Внутренние болезни





НазваниеВнутренние болезни
страница1/3
Дата публикации08.03.2016
Размер0.83 Mb.
ТипЗанятие
100-bal.ru > История > Занятие
  1   2   3


Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

профессор

Е.Г. Бутолин

«____» ___________2008 г.


Учебно-методический комплекс
По дисциплине: Внутренние болезни

Преподаваемой на кафедре факультетской терапии с курсами эндокринологии и гематологии

Для студентов педиатрического факультета

Раздел 3

Методические рекомендации для студентов, в том числе для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы




Ижевск – 2008 г.

Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на заседании кафедры «____» _______________ 200_ г. Протокол № _______
Заведующий кафедрой_________________ А.М. Корепанов

Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на заседании ЦМК «____» _______________ 200_ г. Протокол № _______
Председатель ЦМК_________________

Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на заседании ЦКМС «____» _______________ 200_ г. Протокол № _______
Председатель ЦКМС_________________ Д.М. Михайлов

Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден
Начальник учебной части_________________

«____» _______________ 200_ г.

Практическое клиническое занятие начинается с курации больных (1 час), затем разбор теоретического материала (1 час), 1-2 курируемых пациентов по теме занятия (1 час), задач, результатов лабораторных и инструментальных методов исследования (1 час).

Тема № 1. Пневмонии.

Продолжительность занятия – 240 минут.

              1. Организационные вопросы.

              2. Курация больных.

              3. Перерыв.

              4. Разбор больных.

              5. Опрос по теме.

              6. Подведение итогов.

Аннотация. Определение пневмонии. Этиология: роль отдельных возбудителей (пневмококки, стафилококки, синегнойная палочка, условнопатогенная микрофлора). Пути проникновения микроорганизмов в легкие. Патогенетические механизмы развития пневмонии. Классификация: внебольничная, госпитальная, аспирационная, у иммуноскомпрометированных лиц. Клиника: анамнестические и физикальные данные. Осложнения (легочные, внелегочные). Диагностика (значение рентгенологических методов). Профилактика. Лечение: антибактериальная терапия с учетом возбудителя. Трудовая экспертиза.

Цель и задачи занятия:

Совершенствовать свои навыки и знания по обследованию больного пневмонией.

Овладеть самостоятельной диагностикой пневмонии:

  • С использованием синдромного принципа диагностики научиться постановке предварительного диагноза.

  • Наметить план обследования.

  • Научиться правильной оценке данных лабораторно-инструментальных методов исследования из истории болезни.

  • Научиться оформлять развернутый клинический диагноз основного заболевания и его осложнений.

Научиться принципам лечения и профилактики пневмоний, решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

К занятию студент должен знать:

Классификацию пневмонии по этиологическому принципу и течению, а также клинические варианты пневмонии согласно МКБ.

Иметь представление об особенностях развития пневмонии.

Классическую картину пневмонии и ее особенности в зависимости от этиологии.

Лабораторные методы исследования при пневмонии (острофазовые показатели крови, анализ мокроты с микроскопическим бактериологическим исследованием).

Инструментальную диагностику: рентгеноскопия грудной клетки в прямой и боковой проекциях, бронхоскопия при затяжном течении.

Осложнения пневмонии (легочные и внелегочные – плеврит, плеврофиброз, пневмосклероз, инфекционно-токсический шок, миокардит, эндокардит, гепатит, нефрит).

Студент должен понимать:

Современное представление об этиологии: инфекционные факторы: бактериальные, вирусные, микоплазменные, хламидийные, легионеллезные.

Основные патогенетические механизмы в развитии пневмоний: пути проникновения инфекции (бронхогенный, гематогенный, лимфогенный), снижение общей неспецифической резистентности организма (снижение фагоцитоза, выработки бактериолизинов) и подавление местных защитных механизмов (нарушение мукоцилиарного клиренса, снижение фагоцитарной активности альвеолярных макрофагов и нейтрофилов).

Патогенез осложнений легочных и внелегочных.

Назначение плана обследования.

Принципы профилактики и комплексного лечения.

Студент должен уметь:

              1. Правильно собрать анамнез с выделением симптомов и синдромов, обратить внимание на следующие вопросы:

  • Лихорадочный синдром: высота подъема температуры, сопровождение ее ознобом, длительность лихорадочного периода, снижение температуры (критическое, литическое).

  • Кашель: сухой или влажный, характер мокроты (слизисто-гнойная, ржавая, с наличием алой крови), ее количество, запах.

  • Боль в грудной клетке: локализация, характер (острая, колющая, ноющая), связь с кашлем, дыханием, иррадиация.

  • Интоксикация: общая слабость, головная боль, снижение аппетита, потливость.

  • При анамнезе истории болезни установить давность заболевания, способствующие факторы, первые признаки, динамику заболевания: когда обратился к врачу, какие были назначены обследования, какой поставлен диагноз, где и чем лечился. Был ли эффект от лечения. В связи с чем госпитализирован.

              1. Объективно исследовать больного, согласно прилагаемой схеме исследования больного.

  1. Используя синдромальный принцип диагностики поставить предварительный диагноз, составить план обследования больного.

  2. Оценивать данные параклинических методов исследования больного по истории болезни.

  3. Провести дифференциальный диагноз с инфарктом легкого, эксудативным плевритом, очаговым туберкулезом. Определить этиологическую форму заболевания, степень тяжести.

  4. Оформить развернутый клинический диагноз с указанием основного заболевания, степени тяжести, его осложнений, сопутствующих заболеваний.

  5. Назначить профилактику и лечение (режим, диета, медикаментозная терапия:

  • Этиотропная – антибиотики с учетом бактериологического исследования.

  • Патогенетическая – препараты иммуномодулирующего действия для восстановления неспецифической реактивности организма, витаминотерапия, биостимуляторы, адаптагены.

  • Препараты для восстановления бронхиальной проходимости – бронхолитики и средства, разжижающие бронхиальный секрет, при затяжном течении – бронхоскопическая санация.

  • Симптоматическая – успокаивающие кашель, жаропонижающий препараты. При тяжелом течении – сердечно-сосудистые средства, гормональные препараты, ингаляции кислорода.

  • Физиотерапевтическое лечение, санаторно-курортное лечение.

  • Уметь выписать рецепты.

  1. Решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

Контрольные вопросы:

        1. Определение пневмонии.

        2. Этиология и патогенез пневмоний.

        3. Классификация пневмоний.

        4. Основные клинические синдромы пневмоний.

        5. Степени тяжести.

        6. Лабораторно-инструментальные методы диагностики пневмонии.

        7. Осложнения пневмонии.

        8. Дифференциальный диагноз с экссудативным плевритом, туберкулезом, раком, инфарктом легкого.

