Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей»





Скачать 175.39 Kb.
НазваниеПрограмма «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей»
Дата публикации20.11.2017
Размер175.39 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
Пояснительная записка.

Направленность: социально-педагогическая

Уровень освоения: общекультурный

Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» (Б.А. Столяров) и дополнена темами по истории Санкт-Петербурга.

Актуальность данной темы обосновывается нами в рамках концепции культуротворчества. Мы считаем, что система дополнительного образования представляет богатые возможности не только для познания мира искусства, но и для самопознания средствами искусства.

Цель: создать условия для привлечения учащихся к художественному миру, истории Санкт-Петербурга на основе творческого взаимодействия музея и образовательного учреждения.
Задачи:

образовательные:

  • сформировать представления о специфики и истории изобразительного искусства (представление об исторической эпохе, отражающейся в произведениях);

  • расширить образовательное пространство в области изодеятельности;

  • дать представления о коллекциях художественных музеев;

  • дать представление о профессии художника.

  • знакомство с музеями.

развивающие:

  • обеспечить поэтапное развитие визуального мышления;

  • развивать способности восприятия и понимания произведений искусства;

  • развивать способности понимать искусство в его социальном, историческом и личностном контексте;

  • развивать способности критического мышления на основе анализа визуального образа;

  • развивать «компетентность музейного зрителя».

  • развивать навыки межличностного общения (со сверстниками и со взрослыми).

воспитательные:

  • воспитать зрительную и музейную культуру;

  • воспитывать художественный вкус.

Срок реализации программы – 3 года.

Возраст детей: 6-13 лет.

1 год обучения –144 (216) часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа или 2 раза в неделю по 3 академических часа.

2 год обучения – 216 (288) часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа или 2 раза в неделю по 3 академических часа и 1 раз 2 часа.

3 год обучения – 216 (288) часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа или 2 раза в неделю по 3 академических часа и 1 раз 2 часа.

Продолжительность одного академического часа – 45 минут.
Форма обучения – теоретические и практические занятия. Занятия состоят из двух частей: теоретическая часть - «Домашний музей» и «Слайд - шоу» и практическая часть - «Поиграем», «Тематическое творчество» и «Отправляемся в путешествие».
Комплектование групп:

1 год обучения – 15 человек;

2 год обучения – 12 человек;

3 год обучения 10 человек
Ожидаемый результат

1 год обучения

дети будут знать:

  • типы музеев;

  • правила поведения в музее.

дети будут уметь:

  • излагать самостоятельно суждения о социально- историческом контексте по произведения искусства;

  • использовать навыки межличностных отношений в процессе совместной деятельности.


2 год обучения

дети будут знать:

  • крупнейшие музеи России и мира;

  • библиографии и произведения известных художников.

дети будут уметь:

  • пользоваться виртуальными экскурсиями на веб-сайтах крупных музеев


3 год обучения

дети будут знать:

  • основные понятия по истории Санкт-Петербурга

  • особенности своего района

дети будут уметь:

  • собирать материал о символах города;

  • рассказать о своем районе;

  • рассказать о главных достопримечательностях Санкт-Петербурга


Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

Контрольное задание, анализ продуктов детской деятельности.

Программа предполагает входную, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Входной контроль осуществляется в начале учебного года и направлен на диагностику начального уровня обучающихся.

Промежуточный контроль осуществляется в течение года и позволяет выявлять уровень освоения разделов и тем образовательной программы.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за год или за весь срок обучения.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов




1 год обучения

всего

теорет.

практич.




Набор детей.

10

10

-




Вводное. Техника безопасности.

2

2

-

1.

Домашний музей.

22(34)

20

2(14)

2.

Слайд-шоу.

24 (36)

24

- (12)

3.

«Поиграем».

19(31)

5

14(26)

4.

Тематическое творчество.

24(36)

-

24(36)

5.

«Отправляемся в путешествие».

24(36)

12

12(24)

6.

«Мы в музее».

19(31)

-

19(31)




Итого:

144(216)

73

71(143)




2 год обучения




Вводное. Техника безопасности.

2

2

-

1

Творчество художников разных эпох.

34 (46)

20

14(26)

2

Шедевры Эрмитажа.

36(48)

24

12(24)

3

Художественные музеи России.

31 (43)

14

17(29)

4

Музеи мира.

36(48)

10

26(38)

5

Музеи Санкт-Петербурга

46(58)

19

27(39)

6

«Мы в музее».

31(43)

-

31(43)




Итого:

216 (288)

89

127(199)




3 год обучения













Вводное. Техника безопасности.

2

2

-

1

Город «живой»

34 (46)

20

14(26)

2

Мир города-музея

36(48)

24

12(24)

3

Удивительный Санкт-Петербург

31 (43)

14

17(29)

4

Природные особенности Санкт- Петербурга

36(48)

10

26(38)

5

Блистательный Санкт-Петербург

46(58)

19

27(39)

6

Район, в котором я живу

31(43)

-

31(43)




Итого:

216 (288)

89

127(199)


Содержание программы

1 год обучения
1. Тема: Домашний музей.

Теория - Что такое музей? Какие бывают музеи. Жанры и виды искусства в музеях. «Лента времени» в домашнем музее (творческие периоды). Первобытное искусство: фигурки животных, скульптура, пещерные росписи. Искусство Древнего мира. Египет (пирамиды, сфинкс). Искусство Древнего мира. Вавилон (Зиккурат). Искусство Древнего мира. Греция (греческий храм). Искусство Древнего мира. Рим (Колизей, Капитолийская волчица). Средневековое искусство (Устройство замка). Искусство эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело). Искусство Древней Руси (икона, храм). Искусство Западной Европы 16-17 века (Рембрандт). Искусство России 16-17 века (портреты). Искусство 18 века. Искусство 19 века (импрессионизм). Искусство 20 века (современное искусство). Искусство Востока (Япония, Индия).

Практика - Выбор музея для своего макет-проекта. Эскизы. Подбор материала для своего домашнего музея. Оформление своего проекта пройденным материалом.

2. Тема:Слайд-шоу.

Теория – Средневековая миниатюрная живопись, декоративная мебель, ювелирные украшения. Искусство Древней Руси. Показ слайдов. Иконопись. Храм Святой Софии в Киеве, в Новгороде.

Практика - Просмотр фотографий и изображений музеев. Слайды (показ различных жанров). Репродукции, слайды на тему «Первобытное искусство». Репродукции, слайды на тему «Египет». Показ репродукций и слайдов на тему «Вавилон». Показ репродукций и слайдов на тему «Древняя Греция» (Храм Зевса, коры, кариатиды, Венера, Афродита). Показ репродукций и слайдов на тему «Древний Рим» (Колизей, Арка Тита и др.) Показ репродукций – «Мона Лиза», «Тайная Вечеря». Графика Леонардо да Винчи. Показ репродукций и слайдов работ Микеланджело – «Давид», фресковая живопись. Показ репродукций и слайдов на тему «Рембрандт» («Флора», «Портрет старика», «Возвращение блудного сына»). Показ репродукций и слайдов на тему «Искусство России 16-17 веков». Парсуны, портреты. Левицкий

(18 век). Показ репродукций и слайдов на тему Искусство России 19 века. Тропинин (портреты). Сравнительные анализы. Искусство 20 века (начало века). Слайды – архитектура модерна. Показ репродукций и слайдов на тему «Искусство начала 20 века». Серов («Девочка с персиками»), Врубель («Царевна -лебедь»).

3. Тема: «Поиграем».

Теория – Синкретическое сознание первобытного строя. Мифы и легенды. Мифология Египта. Пантеон богов. Мифология Греции. Пантеон богов. Средневековое искусство: Рыцари и прекрасные дамы.

Практика - Постановочный материал: рисование ладошкой. Постановочный материал: сценки с изображением древне-греческих мифов. Играем в клинопись. Создание клинописи с помощью глины и палочек. Эпоха Возрождения – полет человеческой мысли. Создадим произведение.

4. Тема: Тематическое творчество.

Теория – Первобытное искусство. Линия, пятно. Рисунки ладошкой, пальцами. Древняя Русь. Изображение храма.

Практика - Изображение пирамид (аппликация, краски). Изображение замка. Творчество по мотивам Русских портретов 17 века (ассоциативное). Ассоциативное рисование. «Жанры живописи». Оформление работ к выставке.

5. Тема: «Отправляемся в путешествие».

Теория – Страна Египет. Страна Греция. Страна Франция. «Собираем чемодан». Быт народа, костюмы, обычаи. «Где находится Вавилон?» О современной культуре Ирана. Страна Италия. «На раскопках Древнего Рима». Россия «Золотое кольцо». Маршрут по городам Золотого кольца. Страна Россия. «Собираем чемодан». Быт народа, костюмы, обычаи, праздники. Россия. Главные музеи нашего города:

Санкт-Петербурга (Эрмитаж, Русский музей).

Практика – учебные прогулки, образовательные путешествия

6. Тема: «Мы в музее».

Теория – Эрмитаж. Искусство Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль. Русский музей – искусство передвижников.

Практика - Эрмитаж - обзорная экскурсия. Знакомство с музеем. Русский музей - обзорная экскурсия. Знакомство с музеем. Музей Этнографии. Знакомство с музеем.
2 год обучения
1.Тема: Творчество художников разных эпох.

Теория – Творчество художников разных эпох. Сравнительные биографии: И.К. Айвазовский – Ф.А. Васильев. Т.Жерико - О.А. Кипренский.: А.Г. Веницианов - Г.В. Сорока. В. Ван Гог и А. Тулуз-Лотрек. Художники переломных эпох. Апеллес. Леонардо да Винчи. И.И. Никитин. Художник и мир. П.П. Рубенс. В. Батенов. Рембрант.

А.Ж. Гро. Ф. Гойя. В. Сидур. Художник – дилетант. Г.А. Фетодов. Князь Г.Г. Гагарин. К.П. Брюллов- гений русской академической школы. Академии художеств. Образование академии в России.

Практика – учебная экскурсия, виртуальное путешествие

2. Тема: Шедевры Эрмитажа.

Теория – История создания Эрмитажа. Жизнь царской династии во дворце. Костюмы в коллекции Эрмитажа. Предметы быта в Эрмитаже. Сравнение с домашним бытом, домом.

Практика - Парадные залы Эрмитажа. Нарисуй воображаемый зал. Рисование по мотивам старинных костюмов. Виртуальный музей-Эрмитаж. Рыцарский зал Эрмитажа (рисование воображаемых событий). Мой дом - мой музей. Рассказ о личных коллекциях.

3. Тема: Художественные музеи России.

Теория – Художественные музеи России. История создания Русского музея. Здание Русского музея. История создания Третьяковской галереи.

Практика - Виртуальный музей. Живые картины. Постановки известных картин.

4. Тема: Музеи мира.

Теория – Знакомство с Лувром. История происхождения музея. Шедевры Лувра. Музей Прадо. История создания. Чем отличается от Лувра. Музей Метрополитен. История создания.

Практика - Виртуальный музей. «Прогулка по Парижу». Создание макета – прогулки по музеям.

5. Тема: «Мы в музее»

Теория – Парадные залы Эрмитажа. Русский музей. Портреты 17 век. Эрмитаж. Фарфор. Рыцарский зал Эрмитажа. Русский музей «Академики». К. Брюллов. Русский музей. Пейзажи (18 вв.).

Практика – экскурсии в музеи Петербурга
3 год обучения
1.Тема «Город «живой»

Теория – Главная функция города. Структура города. «Подземное» хозяйство.

Практика – Проект-макет моего города.

2.Тема «Мир города-музея»

Теория – Город и горожане. «Болезни» города. Музей под открытым небом.

Практика – подготовка виртуальной экскурсии

3.Тема «Удивительный Санкт-Петербург»

Теория – Визитная карточка города. Сказочный наряд города. Богатый и щедрый.

Практика – учебные прогулки, конкурс рисунков

4.Тема « Природные особенности Санкт- Петербурга»

Теория – Местоположение города на географической карте России. Нева – главная улица города.

Практика – учебная прогулка. Творческие зарисовки.

5.Тема «Блистательный Санкт-Петербург»

Теория – Петропавловская крепость. Адмиралтейство. Дворцы и площади.

Практика – учебные прогулки. Подготовка виртуальбной экскурсии.

6.Тема «Район, в котором я живу»

Теория – Район – структурный элемент города. Приморский район – история и особенности.

Практика – учебные экскурсии. Итоговая экскурсия для родителей.
Методическое обеспечение программы
Специфика программы состоит в подчинении познавательной деятельности учащихся задачам личностного развития, формированию навыков художественного восприятия и элементов культурологического мышления, в приоритете развивающих задач по отношению к изучению искусствоведческих фактов.

- Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на занятиях.

- Развитие функции общения на занятиях, как условие обеспечения взаимопонимания и ощущения эмоционального удовлетворения. Сочетание урочной и игровой деятельности учащихся.
1 - й год обучения.

Вводное.

Форма занятий - беседа.

Педагог рассказывает требования инструкции по обеспечению безопасности и здоровья учащихся в учебном классе.

Форма подведения итогов - запись в журнале по технике безопасности.

Тема 1 . Домашний музей.

Форма занятий - беседа, практические занятия.

Научить анализировать произведения искусства, знать конкретные произведения выдающихся художников, использовать художественные термины и понятия.

Создание портфолио, которое представляет из себя папку, в которую помещают творческие и ассоциативные рисунки и тесты учащихся. Папка позволяет включать в себя различные материалы - листы , фото, репродукции, карточки. Использовать которые можно для создания макета ­музея.

Форма подведения итогов - проект музея.

Тема 2. Слайд- шоу.

Форма занятий – демонстрация репродукций, слайдов. Развивает визуальное мышление. Происходит интерпретация зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока визуальной информации.

Формирует навыки музейной культуры и восприятия подлинных произведений искусства.

Материалы: репродукции, слайды, CD-диски, видео – фильмы.

Форма подведения итогов - слайд-конкурс

Тема 3. «Поиграем».

Форма занятий - практическая.

Дети обретают нaвыки общения через вырaжение художественных смыслов выражения эмоциональных состояний, свое отношение к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей. На занятии используются постановки, игры.

Материaлы: экспонаты, костюмы.

Форма подведения итогов - постановки сценок.

Тема 4. Тематическое творчество.

Форма зaнятий - практическая.

Посредством личного творчества осмысливание художеcтвенных достижeний обществa. Приобретение художественных навыков дает возможность детям узнать рaзличные художeственные материалы, познaкомиться c основными изобразительными понятиями - линия, пятно, ритм и др. Прaктические зaнятия - рисование, конструирование.

Материaлы: нaглядные пособия, бумага, кисти, краски.

Тема 5. «Отправляемся в путешествие».

Форма занятий - теоретическая.

Знакомство c пaмятниками архитектуры и худoжественным наследиeм разных стран. Изучение обычаев и быта народов мира. Осмыслениe понятия - этнос (игры). Моделирование себя в роли путешественника, туриста, исследователя.

Материaлы: видео-фильмы, географические карты, костюмы.

Форма подведения итогов - викторины, конкурсы.

Тема 6 . «Мы в музее».

Форма зaнятий - выезд в музей.

Встреча c художественным музеем, введение в музейное пространство. Пoведение в музее и самостоятельная ориентация в музее.

Форма подведения итогов - зaнятия на экспозиции музея, экскурсии.

2-й год обучения

Тема 1. Творчество художников разных эпох.

Форма занятий – беседа, практические занятия.

Научить анализировать произведения искусства в контексте с жизнеописанием художников. Научить использовать художественные термины и понятия.

Построение жизнеописания художников на основе триады: историческое событие→событие биографии→произведение искусства, как творческое событие. Практическое занятие → создание папок с биографиями художников, картотека произведений. Самостоятельная подборка.

Форма поведения итогов. Отчет о проделанной работе, демонстрация-выставка рефератов, папок.

Материалы – по выбору учащихся (фото, репродукции, открытки, статьи, вырезки из журналов).

Тема 2. Шедевры Эрмитажа.

Форма занятий – теоретически-практическая.

Научить пользоваться виртуальной цифровой коллекцией. Ориентация по залам музея.

Знакомство с постоянной экспозицией.

Форма подведения итогов – самостоятельное открытие WEB-страницы, пользование справкой и цифровой коллекцией. Самостоятельная виртуальная экскурсия.

Тема 3. «Художественные музеи России».

Форма занятий – теоретически-практическая.

Дать понятие о собрании Государственного Русского музея. Ориентация в залах музея. Знание постоянной экспозиции. Познакомить со зданиями музея (Корпус Бенуа, Михайловский дворец, Михайловский замок)

Практическое занятие – пользование компьютером. Виртуальные экскурсии.

Форма подведения итогов - виртуальная экскурсия по музею.

Тема 4. «Музеи мира».

Форма занятий – теоретически-практическая.

Знакомство с музеями мира (Лувр, Прадо, Метрополитен)

Отличительные особенности коллекций.

Практическое занятие – пользование компьютером. Виртуальные экскурсии.

Форма подведения итогов – рассказ о выбранном музее.

Материалы – любые по выбору учащихся.

Тема 5. «Мы в музее».

Форма занятий – практическая.

Познакомить с экспозицией музеев (Эрмитаж, Русский музей)

Осваивать пространство музея по принципу:

Городская среда→музей→свой дом (знать маршрут).

Форма подведения итогов – экскурсия.
3 год обучения

1.Тема «Город «живой»

Форма занятий – беседа, работа с литературой

Форма подведения итогов – Творческая работа - проект-макет моего города.

2.Тема «Мир города-музея»

Форма занятий – беседа, элементы интерактивной игры

Форма подведения итогов – учебная прогулка, образовательное путешествие

3.Тема «Удивительный Санкт-Петербург»

Форма занятий – интерактивное занятие

Форма подведения итогов – учебные прогулки, конкурс рисунков

4.Тема « Природные особенности Санкт- Петербурга»

Форма занятий – беседа, работа с картой

Форма подведения итогов – учебная прогулка. Творческие зарисовки.

5.Тема «Блистательный Санкт-Петербург»

Форма занятий – беседа, видеофильм

Форма подведения итогов – учебные прогулки. Подготовка виртуальбной экскурсии.

6.Тема «Район, в котором я живу»

Форма занятий – беседа, встреча с интересным человеком

Форма подведения итогов – учебные экскурсии. Итоговая экскурсия для родителей.

Учебно-материальная база.

  1. Репродукции

  2. Слайды, фото

  3. Компьютер

  4. CD – DVD – диски

  5. Мультимедийные программы

  6. Бумага (картон, ватман)

  7. Цветная бумага

  8. Краски (гуашь, акварель)

  9. Карандаши

  10. Фломастеры

  11. Кисти разной толщины

  12. Ножницы

  13. Клей ПВА

  14. Наглядные пособия (фото разных стран, предметы быта, исторической одежды)

  15. Альбомы и книги по искусству.


Литература для детей.

  1. Александрова Е.А. Русские кремли, - СПб.: «Норинт», 2003

  2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1993.

  3. Григорьева, Гуглина. Чудеса света: Энциклопедия. – М.: ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2004

  4. Древние Египтяне./Пер. с англ. И.Тополь.- М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000

  5. Детская энциклопедия. Т.6. Искусство, Ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Древнего мира. – М.; Аванта +, 2000

  6. Детская энциклопедия. Т.7. Искусство, Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 веков. – М.; Аванта +, 2000

  7. Лесли Симс. Изучаем Древний Рим. Москва. «РОСМЕН». 2000

  8. Мифы народов Азии и Африки/пер. с англ. А.Блейз. – М. ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

  9. Нейл Моррис. Музыка и танец. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Астрель», 2002

  10. Русские народные сказки, скороговорки. – АСТ, «Астрель». 2005

Литература для педагогов.

  1. Агапова Е.П. Литература-мифология, СПб.: Борей Арт 2002

  2. Альбом с произведениями русских художников.19-20 вв.Картины из Русского музея. СПб. 1980

  3. Алексеева В.В., Изобразительное искусство и школа., М. 1968

  4. Белова О.Ю., История искусств, М.2000

  5. Столяров Б.А. «Здравствуй, музей»

  6. Столяров Б.А. «Путь в изобразительное искусство. Образовательное мультимедийная программа»,- СПб., 2004

  7. Сечин А.Г. Музейное ориентирование в курсе «Рассказы о художниках». Классическое искусство на экспозиции Эрмитажа /Там.же – Вып.III. – СПб. Борей Арт, 2002 г.

  8. Школьный курс: Учебная программа для 6-9 классов, Основы методики преподавания. – 2 изд., испр. И доп. – СПб.: ГРМ, 1999



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» iconПояснительная записка Программа «Шахматная азбука»
Программа «Шахматная азбука» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой общекультурного уровня освоения...
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музейная педагогика не только обобщает опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно-педагогические программы. Понятие...
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» iconПлан проведения педагогического совета 2 «Музейная педагогика как...
Доклад «Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта» 3
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема периода:«Здравствуй, школа! Здравствуй, город! Здравствуй, край родимый мой!»
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» iconПланирование составлено по программе Л. К. Ермолаевой. Учебное пособие:...
Учебное пособие: Ермолаева Л. К., Искровская Л. В, Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Петербург – город музей. Петербургская тетрадь. Ч....
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный учебно-воспитательный процесс в школе уже трудно представить без такой составляющей, как музейная педагогика, которая...
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» iconЗдравствуй, дорогой читатель!
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» iconНа правах рукописи
Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и...
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» iconЕлена Петровна Блаватская
Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и...
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» iconПрограмма 1-11 классы пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и...
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» icon7 класс г. Мамадыш 2012 год Рецензенты
Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и...
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» iconПротокол № от 20 11 г. Председатель Рабочая программа «Философия науки»
Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и...
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» iconПояснительная записка Программа «Историческое краеведение»
Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной...
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» icon«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями
Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и...
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» iconИтоговый тест по философии (педиатрический факультет) Выберите один правильный ответ
Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и...
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Современный танец» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой художественно-эстетической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск