Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования





Скачать 128.32 Kb.
НазваниеПримерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования
Дата публикации29.02.2016
Размер128.32 Kb.
ТипПримерная рабочая программа
100-bal.ru > История > Примерная рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 50»

РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО заместитель директора по приказом директора МБОУ г.

Протокол № __________ УВР (НМР) ___________ Кургана «СОШ № 50»

от «___» __________20__года _______/_______________ от «___»__________20__года

руководитель МО _________/________________

________/_________________

Примерная рабочая программа

по историческому краеведению

для 5 класса

основного общего образования


оставитель: Мельчакова Наталья Валерьевна,

первая квалификационная

категория


Курган, 2013

Пояснительная записка

Примерная рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана с учетом содержания регионального компонента ГОС для образовательных учреждений Курганской области, реализующих программы общего образования (2004 г.); Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст. 2 п. 22; ст. 12 п. 1, 5; ст. 28 п. 26; ст. 47 п. 3 п.п.5, ст. 48 п.1 п.п.1; Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 г. № 1089; Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования России от 09.03.2004 №1312.

Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса разработана в соответствии законом Курганской области «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования Курганской области»; авторской под редакцией Шатных, А.В., учебной программы курса «Краеведение» (5-9 классы) / Шатных, А.В. – Курган, 2009.

Курс «Историческое краеведение» в 5 классе рассчитан на 0,5 часа в неделю, на 17 часов в год. Изучается во втором учебном полугодии.

Преподавание данного курса имеет большое значение в реализации задач развития обучающихся. Он призван:

- способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя России, носителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций родного края, активного участника социально-экономического, общественно-политического и культурного развития своего муниципального образования и Курганской области в целом, выступающего с активной, созидательной жизненной позицией, основанной на патриотизме, толерантности, традиционных семейных и трудовых ценностях;

- гарантировать право на получение обучающимися и воспитанниками знаний об истории, географии и культуре Курганской области;

- усилить федеральный компонент государственного стандарта общего образования за счет обогащения и развития его основных содержательных линий значимой региональной информацией.

Содержание интегрированного курса краеведения регионального компонента РБУП ориентирует педагогов на реализацию задач преподавания в поликультурном контексте, создания условий для осмысления учениками и воспитанниками событий и явлений региональных, российских и глобальных тенденций, осознания учащимися общности судеб народов, населяющих Курганскую область и Россию.

Основная цель изменений регионального компонента по краеведению – полноценная реализация деятельностного подхода, то есть формирование умений и приемов исследовательской культуры школьников, совершенствование умений работать с краеведческими источниками информации, создание условий для самоопределения и саморазвития личности, становление социально ответственного поведения по отношению к историческому наследию, природной, социокультурной среде, развитие потребности в исследовании и преобразовании территории одного края.

Изучение краеведения направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний обучающихся об исторических, этнографических особенностях края, культуре, природе, населении и хозяйстве своего района и Курганской области;

углубление навыков научно-исследовательской, поисково-краеведческой деятельности обучающихся;

овладение элементарными методами краеведческого познания, умения работать с различными источниками информации;

формирование личности, готовой реализовывать свои способности в специфической для региона природно-климатической, экономической, социальной, образовательной среде;

формирование личности выпускника как достойного представителя России, носителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций родного края, активного участника социально-экономического, общественно-политического и культурного развития своего муниципального образования и Курганской области в целом, выступающего с активной, созидательной жизненной позицией, основанной на патриотизме, толерантности, традиционных семейных и трудовых ценностях;

Задачи и характер программы определяют специфику обучения. Целесообразно применять разнообразные типы учебных занятий и форм организации обучения. Могут быть использованы элементы развивающих технологий обучения, игровые технологии, проектной деятельности, формирования учебной деятельности школьников и другие. Из форм организации обучения рекомендуются уроки изучения нового материала, учебно-практические занятия, практикумы, экскурсии, деловые и ролевые игры, защита проектов, конференции, конкурсы и зачеты. Важно использовать элементы музейной педагогики, занятия в архиве, на экологической тропе, коллективные формы организации познавательной деятельности школьников, работу в группе и паре.

Возможность реализации идеи многообразия типов уроков и других организационных форм; максимального использования активных форм обучения объясняется особым местом изучения краеведческого содержания; преобладанием в нем эмпирических знаний; сформированностью у школьников приемов учебной работы.

В процессе изучения краеведения осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль. Могут использоваться самые разнообразные методы и формы контроля. Для наиболее подготовленных обучающихся в качестве итогового контроля может быть рекомендована защита проекта. Одним из вариантов может быть создание портфолио работ.
Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса ученик должен:

знать, понимать:

-основные этапы и ключевые события истории родного края с древности до наших дней; исторических деятелей края;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

-основные источники информации по истории, географии края;

-специфику географического положения, административно-территориального деления Курганской области, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природных комплексов и внутриобластных экономических районов;

-причины социальных, экономических и экологических проблем своей местности и родного края;

-специализацию внутриобластных экономических районов;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные мотивы творчества современных зауральских писателей и поэтов;

-историю возникновения народных ремесел, основные этапы развития истории архитектуры и художественного развития Зауралья;

-особенности уникального крестьянского искусства Зауралья;

-особенности развития современного народного декоративно-прикладного искусства Курганской области;

-творчество мастеров народного декоративно-прикладного искусства, выдающихся художников Курганской области – живописцев, скульпторов и графиков;

-основные виды и жанры изобразительного искусства Зауралья;

-образный язык архитектурного искусства;

-особенности конструктивного строения храмов Зауралья;

-тенденции современного конструктивного искусства;
уметь:

показывать

-на карте границу области, города, районы, крупные сельские населенные пункты и другие географические объекты, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, имен, терминов;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

выделять, описывать и объяснять:

-особенности природных условий, главные черты населения отраслевой и территориальной структуры хозяйства области и своего административного района (города);

-своеобразие ландшафтов родного края;

-смысл изученных исторических понятий и терминов;

-давать описание событий истории края и памятников культуры па основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников: использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

определять (измерять):

-на основе учебного материала причины и следствия событий по истории края;

-главные черты географического положения своего населенного пункта, района и области, их влияние на природные условия, историю заселения и экономическое развитие;

-особенности условий жизни, работы и быта человека на территории области;

-главные черты размещения городского и сельского населения;

-природные и исторические предпосылки развития хозяйства;

-основные черты развития АПК;

-тенденции в структуре занятости населения;

-уровень эффективности производства на предприятиях ведущих отраслей экономики области;

-место области и отдельного предприятия в системе географического разделения труда;

-рациональность экономических связей предприятия и области в целом; направлений и состава грузопотоков;

-значительные, типичные и уникальные природные и социально-экономические объекты своего района и области и показывать их по карте;

-соотносить даты событий истории родного края и отечественной истории; определять последовательность и длительность важнейших событий истории родного края;

-соотносить и сравнивать общие исторические процессы и факты по истории края, выявлять их существенные черты;

-группировать их по заданному признаку; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры края;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

-определять вид народного декоративно-прикладного искусства по технике художественной обработки материалов (дерево, лоза, береста, соломка, глина, металл, ткань и др.);

-выявлять в произведениях народного декоративно–прикладного искусства Зауралья связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора;

-определять произведения изобразительного искусства по видам и жанрам;

-анализировать произведения архитектуры; видеть в их произведениях единство функционального и художественно – образных начал и их социальной роли;

находить и анализировать информацию об условиях жизнедеятельности людей в области и влияния производства на конкретные условия жизнедеятельности человека в Курганской области; для моделирования тематических карт района; проектирования хозяйственной, экологической ситуаций на территории родного края; оценки эффективности производства на предприятиях области;

приводить примеры:

-горных пород, основных типов почв, типичных представителей растительного и животного мира, редких и исчезающих видов;

-производимой продукции на важнейших предприятиях области;

-экологических проблем родного края и их влияния на здоровье и продолжительность жизни населения;

владеть навыками исследования и пространственной организации окружающей среды своей местности;

прогнозировать:

-изменение компонентов природы ПТК на примере ландшафтов своей местности;

-темпы роста населения области, тенденции изменения возрастного состава населения, численности экономически активного населения;

-тенденции развития экологической ситуации своей местности, области;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края, России и мира;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-решения практических задач по определению условий жизни человека в различных районах области;

-определения ситуации на рынке труда; выбора профессии, востребованной в регионе;

-решения доступных для учащихся проблем окружающей среды и социально-экономической сферы;

-организации общения с людьми разных национальностей, религиозных верований и социальных групп;

-формирования собственных взглядов и умозаключений об историческом наследии народов края, на проблемы взаимоотношения общества и природы, социально-экономического развития региона; проведения региональной политики в стране и регионе; территориальной справедливости и комплексного пространственного «здоровья» родного края;

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет);

-определения архитектурного стиля зданий своего города, села, деревни;

-активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия;

-понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.


Учебно-тематический план

№п/п

Тема

Количество

часов

В том числе на

Лабораторные,

практические

работы

Контрольные

работы

1.

Родной край в древности. Введение

3







2.

Каменный век

4

1




3.

Энеолит

2

1




4.

Бронзовый век

3

1




5.

Железный век

3

1




6.

Итоговое обобщение. Родной край в древности.

2




1




Итого

17








Содержание учебного предмета 5 класс (17 ч)

Введение (3 ч) Цели и задачи курса. Археология и краеведение Зауралья (2 часа).

Изучение истории зауральского края. Археология Зауралья. Ученые - археологи и краеведы.

Каменный век (4 ч). Палеолит . Природа палеолита, растительный и животный мир. Занятия людей. Шикаевка - древнейшая стоянка людей в Зауралье. Мезолит. Изменение климата. Появление новых орудий труда. Изобретения людей среднекаменного века. Мезолитические стоянки. Неолит. Хозяйство племен неолита. Изобретения эпохи неолита. Кошкинско-бабарыкинская и козловско-полуденковская археологические культуры. Зауралья.

Энеолит (2 ч) Медно-каменный век .Медь - первый металл, используемый человеком. Климатические условия. Переход к производящему хозяйству. Изобретение колеса. Начало процесса расслоения общества. Энеолит Зауралья. Классификация памятников энеолита. Орудия труда. Этнический состав племен, проживающих в Зауралье. Древнейшее энеолитическое святилище Савин. Основные функции святилища.

Бронзовый век (3 ч). Эпоха ранней бронзы Зауральские племена эпохи ранней бронзы. Поселения ранней бронзы. Орудия труда, керамические изделия, мировоззрение ташковских племен, "Мандала". Алакульская культура .Эпоха бронзы в Зауралье. Алакульские племена Зауралья Климат Растительный и животный мир Занятия людей. Орудия труда Могильники, погребальные обряды. Поселения. Зарождение протогородской цивилизации. Первое общественное разделение труда Смешение культурных традиций. Этнический состав населения.

Железный век (3 ч). Изменения в жизни зауральских племен в связи с открытием железа.т Открытие железа. Железный век в Зауралье. Изменения в климате. Второе общественное разделение труда. Начало третьего разделения труда. Изменения в хозяйственной деятельности. Поселения и городища железного века. Утварь. Орудия труда, оружие. Украшения. "Звериный стиль". Этнический состав и религиозные представления зауральских племен железного века .Зауральские курганы. Религиозные представления жителей железного века. Общественные отношения. Расслоение общества. Роль женщин в обществе Военизация общества. Этнические изменения в крае. Великое переселение народов.

Итоговое обобщение. Родной край в древности (2 ч).

Перечень литературы

  1. География Курганской области. Под редакцией Завьяловой О.Г. – Курган,1993.

  2. Григоров, А. П. Наш Край. - Челябинск, 1985.

  3. История Земли Курганской. Часть I (с древнейших времен до начала 60-х годов XIX века): Учебное пособие по истории родного края. – Курган, - 1997.

  4. История Курганской области.т. 1. (с древнейших времен до 1861 года). Под редакцией Емельянова Н.Ф. – Курган, 1996.

  5. Стариков, В. П., Блинов ,Т. К., Кочуров, В. Н., Сажин, В. А. Хахалев, В. И. Животный мир Курганской области. – Курган, 1989.

  6. Фауна и экология Южного Зауралья и сопредельных территорий. Под редакцией Старикова В. П. - Екатеринбург – Курган, 1995.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа по историческому краеведению (наименование учебного...
Рабочая программа разработана на основе использования учебника Балдин К. Е., Барвенко В. Г., Иванов Г. В. Ивановский край в истории...
Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа по учебному курсу «Историческому краеведению» для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Нижегородский край». Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных...
Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования
Примерная программа рассчитана на 70 часов, авторской программы А. А. Плешакова, Н. И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом...
Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа по историческому краеведению составлена на основе...
Шариповой Е. П. «Историческое краеведение», 2008 год. Курс истории Оренбургского края рассчитан на учащихся VΙ ΙΧ классов, длительность...
Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по химии для 8 класса составлена...
Примерная программа основного общего образования по химии. Официальный сайт Минобрнауки России
Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа Горбатенко Ольги Петровны по историческому краеведению, 7 класс «Согласовано»
Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть...
Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconРабочая учебная программа по физике для 7 класса на 2011 2012 учебный год
Ю. И. Дик, В. А. Коровин Дрофа, 2001г и Стандарта основного общего образования по физике от 5 марта 2004 г.№1089. Учтены образовательный...
Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconРабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б...
Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое...
Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconПримерная программа по русскому языку для 6 класса основной общей...
Фгос: основное общее образование// фгос. М.: Просвещение, 2008. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития...
Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа по историческому краеведению 5 класс
Курганской области», а также краеведческого блока регионального компонента рбуп для образовательных учреждений Курганской области,...
Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс
Гречухин Г. Б. // Сборник методических материалов по историческому краеведению в основной школе. 7-8 кл. – Н. Новгород: нгц, 2006....
Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса основного...
Примерная программа основного общего образования по истории. Сборник нормативных документов. История. Дрофа, Москва, 2007
Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а
Примерная программа по краеведению для 6 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),...
Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а
Примерная программа по краеведению для 9 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),...
Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а
Примерная программа по краеведению для 5 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),...
Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа по биологии для 8 класса основного общего образования
Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск