Скачать 0.61 Mb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)» Кафедра общенаучных дисциплин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ Специальность: 030401.65 История Специализация: Всеобщая история Квалификация: историк, преподаватель истории Составитель: канд. ист. наук, доцент Бобылева Н.М. Уфа 2013 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. Дисциплина «Методология исторической науки стран Европы и Америки», является дисциплиной специализации по подготовке специалистов 0304001.65 История, специализация: «Всеобщая история» квалификация: историк, преподаватель истории. Курс «Методология исторической науки стран Европы и Америки» построен таким образом, чтобы дать целостное представление о всей совокупности вопросов, связанных с осмыслением специфики исторического знания, его многовекового становления и развития. Такой фронтальный анализ форм и путей развития исторического знания призван дать молодому специалисту полноценную информацию и надежные научные ориентиры для системной оценки состояния историографии в целом, изученности тех или иных проблем, для определения перспектив различных школ и направлений и выбора из этого многообразия наиболее эффективного инструментария для решения своих собственных исследовательских задач. Предметом курса «Методология исторической науки стран Европы и Америки» является процесс изучения основных историографических принципов познания новой и новейшей истории стран Запада. Цели освоения дисциплины – заложить теоретические основы для освоения самых основных историографических принципов познания новой и новейшей истории стран Запада, сформировать осознание поступательного характера развития истории, исторических знаний, продолжить формирование базового понятийного аппарата исторической науки, способствовать дальнейшему формированию навыков работы с учебной и научной литературой, специальных навыков обращения с различными методологическими принципами и подходами к изучению историографии. Задачи курса: - охарактеризовать условия и этапы развития различных направлений в историографии нового и новейшего времени; - рассмотреть конкретные историографические ситуации с точки зрения соотношения преемственности и изменчивости в исторической науке; - определить векторы историографической динамики и конкретизировать сложные процессы дифференциации и интеграции в исторической науке; - изучить процесс формирования междисциплинарных подходов и новых исследовательских парадигм; - проанализировать изменения в структуре исторической науки и классификации исторических дисциплин; - выявить складывающиеся в историографии комплексы дискуссионных проблем и проекты их разрешения; - пересмотреть или существенно уточнить оценки кризисных явлений в мировой историографии XX века; - проанализировать современное состояние исторической науки, выявить и оценить новые исследовательские модели. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоение дисциплины студент должен: знать: - условия и этапы развития различных направлений в историографии стран Европы и Америки; - характеристики основных направлений истории исторической науки, ее научные школы, лидеров этих научных школ, их исторические концепции и основные исторические труды; - хронологию историографических событий и фактов; - основные теории, методы и способы изучения в исторической науке в тот или иной период времени; - биографии историков в и связи с работой над историческими произведениями, в научных коллективах и высших учебных заведениях; - влияние глобализации на развитие исторической науки, изменение ее проблематики, методов и способов анализа и синтеза в истории. уметь: - находить нужную информацию в монографиях, статьях, книгах, Интернете, обрабатывать ее по заданному плану в изучении той или иной проблемы; - свободно ориентироваться в научной информации по методологии исторической науки стран Европы и Америки, читая для этого реферативные, научные и специальные исторические журналы; - использовать полученную историческую информацию при подготовке докладов, рефератов, написании контрольных работ, выполнения тестирования, при ответах на поставленные вопросы при зачетах и на экзаменах; - делать аналитические историографические обзоры по заданной теме. иметь навыки: - в использовании методов исторического и историографического исследования; - в применении теории и методологии исторического исследования; - в применении компьютерных технологий при изучении различных историографических проблем; - в применении общенаучных методов изучения историографии; Программой дисциплины предусмотрены следующие виды аттестации: промежуточная аттестация в форме зачет. 