Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская академия»Министерства здравоохранения Российской ФедерацииУТВЕРЖДАЮПроректор по учебной работе,профессор _____________ Маммаев С.Н“
______”_____________2014 г.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ. ОБЩАЯ ФИЗИОТЕРАПИЯ. ЭНДОКРИНОЛОГИЯ»для специальности 32.05.01 - «медико-профилактическое дело»по специализации 32.05.01 - «медико-профилактическое дело»факультет медико-профилактическийкафедра внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетовквалификация выпускника «специалист»форма обучения очнаякурс_4семестр_VII , VIII_______________________________________________________всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах) 243 лекции ____________________________41 (часов)практические (семинарские) занятия_________97 (часов)лабораторные занятия____________________ (часов)самостоятельная работа_________________69 (часов)экзамен ______________________ 36 (семестр)зачет _________________________ (семестры)Махачкала 2014 г.Оборотная сторона титульного листа Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
с учетом рекомендаций примерной программы по специальности
32.05.01 - «медико-профилактическое дело» подготовки (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании
кафедры внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов ДГМА«18» января 2014 г. протокол № 1Заведующий кафедрой ___________________________ (проф
. С.Ш.Ахмедханов)
Рабочая программа согласована
1.Директор НМБ ДГМА _______________________ (Бекеева А. В.)
2.УМО _______________________ (Загирова Н.А.)
3.Зам. декана по ____курсу_______________________ (_______________________)
подпись ФИО
по____курсу_______________________ (_______________________)
подпись ФИО
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета
От «____» _________________ 20___ г. Протокол № __________
Председатель СФ ______________________________ (_____________________)
подпись ФИО
Составители:
зав. кафедрой внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов проф. С.Ш. Ахмедхановзав. учебной частью к.м.н. З.А. НадироваРецензент:
зав. кафедрой госпитальной терапии №1 ДГМА д.м.н., профессор С.Н. МаммаевI. Пояснительная запискаРабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по специальности
040300 - «медико-профилактическое дело»(2010 г.), с учётом рекомендаций примерной (типовой) учебной программы дисциплины.
1. Цель и задачи дисциплиныЦелью освоения дисциплины является освоение студентами компетенций по врачебным методам исследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) и теоретических основ дополнительных методов исследования (лабораторные, функциональные),формирование врачебного мышления, знаний и практических умений для диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных и социально значимых заболеваний внутренних органов, оказания неотложной помощи и решения вопросов рациональной терапии и профилактики общесоматических заболеваний
Задачами освоения дисциплины являются: - освоение студентами основных врачебных методов исследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), которые необходимы в повседневной практике врача стоматолога;
- выявление с помощью этих методов исследования основные клинические проявления – симптомы и синдромы – на разных этапах развития болезни;
- клиническая интерпретация важнейших общепринятых дополнительных методов исследования (лабораторных, инструментальных) с целью диагностики клинических синдромов при заболеваниях внутренних органов;
- диагностика и дифференциальная диагностика угрожающих жизни состояний и оказание первой неотложной врачебной помощи при этих состояниях;
- формирование у студентов профессиональной врачебной этики и деонтологии, основ врачебного клинического мышления.
- ознакомление студентов с принципами организации работы терапевтической клиники, профилактики внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), создание благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала;
- ознакомление студентов с мероприятиями по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, осуществлению контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности;
- ознакомление студентов с принципами организации и проведения экспертизы трудоспособности больных терапевтического профиля;
- ознакомление студентов с делопроизводством в терапевтической клинике;
- ознакомление студентов с организацией работы с медикаментами и соблюдением правил их хранения в терапевтической клинике;
- формирование у студентов навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, а также обзоров по современным научным проблемам в области внутренних болезней;
- формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, партнерами, пациентами и их родственниками;
- ознакомление студентов с этиологией, патогенезом, клиническими признаками заболеваний внутренних органов.
-обучение студентов выделять заболевания, вызывающие опасные для жизни больных осложнения и сопутствующие заболевания;
- дать студентам представление о распространённости и значимости заболеваний внутренних органов и взаимосвязях этих заболеваний с патологией других органов и систем, в том числе, закономерностей возникновения, течения и лечения заболеваний полости рта и зубочелюстной области;
- формирование у студентов навыков диагностики, лечения заболеваний внутренних органов и оказания неотложной помощи.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программыДисциплина
«Внутренние болезни. Общая физиотерапия. Эндокринология» изучается в седьмом и восьмом семестрах, относится к циклу профессиональных дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования Медико-профилактическое дело.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
История философских учений: этика и деонтология в терапии, мировоззрение и медицина, законы диалектического материализма в медицине.
Анатомия: анатомия внутренних органов и систем.
Биология: общебиологические закономерности жизнедеятельности человека, наследственность, филогенез органов и функциональных систем человека.
Нормальная физиология: основы физиологии взрослого организма.
Биохимия: основные процессы обмена веществ, основные показатели, используемые для оценки углеводного, жирового, углеводного обменов. Ферментология, клиническая биохимия.
Микробиология: учение об инфекции и иммунитете, классификация, морфология и физиология микроорганизмов, основные методы бактериологических и вирусологических лабораторных исследований, основные положения учения об инфекции и роли микробов и факторов их патогенности в развитии инфекционного процесса, формы и типы аллергических реакций.
Физика с высшей математикой, информатикой, медицинской техникой: принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получающих отображение в медицине.
Патологическая физиология: патогенез патологических процессов, вопросы патогенеза заболеваний.
Патологическая анатомия: морфологические изменения при заболеваниях внутренних органов.
Рентгенология и медицинская радиология: протокол рентгенологического исследования
Фармакология: механизм действия различных лекарственных средств, их дозировки, влияние на различные органы и системы; побочные действия различных лекарственных средств; возможные синергические и антагонистические действия лекарств; способы введения лекарств и особенности их действия от способа введения; пути метаболизма и выведения различных лекарств из организма; выписка рецептов на различные лекарственные формы.
Основная форма организации учебного процесса – лекции, клинические практические занятия и самостоятельная работа.
Обучение ведется на базе высшего образования по очной форме обучения.
Программа по разделу «Первая медицинская помощь» предусматривает в основном фантомный цикл
2.1. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП № п/п
| Название
обеспечиваемых
(последующих)
Дисциплин
| № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
10
|
11
|
12
|
1.
| Лучевая диагностика
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
2.
| Экстремальная медицина. Безопасность жизнедеятельности
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
3.
| Клиническая иммунология
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
4.
| Клиническая фармакология
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
5.
| Проф. болезни
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
|
| Пропед. Внутр. болезней
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|