        9. Лечение и профилактика пневмонии.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

  1. Этиология и патогенез пневмоний.

  2. Этиологическая классификация пневмоний.

  3. Ведущие клинические синдромы в клинической картине пневмонии. Осложнения.

  4. Дифференциальный диагноз с экссудативным плевритом, туберкулезом, раком, инфарктом легкого.

  5. Лечение больных пневмонией.

Рекомендуемая литература:

  1. Внутренние болезни: учебник для студентов медицинских ВУЗов / под редакцией А.И. Мартынова, в 2-х томах.- М., 2005.

  2. Иванов, В.Г. Клиническая информативность лабораторных показателей в патологии печени: учебное пособие / В.Г. Иванов. - М., 2005.

  3. Клинические ситуации в терапии: часть 1 / А.М. Корепанов и др.. Задачи №№ 5, 7, 8, 9, 10, 11, 18, 20, 27, 43 (С. 5-9, 12, 19).

  4. Окороков, А.Н. Диагностика болезней внутренних органов / А.Н. Окороков. - М., 2005.

  5. Вахрушев, Я.М. Внутренние болезни / Я.М. Вахрушев. - Ижевск, 2005.

  6. Померанцев, В.П. Руководство по диагностике и лечению внутренних болезней / В.П. Померанцев. - М., 2001.

  7. Диагностика и лечение внутренних болезней: руководство для врачей в 3-х томах / Ф.И. Комаров и др.. - М., 1998. - Том 2.

  8. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. - М., 2007.

  9. Текущие лекции по внутренним болезням.


Тема № 2. Хронические бронхиты

Продолжительность занятия – 240 минут.

              1. Организационные вопросы.

              2. Курация больных.

              3. Перерыв.

              4. Разбор больных.

              5. Опрос по теме.

              6. Подведение итогов.

Аннотация. Определение хронического бронхита. Этиология: роль отдельных поллютантов (компоненты табачного дыма), производственных и метеорологических факторов. Значение микроорганизмов в патогенезе хронического бронхита. Патогенетические механизмы необратимой бронхиальной обструкции. Классификация: клиническая и патоморфологическая. Клиника: анамнестические и физикальные данные. Осложнения (легочные, внелегочные). Диагностика (значение исследования функции внешнего дыхания). Профилактика: роль отказа от табакокурения. Лечебная тактика с учетом клинической формы заболевания. Трудовая экспертиза.

Цель и задачи занятия:

  1. Совершенствовать свои навыки и знания по обследованию больного хронического бронхита.

  2. Овладеть самостоятельной диагностикой хронического бронхита:

  • С использованием синдромного принципа диагностики научиться постановке предварительного диагноза.

  • Научиться дифференциальной диагностике обструктивного бронхита с бронхиальной астмой

  • Наметить план обследования.

  • Научиться правильной оценке данных лабораторно-инструментальных методов исследования из истории болезни.

  • Научиться оформлять развернутый клинический диагноз основного заболевания и его осложнений.

  1. Научиться принципам лечения и профилактики хронического бронхита, решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

К занятию студент должен знать:

  1. Классификацию хронического бронхита.

  2. Классификацию степеней тяжести хронического обструктивного бронхита.

  3. Понятие о хронической обструктивной болезни легких.

  4. Особенности клинической симптоматики хронического бронхита в зависимости от клинического варианта: катаральный, гнойный и функционального состояния – обструктивный, гнойный; степени тяжести – легкая, средняя, тяжелая.

  5. Классическую клиническую картину хронического бронхита с учетом его клинического варианта и выделением основных клинических синдромов.

  6. Лабораторные методы исследования при хроническом бронхите (острофазовые показатели крови, анализ мокроты с микроскопическим бактериологическим исследованием, посев на БК, бластоматозные клетки).

  7. Инструментальную диагностику: рентгеноскопия грудной клетки в прямой и боковой проекциях, спирография (снижение теста Тиффно, ЖЕЛ), ЭКГ, бронхоскопия.

  8. Осложнения хронического бронхита (пневмосклероз, эмфизема, бронхоэктатическая болезнь, дыхательная недостаточность, легочное сердце, легочно-сердечная недостаточность).

Студент должен понимать:

  1. Современное представление об этиологии: роль экзогенных (особое внимание обратить на курение) и эндогенных факторов.

  2. Основные патогенетические механизмы в развитии хронического бронхита: изменение структурно-функциональных свойств слизистой оболочки, развитие воспаления в слизистой оболочке, нарушение проходимости и дренажной функции бронхов.

  3. Патогенез осложнений.

  4. Назначение плана обследования с целью проведения дифференциального и обоснования окончательного диагноза.

  5. Принципы профилактики и комплексного лечения.

Студент должен уметь:

  1. Правильно собрать анамнез с выделением симптомов и синдромов, обратить внимание на следующие вопросы:

  • Лихорадочный синдром: высота подъема температуры, сопровождение ее ознобом, длительность лихорадочного периода, снижение температуры (критическое, литическое).

  • Кашель: сухой или влажный, характер мокроты (слизисто-гнойная, ржавая, с наличием алой крови), ее количество, запах.

  • Одышка: характер (инспираторная, экспираторная), степень выраженности.

  • Боль в грудной клетке: локализация, характер (острая, колющая, ноющая), связь с кашлем, дыханием, иррадиация.

  • Интоксикация: общая слабость, головная боль, снижение аппетита, потливость.

  • При анамнезе истории болезни установить давность заболевания, способствующие факторы, первые признаки, динамику заболевания: когда обратился к врачу, какие были назначены обследования, какой поставлен диагноз, где и чем лечился. Был ли эффект от лечения. В связи с чем госпитализирован. Последнее обострение. Состояние больного на день разбора. Выявить вовлечение в процесс других органов и систем. В анамнезе жизни обратить внимание на условия жизни в детстве и юношеском возрасте, перенесенные заболевания, выяснить условия труда и быта, характер работы, профессиональные вредности, состояние квартиры, характер питания, вредные привычки.

      1. Объективно исследовать больного, согласно прилагаемой схеме исследования больного.

      2. Используя синдромальный принцип диагностики поставить предварительный диагноз, составить план обследования больного.

      3. Оценивать данные параклинических методов исследования больного по истории болезни.

      4. Провести дифференциальный диагноз с пневмонией, бронхоэктатической болезнью, бронхиальной астмой, туберкулезом, раком легких. Определить этиологическую форму хронического бронхита, степень тяжести.

      5. Оформить развернутый клинический диагноз с указанием основного заболевания, степени тяжести, его осложнений, сопутствующих заболеваний.

      6. Назначить профилактику и лечение (режим, диета, медикаментозная терапия:

  • Этиотропная – антибиотики (гнойный бронхит), противовоспалительные средства.

  • Патогенетическая – нормализация дренажной функции бронхов, бронхолитики, отхаркивающие средства. При лечении хронического обструктивного бронхита использовать антихолинергические препараты, бета-2-агонисты, глюкокортикостероиды, лечебную бронхоскопию.

  • Симптоматическая – вазо- и кардиотоники, мочегонные, кислородотерапия, успокаивающие кашель, жаропонижающий препараты.

  • Физиотерапевтическое лечение, галокамера, массаж, санаторно-курортное лечение.

  • Уметь выписать рецепты.

8. Решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

Контрольные вопросы:

        1. Определение хронического бронхита.

        2. Этиология и патогенез хронического бронхита.

        3. Классификация хронического бронхита и хронического обструктивного бронхита по степеням тяжести.

        4. Основные клинические синдромы хронического бронхита.

        5. Лабораторно-инструментальные методы диагностики хронического бронхита.

        6. Осложнения хронического бронхита.

        7. Дифференциальный диагноз с пневмонией, бронхоэктатической болезнью, бронхиальной астмой, туберкулезом, раком легких.

        8. Лечение и профилактика хронического бронхита.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Этиология и патогенез хронического бронхита.

2. Клиническая классификация хронического бронхита.

3. Ведущие клинические синдромы в клинической картине хронического бронхита. Осложнения.

4. Дифференциальный диагноз с пневмонией, бронхоэктатической болезнью, бронхиальной астмой, туберкулезом, раком легких.

5. Лечение больных хроническим бронхитом.

Рекомендуемая литература:

              1. Внутренние болезни: учебник для студентов медицинских ВУЗов / под редакцией Мартынова А.И., в 2-х томах. - М., 2005.

              2. Окороков, А.Н. Диагностика болезней внутренних органов / А.Н. Окороков. - М., 2005.

              3. Вахрушев, Я.М. Внутренние болезни / Я.М. Вахрушев. - Ижевск, 2005.

              4. Клинические ситуации в терапии: часть 1 / А.М. Корепанов и др.. - Ижевск, 2005. Задачи №№ 25, 28-31, 33-35, 47 (С. 11-16, 20).

              5. Диагностика и лечение внутренних болезней: руководство для врачей в 3-х томах / Ф.И. Комаров и др.. - М., 1998. - Том 2.

              6. Текущие лекции по внутренним болезням.


Тема № 3. Нагноительные заболевания легких

(бронхоэктатическая болезнь, абсцесс и гангренозный абсцесс легкого)

Продолжительность занятия – 240 минут.

              1. Организационные вопросы.

              2. Курация больных.

              3. Перерыв.

              4. Разбор больных.

              5. Опрос по теме.

              6. Подведение итогов.

Аннотация. Определение нагноительных заболеваний легких. Этиология: роль отдельных возбудителей. Значение преморбидного фона (сопутствующая патология, состояние иммунитета). Патогенетические механизмы деструкции легочной ткани. Классификация: клинико-морфологическая. Клиника в различные стадии: анамнестические и физикальные данные. Осложнения (легочные, внелегочные). Диагностика (значение рентгенологических методов исследования). Профилактика: роль диспансеризации отдельных групп населения. Лечебная тактика с учетом клинической формы заболевания. Трудовая экспертиза.

Цель и задачи занятия:

  1. Совершенствовать свои навыки и знания по обследованию больного с нагноительными заболеваниями легких.

  2. Овладеть самостоятельной диагностикой нагноительных заболеваний легких:

  • С использованием синдромного принципа диагностики научиться постановке предварительного диагноза.

  • Наметить план обследования.

  • Научиться правильной оценке данных лабораторно-инструментальных методов исследования из истории болезни.

  • Научиться оформлять развернутый клинический диагноз основного заболевания и его осложнений.

3.Научиться принципам лечения и профилактики нагноительных заболеваний легких, решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

К занятию студент должен знать:

  1. Сегментарное строение легких.

  2. Классическую картину бронхоэктатической болезни, абсцесса и гангрены легкого.

  3. Основные синдромы при нагноительных заболеваний легких.

  4. Классификацию нагноительных заболеваний легких, дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности.

  5. Инструментальную диагностику: рентгеноскопия грудной клетки в прямой и боковой проекциях, бронхография, бронхоскопия.

  6. Лекарственные средства, применяемые при лечении нагноительных заболеваний легких.

Студент должен понимать:

  1. Этиологию нагноительных заболеваний легких.

  2. Зависимость клинических синдромов и симптомов от патоморфологических изменений в легких.

  3. Назначение плана обследования.

  4. Принципы профилактики и комплексного лечения нагноительных заболеваний легких.

Студент должен уметь:

  1. Правильно собрать анамнез с выделением симптомов и синдромов, обратить внимание на следующие вопросы:

  • Лихорадочный синдром: высота подъема температуры, сопровождение ее ознобом, длительность лихорадочного периода, снижение температуры (критическое, литическое).

  • Кашель: сухой или влажный, характер мокроты (слизисто-гнойная, ржавая, с наличием алой крови), ее количество, запах.

  • Боль в грудной клетке: локализация, характер (острая, колющая, ноющая), связь с кашлем, дыханием, иррадиация.

  • Интоксикация: общая слабость, головная боль, снижение аппетита, потливость.

  • При анамнезе истории болезни установить давность заболевания, способствующие факторы, первые признаки, динамику заболевания: когда обратился к врачу, какие были назначены обследования, какой поставлен диагноз, где и чем лечился. Был ли эффект от лечения. В связи с чем госпитализирован.

  • Выявлять этиологию, патогенетические механизмы, предрасполагающие факторы заболевания конкретного больного по истории болезни.

  1. Объективно исследовать больного, согласно прилагаемой схеме исследования больного.

  2. Используя синдромальный принцип диагностики поставить предварительный диагноз, составить план обследования больного.

  3. Оценивать данные параклинических методов исследования больного по истории болезни.

  4. Оформить развернутый клинический диагноз с указанием основного заболевания, степени тяжести, его осложнений, сопутствующих заболеваний.

  5. Назначить профилактику и лечение (режим, диета, медикаментозная терапия:

  6. Решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

Контрольные вопросы:

        1. Определение нагноительных заболеваний легких.

        2. Этиология и патогенез нагноительных заболеваний легких.

        3. Классификация нагноительных заболеваний легких.

        4. Осложнения нагноительных заболеваний легких: легочная гипертония, эмфизема легких, пневмосклероз, бронхоспастический синдром, легочное сердце, легочно-сердечная недостаточность, амилоидоз.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

  1. Этиология и патогенез нагноительных заболеваний легких.

  2. Ведущие клинические синдромы в клинической картине нагноительных заболеваний легких. Осложнения.

  3. Рентгенография и бронхоскопия в диагностике нагноительных заболеваний легких.

  4. Лечение больных нагноительных заболеваний легких.

Рекомендуемая литература:

  1. Внутренние болезни: учебник для студентов медицинских ВУЗов / под редакцией Мартынова А.И., в 2-х томах. - М., 2005.

  2. Окороков, А.Н. Диагностика болезней внутренних органов / А.Н. Окороков. - М., 2005.

  3. Вахрушев, Я.М. Внутренние болезни / Я.М. Вахрушев. - Ижевск, 2005.

  4. Клинические ситуации в терапии: часть 1 / А.М. Корепанов и др.. - Ижевск, 2005. Задачи №№ 19, 21, 23, 25 (С. 8-10).

  5. Текущие лекции по внутренним болезням.

Тема № 4. Бронхиальная астма.

Продолжительность занятия – 240 минут.

              1. Организационные вопросы.

              2. Курация больных.

              3. Перерыв.

              4. Разбор больных.

              5. Опрос по теме.

              6. Подведение итогов.

Аннотация. Определение бронхиальной астмы. Этиология: роль отдельных аллергенов. Значение преморбидного фона (наследственная предрасположенность). Патогенетические механизмы обратимой бронхиальной обструкции. Классификация согласно Международному консенсусу. Клиника астматического приступа и статуса: анамнестические и физикальные данные. Осложнения (легочные, внелегочные). Диагностика (значение пикфлоуметрии). Профилактика: первичная и вторичная. Лечебная тактика с учетом ступенчатого подхода. Трудовая экспертиза.

Цель и задачи занятия:

  1. Совершенствовать свои навыки и знания по обследованию больного бронхиальной астмой.

  2. Овладеть самостоятельной диагностикой бронхиальной астмы:

  • С использованием синдромного принципа диагностики научиться постановке предварительного диагноза.

  • Наметить план обследования.

  • Научиться правильной оценке данных лабораторно-инструментальных методов исследования из истории болезни.

  • Научиться оформлять развернутый клинический диагноз основного заболевания и его осложнений.

  1. Научиться принципам лечения и профилактики бронхиальной астмы, решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

К занятию студент должен знать:

  1. Классификацию бронхиальной астмы согласно МКБ.

  2. Особенности клинической симптоматики астмы в зависимости от стадии заболевания: первая стадия – легкое, эпизодическое и персистирующее течение, вторая – течение средней тяжести, третья – тяжелое течение.

  3. Классическую картину бронхиальной астмы с выделением основного синдрома заболевания. Астматический статус.

  4. Лабораторные методы исследования бронхиальной астме (полный анализ крови, иммунологическое исследование крови, анализ мокроты – триада Габричевского).

  5. Инструментальную диагностику: рентгеноскопия грудной клетки в прямой и боковой проекциях, ЭКГ, спирография, пикфлоуметрия.

  6. Аллергологическое обследование.

  7. Осложнения бронхиальной астмы (хронический бронхит, пневмосклероз, эмфизема, легочное сердце и легочно-сердечная недостаточность).

Студент должен понимать:

  1. Современное представление об этиологии: аллергическая и неаллергическая бронхиальная астма.

  2. Основные патогенетические механизмы в развитии бронхиальной астмы:

  • Три фазы патогенеза: иммунологическая, патохимическая и патофизиологическая

  • Преобладание тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, снижение функционального состояния коры надпочечников, блокады бета-адренергических рецепторов, наследственная предрасположенность к аллергическим заболеваниям

  1. Патогенез осложнений: астматический статус, хронический бронхит, пневмосклероз, эмфизема, легочное сердце, сердечная недостаточность.

  2. Назначение плана обследования.

  3. Принципы профилактики и комплексного лечения.

Студент должен уметь:

  1. Правильно собрать анамнез с выделением симптомов и синдромов, обратить внимание на следующие вопросы:

  • Удушье: характер одышки, причины возникновения, продолжительность приступа, поведение больного во время приступа, чем купируется приступ, не сопровождается ли удушье сухими хрипами, слышимыми на расстоянии.

  • Кашель: сухой или влажный, характер мокроты (слизисто-гнойная, стекловидная, трудноотделяемая), ее количество, запах.

  • Боль в грудной клетке: локализация, характер (острая, колющая, ноющая), связь с кашлем, дыханием, иррадиация.

  • Интоксикация: общая слабость, головная боль, снижение аппетита, потливость.

  • Повышение температуры тела, характер температурной кривой.

  • При анамнезе истории болезни установить давность заболевания, способствующие факторы, производственные вредности, лекарственные вещества, краски и т.п., первые признаки, динамику заболевания: когда обратился к врачу, какие были назначены обследования, какой поставлен диагноз, где и чем лечился. Был ли эффект от лечения. В связи с чем госпитализирован. Обратить внимание на наличие хронических очагов инфекции (тонзиллит, отит, гайморит, бронхит, пневмония).

  1. Объективно исследовать больного, согласно прилагаемой схеме исследования больного.

  2. Используя синдромальный принцип диагностики поставить предварительный диагноз, составить план обследования больного.

  3. Оценивать данные параклинических методов исследования больного по истории болезни.

  4. Провести дифференциальный диагноз с сердечной, уремической, истерической астмой, бронхоспастическим синдромом, как осложнением и болезнью легких. Определить этиологическую форму заболевания, стадию, степень тяжести.

  5. Оформить развернутый клинический диагноз с указанием основного заболевания, степени тяжести, его осложнений, сопутствующих заболеваний.

  6. Назначить профилактику и лечение (режим, диета, медикаментозная терапия:

  • Противовоспалительные средства (кромоны, антагонисты лейкотриенов, глюкокортикоиды).

  • Бронходилататоры (симпатомиметики, антихолинэргические средства, метилксантины. Симпатолитические препараты.

  • Физиотерапевтическое лечение, санаторно-курортное лечение, ЛФК, массаж, галокамера.

  • Уметь выписать рецепты.

    1. Решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

Контрольные вопросы:

  1. Определение бронхиальной астмы.

  2. Этиология и патогенез бронхиальной астмы.

  3. Классификация бронхиальной астмы согласно МКБ.

  4. Клиническая картина приступа удушья.

  5. Лабораторно-инструментальные методы диагностики бронхиальной астмы.

  6. Осложнения бронхиальной астмы.

  7. Дифференциальный диагноз с. сердечной, уремической, истерической астмой, бронхоспастическим синдромом, как осложнением и болезнью легких.

  8. Лечение и профилактика бронхиальной астмы.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

  1. Этиология и патогенез бронхиальной астмы.

  2. Клиническая классификация бронхиальной астмы.

  3. Ведущие клинические синдромы в клинической картине бронхиальной астмы. Осложнения.

