Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин





НазваниеВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин
страница1/5
Дата публикации30.06.2015
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

(Академия ВЭГУ)»
Кафедра общенаучных дисциплин





УТВЕРЖДАЮ

Ректор Академии ВЭГУ
___________________ Е.К. Миннибаев

«31» августа 2013


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ
Специальность: 030401.65 История

Специализация: Всеобщая история

Квалификация: историк, преподаватель истории

Составитель: канд. ист. наук, доцент Бобылева Н.М.

Уфа 2013

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.
Дисциплина «Методология исторической науки стран Европы и Америки», является дисциплиной специализации по подготовке специалистов 0304001.65 История, специализация: «Всеобщая история» квалификация: историк, преподаватель истории.

Курс «Методология исторической науки стран Европы и Америки» построен таким образом, чтобы дать целостное представление о всей совокупности вопросов, связанных с осмыслением специфики исторического знания, его многовекового становления и развития. Такой фронтальный анализ форм и путей развития исторического знания призван дать молодому специалисту полноценную информацию и надежные научные ориентиры для системной оценки состояния историографии в целом, изученности тех или иных проблем, для определения перспектив различных школ и направлений и выбора из этого многообразия наиболее эффективного инструментария для решения своих собственных исследовательских задач.

Предметом курса «Методология исторической науки стран Европы и Америки» является процесс изучения основных историографических принципов познания новой и новейшей истории стран Запада.

Цели освоения дисциплины – заложить теоретические основы для освоения самых основных историографических принципов познания новой и новейшей истории стран Запада, сформировать осознание поступательного характера развития истории, исторических знаний, продолжить формирование базового понятийного аппарата исторической науки, способствовать дальнейшему формированию навыков работы с учебной и научной литературой, специальных навыков обращения с различными методологическими принципами и подходами к изучению историографии.

Задачи курса:

- охарактеризовать условия и этапы развития различных направлений в историографии нового и новейшего времени;

- рассмотреть конкретные историографические ситуации с точки зрения соотношения преемственности и изменчивости в исторической науке;

- определить векторы историографической динамики и конкретизировать сложные процессы дифференциации и интеграции в исторической науке;

- изучить процесс формирования междисциплинарных подходов и новых исследовательских парадигм;

- проанализировать изменения в структуре исторической науки и классификации исторических дисциплин;

- выявить складывающиеся в историографии комплексы дискуссионных проблем и проекты их разрешения;

- пересмотреть или существенно уточнить оценки кризисных явлений в мировой историографии XX века;

- проанализировать современное состояние исторической науки, выявить и оценить новые исследовательские модели.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоение дисциплины студент должен:

знать:

- условия и этапы развития различных направлений в историографии стран Европы и Америки;

- характеристики основных направлений истории исторической науки, ее научные школы, лидеров этих научных школ, их исторические концепции и основные исторические труды;

- хронологию историографических событий и фактов;

- основные теории, методы и способы изучения в исторической науке в тот или иной период времени;

- биографии историков в и связи с работой над историческими произведениями, в научных коллективах и высших учебных заведениях;

- влияние глобализации на развитие исторической науки, изменение ее проблематики, методов и способов анализа и синтеза в истории.

уметь:

- находить нужную информацию в монографиях, статьях, книгах, Интернете, обрабатывать ее по заданному плану в изучении той или иной проблемы;

- свободно ориентироваться в научной информации по методологии исторической науки стран Европы и Америки, читая для этого реферативные, научные и специальные исторические журналы;

- использовать полученную историческую информацию при подготовке докладов, рефератов, написании контрольных работ, выполнения тестирования, при ответах на поставленные вопросы при зачетах и на экзаменах;

- делать аналитические историографические обзоры по заданной теме.

иметь навыки:

- в использовании методов исторического и историографического исследования;

- в применении теории и методологии исторического исследования;

- в применении компьютерных технологий при изучении различных историографических проблем;

- в применении общенаучных методов изучения историографии;

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды аттестации: промежуточная аттестация в форме зачет.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы

Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)

ЛЗ

ПЗ

СРС

очное

заочное

очное

заочное

очное

заочное

Раздел 1. Развитие методологии исторической науки Великобритании

1.Историческая мысль и состояние исторического знания в XVI-XVIII вв.

3

1

-

0

3

6

2. Английская историческая наука в XIX в.

3

0,5

-

0

3

6

3.Историческая мысль Великобритании первой половины ХХ в.

3

0,5

-

0

3

6

4. Историческая мысль Великобритании второй половины ХХ в

3

0,5

-

0

3

6

Раздел 2. Развитие методологии исторической науки Германии

5.Германская историческая мысль накануне объединения Германии

3

1

-

0

3

6

6.Германская историческая мысль после объединения Германии. «Новый либерализм»

3

0,5

-

0

3

6

7.Германская историческая мысль в первой половине ХХ века

3

0,5

-

0

3

4

8.Историческая мысль ФРГ после Второй мировой войны.

3

0,5

-

0

3

4

Раздел 3. Развитие методологии исторической науки Франции.

9.Особенности французской историографии в XVI–XVIII вв.

3

0,5

-

0

3

6

10.Развитие исторической мысли в эпоху Империй и революций (1804-1871 гг.)

3

0,5

-

0

3

6

11.Французская историческая наука в эпоху Третьей республики. Формирование школы «Анналов»

3

0,5

-

0

3

6

12.Современная французская историография

3

0,5

-

0

3

4

Раздел 4. Развитие методологии исторической науки США

13.Развитие исторической науки в США в конце XVIII – первой половине XIX в.

3

1

-

0

3

6

14.Историческая наука в США во второй половине XIX в.

3

0,5

-

0

3

4

15.Развитие исторической науки в США в первой половине XX в.

3

0,5

-

0

3

6

16.Историография США во второй половине ХХ в.

3

1

-

0

3

4

Итого

48

10

-

0

48

86

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1.Развитие методологии исторической науки Великобритании

1. Историческая мысль и состояние исторического знания в XVI-XVIII вв.

Главные этапы развития исторической мысли и исторической науки в Великобритании. Крупнейшие британские ученые. Отличительные черты английской историографии. Переводы трудов британских историков в нашей стране.Состояние исторического знания в ХVI – начале XVII вв. Первые ученые – гуманисты. Исторические взгляды Т.Мора. «Утопия». История в системе научных взглядов Ф.Бэкона. Первые теории всемирной истории.Особенности идейной борьбы в Англии в середине – второй половине XVII в. Социально-исторические взгляды левеллеров. Дж. Милтон. «Республика Океания» Дж. Гаррингтона. Монархическая историография. «История мятежа» графа Кларендона. Влияние Славной революции на развитие общественно-политической и исторической мысли. Идеология тори и вигов в исторической науке Англии.

Характер и отличительные черты английского Просвещения. Общая характеристика социально-политических и исторических взглядов английских просветителей. Состояние исторической науки в Англии и Шотландии в XVIII в. Преподавание истории в университетах. Виконт Болингброк и его «Письма об изучении и пользе истории».

Шотландская историческая школа. У. Робертсон. Исторические взгляды А.Смита. Историко-философская концепция Дэвида Юма. «История Англии» Д.Юма. К. Маколей как противник исторической теории Д. Юма. «Гибель Римской империи» Э. Гиббона.

2. Английская историческая наука в XIX в.

Влияние Войны за независимость США и Великой французской революции на развитие общественно-политической мысли в Англии. Идеология английского консерватизма. Э. Берк и его противники. Исторические взгляды Т. Пейна и Дж. Макинтоша. Концепция истории во взглядах У. Годвина и его «История английской республики». Начало историографии внешней и колониальной политики Великобритании. «История Индии» Дж. Милля и «Жизнь адмирала Нельсона» Р. Соути. Политическое развитие Великобритании в первой половине XIX в. Основные тенденции развития общественно-политической мысли. Развитие утилитаризма в трудах Дж. С. Милля. Формирование английского либерализма как политической идеологии и его особенности. Утопический социализм Р.Оуэна. преемственность идеологии вигов и либералов в английской историографии. Томас Б. Маколей и его исторические произведения («История Англии»). Особенности нарративного метода Маколея. Творчество и исторические взгляды Т. Карлейля: «История Французской революции», «О героях, почитании героев и героическом в истории», консервативно-романтическая критика капитализма. Историческая концепция Г.Т. Бокля, их значение для развития английской историографии.

Развитие политической идеологии либерализма в конце XIX в. Английский позитивизм и рационализм. Идеи эволюции и прогресса в Англии. Социал-дарвинизм Г.Спенсера. Кембриджская и Оксфордская исторические школы, их основные представители. Э. Фримен. Идея свободы в работах лорда Актона. «Краткая история английского народа» Дж. Р. Грина. Развитие экономической истории. Д. Роджерс. Школа С.Р. Гардинер. «Промышленная революция в Англии» А. Тойнби-старшего. Первые работы историков марксистского направления и оценка колониальной политики.

3.Историческая мысль Великобритании первой половины ХХ в.

Историческая наука Великобритании в начале ХХ в. Специализация исторических дисциплин. Создание «Исторической ассоциации» и ее деятельность. Публикации обобщающих работ. Первые исследования по истории рабочего и тред-юнионистского движений. Беатриса и Сидней Вебб. История Британии эпохи индустриальной революции в трудах Дж. и Б. Хеммонд. Упадок либерального направления в связи с идеологическим кризисом конституционализма в начале ХХ века.

Обострение политической обстановки в Великобритании после первой мировой войны. Кризис либерализма. Организация историче​ской науки в Великобритании в межвоенный период. Критика консервативного позитивизма. Дж. Бери. Поиски новых подходов к изуче​нию прошлого. А. Тойнби и его «Постижение истории». «Идея ис​тории» Р. Дж. Коллингвуда. Консервативная и радикально-демократи​ческая критика вигско-либеральной концепции истории. Л.Б.Нэмир и историки его школы. Работы Дж. Кларка и Г.Дэвиса. «Вигская интер​претация истории» и «Англичанин и его история» Г.Баттерфилда. Раз​витие экономической истории. «Экономическая история Великобрита​нии» Дж. Клепэма. Социальная история в трудах Р.Тоуни, Дж. М. Тревельяна. Работы Дж. Д.Г. Коула и А. Л. Мортона. Изучение истории внешней политики Великобритании.

4. Историческая мысль Великобритании второй половины ХХ в.

Великобритания после Второй мировой войны. Основные тенденции развития общественной мысли в послевоенный период. Организация исторического знания: университетская наука, формирование национально-региональных историографических центров, деятельность исторических обществ, серийные издания и исторические журналы.

Проблемы мировоззрения и методологии в британской историографии. Труды и аргументация сторонников «индивидуализирующей» историографии: М. Оукшотт («Активность историка»); влияние идей К.Поппера («Нищета историцизма») и И.Берлина («Политические идеи в двадцатом столетии», «Историческая неизбежность», «История и теория»). Дж.Элтон и его работа «Практика истории». Методологические работы Дж.Китсона Кларка, Х. Тревор-Роупера, А. Коббэна. Критика «индивидуализирующей», «нарративистской» историографии сторонниками «новой исторической науки». Э.Карр («Что такое история?»). Работы Дж. Барраклоу, А. Бриггза, К. Томаса, Дж. Пламба, П. Берка. Влияние постмодернизма на развитие британской историографии в конце ХХ века.

Проблемы «нового исторического синтеза» и «новая» социальная история в британской историографии. Вклад историков–марксистов в становление «новой» социальной истории. Работы Э.Томпсона, Кр. Хилла, Э. Хобсбоума, Д. Рюде, Р. Хилтона, А. Л. Мортона, Р. П. Арнота. Основные тенденции развития «новой» истории в изучении политического, экономического и культурного развития общества.

Буржуазная революция XVII в. в британской историографии. «Спор о джентри» в конце 40-х – начале 60-х гг.: концепции Р. Тоуни и Х. Тревор-Роупера. Конфликт «двора» и «страны» в концепциях П. Загорина и Д. Эйлмера. Теория Л. Стоуна о революции как итоге «кризиса аристократии» и борьбы «правящих элит». Концепция «всеобщего кризиса XVII в.» в работах К. Рассела, Д. Элтона, Д. Морилла, П. Кларка, А. Эверита, Д. Элиота, К. Хилла. Исследования по локально-исторической проблематике, проблемам народных движений и народной культуры в XVII столетии.Проблемы истории промышленной революции, формирования индустриального общества и истории рабочего движения в трудах британских историков.История становления и развития партийно-политической системы Великобритании. Основные тенденции развития историографии колониальной и внешней политики Великобритании. Российские публикации трудов британских историков.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин icon«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» (Академия вэгу)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин iconПрофессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная...
Дисциплина «Криминалистика» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин по подготовке специалистов...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Проектирование корпоративных экономических информационных систем» частью профессионального цикла ооп впо по направлению...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Ее изучение поможет студентам войти в прекрасный мир искусства, обогатит их эмоциональный опыт, позволит развить и реализовать свои...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин iconТехнологии обработки документов
Ф. М. Шакирова; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу). – Уфа, 2010. – 132 с
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Ювенальная юстиция: история, теория и практика» является вариативной частью профессионального цикла ооп впо по направлению...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин iconСоциальная экология
Социальная экология : программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации / сост. Т. Г. Горская; Восточная экономико-юридическая...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин iconВысшего профессионального образования современная гуманитарная академия (начоу впо сга)
Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин iconАкадемия вэгу
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин iconСамообследование
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русская христианская гуманитарная академия»
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин icon"Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия"
Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин icon1. Понятие, предмет, метод, система права социального
Высшего профессионального образования «московская государственная юридическая академия»
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин iconИ социальному развитию государственное образовательное учреждение...
...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин iconУчреждением высшего профессионального образования
«Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова» (далее Академия) некоммерческая организация, осуществляющая...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин iconФедеральное агентство морского и речного транспорта РФ федеральное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра общенаучных дисциплин iconМинздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное...
Положение об ординатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кировская государственная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск