Скачать 466.04 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Юридический факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Политическая мифология Направление подготовки 41.03.04 Политология (бакалавриат) Квалификация (степень) выпускника бакалавр политологии Форма обучения Очно/заочная Саратов, 2014 год 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Политическая мифология» является углубленное ознакомление бакалавров специальности «Политология» с аналитическими возможностями политико-мифологического ракурса изучения политических процессов в России в прошлом и настоящем. Курс знакомит с достижениями мировой и отечественной философской, психологической и исторической мысли в теоретическом объяснении генезиса социально-политических мифов, их свойств и функций в политико-культурных, социально-политических и экономических, правовых процессах. Курс рассчитан на формирование у студентов устойчивого, системного и практически применимого знания основных концепций политического мифогенеза, механизмов функционирования мифов в пространстве политической культуры и способов воздействия на процессы социально-политического мифотворчества, на привитие навыков работы с оригинальными научными текстами. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Курс относится к вариативной части профессионального цикла. Курс углубляет знания, полученные студентами в ходе изучения курсов «Отечественная история» и «История политических учений», «Политическая психология», «Политическая конфликтология», поскольку дает представление о конкретных механизмах реализации в истории и в современной политической жизни политико-культурного и психологического факторов, а также фактора социально-политической традиции. В этом смысле курс «Историография» служит необходимым основанием для успешного освоения в дальнейшем студентами курсов «Политическая философия», «Политический менеджмент». Курс «Политическая мифология» предусматривает необходимость для студентов использовать в своей работе на семинарских и лекционных занятиях конкретные знания по истории стран Западной Европы и России, полученные в ходе освоения курса отечественной истории, истории политических учений Древности, Средневековья и Нового Времени. Бакалавр должен обладать знаниями в области общей периодизации и хронологии социально-политических процессов, пониманием специфики процессов развития политической культуры обществ в разные исторические эпохи, умением выделять в структуре первоисточника элементы, наиболее полно характеризующиесистему общественных ценностей, ранжирование этих ценностей и механизмы формулирования общественного отношения к этим ценностям. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Политическая мифология». В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1), Умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2), Готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3), Стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способностью критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития и устранения (ОК-11), Пониманием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12); Способностью к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к социальной мобильности, обладанию чувством социальной ответственности (ОК-13); Знанием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способностью использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-14); В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1); владением навыками участия в исследовательском процессе, представлением о методах современной политической науки и их применении в политологических исследованиях (ПК-2); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать основные концепции и трактовки политического мифогенеза, структуры и функциональности социально-политических мифов, основные источники по истории и современному состоянию российской социально-политической мифологии; владеть навыками политической аналитики с применением разнообразных методов, предоставление студентам возможности изучения междисциплинарных подходов в политических исследованиях, широко используемых в современной политологии, навыками самостоятельной аналитической работы, быть подготовленным к проектному виду профессиональной деятельности; уметь применять теоретические знания в реальной политической практике на уровне анализа, экспертизы, консалтинга, менеджмента, быть подготовленным к организационно-управленческому виду профессиональной деятельности. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов.
Содержание учебной дисциплины Тема 1. Классические теории политического мифа Европейские сообщества на рубеже XVIII–XIX вв.: социальная структура, традиционные политические институты, правовое обеспечение политики. Традиции взаимодействия общества и власти как элемент культуры европейских сообществ. Европейский политический кризис конца XVIII начала XIX века. Массовые революционные и контрреволюционные движения. Проблема понимания мотивации массовых движений как проблема управления политическим процессом. Агитационно-пропагандистская деятельность политических партий и общественных организаций. Рождение публичной политики. СМИ как инструмент воздействия на общественное сознание и инструмент обратной связи в политике. Потребность в создании «образа политики». Вовлечение науки в разработку политической стратегии и тактики. Влияние европейских научных традиций на обособление социально-политического мифа в самостоятельный предмет научного анализа. Использование опыта позитивистского анализа античной мифологии. Европейская колониальная политика: знакомство европейского научного сообщества с мифологическим наследием архаических обществ. Концепция Дж.-Дж. Фрэзера. Антропологические предпосылки мифотворчества. Магия, обряд, миф. Проблема архаики в современном политическом процессе. Концепция Л. Леви-Брюля. Миф как превращенное отражение социального процесса. Проблема дологического мышления как предпосылки мифотворчества. Структуралистская концепция К. Леви-Стросса. Миф как знаковая система. Ф. Ницше. Образные компоненты социального мифотворчества. Мистика образа и образное раскрытие смысла. Архетипическая концепция К.-Г. Юнга. Проблема коллективного бессознательного. Влияние теории психоанализа на классические теории социально-политического мифа. Возможности философского осмысления феномена политического мифа. Тема 2. Иррациональный и рациональный принципы анализа политического мифа Философское понятие «рационального» и «иррационального». Рациональность и иррациональность политического сознания и поведения. Потребность политической науки в непротиворечивых методологических схемах. Проблема пересечения прежметных областей философии, психологии и политологии при иррациональном взгляде на политический миф. Влияние просветительской традиции конца XVIII - начала XIX вв. на господство в науке иррациональных обьяснений механизмов социального мифотворчества. Замещение мифом религиозного фактора в секуляризованной европейской политике. Пробуждение интереса к мифу в российском обществе. Влияние европейского романтизма. Роль дискуссий «западников» и «славянофилов» п постановке проблемы исторической и политической роли стереотипов массового сознания. Революционное и консервативное мифотворчество как предмет анализа Проникновение социал-демократической идеологии в Россию и факторы ее мифологизации. Активизация иррациональных научных представлений о мифотворчестве под воздействием революционных кризисов в России. Мобилизация понятия «миф» для нужд идеологической конфронтации западноевропейской и советской науки. Ориентация современных исследователей на иррациональные трактовки мифотворчества. Проблемы политологического анализа, вытекающие из видения мифа как явления иррационально-ложного. Важность и возможность выделения рационального компонента в социальном мифотворчестве как предмета политологического изучения. Рациональная факторность мифа в политическом процессе. Функции социально-политической мифологии: функция социализации, сохранения и трансляции социально значимого знания, идентификационная и адаптационная функции. Динамика функций мифа в политическом процессе. Возможности реконструкции динамики политического процесса посредством реконструкции динамики политического мифотворчества. Тема 3. Политический миф на пространстве между идеологией и наукой Проблема генетической связи и принципиального своеобразия научной и мифологической форм мышления. Происхождение традиции отлучения мифа от науки. Проблема научной логики и дологических моделей получения полезной информации. Трудности, создаваемые в политологическом анализе противопоставлением мифа и науки. Единое массовое сознание как реальность политического процесса. Историографические и политологические паралоксы на почве формального противопоставления мифа и науки. Идеологическая мотивация несовместимости мифологических и научных фом познания в советской научной литературе. Современное восприятие марксизма. Марксизм как научная теория, идеологическая доктрина и источник социальных мифологем. Современное бытование коммунистических мифологем. Современное звучание формационной теории. Мифология «цивилизационного подхода» и «общечеловеческих ценностей». Роль политической науки и публицистики в мифологизации концептуальных недостатков и преимуществ марксизма. Особенности идеологической обработки массового сознания и роль мифов. Проблема связи уровня мифологизированности массового сознания с развитием информационных структур и уровнем политической культуры. Демократический процесс: проблема деидеологизации и демифологизации сферы политических отношений. Возможности научного понимания задачи деидеологизации и демифологизации. Профанация задачи. Деидеологизация и демифологизация как изменения социально-политического статуса мифологем. Статус научного знания. Социальная институализация науки и значение мифа в этом процессе. Определение параметров и свойств научного мифа. Смысл придания научному суждению статуса стереотипа. Научные стереотипы в учебном процессе. Демифологизация как переход от "научной истины" к "научной проблеме". Перспективы деидеологизации науки. Связь мифа с идеологией и наукой как основание его факторных возможностей в политическом процессе. Современное политологическое прогнозирование как синтез мифологии, идеологии и научного знания. Тема 4. Мифогенез и конструирование политических мифов |
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Общий менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла ооп впо | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... «Теория политики», «Мировая политика и международные отношения», «Политический анализ и прогнозирование». Данный курс реализует... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Предлагаемый курс преследует цель дать студентам не только системные знания о теоретических проблемах политической географии, но... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Цель курса «Сравнительная политология» способствовать формированию у студентов представлений об основных концепциях и подходах к... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Европе современного политического знания (XIX- первая четвертьxx вв.), формирование у них устойчивого, системного и практически применимого... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+. Б. 3 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Целью преподавания является привитие студентам теоретических знаний, умений и навыков для решения практических вопросов и основных... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 11 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10 |