  4. Дифференциальный диагноз между атопической и неатопической бронхиальной астмой.

  5. Лечение больных бронхиальной астмой.

  6. Астматический статус. Неотложная помощь.

Рекомендуемая литература:

        1. Внутренние болезни: учебник для студентов медицинских ВУЗов / под редакцией Мартынова А.И., в 2-х томах. - М., 2005.

        2. Окороков, А.Н. Диагностика болезней внутренних органов / А.Н. Окороков. - М., 2005.

        3. Вахрушев, Я.М. Внутренние болезни / Я.М. Вахрушев. - Ижевск, 2005.

        4. Клинические ситуации в терапии: часть 1, задачи / А.М. Корепанов и др.. - 2005. Задачи № 36-41,48 (С. 17, 18, 20).

        5. Померанцев, В.П. Руководство по диагностике и лечению внутренних болезней / В.П. Померанцев. - М., 2001.

        6. Текущие лекции по внутренним болезням.


Тема № 5. Хроническая обструктивная болезнь легких. Дыхательная недостаточность.

Продолжительность занятия – 240 минут.

              1. Организационные вопросы.

              2. Курация больных.

              3. Перерыв.

              4. Разбор больных.

              5. Опрос по теме.

              6. Подведение итогов.

Аннотация. Определение хронической обструктивной болезни легких. Этиология: роль отдельных нозологических форм. Значение табакокурения. Патогенетические механизмы необратимой бронхиальной обструкции. Классификация. Клиническая картина: анамнестические и физикальные данные. Осложнения (легочные, внелегочные). Типы дыхательной недостаточности. Диагностика (значение исследования функции внешнего дыхания). Профилактика: первичная и вторичная. Лечебная тактика (роль бронхолитиков и антибактериальных препаратов). Трудовая экспертиза.

Цель и задачи занятия:

  1. Совершенствовать свои навыки и знания по обследованию больного хронической обструктивной болезнью легких.

  2. Овладеть самостоятельной диагностикой хронической обструктивной болезни легких:

  • С использованием синдромного принципа диагностики научиться постановке предварительного диагноза.

  • Научиться дифференциальной диагностике хронической обструктивной болезни легких.

  • Наметить план обследования.

  • Научиться правильной оценке данных лабораторно-инструментальных методов исследования из истории болезни.

  • Научиться оформлять развернутый клинический диагноз основного заболевания и его осложнений.

  1. Научиться принципам лечения и профилактики хронической обструктивной болезни легких, решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

К занятию студент должен знать:

  1. Классификацию хронической обструктивной болезни легких.

  2. Классификацию степеней тяжести хронической обструктивной болезни легких.

  3. Особенности клинической симптоматики хронической обструктивной болезни легких в зависимости от клинического варианта, степени тяжести.

  4. Классическую клиническую картину хронической обструктивной болезни легких с учетом ее клинического варианта и выделением основных клинических синдромов.

  5. Лабораторные методы исследования при хронической обструктивной болезни легких (острофазовые показатели крови, анализ мокроты с микроскопическим бактериологическим исследованием, посев на БК, бластоматозные клетки).

  6. Инструментальную диагностику: рентгеноскопия грудной клетки в прямой и боковой проекциях, спирография (снижение теста Тиффно, ЖЕЛ), ЭКГ, бронхоскопия.

  7. Осложнения хронической обструктивной болезни легких (дыхательная недостаточность, легочное сердце, легочно-сердечная недостаточность).

Студент должен понимать:

  1. Современное представление об этиологии: роль экзогенных (особое внимание обратить на курение) и эндогенных факторов.

  2. Основные патогенетические механизмы в развитии хронической обструктивной болезни легких: изменение структурно-функциональных свойств слизистой оболочки, развитие воспаления в слизистой оболочке, нарушение проходимости и дренажной функции бронхов.

  3. Патогенез осложнений.

  4. Назначение плана обследования с целью проведения дифференциального и обоснования окончательного диагноза.

  5. Принципы профилактики и комплексного лечения.

Студент должен уметь:

  1. Правильно собрать анамнез с выделением симптомов и синдромов, обратить внимание на следующие вопросы:

  • Лихорадочный синдром: высота подъема температуры, сопровождение ее ознобом, длительность лихорадочного периода, снижение температуры (критическое, литическое).

  • Кашель: сухой или влажный, характер мокроты (слизисто-гнойная, ржавая, с наличием алой крови), ее количество, запах.

  • Одышка: характер (инспираторная, экспираторная), степень выраженности.

  • Боль в грудной клетке: локализация, характер (острая, колющая, ноющая), связь с кашлем, дыханием, иррадиация.

  • Интоксикация: общая слабость, головная боль, снижение аппетита, потливость.

  • При анамнезе истории болезни установить давность заболевания, способствующие факторы, первые признаки, динамику заболевания: когда обратился к врачу, какие были назначены обследования, какой поставлен диагноз, где и чем лечился. Был ли эффект от лечения. В связи с чем госпитализирован. Последнее обострение. Состояние больного на день разбора. Выявить вовлечение в процесс других органов и систем. В анамнезе жизни обратить внимание на условия жизни в детстве и юношеском возрасте, перенесенные заболевания, выяснить условия труда и быта, характер работы, профессиональные вредности, состояние квартиры, характер питания, вредные привычки.

      1. Объективно исследовать больного, согласно прилагаемой схеме исследования больного.

      2. Используя синдромальный принцип диагностики поставить предварительный диагноз, составить план обследования больного.

      3. Оценивать данные параклинических методов исследования больного по истории болезни.

      4. Провести дифференциальный диагноз с пневмонией, бронхоэктатической болезнью, бронхиальной астмой, туберкулезом, раком легких. Определить этиологическую форму хронической обструктивной болезни легких, степень тяжести.

      5. Оформить развернутый клинический диагноз с указанием основного заболевания, степени тяжести, его осложнений, сопутствующих заболеваний.

      6. Назначить профилактику и лечение (режим, диета, медикаментозная терапия:

  • Этиотропная – антибиотики, противовоспалительные средства.

  • Патогенетическая – нормализация дренажной функции бронхов, бронхолитики, отхаркивающие средства. При лечении хронической обструктивной болезни легких использовать антихолинергические препараты, бета-2-агонисты, глюкокортикостероиды, лечебную бронхоскопию.

  • Симптоматическая – вазо- и кардиотоники, мочегонные, кислородотерапия, успокаивающие кашель, жаропонижающий препараты.

  • Физиотерапевтическое лечение, галокамера, массаж, санаторно-курортное лечение.

  • Уметь выписать рецепты.

8. Решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

Контрольные вопросы:

        1. Определение хронической обструктивной болезни легких.

        2. Этиология и патогенез хронической обструктивной болезни легких.

        3. Классификация хронической обструктивной болезни легких и дыхательной недостаточности по степеням тяжести.

        4. Основные клинические синдромы хронической обструктивной болезни легких.

        5. Лабораторно-инструментальные методы диагностики хронической обструктивной болезни легких.

        6. Осложнения хронической обструктивной болезни легких.

        7. Дифференциальный диагноз с пневмонией, бронхоэктатической болезнью, бронхиальной астмой, туберкулезом, раком легких.

        8. Лечение и профилактика хронической обструктивной болезни легких.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Этиология и патогенез хронической обструктивной болезни легких.

2. Клиническая классификация хронической обструктивной болезни легких.

3. Ведущие клинические синдромы в клинической картине хронической обструктивной болезни легких. Осложнения.

4. Дифференциальный диагноз с пневмонией, бронхоэктатической болезнью, бронхиальной астмой, туберкулезом, раком легких.

5. Лечение больных хронической обструктивной болезнью легких.

Рекомендуемая литература:

              1. Внутренние болезни: учебник для студентов медицинских ВУЗов / под редакцией А.И. Мартынова, в 2-х томах. - М., 2005.

              2. Окороков, А.Н. Диагностика болезней внутренних органов / А.Н. Окороков. - М., 2005.

              3. Вахрушев, Я.М. Внутренние болезни / Я.М. Вахрушев. - Ижевск, 2005.

              4. Клинические ситуации в терапии: часть 1 / А.М. Корепанов и др.. - Ижевск, 2005. Задачи №№ 25, 28-31, 33-35, 47 (С. 11-16, 20).

              5. Диагностика и лечение внутренних болезней: руководство для врачей в 3-х томах / Ф.И. Комаров и др.. - М., 1998. - Том 2.

              6. Текущие лекции по внутренним болезням.


Тема № 6. Хронический гастрит и рак желудка.

Продолжительность занятия – 240 минут.

              1. Организационные вопросы.

              2. Курация больных.

              3. Перерыв.

              4. Разбор больных.

              5. Опрос по теме.

              6. Подведение итогов.

Аннотация. Определение и эпидемиология хронического гастрита. Этиологические факторы развития хронического гастрита и рака желудка. Классификация хронического гастрита (Сиднейская, Хьюстонская) и рака желудка. Патогенетические механизмы развития основных типов хронического гастрита. Основные клинические синдромы и лабораторно-инструментальные методы диагностики хронического гастрита (инвазивные и неинвазивные методики выявления хеликобактерной инфекции, фиброгастродуоденоскопия, исследование секреторной функции желудка, основные рентгенологические признаки и гистологические признаки различных типов хронического гастрита). Особенности клинической картины и диагностики рака желудка. Принципы лечения хронического гастрита: роль диетического питания, основные группы лекарственных средств (блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов, ингибиторы протонной помпы, антациды, противовоспалительные и метаболические), основные схемы эрадикационной терапии хеликобактерного гастрита. Осложнения хронического гастрита. Вопросы профилактики и трудовой экспертизы при хроническом гастрите.

Цель и задачи занятия:

1. Совершенствовать свои навыки и знания по обследованию больного хроническим гастритом.

2. Овладеть самостоятельной диагностикой хронического гастрита:

  • С использованием синдромного принципа диагностики научиться постановке предварительного диагноза.

  • Научиться дифференциальной диагностике хронического гастрита с раком

  • Наметить план обследования.

  • Научиться правильной оценке данных лабораторно-инструментальных методов исследования из истории болезни.

  • Научиться оформлять развернутый клинический диагноз основного заболевания и его осложнений.

3. Научиться принципам лечения и профилактики хронического бронхита, решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

К занятию студент должен знать:

1. Классификацию хронического гастрита.

2. Особенности клинической симптоматики хронического гастрита в зависимости от клиническо-морфологических особенностей: анацидный и ахилический гастрит, гастрит с сохраненной секрецией, эрозивный, ригидный, антральный гастрит; клинику рака желудка.

3. Классическую клиническую картину хронического гастрита с учетом его клинического варианта и выделением основных клинических синдромов.

4. Лабораторные методы исследования при хроническом гастрите (анализ желудочного сока, крови).

5. Инструментальную диагностику: рентгеноскопия, гастроскопия, морфологическое исследование слизистой оболочки.

6. Осложнения хронического гастрита (рак желудка, полипоз желудка, анемия, полигиповитаминоз).

Студент должен понимать:

1. Современное представление об этиологии хронического гастрита: роль экзогенных и эндогенных факторов. Роль хеликобактер пилори в развитии хронического гастрита.

2. Основные патогенетические механизмы в развитии хронического гастрита: раздражение СОЖ, повторные пищевые и бактериаольные отравления, рефлекторное нарушение нервно-гуморальной регуляции эпителиальных желез желудка при наличии заболеваний других органов, нарушения обмена веществ, гипоксия и аллергия. .

3. Морфологические изменения при различных вариантах хронического гастрита, рака желудка.

4. Назначение плана обследования с целью проведения дифференциального и обоснования окончательного диагноза.

5. Принципы профилактики и комплексного лечения.

6. Функциональные изменения при хроническом гастрите (секреторная функция).

7. Хронические гастриты, сопутствующие другим заболеваниям – анемия Аддисона-Бирмера, язва желудка, рак желудка, железодефицитная анемия.

Студент должен уметь:

1. Правильно собрать анамнез с выделением симптомов и синдромов, обратить внимание на следующие вопросы:

  • Синдром желудочной диспепсии: плохой аппетит, отрыжка, изжога, иногда рвота, чувство тяжести после еды. Типичный болевой синдром встречается нечасто.

  • При анамнезе истории болезни установить давность заболевания, способствующие факторы, первые признаки, динамику заболевания: когда обратился к врачу, какие были назначены обследования, какой поставлен диагноз, где и чем лечился. Был ли эффект от лечения. В связи с чем госпитализирован. Последнее обострение. Состояние больного на день разбора. Выявить вовлечение в процесс других органов и систем. Обратить внимание на погрешности в диете, условия труда и быта, характер работы, профессиональные вредности, характер питания, вредные привычки.

2. Объективно исследовать больного, согласно прилагаемой схеме исследования больного.

3. Используя синдромальный принцип диагностики поставить предварительный диагноз, составить план обследования больного.

4. Оценивать данные параклинических методов исследования больного по истории болезни.

5. Провести дифференциальный диагноз с раком и полипозом желудка. Дать морфологическую, этиологическую, функциональную и клиническую характеристику гастрита.

6. Оформить развернутый клинический диагноз с указанием основного заболевания, степени тяжести, его осложнений, сопутствующих заболеваний.

7. Назначить профилактику и лечение (режим, диета, медикаментозная терапия:

  • Холинолитики – атропин, метацин, платифиллин, гастроцепин.

  • Патогенетическая – блокатора Н2-рецепторов гистамина (ранитидин, фамотидин и т.п.).

  • Антихеликобактерная терапия по схемам, прокинетики (церукал).

  • Симптоматическая – спазмолитики, заместительная терапия (натуральный желудочный сок, ацидин-пепсин).

  • Физиотерапевтическое лечение, фитотерапия, массаж, санаторно-курортное лечение (санаторий "Ува").

  • Уметь выписать рецепты.

8. Решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

Контрольные вопросы:

1.Определение хронического гастрита.

2.Этиология и патогенез хронического гастрита.

3.Классификация хронического гастрита и рака желудка.

4.Основные клинические синдромы хронического гастрита.

5.Лабораторно-инструментальные методы диагностики хронического гастрита.

6. Осложнения хронического гастрита.

7.Дифференциальный диагноз с полипозом и раком желудка.

8. Лечение и профилактика хронического гастрита.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1.Этиология и патогенез хронического гастрита.

2.Клиническая классификация хронического гастрита.

3.Ведущие клинические синдромы в клинической картине хронического гастрита. Осложнения.

4.Лечение больных хронического гастрита.

5.Причинно-следственные связи между нарушением питания, курением, алкоголем и хроническим гастритом.

Рекомендуемая литература:

  1. Мышкина, А.К. Новый справочник гастроэнтеролога / А.К. Мышкина. - Ростов-на-Дону, 2006.

  2. Ивашкин, В.Т. Гастроэнтерология / В.Т. Ивашкин. - М., 2006.

  3. Внутренние болезни / под редакцией Мартынова А.И., в 2-х томах. - М., 2005.

  4. Окороков, А.Н. Диагностика болезней внутренних органов / А.Н. Окороков. - М., 2005.

  5. Вахрушев, Я.М. Внутренние болезни / Я.М. Вахрушев. - Ижевск, 2005.

  6. Клинические ситуации в терапии: часть 1 / А.М. Корепанов и др.. - Ижевск, 2005. Задачи №№ 1, 5, 13, 14, 20, 21. С. 56, 57, 60, 63.

  7. Тимофеева, М.Р. Типовые формы патологии органов и систем: методические указания / М.Р. Тимофеева. - Ижевск, 2004.

  8. Григорьев, П.Я. Диагностика и лечение болезней органов пищеварения / П.Я. Григорьев, Э.П. Яковенко. - М., 2003.

  9. Циммерман, Я.С. Диагностика и комплексное лечение основных гастроэнтерологических заболеваний / Я.С. Циммерман. - Пермь, 2003.

  10. Маев, И.В. Н.рylоrу: эпидемиология, диагностика, основы эрадикационной терапии: учебно-методическое пособие / И.В. Маев. - М., 2000.

  11. Диагностика и лечение внутренних болезней: руководство для врачей в 3-х томах / под ред. Ф.И. Комарова. - М., 1998. - Том 3.

  12. Циммерман, Я.С. Актуальные проблемы клинической гастроэнтерологии: клинические очерки / Я.С. Циммерман. – Пермь, 2008. – 360 с.

  13. Текущие лекции по внутренним болезням.


Тема № 7. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

Продолжительность занятия – 240 минут.

              1. Организационные вопросы.

              2. Курация больных.

              3. Перерыв.

              4. Разбор больных.

              5. Опрос по теме.

              6. Подведение итогов.

Аннотация. Определение и эпидемиология ЯБ. Факторы, предрасполагающие к развитию язвенной болезни (генетические маркеры, хеликобактерная инфекция, стрессовые ситуации, алиментарный фактор, пищевая аллергия, курение и злоупотребление алкоголем, влияние лекарственных препаратов, заболевания, сопутствующие развитию язвенной болезни). Роль агрессивных и защитных факторов в развитии ЯБ. Классификация и патогенетические механизмы язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Основные клинические синдромы и лабораторно-инструментальные методы диагностики язвенной болезни (инвазивные и неинвазивные методики выявления хеликобактерной инфекции, фиброгастродуоденоскопия, исследование секреторной функции желудка, основные рентгенологические признаки). Основные принципы лечения язвенной болезни: диетическое питание, основные группы лекарственных средств (блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов, ингибиторы протонной помпы, антациды, противовоспалительные и метаболические), схемы эрадикационной терапии и показания для ее проведения эрадикационной у пациентов с язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Осложнения язвенной болезни. Вопросы профилактики и трудовой экспертизы при язвенной болезни.

Цель и задачи занятия:

1. Совершенствовать свои навыки и знания по обследованию больного язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

2. Овладеть самостоятельной диагностикой язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки:

  • С использованием синдромного принципа диагностики научиться постановке предварительного диагноза.

  • Наметить план обследования.

  • Научиться правильной оценке данных лабораторно-инструментальных методов исследования из истории болезни.

  • Научиться оформлять развернутый клинический диагноз основного заболевания и его осложнений.

3. Научиться принципам лечения и профилактики язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

К занятию студент должен знать:

1. Классификацию язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и симптоматических язв.

2. Особенности клинической симптоматики язвенной болезни в зависимости от возраста больного, локализации язвы, типа течения.

3. Классическую клиническую картину язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки с учетом клинического варианта и выделением основных клинических синдромов.

4. Лабораторные методы исследования при хроническом гастрите (анализ желудочного сока, крови, кала на скрытую кровь).

5. Инструментальную диагностику: рентгеноскопия, гастроскопия, морфологическое исследование слизистой оболочки.

6. Осложнения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (рак желудка, кровотечения, перфорация, пенентрация, рубцовый стеноз привратника).

Студент должен понимать:

1. Современное представление об этиологии язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки: роль нервных и гуморальных расстройств регуляции гастродуоденальной системы, конституциональные факторы, наследственность, недостаточность слизистого барьера желудка. Роль хеликобактер пилори в развитии язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

2. Основные патогенетические механизмы в развитии язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

3. Патогенез осложнений.

4. Назначение плана обследования с целью проведения дифференциального и обоснования окончательного диагноза.

5. Принципы профилактики и комплексного лечения.

Студент должен уметь:

1. Правильно собрать анамнез с выделением симптомов и синдромов, обратить внимание на следующие вопросы:

  • Синдром желудочной диспепсии: плохой аппетит, отрыжка, изжога, рвота (когда появляется, вызывает ли облегчение, установить возможную причину рвоты, содержимое рвоты), отрыжка, ее запах.

  • Болевой синдром в эпигастральной области, характер болей, связь с приемом пищи, интенсивность, иррадиация, "голодные", "ночные" боли, купирование их приемом пищи, от чего успокаивается боль, связь с ходьбой.

  • Стул, его характер.

  • Общие жалобы: слабость, похудание, снижение трудоспособности.

  • При анамнезе истории болезни установить давность заболевания, способствующие факторы, первые признаки, динамику заболевания: когда обратился к врачу, какие были назначены обследования, какой поставлен диагноз, где и чем лечился. Был ли эффект от лечения. В связи с чем госпитализирован. Последнее обострение. Состояние больного на день разбора. Выявить вовлечение в процесс других органов и систем. Обратить внимание на погрешности в диете, условия труда и быта, характер работы, профессиональные вредности, характер питания, вредные привычки.

2. Объективно исследовать больного, согласно прилагаемой схеме исследования больного.

3. Используя синдромальный принцип диагностики поставить предварительный диагноз, составить план обследования больного.

4. Оценивать данные параклинических методов исследования больного по истории болезни.

5. Провести дифференциальный диагноз.

6. Оформить развернутый клинический диагноз с указанием основного заболевания, степени тяжести, его осложнений, сопутствующих заболеваний.

7. Назначить профилактику и лечение (режим, диета, медикаментозная терапия:

  • Холинолитики – атропин, метацин, платифиллин, гастроцепин.

  • Патогенетическая – блокатора Н2-рецепторов гистамина (ранитидин, фамотидин и т.п.), блокаторы Н+-АТФазы (омепразол).

  • Антихеликобактерная терапия по схемам.

  • Симптоматическая – спазмолитики, антациды.

  • Физиотерапевтическое лечение, фитотерапия, массаж, санаторно-курортное лечение.

  • Уметь выписать рецепты.

8. Решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

Контрольные вопросы:

1.Определение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

2.Этиология и патогенез язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

3.Классификация язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

4.Основные клинические синдромы язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

5.Лабораторно-инструментальные методы диагностики язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

6. Осложнения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

7. Лечение и профилактика язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1.Этиология и патогенез язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

2.Дифференциальный диагноз язвенного процесса различной локализации.

3.Ведущие клинические синдромы в клинической картине язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Осложнения.

4.Лечение больных язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

5.Причинно-следственные связи между нарушением питания, курением, алкоголем, хеликобактер пилори и хроническим гастритом.

Рекомендуемая литература:

  1. Мышкина, А.К. Новый справочник гастроэнтеролога / А.К. Мышкина. - Ростов-на-Дону, 2006.

  2. Ивашкин, В.Т. Гастроэнтерология / В.Т. Ивашкин. - М., 2006.

  3. Внутренние болезни / под редакцией Мартынова А.И., в 2-х томах. - М., 2005.

  4. Окороков, А.Н. Диагностика болезней внутренних органов / А.Н. Окороков. - М., 2005.

  5. Вахрушев, Я.М. Внутренние болезни / Я.М. Вахрушев. - Ижевск, 2005.

  6. Клинические ситуации в терапии: часть 1 / А.М. Корепанов и др.. - Ижевск, 2005. Задачи №№ 2, 3, 4, 6, 7, 9. С. 56-59.

  7. Тимофеева, М.Р. Типовые формы патологии органов и систем: методические указания / М.Р. Тимофеева. - Ижевск, 2004.

  8. Григорьев, П.Я. Диагностика и лечение болезней органов пищеварения / П.Я. Григорьев, Э.П. Яковенко. - М., 2003.

  9. Циммерман, Я.С. Диагностика и комплексное лечение основных гастроэнтерологических заболеваний / Я.С. Циммерман. - Пермь, 2003.

  10. Маев, И.В. Н.рylоrу: эпидемиология, диагностика, основы эрадикационной терапии: учебно-методическое пособие / И.В. Маев. - М., 2000.

  11. Диагностика и лечение внутренних болезней: руководство для врачей в 3-х томах / под ред. Ф.И. Комарова. - М., 1998. - Том 3.

  12. Циммерман, Я.С. Актуальные проблемы клинической гастроэнтерологии: клинические очерки / Я.С. Циммерман. – Пермь, 2008. – 360 с.

  13. Текущие лекции по внутренним болезням.


Тема № 8. Хронический панкреатит, опухоли поджелудочной железы.

Продолжительность занятия – 240 минут.

              1. Организационные вопросы.

              2. Курация больных.

              3. Перерыв.

              4. Разбор больных.

              5. Опрос по теме.

              6. Подведение итогов.

Аннотация.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внутренние болезни iconПримерная программа наименование дисциплины «Внутренние незаразные болезни»
Внутренние незаразные болезни состоит в том, чтобы дать сту­дентам теоретические и практические знания по общей профилактике и терапии,...
Внутренние болезни iconРабочая программа учебной дисциплины внутренние болезни, общая физиотерапия, впт
Целями освоения учебной дисциплины Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт являются
Внутренние болезни iconРабочая программа учебной дисциплины «внутренние незаразные болезни»...
«Ветеринария», Примерной программой учебной дисциплины «Внутренние незаразные болезни», утвержденной Департаментом кадровой политики...
Внутренние болезни iconРабочая программа дисциплины «внутренние болезни»
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова
Внутренние болезни iconВнутренние болезни
Преподаваемой на кафедре внутренних болезней с курсом лучевой диагностики и лечения, впт
Внутренние болезни iconВнутренние незаразные болезни
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Внутренние болезни iconРабочая программа «внутренние болезни. Клиническая фармакология»
«специалист», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Внутренние болезни icon«Внутренние болезни, общая физиотерапия, эндокринология»
Авторы-составители: Миролюбова О. А., профессор, д м н., зав кафедрой факультетской терапии
Внутренние болезни iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 21 Внутренние болезни, общая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Внутренние болезни iconРабочая программа По дисциплине: внутренние болезни Для специальности: лечебное дело, 060101
«Казанский государственный медицинский университет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Внутренние болезни iconКлинико-иммунологические характеристики традиционной и инновационной...
Тема урока: Закрепление, совершенствование и учёт выполнения гимнастических упражнений
Внутренние болезни iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Внутренние болезни iconСостояние микрососудистой реактивности и функции внешнего дыхания...
Цель: формировать отрицательное отношение к курению; помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека
Внутренние болезни iconПримерная программа дисциплины внутренние болезни клиническая фармакология...
Лпу, создание благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала
Внутренние болезни iconРабочая программа учебной дисциплины внутренние болезни
Примечание: цели освоения учебной дисциплины (или модуля) соответствуют общим целям ооп университета
Внутренние болезни iconРабочая программа учебной дисциплины внутренние болезни
Примечание: цели освоения учебной дисциплины (или модуля) соответствуют общим целям ооп университета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск