МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»
Исторический факультет
Кафедра истории, философии, культурологии, ТиМО
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе _____________ В.В.Клюсова
«___» __________ 2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Направление подготовки
050100 Педагогическое образование Профиль подготовки
История и обществознание
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр педагогического образования
Тобольск 2013 ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ УМК
(сайт для загрузки УМК umk.utmn.ru)
Рег. номер:
| ____________________________________________________________________
|
|
| Дисциплина:
| Основы музейной деятельности
|
|
| Учебный план:
| 050100 Педагогическое образование профиль «История и право»
|
|
| Автор:
| Кибардина Татьяна Александровна
|
| ФИО полностью
| Кафедра:
| Истории, философии, культурологии и методик преподавания
|
|
|
Содержание
|
| с.
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины
| 5
| 2
| Место дисциплины в структуре образовательной программы
| 6
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины
| 6
| 4
| Структура и содержание дисциплины
| 7
| 4.1
| Структура дисциплины
| 7
| 4.2
| Содержание дисциплины
| 8
| 5
| Образовательные технологии
| 9
| 6
| Самостоятельная работа студентов
| 10
| 7
| Компетентностно-ориентированные оценочные средства
| 11
| 7.1
| Оценочные средства диагностирующего контроля
| 11
| 7.2
| Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы магистрантов
| 11
| 7.3
| Оценочные средства промежуточной аттестации
| 16
| 8
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
| 17
| 9
| Материально-техническое обеспечение дисциплины
| 20
| 10
| Паспорт рабочей программы дисциплины
| 20
|
1 Цели и задачи освоения дисциплины Цели освоения дисциплины (модуля):
– сформировать у студентов представление о музее как социокультурном явлении;
– познакомить студентов с основными разделами музееведения;
– дать представление о специфике музейного дела и основных направлениях музейной деятельности;
– определить место музея в современном обществе, обозначить его связи с другими социально-культурными институтами;
– выявить особенности взаимодействия музея и индустрии туризма в современном обществе.
Задачи дисциплины:
– обозначить исторически формировавшиеся функции музея;
– познакомить с современной мировой инфраструктурой музеев;
– рассмотреть основные законодательные акты в области музейного дела и деятельность международных музейных организаций;
– выделить блок теоретических проблем музееведения и рассмотреть структуру музееведения как научной дисциплины;
– выделить блок практической сферы музееведения (музейного дела) и сформулировать его особенности и проблемы на современном этапе;
– научить пользоваться категориально-понятийным аппаратом дисциплины;
– обозначить место музея в современном социокультурном пространстве и связь музейного дела со смежными областями деятельности (образование, архивное дело, реставрационное дело и пр.);
– обозначить исторически сложившиеся крупнейшие в мире музейные центры;
– обозначить формы взаимодействия музея с культурно-просветительским туризмом. Всё вышеперечисленное в комплексе нацелено на подготовку бакалавра педагогического образования (профиль «История и обществознание») к работе по следующим видам профессиональной деятельности:
педагогической;
научно-исследовательской;
культурно-просветительской.
Изучение дисциплины «Основы музейной деятельности» способствует решению следующих профессиональных задач, соответствующих квалификации (степени) бакалавра педагогического образования (профиль «История и обществознание»):
в области педагогической деятельности:
организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
в области научно-исследовательской деятельности:
анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;
использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;
в области культурно-просветительской деятельности:
изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности:
организация культурного пространства;
разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
популяризация профессиональной области знаний общества.
2 Место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина относится к дисциплинам по выбору цикла дисциплин направления подготовки – ДН МВ.8
Программа дисциплины предполагает изучение основ музееведения в соответствии с системой понятий и категорий историко-культурологических дисциплин; интегративный характер дисциплины предполагает комплексное рассмотрение теоретических и практических основ параллельно с: отечественной историей (ГСЭ) всемирной и отечественной историей: История Российского государства в XVII–XVIII вв., История нового времени стран Запада и Востока (ДН).
На начальном этапе изучения дисциплины студент должен иметь представление об исторических закономерностях формирования феномена коллекционирования и основных этапах его развития, становлении музейного дела и музея как социально-культурного института; понимать функции музея в современном обществе; работать с табличных материалам, конспективно и реферативно излагать материал, работать с источниками (хрестоматиями) и учебным материалом.
В результате освоения дисциплины студенты должны иметь представление об основных формах и методах работы современных музеев; о законодательной базе их функционирования; овладеть общими принципами музейного дела: научными, просветительскими, аккумулятивными, информационными, коммуникативными и применять в будущей профессиональной деятельности.
Изучение дисциплины «Основы музейной деятельности» необходимо для дальнейшего освоения таких дисциплин как: источниковедение, источниковедение Сибири, теория и история культуры, история России XX в. 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ОП ВО по данному направлению подготовки:
– готовность к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);
– способность выявлять и использовать возможности региональной культурно-образовательной среды для организации культурно-просветительной деятельности (ПК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
основы теоретического, прикладного музееведения;
историю становления музея как социально-культурного института;
особенности и закономерности накопления и использования национального и мирового культурного наследия в современной социально-культурной среде;
государственную политику по проектированию и управлению культурным развитием общества через сеть учреждений музейного типа;
Уметь:
применять существующие классификации по отношению ко всему разнообразию музейных предметов (источников);
пользоваться музейными картотеками по учёту фондов;
читать записи в книгах учёта, книгах поступлений и инвентарей
Владеть:
базовыми теоретико-прикладными и историко-историографическими понятиями музееведения;
методиками и технологиями практической работы в музее: комплектования, учёта, изучения, хранения, экспонирования и охраны музейных предметов;
основами менеджмента в музейном деле;
обработки фондовской и полевой экспедиционной документации;
применения новых компьютерных технологий в различных видах музейной работы.
Приобрести опыт деятельности:
работы с фондовской документацией;
подбора материала для тематической экспозиции (стенда);
разработки экскурсии и её апробации
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов), из них 56 выделено на контактную работу с преподавателем. 4.1. Структура дисциплины
Разделы дисциплины
№
раз
-ов
|
Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная работа
| Внеауд.
работа
| лекции
| практич.
| 1.
| Теория и практика музейного дела
| 60
| 18
| 12
| 30
| 2.
| История музеев мира и музейного дела
| 48
| –
| 24
| 24
| Итого
| 108
| 18
| 36
| 54
|
4.2. Содержание дисциплины
Таблица 2
№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
(дидактические единицы)
| 1
| Теория и практика музейного дела
| Музееведение как научная дисциплина: музееведение – музеология; объект, предмет и метод, структура науки и место в системе научного знания. Музей как социально-культурный институт: понятий «музей»; музейный предмет и его свойство; социальные функции музея; музейная коммуникация; классификация музеев; государственная музейная сеть и её современное состояние. Музей как научно-исследовательское учреждение: основные направления и виды научно-исследовательской работы в музее. Фонды музея: понятие «фонды музея»; научная организация музейных фондов. Научно-фондовая работа: изучение музейных предметов, комплектование фондов музея; учёт музейных фондов; хранение музейных фондов. Музейная экспозиция: тезаурус, методы построения; экспозиционные материалы; проектирование экспозиции. Культурно-образовательная деятельность музеев.
| 2
| История музеев мира и музейного дела
| Феномен коллекционирования в античную эпоху: святилища, храмы, пинакотеки Древней Греции; коллекции и коллекционеры эпохи эллинизма; частные собрания Древнего Рима; общественные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья: храмы и сокровищницы в европейских странах; коллекционирование на Востоке. Возникновение музеев: кабинеты и галереи эпохи Возрождения; ренессансные экспозиции и проблемы терминологии; естественнонаучные кабинеты XVI–XVII вв.; художественное коллекционирование в XVII в.; рождение музеографии. Западноевропейские музеи в XVIII в.: идеология просветителей и концепция публичного музея; становление крупнейших музеев Европы. Возникновение российских музеев: кабинеты и галереи к. XVII – первой четверти XVIII в.; петербургская кунсткамера; императорский музей Эрмитаж; кабинеты учебных и научных учреждений; зарождение краеведческих музеев. Развитие европейских музеев в XIX в.: наполеоновские войны и музейное строительство; музеи и национальное самосознание; наука и музей; музей и просвещение. Особенности возникновения и развития музеев в странах Америки, Австралии и Африки. Музеи мира в XX в.: музейное строительство в советском обществе; новые тенденции развития музейной сферы во втор. пол. XX ст.
| |