Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012





НазваниеШкольники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012
страница1/11
Дата публикации10.03.2016
Размер1.46 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11





Мы не можем молчать

Школьники и студенты о Холокосте

Российская библиотека Холокоста.
Памяти Давида Хультена (1987-2012)
Мы не можем молчать.
Школьники и студенты о Холокосте

Выпуск 9

Составители И.А. Альтман, Д. В. Прокудин

Российская библиотека Холокоста (ЛОГОТИП)

Москва

Центр и Фонд «Холокост».

2012


УДК 63.3(0)62

ББК 94(100) «1939/1945»

М94

ISBN

«Российская библиотека Холокоста»
И.А. Альтман (отв. составитель), А.Е. Гербер (отв. редактор), Д.И. Полторак, Л. А. Терушкин, К.М. Феферман
Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 9: Сборник / Составители: И.А. Альтман, Д.В. Прокудин. // Под ред. И.А .Альтмана. - М.: Центр и Фонд «Холокост», 2012 - С.

Сборник работ победителей и лауреатов Х Международного конкурса работ о Холокосте включает исследования, эссе и рисунки школьников и студентов из 12 регионов России, а также из Украины и Беларуси. Многие работы – результат интервью с жертвами и свидетелями Холокоста, поиска в архивах, тщательного изучения литературы, самостоятельных философских и литературоведческих размышлений. Сборник рассчитан на исследователей Второй мировой войны, преподавателей, студентов, школьников.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки,
выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 02.03.2011 № 127-рп и грант Клеймс Конференс ( Claims Conference, USA)

С Центр «Холокост»

С Издательство «МИК», художественное оформление



Оглавление:

От составителей……………………………………………………………………………3

Часть I. Размышления школьников
Васильева Мария ( г. Опочка, Псковская обл.)

Е.И. Иванова – вторая мама Бориса Каминарова…………………………………………8

Найман Марк , Найман Михаил ( г. Казань)

Реквием по близким и родным…………………………………..………………………..16

Абрамова Александра ( г. Черновцы, Украина).

Холокост с «румынским оттенком»: стратегия выживания…………………………….23

Перникова Анастасия (г. Пушкин)

Город Пушкин – самая северная точка Холокоста в России……………………………32

Денисик Кирилл, Касперович Ольга (г. Ивацевичи, Брестская обл.,

Республика Беларусь).

Холокост на территории Ивацевичского района

в воспоминаниях земляков…………………………………………………………………40

Сарангов Убуш (с. Троицкое, Республика Калмыкия)

Холокост. Еврейская круча………………………………………………………………..49

Сайфутдинов Марк (Оренбург)

Опыт анализа стихотворения А.Галича «Кадиш»………………………………………..54

Столярова Анастасия (г. Саранск, Республика Мордовия)

Безымянным………………………………………………………………………………...65
Часть II. Исследования студентов…………………………………………….

Бахир Юлия ( г. Витебск, Республика Беларусь).

отношение белорусского населения к евреям на оккупированных белорусских территориях в годы Великой Отечественной войны ……………………………………………………….

Гилёва Мария (г. Архангельск, Россия).«Стоящие в стороне»? Отношение американского общества к Катастрофе, 1933–1945 гг……………………………………………………………………………..

Головашина (Тамбов, Россия). Мемориал Ванзейской конференции как память о Холокосте и опыт противодействия его последствиям

Мурашова Кристина (Ярославль, Россия) Тиунэ Сугихара: философия жизни……………..

Арсенова Анна (г. Ростов-на-Дону, Россия). Трагедия Змиёвской балки и сохранение исторической памяти о ней……………………………………………………………..

Никита Вразовский (РГГУ, Москва). Вооруженное восстание

Варшавского гетто , 19 апреля - 16 мая 1943). …………….

.Марышева Юлия (Москва, Россия) .Проблема Холокоста

в деятельности Еврейского Антифашистского Комитета в СССР…………

Казакова Валерия (Тамбов, Россия. Память о Холокосте как

предупреждение антисемитизма: интервью с бывшими

узниками гетто………………………………………………………………………

Сныгин Эльдар (Калининград, Россия). Граффити-проект о

Холокосте…………………………………………………………….

Татьяна Маныкина. Памяти Давида Хультена……………………………………………………………………….

Давид Хультен.Стихи…………………………………………………………………………………………………………………
Сведения об авторах и научных руководителях…………………………………………71


От составителей

Предлагаемый вниманию читателей сборник отражает итоги Х-го, юбилейного, Международного конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности». Любой юбилей – повод подвести итоги. Если говорить о «школьной» составляющей конкурса, имеет смысл попытаться подвести итоги работы школьников (и работы со школьниками как их учителей, так и – косвенно- организаторов конкурса) за прошедшие десять лет.

С чего наши авторы и их руководители начинали? С шока узнавания. С эмоционального потрясения от простого осознания: «ЭТО было!» Такой начальный этап в стране, где факт Холокоста, особая, трагическая участь еврейского населения, как на оккупированной территории СССР, так и в странах Европы, замалчивался десятилетиями, был необходим. Изменение общественного сознания вообще процесс медленный, а уж в вопросах болезненных для национальной памяти тем более. А что для России, Украины, Белоруссии (основных стран – участниц нашего конкурса) больнее в их непростой истории, чем Вторая мировая война? Осознание факта Холокоста как особой трагедии военного периода, донесение этого знания до своих учеников огромная заслуга того учительского актива, который сложился вокруг НПЦ «Холокост» в России и аналогичных организаций в Украине и Белоруссии.

Однако факт осознания трагедии и ее масштабов, отражение этого факта в ученических работах стали лишь первым этапом на пути развития учебно – исследовательской работы школьников по тематике, связанной с изучением истории и осмыслением Холокоста. Следующей очень важной ступенью стало осознание событий Холокоста как важнейшего рубежа в общественном сознании и культуре ХХ века, понимание нашими юными авторами «постхолокостного» характера всей современной мировой культуры. С этим были тесно связаны и попытки философского осмысления экзистенциальных проблем человеческих сообществ и отдельных персонажей, связанных с основными социальными позициями, возникавшими в ходе осуществления геноцида: позициями жертв, палачей и наблюдателей. Особое внимание школьников на этом этапе привлекал феномен Праведников народов мира, который воспринимался многомерно и иногда спорно.

Сейчас, на наш взгляд, лучшие конкурсные работы вышли на третий этап. Его главной характеристикой представляется внимание к исторической конкретике: к документу, факту, конкретно – историческому сюжету, отдельному памятнику культуры. Этот этап очень важен, потому что именно в таких, ориентированных на живой исторический или историко – культурный сюжет работах наиболее сильно представлена исследовательская составляющая. А задача придать конкурсу в первую очередь именно исследовательское, конкретно – научное измерение изначально ставилась его организаторами. Можно сказать, что в лучших работах учащихся эта цель во многом реализована. Потеряна ли при этом сила и непосредственность эмоционального переживания? Наоборот, исследование какой-то реальной исторической ситуации на основе документов эпохи или устных свидетельств, анализ контекста создания художественного произведения, посвященного теме Холокоста, придают эмоции автора весомость, содержательность и глубину, которые рождаются только в процессе реального погружения в материал. Исчезло ли осмысление экзистенциальной проблематики Катастрофы? Нет, напротив она понимается теперь на материале реальных судеб реальных людей, переживших (или не переживших) Холокост в конкретных исторических обстоятельствах или пытавшихся, часто в неблагоприятных исторических условиях сказать свое слово о произошедшей трагедии. Более того, даже в опытах самостоятельного художественного творчества школьников, в их творческих работах все более проглядывает именно знакомство с исторической конкретикой, с реальными сюжетами Холокоста. Это придает эссеистике наших авторов новое, насыщенное плотной исторической тканью измерение художественной правды.

Именно такими качествами отличаются работы победителей, лауреатов и просто лучших участников Х конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности».

Школьная часть сборника по своему смысловому содержанию делится на три части. В первой работы связанные с историей конкретных людей, с сюжетами истории семьи. Во второй – рассказ о событиях Холокоста в конкретных регионах и населенных пунктах разных районов оккупированной территории СССР. Третья посвящена литературоведению и самостоятельному литературному творчеству.

Сборник открывается работой Марии Васильевой из г. Опочка Псковской обл. «Е. И. Иванова – вторая мама Бориса Каминарова», работой, которая содержит в себе настоящее открытие – открытие нового кандидата на звание Праведника народов мира. Это учительница из Опочки Евгения Ивановна Иванова, которая в годы оккупации скрывала у себя еврейского мальчика Бориса Каминарова. В работе М. Васильевой возникает естественный, построенный на анализе документального материала и устных источников, сплав исторического исследования, размышления над сложностью человеческих судеб в экстремальных условиях оккупационного режима и осмысления истоков и сути феномена праведничества. Итогом поиска автора и ее научного руководителя стало присвоение Е.И. Ивановой звания Праведник Народов Мира в марте 2012 г.

Работа Марка и Михаила Найманов из Казани – яркий пример рассказа об истории Холокоста через историю своей семьи, повествование о судьбах родных и близких. Работа привлекает сочетанием тактичности и глубины в анализе устных источников – свидетельств членов семьи, и именно этот анализ приводит авторов к высокой и при этом сдержанной позиции эмоционального накала: Холокост оказывается не чем-то ужасным, но внутренне расположенным «на дальней дистанции», а цепочкой событий личного, семейного ряда. И от этого, может быть, в конечном счете, явлением еще более страшным и для авторов и для читателей.

Вторая группа работ (посвященных локальным сюжетам Холокоста) начинается с работы школьницы из г. Черновцы Александры Абрамовой «Холокост с «румынским оттенком»: стратегии выживания». Работа посвящена судьбе особой группы населения оккупированной территории СССР – евреев Северной Буковины. Это еврейское сообщество не российского, а австро – венгерского происхождения было действительно весьма специфично среди советских евреев по своей ментальности и ценностным установкам и, кроме того, буковинские евреи оказались не в немецкой, а в румынской зоне оккупации. И, тем не менее, речь идет не о жизненных стратегиях, а о стратегиях выживания: мы вместе с автором работы и ее героями вновь оказываемся в мире трагичных дилемм Холокоста и переживаем скорбный путь буковинских евреев, беспощадную к обычному маленькому человеку via dolorosa, созданную оккупантами - антисемитами. Анастасия Перникова из города Пушкина пишет о событиях в своем родном городе – самой северной точке Холокоста в России. Автор очень внимательна к сопоставлению различных свидетельств, скрупулезно анализирует не совпадающие статистические данные, проявляет настоящие качества исследователя. Но, в конце концов, становится понятно, что количество уничтоженных нацистами – не самое главное: для нас сейчас важнее память о невинных жертвах. Поэтому вторая часть работы посвящена скульптуре В.Сидура «Память» и тому, как медленно, с трудом и преодолением всяческих препон эта скульптура была установлена в городе. И почему это важно для всех его жителей…

Работа белорусских школьников Кирилла Денисика и Ольги Касперович «Холокост на территории Ивацевичского района в воспоминаниях земляков» является образцом сбора ценнейших устных воспоминаний последних свидетелей трагической судьбы еврейского населения одного из районов Брестской области. С точки зрения формы – перед нами чистое краеведение, построенное на поисковой работе и анализе свидетельств устной истории. Фактически же завораживает тот факт, что несмотря на прошедшие десятилетия собранные авторами воспоминания не утратили не только фактической ценности, но и потрясающего ощущения ужаса происходившего. Особый поворот получает краеведческая тематика в работе Убуша Сарангова, который исследует историю уничтожения евреев в своем родном калмыцком селе Троицкое. Калмыкия – не самый значимый регион на карте российского Холокоста и тем более Холокоста на оккупированной территории СССР. Тем удивительней общереспубликанский и международный резонанс трагедии евреев степной республики: в числе первых российских регионов там ставятся памятники жертвам памятники, которые посещают такие высокие гости как Далай-лама XIV.

В группу литературных работ вошли две работы довольно разные по стилю и характеру. Это литературоведческое эссе Марка Сайфутдинова из Оренбурга «Опыт анализа стихотворения А.Галича «Кадиш» и рассказ Александры Столяровой из Саранска «Безымянным». Объединяет их не формальная, а содержательная сторона: тема «дети и Холокост». «Кадиш» - поэма о Януше Корчаке - произведение, с одной стороны, более чем известное, с другой – не так часто подвергаемое детальному литературоведческому анализу. Автор предлагает читателю такой анализ, делая ударение на полифоничности текста, сопоставлении поэмы А.Галича с детскими книгами самого Старого Доктора и показе того, как постепенно нарастает главный мотив – трагедия Дома сирот, который в финале вновь сменяется многоголосьем обыденности, теперь, в контексте произошедшей трагедии, приобретающем откровенно зловещий и безнадежный оттенок. Рассказ А.Столяровой отличается от обычной школьной эссеистики насыщенностью историческими деталями: еврейская мать с ребенком попадают не куда – нибудь, а в Минское гетто (абсолютно точная деталь). Немцу, возлюбленному матери удается спасти только ребенка (детей удавалось спасать чаще). И эти детали, в чем-то сближающие рассказ с историческим исследованием интуитивно ощущаемой читателем точностью оказывают сильное эмоциональное воздействие.

Исследования студентов представлены… статьями наших авторов из России и Беларуси. В основе публикации – тексты выступлений на Международной конференции молодых ученых и студентов, состоявшейся в Москве 26-28 января 2012 г.

Тематически они делятся на два блока. Это исторические исследования представленные работами московского студента Никиты Вразовского о восстании в Варшавском гетто, а также выпускницы педуниверситета из Витебска Юлии Бахир и студентки из Архангельска Марии Гилевой, анализирующих отношение к Холокосту соответственно жителей Беларуси и американского общества. Любопытно, что оба автора поднимают важный вопрос о «стоящих в стороне» ( в данном случае, по обе стороны океана) - современниках и очевидцах Холокоста. Биографию легендарного японского дипломата и не менее легендарного разведчика, Праведника Народов Мира Семпо Сугихары весьма оригинально ( хотя и спорно) интерпретирует будущий педагогов из Ярославля Кристина Мурашова. О деятельности Еврейского Антифашистского комитета в СССР по сохранению памяти о Холокосте размышляет выпускница РГГУ Юлия Марышева.

Начинающий исследователь из Тамбова Валерия Казакова пользуется методами устной истории и размышляет о том, что и как она может сделать для сохранения памяти о Холокосте. Выпускница того же вуза Ирина Головашина опирается на опыт музея Ванзейского конференции и предлагает свое видение использования его опыта противодействия идеологии нацизма для современной России. Ростовчанка Анна Арсенова, которая исследовала проблему российского Бабьего Яра – Змиевской балки в Ростове-на-Дону, делает важные выводы о необходимости мемориализации этого памятного места Холокоста. Практически в каждой статье исторические факты подкреплены личным видением изучаемой проблемы. А рассказ Эльдара Сныгина о необычной иницативите студентов из Калининграда, которые противопоставили вандалам свое отношение памяти о Холокосте, открывает еще одну возможность не оставаться «стоящим в стороне».
И вновь срабатывает общий принцип работ этого сборника – историческая точность усиливает эмоциональное воздействие.

Этот принцип – находка авторов и научных руководителей – и есть (повторимся) ожидавшийся организаторами конкурса результат. То, что этот результат достигнут – свидетельство того, что большая работа, проделанная организаторами, педагогами – руководителями и нашими авторами оказалась закономерной на каждом своем этапе и в итоге – успешной. Конкурс начинает второе десятилетие своей жизни…

Работы публикуются с сокращениями.

Мы посвятили этот сборник памяти Давида Хультена, нашего немецкого друга, философа и поэта, красивого и надежного парня. Он проходил волонтерскую службу в Центре «Холокост» от германской организации «Акция искупления и службы миру». Давид ушел из жизни в 25 лет, оставив свои искренние стихи, которыми мы завершаем нашу книгу.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconХочу поделиться наблюдениями по ходу поездки и участия в семинаре...
Проект является совместным с нпц «Холокост» (Москва) при поддержке Claims Conference
Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconУрок истории российская библиотека Холокоста
Цель: формирование знаний и умений по технике ловли – передачи мяча двумя руками в баскетболе
Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconПамять о Холокосте путь к толерантности
Холокост по истории концлагеря «Освенцим», как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов
Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оргкомитет конференции: Академик ран а. О. Чубарьян, директор иви ран (Россия) – сопредседатель; И. А. Альтман (Центр «Холокост»,...
Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconОоо «мипо репро» г. Москва»
Брайля, которые поступят в фонд бук ур «Удмуртская республиканская библиотека для слепых» в течение 2013 года от ООО «мипо репро»...
Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconАнглийский язык 2012 Москва «Интеллект-Центр» 2012
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Английский язык. 2012. Учебное пособие. /Ю. С. Веселова....
Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconАнализ работы библиотеки за 2012-2013 учебный год
Библиотека школы особое структурное подразделение, которое осуществляет информационную поддержку и обеспечение учебно-воспитательного...
Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconПроблемы практики комплектования: стратегия преодоления, переход...
Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 1—5 октября 2012 г. / Российская национальная библиотека, Воронежская...
Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconГ. Калининград Библиотека моу сош №8 Всероссийский конкурс «Школьный библиотекарь года 2010»
Библиотека располагается в двух помещениях на первом этаже. В первом помещении находятся читальный зал, основной книжный фонд, справочно-библиографический...
Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconАнализ-отчет работы школьной библиотеки мбоу сош №75 за 2012-2013 учебный год
Библиотека школы особое структурное подразделение, которое осуществляет информационную поддержку и обеспечение учебно-воспитательного...
Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconД. П. Антонов Международный центр телемедицины, Москва
Статья опубликована в журнале «Проблемы стандартизации в здравоохранении», выпуск №6, 2005
Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация в статье предпринята попытка философского осмысления событий Холокоста, анализа преподавания темы Холокоста в России и...
Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconРекомендательный библиографический указатель
Волгограда ворота: рек библиогр указатель : / Волгогр. Мук «цсгб»; библиотека-филиал №24 им., библиотека филиал №33, библиотека-филиал...
Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconМеждународный день памяти жертв Холокоста. 2008. Хроника мемориальных мероприятий
Украина. К международному дню памяти жертв Холокоста вышла в свет третья книга воспоминаний бывших узников гетто и нацистских концлагерей...
Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы-составители: Альтман И. А., Беленькая Е. Э., Брыксина-Лямина Л. М., Габриэлова Е. Л., Козленко И. В., Козленко С. И., Пятецкий...
Школьники и студенты о Холокосте Выпуск 9 Составители И. А. Альтман, Д. В. Прокудин Российская библиотека Холокоста (логотип) Москва Центр и Фонд «Холокост». 2012 iconАлтайский краевой центр народного творчества и досуга
Клубный курьер: Информационный бюллетень, выпуск №20. – Барнаул: акцнтиД, 2012. – 32 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск