Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника»





Скачать 178.21 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника»
Дата публикации01.03.2016
Размер178.21 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(ФГБОУ ВПО « СГГА»)
Кафедра гуманитарных наук

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

______________В.А. Ащеулов



«____» _____________ 2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛОГИЯ

для специальности

200200 «Оптотехника»

код квалификации -62 (бакалавр техники и технологии)


Новосибирск 2012г.




Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей.

Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль

и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

1. Цели и задачи дисциплины

Цели - дать студентам знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки выделяя ее специфику.

Задачи - помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлении, школ и концепций. Способствовать подготовке широко образованных специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных проблем.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен знать:


- основные понятия курса;

- этапы развития социологической мысли и особенности основных теоретических школ.

Должен уметь:

- анализировать социальную реальность. Выявлять социальные проблемы и их причины;

- формировать, отстаивать свою точку зрения по вопросам социологии.

Должен иметь представление:

- о процессах и методах социологических исследований;

- о возможностях их использования в профессиональной деятельности.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр






7

Общая трудоемкость дисциплины

98

98

Аудиторные занятия

54

54

Лекции

36

36

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)

18

18

Лабораторные работы (ЛР)







и (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

44

44

Курсовой проект (работа) (число работ)







Расчетно-графические работы (число работ)







Реферат (число рефератов)




1

и (или) другие виды аудиторных занятий







Вид итогового контроля - (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен




    1. Разделы дисциплины и виды занятий.

П.п.

Раздел дисциплины

лекции

семинары

1.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Объективные и субъективные предпосылки формирования социологической науки. Место социологии в системе гуманитарных наук. Объект и предмет социологии, ее методы. Функции и структура социологического знания.


Х





2.

Классические и современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Представления об обществе в истории: Античность, Возрождение, эпоха Просвещения. Социологический проект О. Конта. О. Конт и Г. Спенсер как основоположники социологии. Формирование основных социологических теорий: функционализма, теории конфликта, символического интеракционизма. Социология в России, основные школы.


Х

Х

3.

Методы социологического исследования. Структура, функции и виды социологического исследования. Характеристика основных опросных и неопросных методов сбора информации. Программа социологического исследования. Подготовка отчета о результатах и прогнозирование.


Х

Х

4.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Понятие и структура социального действия. Социальные взаимодействия и их формы. Социальные связи и социальные отношения. Социальные отношения как обмен ценностями.


Х




5.

Общество и социальные институты. Общество как социальная система. Его основные характеристики и подсистемы. Типология обществ. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Понятие «социальный институт». Структура и функции социальных институтов. Процессы институциализации. Основные социальные институты. Специфика развития и функционирования социальных институтов в современном российском обществе. Семья как социальный институт малая социальная группа: виды и функции.


Х

Х

6.

Социальные группы и общности. Понятие социальных групп и общностей. Факторы, влияющие на их формирование. Виды общностей. Классификация групп. Групповая динамика. Малые группы и коллективы. Квазигруппы. Социальные интересы как основа социальной деятельности.


Х




7.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной стратификации. Основные критерии и измерения стратификации. Стратификация и социальное неравенство. Исторические типы стратификации. Стратификация современного общества, особенности в России. Социальная мобильность и ее виды.


Х




8.

Общность и личность. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность как социальный тип. Общность и личность. Личность как деятельный субъект. Понятие социального статуса. Статусы и роли. Процесс социализации, его особенности и стадии. Агенты социализации.


Х

Х

9.

Социальный контроль и девиация. Социальный контроль как механизм регуляции поведения людей. Функции социального контроля. Социальные нормы и санкции. Виды социального контроля. Девиация: определение, причины, типы.


Х

Х

10.

Социальная организация. Понятие социальной организации. Характерные черты и типы организаций. Формальные организации. Концепция бюрократии М. Вебера. Управление в организациях. Неформальные организации.


Х




11.

Социальные движения. Понятие и критерии классификации социальных движений. Массовое сознание и массовые действия. Условия развития и распространения социальных движений. Личность в социальных движениях. Современные социальные движения.


Х




12.

Социальные изменения. Концепция социального прогресса. Социальные изменения и социальный прогресс. Концепции и формы изменений: социальные революции и реформы, циклические изменения. Культура как фактор социальных изменений. Противоречивость прогресса. Инновации, социальные эффекты инноваций.


Х




13.

Общественное мнение как институт гражданского общества. Общественное мнение как социальный феномен. Механизмы формирования и функции общественного мнения. Массовые коммуникации как средства воздействия на общественное сознание. Массовое сознание и массовое действие. Проблемы изучения и формирования общественного мнения в российском обществе.


Х

Х

14.

Мировая система и процессы глобализации. Понятие «мирового сообщества». Формирование мировой системы. Процессы глобализации: сущность, формы проявления в различных сферах. Глобализм и антиглобализм.


Х




15.

Место России в мировом сообществе. Особенности современного этапа истории российского общества. Основные тенденции изменений основных подсистем общества, проблемы и противоречия. Глобализация социальных процессов в мире и ее влияние на социальную реальность в России.


Х

Х




    1. Содержание разделов дисциплины.




№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

(часов)

1.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Объективные и субъективные предпосылки формирования социологической науки. Место социологии в системе гуманитарных наук. Объект и предмет социологии, ее методы. Функции и структура социологического знания.


2

2.

Классические и современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Представления об обществе в истории: Античность, Возрождение, эпоха Просвещения. Социологический проект О. Конта. О. Конт и Г. Спенсер как основоположники социологии. Формирование основных социологических теорий: функционализма, теории конфликта, символического интеракционизма. Социология в России, основные школы.


4

3.

Методы социологического исследования. Структура, функции и виды социологического исследования. Характеристика основных опросных и неопросных методов сбора информации. Программа социологического исследования. Подготовка отчета о результатах и прогнозирование.


2

4.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Понятие и структура социального действия. Социальные взаимодействия и их формы. Социальные связи и социальные отношения. Социальные отношения как обмен ценностями.


2

5.

Общество и социальные институты. Общество как социальная система. Его основные характеристики и подсистемы. Типология обществ. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Понятие «социальный институт». Структура и функции социальных институтов. Процессы институциализации. Основные социальные институты. Специфика развития и функционирования социальных институтов в современном российском обществе. Семья как социальный институт малая социальная группа: виды и функции.


4

6.

Социальные группы и общности. Понятие социальных групп и общностей. Факторы, влияющие на их формирование. Виды общностей. Классификация групп. Групповая динамика. Малые группы и коллективы. Квазигруппы. Социальные интересы как основа социальной деятельности.


2

7.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной стратификации. Основные критерии и измерения стратификации. Стратификация и социальное неравенство. Исторические типы стратификации. Стратификация современного общества, особенности в России. Социальная мобильность и ее виды.


2

8.

Общность и личность. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность как социальный тип. Общность и личность. Личность как деятельный субъект. Понятие социального статуса. Статусы и роли. Процесс социализации, его особенности и стадии. Агенты социализации.


2

9.

Социальный контроль и девиация. Социальный контроль как механизм регуляции поведения людей. Функции социального контроля. Социальные нормы и санкции. Виды социального контроля. Девиация: определение, причины, типы.


2

10.

Социальная организация. Понятие социальной организации. Характерные черты и типы организаций. Формальные организации. Концепция бюрократии М. Вебера. Управление в организациях. Неформальные организации.


2

11.

Социальные движения. Понятие и критерии классификации социальных движений. Массовое сознание и массовые действия. Условия развития и распространения социальных движений. Личность в социальных движениях. Современные социальные движения.


2

12.

Социальные изменения. Концепция социального прогресса. Социальные изменения и социальный прогресс. Концепции и формы изменений: социальные революции и реформы, циклические изменения. Культура как фактор социальных изменений. Противоречивость прогресса. Инновации, социальные эффекты инноваций.


4

13.

Общественное мнение как институт гражданского общества. Общественное мнение как социальный феномен. Механизмы формирования и функции общественного мнения. Массовые коммуникации как средства воздействия на общественное сознание. Массовое сознание и массовое действие. Проблемы изучения и формирования общественного мнения в российском обществе.


2

14.

Мировая система и процессы глобализации. Понятие «мирового сообщества». Формирование мировой системы. Процессы глобализации: сущность, формы проявления в различных сферах. Глобализм и антиглобализм.


2

15.

Место России в мировом сообществе. Особенности современного этапа истории российского общества. Основные тенденции изменений основных подсистем общества, проблемы и противоречия. Глобализация социальных процессов в мире и ее влияние на социальную реальность в России.


2



  1. Семинарские занятия.



№ п/п

№ раздела дисциплины

Кол-во часов

содержание семинарских занятий.

1.

2

4

Классические и современные социологические теории:

1.О. Конт и Г. Спенсер – основоположники социологии.

2.Классические теории 19 века: функционализм и теории конфликта (К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм).

3.Развитие социологических теорий в 20 веке.

4.Специфика социологической мысли в России: - основные школы; - П. Сорокин.

2.

3

2

Методы социологического исследования:

1. Роль прикладных методов исследования в социологической науке.

2. Классификация прикладных методов и организация исследований.

3. Характеристика основных КСИ : анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

3.

5

4

Общество и социальные институты:

1.Сущность и признаки общества. Взаимосвязь общества и природы.

2.Теории происхождения общества.

3.Типы обществ.

4.Социальные институты: понятие, структура, виды.

5.Семья как один из основных социальных институтов. Виды семьи и брака.

6.Социальные функции семьи.

7.Проблемы семейно-брачных отношений в современном обществе.

4.

8

2

Общность и личность:

1.Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Специфика социологического изучения личности.

2.Статусно-ролевая концепция личности.

3.Социализация личности.

5.

9

2

Социальный контроль и девиация:

1.Сущность и механизмы социального контроля. Социальные нормы и санкции.

2.Формальный и неформальный социальный контроль.

3.Девиация: определение, причины, типы.

4.Способы коррекции девиантного поведения.

6.

13


2

Общественное мнение как институт гражданского общества:

1.Общественное мнение.

2.Механизмы управления массовым сознанием и поведением.

3.Установки и стереотипы массового сознания.

4.Методы противодействия социальным манипуляциям.

7.

15

2

Место России в мировом сообществе:

1.Социальные изменения в современном российском обществе.

2.Проблемы и противоречия процессов модернизации.

3.Место и роль России в современном мире



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

    1. Рекомендуемая литература:


Основная литература:

  1. Борцов, Ю. С. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.С. Борцов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - Режим доступа: www.znanium.com, свободный. – Загл. с экрана.

  2. Волков, Ю. Г. Социология [Электронный ресурс]: учебник / Ю.Г. Волков. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012. - Режим доступа: www.znanium.com, свободный. – Загл. с экрана.

  3. Волков, Ю.Г. Социология [Текст]: учебник для студ.вузов / Под общ.ред. В.И. Добренькова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 571с.

  4. Дмитриев, А. В. Общая социология [Электронный ресурс]: учебник / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - Режим доступа: www.znanium.com, свободный. – Загл. с экрана.


Дополнительная литература:

  1. Голосенко, И.А. История русской социологии XIX-XX в.в.[Текст]: Учеб. пособ. / В.В. Козловский. - М.: Онега,1995. - 288.

  2. Горшков, М. К. Прикладная социология: методология и методыи [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - Режим доступа: www.znanium.com, свободный. – Загл. с экрана.

  3. Гофман, А.Б. Семь лекции по истории социологии [Текст]: учеб. пособ. для вузов. - М.: Мартис,1995. – 204с.

  4. Евгеньева, Т.В. Технология социальных манипуляций и методы противодействия им [Текст]: спец. курс по политической психологии (Рабочая тетрадь). - СПб .: Питер, 2007. - 80с.

  5. История социологии (XIX – первая половина XX) [Текст]: учебник / Под ред. проф. В.И.Добренькова. – Кн. 1: – М.: ИНФРА, 2004. – 592 с.

  6. Кравченко, А.И. Социология [Текст]: учебник для вузов. – 3-е изд., исправ. и доп. – М. – Екатеринбург: Академический проект – Деловая книга, 2003. – 384с.

  7. Минюшев, Ф.И. Социология культуры [Текст]: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект – Деловая книга , 2004. - 272 с.

  8. Сорокин, П.А. Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет. [Текст]: - М.: Наука,1994. (Социологическое наследие). – 560с.

  9. Социология: хрестоматия [Текст] / Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. - М.: Гардарики, 2003. – 524с.

  10. Социология: Основы общей теории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. - 5-e изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2011. - Режим доступа: www.znanium.com, свободный.– Загл. с экрана.

  11. Социология семьи [Электронный ресурс]: учебник / Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ); Под ред. А.И. Антонова. - 2-e изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2010. - Режим доступа: www.znanium.com, свободный. – Загл. с экрана.

  12. Чупров, В. И. Социология молодежи [Электронный ресурс]: учебник / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок; РАН. Институт социально-политических исследований. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - Режим доступа: www.znanium.com, свободный. – Загл. с экрана.

  13. Фролов, С.С. Социология [Текст]: чебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2003. – 344с.



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:


  1. Видеодвойка

  2. Принтер Epson Stylus 440

  3. ПЭВМ Intel Celeron

  4. ПЭВМ IBM PC/AT 386

  5. ПЭВМ Intel Pentium 4.

  6. ПЭВМ Intel Pentium 4.



Примерная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлениям подготовки дипломированных специалистов 200200 «Оптотехника» в СГГА, утвержденным Минобразования России 17.03. 2000 г.

Программу составили:

Корнеев Андрей Вилорьевич - старший преподаватель, кафедра гуманитарных наук, Сибирская государственная геодезическая академия

Заведующий кафедрой гуманитарных наук М.Н.Колоткин

Программа согласована с заведующим выпускающей кафедры наносистем и оптотехники
Заведующий кафедрой Д.В.Чесноков


Программа одобрена Научно-методическим советом ИОиОТ

«28» мая 2012г. Протокол № 18/12


Председатель Научно-методического совета П.В.Петров

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconРабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 120103 «Космическая геодезия»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconРабочая программа учебной дисциплины «экономика и социология труда»...
Учебно-методический комплекс по курсу «Экономика и социология труда» предназначен для студентов рсэи и включает в себя учебно-тематический...
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconРабочая программа дисциплины «социология коммуникаций»
«Социология». Теоретической базой для основания дисциплины являются знания студентов, полученные в результате изучения дисциплин:...
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология моды» по специальности 040201 «Социология»
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология образования» по специальности 040201 «Социология»
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология потребления» по специальности 040201 «Социология»
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» iconРабочая программа дисциплины социология семьи блок «Общепрофессиональные дисциплины»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск