-летнем сроке обучения)
|
При 9-летнем или 6-летнем сроке обучения в 8 (5) классе в конце учебного года проводится зачет.
По завершении изучения учебного предмета обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Формы текущего контроля: контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование.
Итоговая аттестация проводится в форме защиты реферата. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Программа предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки На зачете или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
| Критерии оценивания ответов
| 5 («отлично»)
| полный ответ, отвечающий всем требованиям на
данном этапе обучения
| 4 («хорошо»)
| отметка отражает ответ с небольшими недочетами
| 3 («удовлетворительно»)
| ответ с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д.
| 2
(«неудовлетворительно»)
| целый комплекс недостатков, являющийся
следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.
| «зачет» (без отметки)
| отражает достаточный уровень подготовки и
учащегося на данном этапе обучения
|
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.
Методическое обеспечение учебного процесса
Урок основная форма учебного процесса в освоении основных образовательных программ. Урок характеризуется единством дидактической цели и задач. Как часть учебного процесса урок может содержать: организационную часть, восприятие нового материала, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нем; формы контроля и самоконтроля. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и воспитательные задачи.
Реферат. Форма работы, позволяющая самостоятельно освоить один из разделов программы учебного предмета. Рекомендуемый план реферата:
тема, цель работы;
изложение содержания, которое раскрывает тему;
результаты работы;
выводы;
использованная литература и другие источники.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, олимпиадам. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся:
Цель: формирование у учащегося способностей к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формирование умения использовать справочную и специальную литературу.
Как форма учебной работы, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:
образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
развивающую (развитие познавательных возможностей учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи, формирование умения самостоятельно добывать знания из различных источников);
воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
Систематическая самостоятельная работа способствует лучшему усвоению полученных знаний;
формирует потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;
формирует навыки планирования и организации учебного времени, расширяет кругозор.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка докладов, рефератов;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.).
Учебно – методическое информационное обеспечение
Основная литература
Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. Александрова. – СПб: Лань, 2011
Бахрушин Ю.А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. – М.: Просвещение, 1973
Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы. СПб: Лань, Планета Музыки, 2008
Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. – М.: Искусство, 1987
Ванслов В.В. В мире искусств / В.В.Ванслов. – М.: Знание, 2003
Вашкевич Н.П. История хореографии всех веков и народов. СПб: Лань.
Планета Музыки. 2009
Деген А. Балет 120 либретто. Композитор. СПб, 2008
Деген А. Мастера танца. Музыка. М., 1994
Дубкова С.А. Жар-птица. Балетные сказки и легенды / С.А. Дубкова. –
М.: Белый город, 2009
.Еремина-Соленикова Е.В. Старинные бальные танцы. Новое время.– М.: Планета музыки, 2010
.Жемчугова П.П. Балеты. СПб: «Литера», 2010
Житомирский Д. Балеты Чайковского. Гос. муз. издательство. М., 1957 13.Иванов В.Г. Русские танцовщики XX века / – Пермь, 1994 14.Красовская В.М. Балет сквозь литературу. – Спб: Академия русского
балета им. А.Я. Вагановой, 2005
.Красовская В.М. История русского балета: учебное пособие / СПб: Лань, 2008
.Коптелова Е. Д. Игорь Моисеев. Академик и философ танца. СПб: Лань, Планета Музыки, 2012
.Левинсон М. История костюма. Полная хрестоматия. М., 2008 18.Никульский А. Балерины. Издательское содружество. М., 2008 19.Пасютинская В. М. Волшебный мир танца: Кн. Для учащихся. – М.:
Просвещение, 1985
.Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. М.-Л.: «Искусство», 1950
.Соловьев Н.В. Мария Тальони. СПб: Лань. Планета Музыки, 2011 22.Худяков С.Н. Всемирная история танца. Эксмо. М., 2009 23.Эльяш Н. И. Образцы танца. - М., 1970
Дополнительная литература
Баланчин Д. Сто один рассказ о большом балете. Крон-Пресс. М., 2004
Богданов-Березовский В. Г.С.Уланова. – М.: Искусство, 1961
Брун В. История костюма от древности до нового времени. М., 1999
Вальберх И.И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка.
Сценарии. СПб: Лань, Планета Музыки, 2010
Гольцман А.М. Советские балеты. Советский композитор. М., 1985
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры/худож. В. Косоруков. – М.: Дет. лит., 1989
Дешкова И.П. Иллюстрированная энциклопедия балета в рассказах и исторических анекдотах для детей и родителей. – М.: «Конец века», 1995
Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии / Ф.В. Лопухов. – М.: Фолиум, 2003
Львов-Анохин Б.А. Балетные спектакли последних лет. «Знание». М., 1972
Надеждина Е.Н., Эльяш Н.И. «Большой балет» (Основные этапы развития советского балета). Изд. «Знание». М., 1964
Нанн Д. История костюма 1200-2000 М, Артель АСТ 2003
Журнал «Балет» («Советский балет») с 1980 г. по 2011 г.
Плисецкая М.Я. Читая жизнь свою. М.: АСТ, 2010
Тимофеева Н.П. Мир балета. История. Творчество. Воспоминания. – М.: Просвещение, 1996
Русский балет: энциклопедия /под ред. А.П. Горкина. –М.: Согласие, 1997
Энциклопедия «Балет». CD, 2003
Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров 1.«Тщетная предосторожность»
2.«Сильфида»
3.«Жизель»
4.«Эсмеральда»
5. Видеозаписи концертных номеров: Государственного ансамбля народного танца им.И.Моисеева; Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени М.Пятницкого; Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова, Театра танца «Гжель» и др.
Видеозаписи балетов (фрагментов) в различных редакциях: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Петрушка», «Жар-птица», Сен-Санс «Умирающий лебедь», «Красный мак» (фрагменты), «Пламя Парижа» (фрагменты), «Бахчисарайский фонтан» (фрагменты), «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Каменный цветок» (фрагменты), телевизионный балет «Анюта», из серии выпусков «Мастера русского балета»
Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградовой, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина, и др.
Видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей.
Видеозаписи балетов из репертуара театров: «Русский балет»,
«Кремлевский балет», «Имперский балет», «Пермский театр» и др.
Видеозаписи конкурсов и фестивалей различных направлений: мюзиклов, оперетт, опер и др. (фрагменты).
|