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1.Развитие методологии исторической науки Великобритании 1. Историческая мысль и состояние исторического знания в XVI-XVIII вв. Главные этапы развития исторической мысли и исторической науки в Великобритании. Крупнейшие британские ученые. Отличительные черты английской историографии. Переводы трудов британских историков в нашей стране.Состояние исторического знания в ХVI – начале XVII вв. Первые ученые – гуманисты. Исторические взгляды Т.Мора. «Утопия». История в системе научных взглядов Ф.Бэкона. Первые теории всемирной истории.Особенности идейной борьбы в Англии в середине – второй половине XVII в. Социально-исторические взгляды левеллеров. Дж. Милтон. «Республика Океания» Дж. Гаррингтона. Монархическая историография. «История мятежа» графа Кларендона. Влияние Славной революции на развитие общественно-политической и исторической мысли. Идеология тори и вигов в исторической науке Англии. Характер и отличительные черты английского Просвещения. Общая характеристика социально-политических и исторических взглядов английских просветителей. Состояние исторической науки в Англии и Шотландии в XVIII в. Преподавание истории в университетах. Виконт Болингброк и его «Письма об изучении и пользе истории». Шотландская историческая школа. У. Робертсон. Исторические взгляды А.Смита. Историко-философская концепция Дэвида Юма. «История Англии» Д.Юма. К. Маколей как противник исторической теории Д. Юма. «Гибель Римской империи» Э. Гиббона. 2. Английская историческая наука в XIX в. Влияние Войны за независимость США и Великой французской революции на развитие общественно-политической мысли в Англии. Идеология английского консерватизма. Э. Берк и его противники. Исторические взгляды Т. Пейна и Дж. Макинтоша. Концепция истории во взглядах У. Годвина и его «История английской республики». Начало историографии внешней и колониальной политики Великобритании. «История Индии» Дж. Милля и «Жизнь адмирала Нельсона» Р. Соути. Политическое развитие Великобритании в первой половине XIX в. Основные тенденции развития общественно-политической мысли. Развитие утилитаризма в трудах Дж. С. Милля. Формирование английского либерализма как политической идеологии и его особенности. Утопический социализм Р.Оуэна. преемственность идеологии вигов и либералов в английской историографии. Томас Б. Маколей и его исторические произведения («История Англии»). Особенности нарративного метода Маколея. Творчество и исторические взгляды Т. Карлейля: «История Французской революции», «О героях, почитании героев и героическом в истории», консервативно-романтическая критика капитализма. Историческая концепция Г.Т. Бокля, их значение для развития английской историографии. Развитие политической идеологии либерализма в конце XIX в. Английский позитивизм и рационализм. Идеи эволюции и прогресса в Англии. Социал-дарвинизм Г.Спенсера. Кембриджская и Оксфордская исторические школы, их основные представители. Э. Фримен. Идея свободы в работах лорда Актона. «Краткая история английского народа» Дж. Р. Грина. Развитие экономической истории. Д. Роджерс. Школа С.Р. Гардинер. «Промышленная революция в Англии» А. Тойнби-старшего. Первые работы историков марксистского направления и оценка колониальной политики. 3.Историческая мысль Великобритании первой половины ХХ в. Историческая наука Великобритании в начале ХХ в. Специализация исторических дисциплин. Создание «Исторической ассоциации» и ее деятельность. Публикации обобщающих работ. Первые исследования по истории рабочего и тред-юнионистского движений. Беатриса и Сидней Вебб. История Британии эпохи индустриальной революции в трудах Дж. и Б. Хеммонд. Упадок либерального направления в связи с идеологическим кризисом конституционализма в начале ХХ века. Обострение политической обстановки в Великобритании после первой мировой войны. Кризис либерализма. Организация исторической науки в Великобритании в межвоенный период. Критика консервативного позитивизма. Дж. Бери. Поиски новых подходов к изучению прошлого. А. Тойнби и его «Постижение истории». «Идея истории» Р. Дж. Коллингвуда. Консервативная и радикально-демократическая критика вигско-либеральной концепции истории. Л.Б.Нэмир и историки его школы. Работы Дж. Кларка и Г.Дэвиса. «Вигская интерпретация истории» и «Англичанин и его история» Г.Баттерфилда. Развитие экономической истории. «Экономическая история Великобритании» Дж. Клепэма. Социальная история в трудах Р.Тоуни, Дж. М. Тревельяна. Работы Дж. Д.Г. Коула и А. Л. Мортона. Изучение истории внешней политики Великобритании. 4. Историческая мысль Великобритании второй половины ХХ в. Великобритания после Второй мировой войны. Основные тенденции развития общественной мысли в послевоенный период. Организация исторического знания: университетская наука, формирование национально-региональных историографических центров, деятельность исторических обществ, серийные издания и исторические журналы. Проблемы мировоззрения и методологии в британской историографии. Труды и аргументация сторонников «индивидуализирующей» историографии: М. Оукшотт («Активность историка»); влияние идей К.Поппера («Нищета историцизма») и И.Берлина («Политические идеи в двадцатом столетии», «Историческая неизбежность», «История и теория»). Дж.Элтон и его работа «Практика истории». Методологические работы Дж.Китсона Кларка, Х. Тревор-Роупера, А. Коббэна. Критика «индивидуализирующей», «нарративистской» историографии сторонниками «новой исторической науки». Э.Карр («Что такое история?»). Работы Дж. Барраклоу, А. Бриггза, К. Томаса, Дж. Пламба, П. Берка. Влияние постмодернизма на развитие британской историографии в конце ХХ века. Проблемы «нового исторического синтеза» и «новая» социальная история в британской историографии. Вклад историков–марксистов в становление «новой» социальной истории. Работы Э.Томпсона, Кр. Хилла, Э. Хобсбоума, Д. Рюде, Р. Хилтона, А. Л. Мортона, Р. П. Арнота. Основные тенденции развития «новой» истории в изучении политического, экономического и культурного развития общества. Буржуазная революция XVII в. в британской историографии. «Спор о джентри» в конце 40-х – начале 60-х гг.: концепции Р. Тоуни и Х. Тревор-Роупера. Конфликт «двора» и «страны» в концепциях П. Загорина и Д. Эйлмера. Теория Л. Стоуна о революции как итоге «кризиса аристократии» и борьбы «правящих элит». Концепция «всеобщего кризиса XVII в.» в работах К. Рассела, Д. Элтона, Д. Морилла, П. Кларка, А. Эверита, Д. Элиота, К. Хилла. Исследования по локально-исторической проблематике, проблемам народных движений и народной культуры в XVII столетии.Проблемы истории промышленной революции, формирования индустриального общества и истории рабочего движения в трудах британских историков.История становления и развития партийно-политической системы Великобритании. Основные тенденции развития историографии колониальной и внешней политики Великобритании. Российские публикации трудов британских историков. |
«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» (Академия вэгу) Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная... Дисциплина «Криминалистика» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин по подготовке специалистов... | ||
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая... Дисциплина «Проектирование корпоративных экономических информационных систем» частью профессионального цикла ооп впо по направлению... | Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая... Ее изучение поможет студентам войти в прекрасный мир искусства, обогатит их эмоциональный опыт, позволит развить и реализовать свои... | ||
Технологии обработки документов Ф. М. Шакирова; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу). – Уфа, 2010. – 132 с | Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая... Дисциплина «Ювенальная юстиция: история, теория и практика» является вариативной частью профессионального цикла ооп впо по направлению... | ||
Социальная экология Социальная экология : программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации / сост. Т. Г. Горская; Восточная экономико-юридическая... | Высшего профессионального образования современная гуманитарная академия (начоу впо сга) Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная... | ||
Академия вэгу Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Самообследование Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русская христианская гуманитарная академия» | ||
"Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия" Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005 | 1. Понятие, предмет, метод, система права социального Высшего профессионального образования «московская государственная юридическая академия» | ||
И социальному развитию государственное образовательное учреждение... ... | Учреждением высшего профессионального образования «Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова» (далее Академия) некоммерческая организация, осуществляющая... | ||
Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ федеральное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Минздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное... Положение об ординатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кировская государственная... |