Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 296.46 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации06.07.2015
Размер296.46 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3


Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет Прикладной Политологии
Программа дисциплины

«История мировой и российской рекламы»

Для специальности 032401.65 «Реклама»

подготовки специалиста
Автор: доктор социологических наук, профессор Савельева О. О.


Рекомендована секцией УМС

«Политология»

«_____» ___________ 2010 г.

Председатель Касамара В.А.

__________________

Одобрена на заседании кафедры

«Теории и практики рекламы»

« » 2010 г.

Зав. кафедрой

___________________



Утверждена УС факультета

Прикладной политологии

« ____» ______________2010 г.

Ученый секретарь Орлов И.Б.

__________________


Москва

2010



  1. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины




Шифр дисциплины

История мировой и российской рекламы
История. Генезис рекламы. Знако-символическая деятельность. Протореклама. Реклама в античности. Презентационные технологии в средневековье. Геральдика. Новое время и институционализация рекламы. Искусство рекламы в Х1Х в. Массовое общество и реклама (ХХ в.). Рекламный бизнес. Рекламное творчество. Деятели рекламы.

Коммуникационный процесс в России. Особенности становления российской рекламы. Знаки и символы России. Стили российской рекламы. Стиль, стилизация, стилизаторство Лубок. Раек. Неорусский стиль. Русский модерн. «Мир искусства». Бесстилевая реклама. Русский авангард. Социалистический реализм. Изобразительная метафора в рекламе 60-70 гг. . Социальная, политическая, идеологическая реклама в России. Пропаганда и агитация. Формы и каналы коммерческой рекламы. Институционализация рекламы в России и СССР.


Общее кол-во

Часов
102

II. Рабочая программа
1. Цели и задачи дисциплины

Реклама - значимая часть не только системы социальных коммуникаций, но и всей культуры той или иной страны. Технологии, содержание, образы, язык рекламы прямо связаны с основными социокультурными характеристиками общества в его развитии. Вместе с тем, хотя непосредственной задачей рекламы является коммуникация между производителем и потребителем, влияние рекламы на социум, особенно после возникновения средств массовой коммуникации, гораздо шире. Реклама во многом задает систему социальных стандартов, способствует социализации человека, влияет на ценностные ориентации личности, его установки. Таким образом, не только общество определяет конкретные параметры института рекламы, но и реклама оказывает влияние на общество и его основной компонент – личность. В связи с этим, историю рекламы желательно рассматривать в широком социальном контексте, как историю определенного социального института, как часть социальной истории. Дисциплина ориентирует студента на повышение профессиональной культуры в области рекламной деятельности.

Изучение дисциплины способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

- знание закономерностей исторического развития рекламы как социального института, вида коммуникации, области профессиональной деятельности;

- владение методологией и методикой анализа и оценки рекламы в процессе ее социально-исторического становления и развития;

- получение представления об основных тенденциях и направлениях развития в мировой и отечественной рекламы в различные исторические периоды;

- умение учитывать успешные рекламные технологии и приемы прошлого в решении современных задач рекламирования.
Цель дисциплины «История мировой и российской рекламы»

- получить системные профессиональные знания о рекламе как исторически развивающейся области социальной практики, тесно взаимосвязанной с другими составляющими исторического развития определенного социума, осознать необходимость учета накопленного исторического опыта в современной рекламной деятельности.
Задачи дисциплины «История мировой и российской рекламы»

- Формирование у студентов понимания истории рекламы как значимой части истории социальных коммуникаций;

- Осознание студентами тесной взаимосвязи истории рекламы с социальной историей страны и мира, с развитием общественного сознания, форм общественного взаимодействия;

- Формирование понимания специфики процесса формирования и развития института рекламы в России;

- Формирование у студентов знаний и навыков, необходимых для идентификации рекламных материалов основных исторических периодов, художественных стилей;

- Понимание возможностей обращения к накопленному историческому опыту в современной практике рекламного воздействия.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Студент, изучивший дисциплину, должен
Знать

- гносеологию рекламы как социальной технологии, основные исторические этапы развития рекламы как социального института, системообразующие характеристики рекламы в тот или иной исторический период.
Уметь

- соотносить предъявленные рекламные материалы с определенным этапом в развитии института рекламы, культурой той или иной страны.
Владеть

- методологией и методикой социально-исторического анализа рекламной коммуникации, рассматривая ее в широком социально-историческом контексте;

- профессиональной культурой учета накопленного исторического опыта в своей деятельности.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Виды учебной работы

Объем дисциплины (час.)

Аудиторные занятия

в том числе

лекции

практические занятия

лабораторные работы

51
33

18

Самостоятельная работа

51

Общая трудоемкость

102




  1. Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр

Вид отчетности

Третий, 1 и 2 модули

Экзамен


5. Содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы




Разделы

Лекции

(Трудоёмкость,час.)

Практические занятия (Трудоёмкость,час.)

1.

Введение в историю рекламы.

1




2.

Протореклама: онтологические основания рекламной коммуникации.

1




3.

Рекламные коммуникации в урбанистической культуре античности.

2




4.

.Рекламные коммуникации в «символической вселенной» средневековья.

2

4

5.

Новое время рекламы – начало процесса институционализации.

2




6.

Рекламная коммуникация и искусство рекламы в «век угля и стали».

3

2

7.

Век ХХ. Реклама - системообразующий социальный институт индустриального и постиндустриального общества.

4

6

8.

Особенности становления рекламной коммуникации в России в связи со спецификой ее исторического развития. Система презентации властных отношений в России.

1

2

9.

Стилевые особенности русской рекламы.

4

2

10.

Российский опыт некоммерческой рекламы.

4

2

11.

Коммерческая рекламная коммуникация.

3




12.

Развитие каналов рекламной коммуникации в России.

2




13.

Реклама как область профессиональной деятельности.

2




14.

Становление «новой российской рекламы» в 90-е годы ХХ века.

2




15.

Итого

33

18


5.2. Содержание разделов дисциплины.
ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ.

Тема 1. Введение в историю рекламы.

Понятие истории. Генезис социального явления. «Социальная история» и «история». Историческое развитие. Г.Маклюэн: история как смена парадигм коммуникации.

Реклама как социальная коммуникация. Типовые участники рекламной коммуникации. Роль социальных коммуникации в развитии общества. Социальные коммуникации в контексте исторического процесса. История рекламы как история одного из видов социальной коммуникации.

Предмет истории рекламы.

Реклама в истории. Рост значимости рекламной коммуникации для общества. Развитие рекламы от социального явления к социальному институту. Реклама как исторический источник.

Основная литература:

1. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- Введение.-С. 9-14.

2. Савельева О.О. Живая история российской рекламы. – М.: Гелла-принт, 2004. – Необходимое предисловие.-С. 9-17

Дополнительная литература:

1. Ученова В.В., Старуш М.И. «Философский камешек» рекламного творчества: культурология и гносеология рекламы. – М.: Максима, 1996.-С. 7-20.

2. Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. – М.: ГИИ, 2001. – Введение. – С. 4-9
Тема 2. Онтологические основания рекламной коммуникации.

Мир древнего человека. Начало знако-символической деятельности. Расширение коммуникаций. Использование знаков и символов для социальной коммуникации. Устойчивые области символизации в процессе коммуникации. Протореклама как коммуникационная система.

Основная литература:

1. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- Гл.1. – С.15-32.

Дополнительная литература:

1. Ученова В.В., Старуш М.И. «Философский камешек» рекламного творчества: культурология и гносеология рекламы. – М.: Максима, 1996.- С. 10-20
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ ЗА РУБЕЖОМ.
Тема 3. Рекламные коммуникации в урбанистической культуре античности.

Первобытность и цивилизация. Возникновение государства. Возникновение письменности. Изменение плотности социальных коммуникаций в античных городах. Выделение ремесла и торговли. Рост объема и упорядочивание обменных операций. Рынок в античности.

Необходимость рекламы. Основные зоны социальной практики, «обслуживаемые» рекламой. Формирование основных принципов создания рекламных текстов.

Рекламная коммуникация в античных городах: темы, носители, объем. Глашатаи как «рекламораспространители». Первые попытки законодательного регулирования рекламы.

Основная литература:

1. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- Гл.2.-С.33-62

Дополнительная литература:

1. Березовая Л.Г. История мировой рекламы. – М.: Издательство Ипполитова, 2008. – С. 23-25.
Тема 4. Рекламные коммуникации в «символической вселенной» средневековья.

Средние века – периодизация. Основные черты социально-экономической жизни. Средневековый быт. Средние века в свете исторической психологии. Особая роль знако-символической составляющей в ментальности средневекового человека.

Религиозная коммуникация.

Рыцарская культура. Геральдика как система наглядной презентации социально значимых свойств объекта. Геральдика и система властных отношений. Герб как текст. Мон.

Цеховая организация производства. Товарные знаки. Имидж корпораций.

Коммерция в средние века. Коммерческая коммуникация на пространстве средневековых городов (крики улиц, вывески, глашатаи, летучие листки).

Основная литература:

  1. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- Гл.3. – С. 63-96.

Дополнительная литература:

1. Березовая Л.Г. История мировой рекламы. – М.: Издательство Ипполитова, 2008. – С.44-70
Тема 5. Новое время рекламы– начало процесса институционализации.

Книгопечатание – очередная революция в коммуникативное сфере. Ментальность и печатный текст. Печатное тиражирование текстов и протестантизм. Протестанская этика и формирование «духа капитализма».

Рождение печатной рекламы. Тексты и визуальная печатная реклама.

Развитие традиционных форм рекламной коммуникации в новое время (товарные знаки, вывески, устная рекламная коммуникация, упаковка).Появление нового канала рекламы - газеты.

Выделение первых организаций, профессионально занимающихся рекламной деятельностью. Понятие социального института и начало процесса институционализации рекламной деятельности.

Основная литература:

  1. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- Гл.4.- С. 97-130.


Дополнительная литература:

1. Сивулка Дж. Мыло, секс, сигареты. История американской рекламы: Пер. с англ. – СПб: Питер, 2002. – С.19-68.

2. Тангейт М. Всемирная история рекламы: Пер. с англ. – М.: Альпина бизнес бук, 2008. –С. 19-21.

3. Березовая Л.Г. История мировой рекламы. – М.: Издательство Ипполитова, 2008. – С. 70-92.

Тема 6. Рекламная коммуникация и искусство рекламы в «век угля и стали».

Промышленный переворот Х1Х века и изменение быта людей. Рост объема потребительского рынка. Развитие международных коммерческих связей. Социальные изменения.

Рост объема рекламы как ответ на рост рынка. Старые и новые каналы рекламы. Газета как основной канал рекламы. Реклама на городском пространстве. Упаковка как носитель рекламной информации. Выставки. Рекламный фильм. Каталоги. Открытки.

Реклама и искусство. Эстетика рекламы. Рекламный плакат как явление искусства второй половины Х1Х века.

Рекламные кампании. Брэнды. Слоганы.

Новые формы организации торговли. Универмаги. Витрины.

Начало деятельности рекламных агентств современного типа. Рекламный мир на пути к корпоративному сообществу. Начало саморегулирования. Рекламная наука. Учебники по рекламе.

Основная литература:

  1. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- Гл.6. – 177-220.


Дополнительная литература:

1. Сивулка Дж. Мыло, секс, сигареты. История американской рекламы: Пер. с англ. – СПб: Питер, 2002.- С.69-124.

2. Тангейт М. Всемирная история рекламы: Пер. с англ. – М.: Альпина бизнес бук, 2008. – С. 21-27.

3. Докторов В.З. Реклама и опросы общественного мнения в США. История зарождения. Судьбы творцов. – М.: ЦСП, 2008.- С. 58-157.

4. Березовая Л.Г. История мировой рекламы. – М.: Издательство Ипполитова, 2008. – С. 92-191.
Тема 7. Век ХХ. Реклама - системообразующий социальный институт индустриального и постиндустриального общества.

ХХ век – век масс. Проблема коммуникации с массой. Возникновение новых средств коммуникации. Социальные технологии. Массовая культура.

Рубеж веков – начало эпохи массового производства. Обострение проблемы реализации товаров. Возникновение маркетинга. Реклама в контексте маркетинга.

Общество потребления и рост объема рекламы в ХХ веке.

Новые и старые каналы рекламы. Газета, городское пространство, радио, телевидение, упаковка.

Развитие процесса институционализации рекламы. Реклама как корпоративная сфера деятельности. Новая роль рекламных агентств. Сетевые агентства. Корпоративные структуры рекламного сообщества и корпоративная этика. Рекламные исследования. Подготовка кадров. Профессиональные издания. Правовое регулирование.

Реклама, демократия, тоталитаризм. Социальная, политическая реклама. Социальная ответственность рекламы. Феномен виртуализации. Имиджи. Брэндинг как «символическое производство». Реклама в концепции глэм-капитализма.

Реклама как часть массовой культуры и как коммерческое искусство. Расцвет визуальной рекламы. Рекламный фильм как искусство. Рекламный плакат в ХХ веке. Рекламная фотография. Реклама и электрический свет. Витрина как жанр. Эстетика поп-арта: прославление или критика общества потребления. «Визуальная социология» рекламы.

Значимые рекламные кампании и «рекламные персоналии» ХХ века. Рекламный креатив. Конкурсы и фестивали рекламы.

Реклама в ситуации постмодерна. Распределенная и индивидуализированная реклама. Интернет как рекламный канал.

Основная литература:

1. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- Гл.7.- С. 221-252.

2. Тангейт М. Всемирная история рекламы: Пер. с англ. – М.: Альпина бизнес бук, 2008. – С. 27-265.
Дополнительная литература:

1. Сивулка Дж. Мыло, секс, сигареты. История американской рекламы: Пер. с англ. – СПб: Питер, 2002.- С. 125-526.

2. Докторов В.З. Реклама и опросы общественного мнения в США. История зарождения. Судьбы творцов. – М.: ЦСП, 2008.- С.158-362.

3. Ученова В.В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа.- М.: ЮНИТИ, 2008.-С. 109-173.

5. Грицук А.П. История современного рекламного бизнеса (на примере США). – М.: Издательство МИР, 2004.- С. 12-99.

6. Франк Н., Кирьянова Е. Просто сделай это! Секреты величайших рекламных кампаний ХХ века. – М.: АСТ, 2007.- С. 6-176.

7. Ученова В.В., Старуш М.И. «Философский камешек» рекламного творчества: культурология и гносеология рекламы. – М.: Максима, 1996. – С. 84-90.

8. Березовая Л.Г. История мировой рекламы. – М.: Издательство Ипполитова, 2008. – С. 523-661.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск