Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности»





Скачать 301.3 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности»
страница1/2
Дата публикации13.08.2015
Размер301.3 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»



Исторический факультет

Кафедра истории, философии, культурологии, ТиМО

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_____________ В.В.Клюсова

«___» __________ 2013 г.



Рабочая программа учебной дисциплины

«ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



Направление подготовки

050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки

История и обществознание

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр педагогического образования


Тобольск 2013
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ УМК

(сайт для загрузки УМК umk.utmn.ru)


Рег. номер:

____________________________________________________________________







Дисциплина:

Основы музейной деятельности







Учебный план:

050100 Педагогическое образование профиль «История и право»







Автор:

Кибардина Татьяна Александровна



ФИО полностью

Кафедра:

Истории, философии, культурологии и методик преподавания







описание: надо


Содержание








с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины

5

2

Место дисциплины в структуре образовательной программы

6

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

6

4

Структура и содержание дисциплины

7

4.1

Структура дисциплины

7

4.2

Содержание дисциплины

8

5

Образовательные технологии

9

6

Самостоятельная работа студентов

10

7

Компетентностно-ориентированные оценочные средства

11

7.1

Оценочные средства диагностирующего контроля

11

7.2

Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы магистрантов

11

7.3

Оценочные средства промежуточной аттестации

16

8

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

17

9

Материально-техническое обеспечение дисциплины

20

10

Паспорт рабочей программы дисциплины

20


1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины (модуля):

– сформировать у студентов представление о музее как социокультурном явлении;

– познакомить студентов с основными разделами музееведения;

– дать представление о специфике музейного дела и основных направлениях музейной деятельности;

– определить место музея в современном обществе, обозначить его связи с другими социально-культурными институтами;

– выявить особенности взаимодействия музея и индустрии туризма в современном обществе.

Задачи дисциплины:

– обозначить исторически формировавшиеся функции музея;

– познакомить с современной мировой инфраструктурой музеев;

– рассмотреть основные законодательные акты в области музейного дела и деятельность международных музейных организаций;

– выделить блок теоретических проблем музееведения и рассмотреть структуру музееведения как научной дисциплины;

– выделить блок практической сферы музееведения (музейного дела) и сформулировать его особенности и проблемы на современном этапе;

– научить пользоваться категориально-понятийным аппаратом дисциплины;

– обозначить место музея в современном социокультурном пространстве и связь музейного дела со смежными областями деятельности (образование, архивное дело, реставрационное дело и пр.);

– обозначить исторически сложившиеся крупнейшие в мире музейные центры;

– обозначить формы взаимодействия музея с культурно-просветительским туризмом.
Всё вышеперечисленное в комплексе нацелено на подготовку бакалавра педагогического образования (профиль «История и обществознание») к работе по следующим видам профессиональной деятельности:

  1. педагогической;

  2. научно-исследовательской;

  3. культурно-просветительской.

Изучение дисциплины «Основы музейной деятельности» способствует решению следующих профессиональных задач, соответствующих квалификации (степени) бакалавра педагогического образования (профиль «История и обществознание»):

в области педагогической деятельности:

  1. организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

  2. использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

  3. осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

в области научно-исследовательской деятельности:

  1. анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

  2. проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;

  3. использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;

в области культурно-просветительской деятельности:

  1. изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности:

  2. организация культурного пространства;

  3. разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

  4. популяризация профессиональной области знаний общества.


2 Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору цикла дисциплин направления подготовки – ДН МВ.8

Программа дисциплины предполагает изучение основ музееведения в соответствии с системой понятий и категорий историко-культурологических дисциплин; интегративный характер дисциплины предполагает комплексное рассмотрение теоретических и практических основ параллельно с: отечественной историей (ГСЭ) всемирной и отечественной историей: История Российского государства в XVII–XVIII вв., История нового времени стран Запада и Востока (ДН).

На начальном этапе изучения дисциплины студент должен иметь представление об исторических закономерностях формирования феномена коллекционирования и основных этапах его развития, становлении музейного дела и музея как социально-культурного института; понимать функции музея в современном обществе; работать с табличных материалам, конспективно и реферативно излагать материал, работать с источниками (хрестоматиями) и учебным материалом.

В результате освоения дисциплины студенты должны иметь представление об основных формах и методах работы современных музеев; о законодательной базе их функционирования; овладеть общими принципами музейного дела: научными, просветительскими, аккумулятивными, информационными, коммуникативными и применять в будущей профессиональной деятельности.

Изучение дисциплины «Основы музейной деятельности» необходимо для дальнейшего освоения таких дисциплин как: источниковедение, источниковедение Сибири, теория и история культуры, история России XX в.
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ОП ВО по данному направлению подготовки:

–  готовность к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);

– способность выявлять и использовать возможности региональной культурно-образовательной среды для организации культурно-просветительной деятельности (ПК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основы теоретического, прикладного музееведения;

  • историю становления музея как социально-культурного института;

  • особенности и закономерности накопления и использования национального и мирового культурного наследия в современной социально-культурной среде;

  • государственную политику по проектированию и управлению культурным развитием общества через сеть учреждений музейного типа;

Уметь:

  • применять существующие классификации по отношению ко всему разнообразию музейных предметов (источников);

  • пользоваться музейными картотеками по учёту фондов;

читать записи в книгах учёта, книгах поступлений и инвентарей

Владеть:

  • базовыми теоретико-прикладными и историко-историографическими понятиями музееведения;

  • методиками и технологиями практической работы в музее: комплектования, учёта, изучения, хранения, экспонирования и охраны музейных предметов;

  • основами менеджмента в музейном деле;

  • обработки фондовской и полевой экспедиционной документации;

  • применения новых компьютерных технологий в различных видах музейной работы.

Приобрести опыт деятельности:

  • работы с фондовской документацией;

  • подбора материала для тематической экспозиции (стенда);

  • разработки экскурсии и её апробации


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов), из них 56 выделено на контактную работу с преподавателем.
4.1. Структура дисциплины

Разделы дисциплины




раз

-ов


Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеауд.

работа

лекции

практич.

1.

Теория и практика музейного дела

60

18

12

30

2.

История музеев мира и музейного дела

48



24

24

Итого

108

18

36

54


4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

Теория и практика музейного дела

Музееведение как научная дисциплина: музееведение – музеология; объект, предмет и метод, структура науки и место в системе научного знания. Музей как социально-культурный институт: понятий «музей»; музейный предмет и его свойство; социальные функции музея; музейная коммуникация; классификация музеев; государственная музейная сеть и её современное состояние. Музей как научно-исследовательское учреждение: основные направления и виды научно-исследовательской работы в музее. Фонды музея: понятие «фонды музея»; научная организация музейных фондов. Научно-фондовая работа: изучение музейных предметов, комплектование фондов музея; учёт музейных фондов; хранение музейных фондов. Музейная экспозиция: тезаурус, методы построения; экспозиционные материалы; проектирование экспозиции. Культурно-образовательная деятельность музеев.

2

История музеев мира и музейного дела

Феномен коллекционирования в античную эпоху: святилища, храмы, пинакотеки Древней Греции; коллекции и коллекционеры эпохи эллинизма; частные собрания Древнего Рима; общественные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья: храмы и сокровищницы в европейских странах; коллекционирование на Востоке. Возникновение музеев: кабинеты и галереи эпохи Возрождения; ренессансные экспозиции и проблемы терминологии; естественнонаучные кабинеты XVI–XVII вв.; художественное коллекционирование в XVII в.; рождение музеографии. Западноевропейские музеи в XVIII в.: идеология просветителей и концепция публичного музея; становление крупнейших музеев Европы. Возникновение российских музеев: кабинеты и галереи к. XVII – первой четверти XVIII в.; петербургская кунсткамера; императорский музей Эрмитаж; кабинеты учебных и научных учреждений; зарождение краеведческих музеев. Развитие европейских музеев в XIX в.: наполеоновские войны и музейное строительство; музеи и национальное самосознание; наука и музей; музей и просвещение. Особенности возникновения и развития музеев в странах Америки, Австралии и Африки. Музеи мира в XX в.: музейное строительство в советском обществе; новые тенденции развития музейной сферы во втор. пол. XX ст.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины «экономические и правовые основы...
Целью изучения дисциплины «Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности» является освоение студентами научных...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconРабочая программа дисциплины правовые основы безопасности информации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы безопасности информации» подготовлена Темниковой И. С., старшим преподавателем...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 3 Основы материаловедения...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электроматериаловедения» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности труда» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080400. 62 Управление...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» составлена в соответствии с действующими Государственными требованиями к...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 4 Основы материаловедения...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011
«Технология продукции общественного питания» (углубленная подготовка) и примерной программой учебной дисциплины «Основы философии»...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы патологии»
Рабочая программа учебной дисциплины основы патологии разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в...
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы кадровой политики и кадрового планирования» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconРабочая программа дисциплины правовое регулирование банковской деятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое регулирование банковской деятельности» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины «экологические основы природопользования»
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconПример рпуд сд-3 «Организационные основы системы образования: нормативно-правовые...
Разработать рабочую программу учебной дисциплины (рпуд) в соответствии с приказом проректора спбгу по учебной работе от 28 мая 2009...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музейной деятельности» iconАннотация учебной программы дисциплины
Целью дисциплины «Основы информационной культуры» является получение студентом знаний, умений и навыков информационного самообеспечения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск