Малолтнiе нищiе и бродяги въ Москв





НазваниеМалолтнiе нищiе и бродяги въ Москв
страница1/8
Дата публикации02.09.2013
Размер0.98 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Малолтнiе нищiе и бродяги

въ Москв
(Историческiй очеркъ)
—————
Вопросъ о борьб съ дтской безпризорностью за послднее время привлекаетъ къ себ большое вниманiе общества, осо­бенно въ Москв, всегда чутко реагирующей на очередные обще­ственные вопросы. Интересъ къ нему проявляется въ созданiи цлаго ряда самыхъ разнообразныхъ организацiй, преслдующихъ одну общую цль помощи безпризорнымъ дтямъ г. Москвы; каж­дая такая организацiя иметъ въ виду одну какую-нибудь группу дтей и стремится достигать своей цли по самостоятельному плану, вырабатываетъ свои собственные прiемы и ищетъ на ихъ осуществленiе средствъ. Словомъ, мы присутствуемъ при такомъ момент, когда нужда чувствуется остро, вопросъ поставленъ опредленно и ясно, работа началась, хотя еще очень разрознен­ная и случайная, безъ общаго плана и системы. Въ такой моментъ не лишено интереса оглянуться назадъ, изучить вопросъ въ его исторической преемственности, выяснить себ, какими путями шла его разработка и къ чему насъ ведетъ. Казалось бы, что попытка очертить мры борьбы съ дтской безпризорностью въ прошломъ поможетъ установить извстную перспективу на этотъ вопросъ въ его цломъ и ясне представить себ постановку его въ настоящiй моментъ и задачи, которыя стоятъ сейчасъ передъ обществомъ въ этой области. Настоящiй очеркъ и является опытомъ освтить вопросъ о безпризорныхъ дтяхъ съ исторической точки зрнiя.

Самое понятiе дтской безпризорности далеко не можетъ считаться вполн установленнымъ, такъ какъ мы имемъ дло съ разнообразными типами дтей безпризорныхъ въ моральномъ или экономическомъ отношенiи. Въ историческомъ очерк прихо­дится останавливаться на одной групп изъ нихъ, на дтяхъ нищенствующихъ и бродяжествующихъ, такъ какъ они представляютъ наиболе яркiй и ясноочерченный типъ дтей, лишенныхъ всякой нравственной и матерiальной поддержки со стороны взрослыхъ, типъ, который легко поддается наблюденiю сквозь рядъ протекшихъ столтiй.
2

Несомннно также, что эта группа безпризорныхъ особенно нуждается въ общественномъ вниманiи, и вопросъ именно объ ней стоитъ на первомъ план. Такимъ образомъ, и условiя историческаго изслдованiя и интересъ момента заставляютъ остановиться на тхъ дтяхъ и подросткахъ, ха­рактерной чертой которыхъ является бродяжество и нищенство.

Москва, какъ крупный центръ, издавна являлась мстомъ сборища нищаго и бродячаго люда, среди котораго безпризорныя дти очень рано обращали на себя вниманiе правительственной власти. Уже въ конц XVII вка мы слышимъ жалобы на ужас­ное положенiе «нищенскихъ дтей», «которыхъ множество великое по улицамъ бродитъ и ничему ихъ не учатъ, а возрастутъ, кром воровства, отъ такихъ бродячихъ людей невозможно быти». Указы Петра говорятъ объ эксплоатацiи дтей профессiональными нищими: «а что еще мру превосходитъ безсовстiе и безчеловчiе оныхъ: младенцемъ своимъ очи ослпляютъ, руки скорачиваютъ и иные члены развращаютъ, чтобы были прямые нищiе и милосердiя достойны» 1). Главнымъ мстомъ пребыванья этихъ «нищенскихъ дтей» въ XVII в. была Красная площадь, съ ея крестцомъ, съ ея рвами, лабазами, шалашами, скамьями и рундуками, на которыхъ раскидывалась пестрая мелочная торговля, свое­образное соединенiе Толкучки съ Хитровкой, гд постоянно толпились всякiе люди, безъ опредленныхъ занятiй, начиная съ безмстныхъ поповъ и кончая артелями безработныхъ крестьянъ изъ подмосковныхъ деревень, ожидающихъ найма, гд шелъ бойкiй и шумливый торгъ и гд среди гама, ссоръ и пьянства широкое поле было для кражъ и попрошайничества. Здсь и жили, «кормясь Христовымъ именемъ», самые разнородные элементы этой нищей дтворы, маленькихъ оборванцевъ, которые «волочились межъ дворъ въ рагозин», какъ выражается одна челобитная XVII вка. Среди нихъ были не только профессiональные нищiе, но и слу­чайные бродяги врод 8-лтняго Якушки, сына состоятельнаго подъячаго Спиридонова, домовладльца за Москвой-ркой въ Ордынской слобод; какъ видно изъ челобитной, поданной имъ на имя царей Петра и Ивана и ихъ сестры царевны Софiи, «бдный и беззаступный мальчишка» отданъ былъ отцомъ «писать учиться къ мастеру, и мастеръ (его) билъ безвинно и (онъ), не стерпя побоевъ, отъ мастера бгалъ и въ бгахъ поймали (его) деньщики съ мошенниками и привели въ Стрлецкiй приказъ», т.-е. въ Полицейское Управленiе 2).

———————————————————————————

1) Духовный Регламентъ.

2) 1667 г. Арх. Мин. Юст. Блг. стол, № 1195.
3

Уже въ царствованiе Θеодора Алексевича правительство было озабочено принять мры къ сокращенiю зла; судя по нкоторымъ даннымъ, при немъ было сознано, что «о нищихъ дтяхъ, которыя по улицамъ бродятъ милостыни просить, надобно великаго Государя указъ учинить» 1). Въ основу предположенiй уже тогда быль положенъ примръ Западной Европы. «А въ иныхъ государствахъ, читаемъ въ докладной записк по этому вопросу, такимъ (нищенскимъ дтямъ) построены дворы, въ которыхъ, перво изуча ихъ грамот, научаютъ ремеслу, какому кто похочетъ, или отдаютъ мастерамъ ихъ учить, а двокъ отдаютъ по монастырямъ для ученiя-жъ». Такiя же прiюты («дворы») проектировались и въ Москв. Въ нихъ предполага­лось учить наукамъ, «которыя зло во всякихъ случаяхъ нужны и потребны», при чемъ намчался рядъ предметовъ, преимуще­ственно математическихъ, напоминающихъ уже интересы буду­щей Петровской школы, включая и архитектуру, и фортификацiю, и живописную науку; на ряду съ этимъ имлось въ виду профессiональное обученiе «всякимъ ремесламъ и прибыточнымъ мастерствамъ», какъ-то: «шелковыхъ локстныхъ товаровъ длу», золотому и серебряному, типографскому («печатать мдными до­сками»), кузнечному (въ частности производству всякихъ «субтильныхъ» инструментовъ), часовому, токарному, костяному и «инымъ многимъ рукодльямъ». Обученiе преслдовало цли государ­ственной пользы: «чтобы отъ такихъ гулякъ, которые нын ту­не хлбъ дятъ, изучась Великому государю великая прибыль была». Этотъ проектъ, который приписывается правителю царя Θеодора Алексевича, несомннно, отражалъ взгляды довольно широкихъ круговъ общества на рубеж XVII и XVIII вв. Съ нимъ совпадаетъ проектъ, представленный Θедоромъ Салтыковымъ царю Петру въ 1714 году, согласно котораго предлагалось, на ряду съ запрещенiемъ нищенства, сиротъ и нищихъ дтей раздавать въ церковные приходы, чтобы подъ надзоромъ церковныхъ старостъ причетники учили ихъ «словесному», читать и писать; помщенiе (кельи) и содержанiе должны были итти изъ церковныхъ доходовъ, для чего предполагалось соединить небольшiе приходы въ боле крупныя единицы въ 200—300 дворовъ. Обучившись грамот, сироты должны были переходить въ особые «госпитали», для которыхъ помщенiя имлось въ виду очищать въ монастыряхъ. Здсь мальчики должны были полу­чить профессiональное образованiе въ тхъ же широкихъ рамкахъ, какiя намчались въ вышеприведенномъ проект; предпо­лагалось обучать цифири, навигацiи, архитектур гражданской и воинской, механик, рисованiю и живописи, выдлк матема­тическихъ инструментовъ, серебряному, мдному и оловяному длу, часовому, рзному, токарному, столярному, даже постельному

———————————————————————————

1) Берхъ. Царствованiе царя Θеодора Алексевича (Приложенiе XVII).
4

и «епонскому лаковому длу». Для двочекъ намчались женскiя ремесла: шитье, кружевное дло, прясть, ткать ковры, полотна, блить ихъ по образцу голландскихъ, стирать тонкое блье. Содержанiе такихъ госпиталей должно было лежать на монастыряхъ. И тутъ, какъ въ предыдущемъ проект, авторъ «препозицiй» находился подъ влiянiемъ западно - европейскаго примра, въ частности Англiи, на приходскую организацiю ко­торой онъ ссылается, и цли, которыя преслдовались, были тоже утилитарныя; авторъ видлъ «великую прибыль» отъ того, что призрваемые «изъ нищеты своей произойдутъ въ нарочитое состоянье, и посл обученья въ такихъ мануфактурахъ, соблюдать­ся будетъ не малое число денегъ въ россiйскомъ государств» 1).

Переходя отъ проектовъ къ практик, приходится отмтить нкоторыя мры, которыя стали уже съ конца XVII в. при­мняться по отношенiю къ бездомнымъ дтямъ. Какъ видно изъ приведеннаго выше дла Якушки Спиридонова и нкоторыхъ другихъ длъ, уже въ правленiе Софiи стала практиковаться, по крайней мр въ отдльныхъ случаяхъ, ссылка бродяжествующихъ подростковъ въ украинные города, преимущественно въ Курскъ, съ отдачей «въ работу или въ наученiе мастеровымъ людямъ, кто ихъ взять похочетъ въ годы съ порукою, а какъ будутъ въ возраст въ 20 лтъ и въ то время написать ихъ въ службу, кто въ какую пригодится». На ряду съ этимъ примня­лась отдача малолтнихъ бродягъ въ украинные монастыри въ работу: «и велно ихъ учить грамот или иному какому мастер­ству или быть имъ на работ, какую работу могутъ понесть, и кормить ихъ братскою пищею, а на платье велно давать по рублю на годъ... а какъ т будутъ по 20 лтъ и ихъ написать въ службу, или въ тягло, кто во что пригодится». Архимандритъ долженъ былъ имть надсмотръ надъ ними «всякаго воровства» и «чтобъ они были всегда на лицо и не сбжали». Послднее предупрежденiе было нелишнимъ: Якушк удалось скрыться изъ Курскаго Богородицкаго монастыря и снова очутиться на Крас­ной площади, гд онъ пронищенствовалъ дв недли, пока не попался стрлецкому обходу, и по выясненiи личности былъ возвращенъ въ монастырь «по прежнему для ученья», съ приказомъ «изъ монастыря никуда не пускать» 2).

При Петр, съ его практическими взглядами, монастырь, какъ мсто ссылки для малолтнихъ бродягъ, замненъ былъ фабрикой: по указу 1718 г., касающемуся нищихъ, велно малолтнихъ «ребятъ, бивъ батоги, посылать на суконный дворъ и къ прочимъ мануфактурамъ».

———————————————————————————

1) «Препозицiи» Θ. Салтыкова см. у Павлова-Сильванскаго: Проекты реформъ въ запискахъ современниковъ Петра Великаго.

2) Арх. Мин. Юст. Блгор. ст. № 1195.


5

Въ такомъ положенiи оставался вопросъ о дтяхъ-нищихъ и бродягахъ въ теченiе всего XVIII в. Послдующее законодательство только подтверждало указы Петра о запрещенiи нищенства вообще и повторяло неопредленное требованье о томъ, чтобы «бабъ и двъ и малыхъ ребятъ отнюдь по мiру ходить не допускать, дабы отъ нихъ какихъ шалостей происходить не могло» 1). Фактически, борьба съ бродяжествомъ дтей, какъ и взрослыхъ, сводилась на нтъ, такъ какъ при случайномъ характер ссылки въ монастыри и на фабрики и непри­способленности этихъ учрежденiй къ роли исправительныхъ прiютовъ, широкаго примненiя эта мра имть не могла.

Законодательство Екатерины II въ этомъ отношенiи мало измнило положенiе вещей. Правда, Учрежденiе о Губернiяхъ возлагало на приказы Общественнаго призрнiя заботу объ установленiи и надзиранiи «сиротскихъ домовъ для призрнiя и воспитанiя сиротъ, оставшихся посл родителей безъ пропитанiя», а также рекомендовало, очевидно, подъ влiянiемъ идей западно-европейскихъ, въ частности англiйскихъ филантроповъ, «неимущихъ сиротъ по ихъ рожденiю или состоянiю» отдавать «на руки надежнымъ, добродтельнымъ и добронравнымъ людямъ за ум­ренную плату для содержанiя», но эти мры, не касаясь соб­ственно нищенствующихъ дтей, во всякомъ случа, на практик почти не примнялись.

До извстной степени средствомъ борьбы съ дтскимъ бродяжничествомъ въ первой половин ХIХ вка служило въ Москв Военно-Сиротское Отдленiе 2). Сюда администрацiя направляла всхъ незаконнорожденныхъ дтей, преимущественно солдатскихъ. Если оказывалось, что незаконнорожденный «никому не принадлежитъ и ни въ какой родъ жизни не прописанъ», то въ такомъ случа, «дабы не оставался онъ праздноживущимъ», его, по распоряженiю генералъ-губернатора, можно было помстить въ Мо­сковское Военно-Сиротское Отдленiе, которое, такимъ образомъ, до извстной степени исполняло функцiи спецiальнаго заведенiя для бездомныхъ подростковъ.

Между тмъ, то крупное экономическое значенiе, какое прiобрла въ теченiе XVIII столтiя Москва, какъ центръ и фокусъ дворянскаго землевладнiя, по мр того, какъ это ея значенiе росло вмст съ ростомъ дворянскихъ помстiй, все сильне привлекало въ нее толпы бродягъ, среди которыхъ было не мало дтей. Столица дворянства вмст съ тмъ являлась столицей дворянской челяди; громадное количество праздной дворни питалось вокругъ барскихъ особняковъ, и младшiе члены этой дворни,—дворовые мальчишки,

———————————————————————————

1) Сперанскiй. Къ исторiи нищенства въ Россiи.

2) Бумаги, относящiяся до войны 1812 года, изд. Щукиным, ч. X.
6

избалованные бездльничаньемъ, выросшiе безъ надзора въ барскихъ людскихъ, пополняли собою нердко кадры бродяжествующихъ подростковъ. Какъ и въ пре­дыдущее столтiе, мстопребыванiемъ дтей-нищихъ въ значитель­ной мр оставалась Красная площадь, рвы которой, заброшенные и находившiеся въ полномъ упадк, представляли удобное мсто для ночлега; здсь же рыночная толкотня и скопленiе народа во время церковныхъ торжествъ доставляли, какъ и прежде, боль­шое удобство карманникамъ и маленькимъ нищимъ; здсь встрчались подростки съ взрослыми бродягами и прiучались къ преступленiю. Находившаяся по сосдству Варварская Гарнизонная школа, гд безъ всякаго надзора содержались солдатскiя и другiя дти, была, въ сущности, разсадникомъ воровства и воспитывала малолтнихъ воришекъ, врод 14-лтняго Левки Юдина, ученика этой школы, который упоминается въ дл извстнаго вора и сыщика Ваньки Каина. Среди бывшихъ товарищей Каина, арестованныхъ по его указанiямъ, мы находимъ еще нсколько любопытныхъ типовъ малолтнихъ бродягъ конца XVIII вка, какъ-то: 16-лтняго купеческаго сынка Ивана Буланова, по прозвищу Хорекъ, который по смерти отца пробовалъ было пристроиться на военную службу, но бжалъ съ нея и, въ конц-концовъ, примкнулъ къ воровской шайк или 14-лтняго Ивашку Михай­лова, который тоже остался круглымъ сиротой 12 лтъ, попалъ въ тюрьму за неплатежъ подушныхъ, пробылъ въ ней 2 года и по выход оттуда очутился на Красной площади поводыремъ слпыхъ бродягъ, промышлявшихъ воровствомъ 1). На ряду съ солдатскими дтьми и съ дтьми купцовъ и ремесленниковъ, которыхъ тотъ или иной несчастный случай выбросилъ на улицу, мы встрчаемъ на Красной площади большое число бглыхъ дворовыхъ мальчишекъ. Одно дло 1812 г., изданное Щукинымъ, рисуетъ намъ типъ подобнаго рода бродяги: задержанный въ Ростов «этотъ малолтнiй человкъ», какъ выяснилось изъ допро­са, оказался Иваномъ Григорьевымъ, дворовымъ нкоего Андрея Яковлевича Соловьева. «По причин наносимыхъ ему отъ господина своего безвинно побоевъ», онъ бжалъ и ушелъ по вечеру ночевать въ Москв подъ Тайницкую лстницу, куда немного спустя пришли неизвстные ему 6 человкъ, они его разспросили и, «поговоря между собою, что годится онъ подсаживать въ окно для воровства, взяли его по просьб съ собою» и увели его изъ Москвы; на дорог мальчикъ обокралъ одного изъ своихъ товарищей и пробовалъ отъ нихъ скрыться, но былъ пойманъ, избитъ и отпущенъ на вс четыре стороны, а въ Ростов попался въ руки полицiи.

———————————————————————————

1) Есиповъ. Ванька Каинъ (XVIII вкъ Бартенева, 1869, кн. III).
7

Дальше выяснилось, что уже раньше онъ бгалъ отъ своего господина въ теченiе мсяца, «укрываясь въ разныхъ мстахъ въ Москв», при чемъ при побг укралъ господскiе платки, за что и наказанъ былъ розгами. Мальчика возвратили его хозяину подъ расписку 1).

Вопросъ о борьб съ нищенствомъ рзко выдвинулся въ Москв посл 12-го года. Прилежащiя къ ней мстности были сильно разорены. «Войска Наполеона, по выраженiю Алекся Бестужева, какъ саранча оставили за собой надолго смена разрушенiя. Многiя губернiи обнищали и правительство медлитель­ными мрами или скуднымъ способiемъ дало имъ вовсе погибнуть». Это явленiе усиливалось временнымъ упадкомъ торговли посл 1812 г., приведшимъ къ разоренiю многихъ купеческихъ семей, но особенно сильно отразившимся на мелкомъ мщанств. Развалины Москвы съ самаго момента ухода французовъ при­влекали толпы крестьянъ и бродягъ, взрослыхъ и дтей, для гра­бежа, а пустыри и обгорлыя строенiя были удобнымъ мстомъ, чтобы скрываться отъ глазъ полицiи.

Неудивительно поэтому, особенно если принять во вниманiе ростъ общественнаго самосознанiя, которое мы наблюдаемъ во второй половин царствованiя Александра I, что вопросы общественнаго призрнiя и борьбы съ нищенствомъ начинаютъ интересовать общество. Уже уставъ Союза Благоденствiя, того самаго Союза, изъ котораго впослдствiи создалось Тайное Общество Декабристовъ, посвящаетъ цлую главу вопросу о мрахъ противъ нищенства. Декабристъ Пестель въ своей «Русской Правд» предусматриваетъ обязательное призрнiе малолтнихъ въ волостяхъ.

Есть свднiя, что императоръ Николай считался съ тми конкретными указанiями, которыя онъ находилъ въ бумагахъ и проектахъ декабристовъ, поскольку они не касались государственнаго строя. Какъ бы то ни было, въ связи съ указанными общи­ми явленiями, естественно, долженъ былъ возникнуть и въ правительственныхъ сферахъ вопросъ о планомрной борьб съ нищенствомъ. Съ 1827 г. и вплоть до 1846 г. правительство бы­ло занято разработкой Городового Положенiя, и, въ связи съ организацiей самоуправленiя столицъ, находился, несомннно, и вопросъ объ органахъ, на которые слдовало возложить борь­бу съ нищенствомъ, свившимъ въ нихъ такое прочное гнздо. Такимъ образомъ, впервые при Никола былъ поставленъ опредленно вопросъ о нищенств и, какъ часть цлаго, о малолтнихъ нищихъ. Мы можемъ услдить, какъ работала законодательная мысль, такъ какъ до насъ дошелъ первоначальный проектъ 1829 г., легшiй въ основу закона 1838 года.

———————————————————————————

1) Бумаги, изд. Щукинымъ, ч. VII, стр. 239.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Малолтнiе нищiе и бродяги въ Москв iconИ. Н. Ро щ ин, А. Ю. Дь я ков ( зао «ато м-медце нтр», Москв а )
...
Малолтнiе нищiе и бродяги въ Москв iconДоклад «Организация туристических походов в летний период»
Туризм – самая комплексная модель детского досуга и самая любимая. Дети по натуре «бродяги», следопыты и путешественники
Малолтнiе нищiе и бродяги въ Москв iconПрограмма курса москв а Издательство Российского университета дружбы народов
Матюшова М. П составитель. Программа курса "Культурология". Для студентов гуманитарных специальностей. М., изд-во рудн, 1997г с....
Малолтнiе нищiе и бродяги въ Москв icon1 2 5 0 4 7, г. Москв а, а/я 3 3 8 Миусская площадь, дом 6,строение...
...
Малолтнiе нищiе и бродяги въ Москв iconФилософское место старта при выборе нового монитора состоит в том,...
Различные бродяги из мира дисплеев используют их способности, чтобы идти вне общего строя, соединяя их с собственными частными адаптерами...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск