Квн. Профессия археолог





Скачать 158.59 Kb.
НазваниеКвн. Профессия археолог
Дата публикации23.06.2013
Размер158.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
КВН. Профессия - археолог

Упоминание об археологии известно ещё в Древней Греции. Уже тогда люди знали о каменном веке, бронзовом и железном. Проводили раскопки и находили древние архитектурные памятники.

Как наука археология сформировалась только в начале ХХ века и сегодня представляет собой разделы, изучающие различные области культур и эпох.
Археология — это часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно.

Археологи - это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам. Они изучают быт и культуру древних цивилизаций.
Под землей хранятся тайны,

Всех эпох и всех веков.

И, конечно, кто-то смелый,

Их раскрыть всегда готов.

Кто же это?

Кто ответить сможет вмиг,

Что в земле лежит давно?

Ни биолог, ни зоолог,

А, конечно, археолог!
И так, мы начинаем КВН.

1. Приветствие

2. Разминка

Сегодня разминка будет состоять из загадок про профессии мам:

1. Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки,

Обувь - справа, ткани - слева,

Чашки - на витрине.

Мама, словно королева

В нашем магазине! (Продавец)

2. Доброты, тепла, души

Мамочке не жалко.

Ждут мамулю малыши -

Вася, Маша, Галка,

Паша, Сеня и Марат -

Ждет ее весь детский сад! (Воспитатель)

3. Приготовит мама суп

Малышам из разных групп,

Ловко вылепит котлеты

И нарежет винегреты.

И с такой умелой мамой

Я бываю сытый самый! (Повар)

4. В школе я ученый самый -

Повезло мне очень с мамой.

От нее узнают дети

На уроке все на свете.

Станут лучше и умней,

Справедливей и добрей. (Учитель)

1. Мама всех важней, поверьте!

С толстой сумкой ходит мама.

Принесет письмо в конверте,

Бандероль и телеграмму.

Люди маму очень ждут,

Уважают мамин труд! (Почтальон)

2. Нужно маме для работы

На пюпитр поставить ноты.

Маму только попроси -

И сыграет: "Ми, соль, си!"

Я скажу ребятам гордо:

"Мама знает все аккорды!" (Музыкант)

3. Мама может ставить банки,

Мазать ссадины и ранки.

Мама делает уколы

Всем ребятам нашей школы.

Мама лаской, добрым словом

Помогает стать здоровым! (Медсестра)

4. Мама - золотые руки -

Шьет рубашки, платья, брюки,

Папа, я, сестренка Света -

Все с иголочки одеты! (Портниха)
А сейчас о профессии археолога. Редко можно встретить профессию, более безрадостную, чем профессия полевого археолога, работающего в пустыне, среди диких скал, в полной удаленности от всякой цивилизации, в тяжелых климатических условиях, способных лишить человека всякого мужества...

Но археологи не делают из всего этого сенсаций. Они просто работают, как будто условия их труда нечто само собой разумеющееся. Ибо для них во всем мире не существует более интересной профессии, чем избранная ими профессия археолога. Они живут среди опасностей, с глазу на глаз с не открытой еще тайной. Не сегодня-завтра она может быть раскрыта, и тогда мировая пресса назовет их имена. Без достаточной доли фанатизма, авантюризма и любви к истории люди в археологию не приходят.

Тяга к древним временам, странам, цивилизациям, интерес к давно ушедшим и таинственным временам - вот что движет любителями «покопаться в песочке». Как уверяют сами археологи, стоит тебе найти хотя бы несколько черепков посуды, сохранившихся, скажем, со времен средневековья - жажда прикоснуться к истории никогда тебя не покинет.
Что ж, прикоснемся и мы к профессии археолога.

3. Знания и навыки

Для овладения профессией археолога необходимо высшее образование.

Основой профессии выступают школьные знания: география, физика, история, химия. Специальные знания: геология, история мировых цивилизаций, культурология.

Так как специальные дисциплины у нас впереди и то, если мы в будущем выберем эту профессию, а вот в школьных знаниях мы сейчас посоревнуемся. Проведем элементарные опыты по физике, химии.
3.1. Задание по географии

Определите "самый-самый" большой географический объект.

1. Самый большой материк?  (Евразия)

2. Самый большой океан? (Тихий океан)

3. Самый холодный и маленький океан? (Северный Ледовитый)

4. Самая полноводная река мира? (Амазонка)

5. Самый большой остров в мире? (Австралия)  

1. Самая большая пустыня (Сахара)

2. Самая длинная река мира? (Нил)

3. Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

4. Самый маленький материк? (Австралия)

5. Самый жаркий материк (Африка)
3.2. Задание по физике

1. Электрическая расческа

Цель эксперимента: Зарядить предмет статическим электричеством. Материалы: ножницы, салфетка, линейка, расческа.

Процесс:

Отмерьте и отрежьте от салфетки полоску бумаги (7см х 25 см). Нарежьте на бумаге длинные тонкие полоски, оставляя край

нетронутым. Быстро расчешитесь. Ваши волосы должны быть чистыми и сухими. Приблизьте расческу к бумажным полоскам, но не касайтесь их. Бумажные полоски тянутся к расческе.

Почему? «Статическое» — значит неподвижное. Статическое электричество — это собравшиеся вместе отрицательные частицы под названием электроны. Вещество состоит из атомов, где вокруг положительного центра — ядра — вращают электроны. Когда мы причесываемся, электроны как бы стираются с волос и попадают на расческу. Та половина расчески, которая коснулась ваших волос, получила отрицательный заряд. Бумажная полоска состоит из атомов. Мы подносим к ним расческу, в результате чего положительная часть атомов притягивается к расческе. Этого притяжения между положительными и отрицательными частицами достаточно, чтобы поднять бумажные полоски вверх.

2. Непроницаемая ткань

Вода не вытечет из стакана, если стакан накрыть марлей или мелкой сеткой.

Суть опыта:

Сворачиваем кусочек марли или бинта в два слоя и резинкой крепим ее на стакане. Наливаем воду в стакан через марлю. Вода с легкостью проходит через нее. Но если резко перевернуть стакан, то не вся вода выльется из стакана. Часть воды останется в стакане, как будто ты не ткань закрепили на стакане, а закрыли его крышкой. Чем более полным вы наполните стакан, тем меньше воды выльется. Для подстраховки переворачивать стакан следует, например, над раковиной. Объясняется этот эффект, частично, поверхностным натяжением воды (молекулы воды образуют тонкую пленку), а так же атмосферным давлением воздуха за пределами стакана (давление воздуха на ткань выше, чем давление воды изнутри стакана).

3.3. Задание по истории

1 команда:

1. В 1985 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 784 года первое и 920 лет второе.

Какое из них было сделано раньше и на сколько лет раньше?

2. Составьте рассказ об охоте первобытных людей, начав его примерно так: «Однажды, когда в пещере у людей не осталось пищи, они вооружились и отправились на охоту. Вскоре люди увидели следы...» Используйте в рассказе опорные слова: копье, мамонт, яма-западня, огонь.

2 команда:

1. В 1980 году археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 600 лет назад. Когда произошло это событие?

2. Представьте себе, что вы оказались в поселке первых земледельцев и скотоводов. Что бы вы там увидели? Составьте рассказ, начав его примерно так: «Выйдя на лесную поляну, я увидел небольшой поселок. Мужчины с каменными топорами расчищали участок леса...»
3.4. Задание по химии

1. Уксус и сода надувают воздушный шарик.

Насыпаем чайную ложку соды внутрь воздушного шарика. Наливаем уксус в бутылку. Надеваем шарик на горлышко бутылки и высыпаем содержимое шарика в бутылку.

Суть опыта:

При добавлении соды в уксус (гашение соды) выделяется углекислый газ CO2, который и наполняет воздушный шарик.

2. Несгораемый платок

Оборудование: небольшой лоскуток из хлопчатобумажной ткани, горелка, пинцет, длинная лучинка, этиловый спирт.

Прополаскиваем в воде лоскуток, затем слегка отжимаем его (так, чтобы он был достаточно влажным) и хорошо пропитываем его спиртом. Захватываем лоскуток за один из его концов пинцетом и, держа его в вытянутой руке, подносим к ткани длинную лучинку. Спирт сразу вспыхнет – создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым, так как температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем для спирта.
Задача археологов не просто извлечь из земли археологический памятник, а непрерывно, слой за слоем вести наблюдение за раскапываемой землей, наносить увиденное на планы, фотографировать каждый найденный предмет.
3.5. Задание по фотографированию

Каждый из участников выбирает «площадку» для фотографирования. Располагает на ней любые, выбранные им, мелкие предметы (ручки, карандаши, фломастеры, ластик...). Фотографирует посредством мобильного телефона «картинку». Затем сравнивают фотографии. У кого снимок получился качественнее.
Профессиональный археолог должен обладать: навыками рисования, черчения.

3.6. Задание по рисованию

Участники рисуют любое первобытное существо. У кого оно получится узнаваемей.
3.7. Задание по черчению

1. Ход конем

Сыграем в шахматы. Только играть будем одной фигурой – конем. Прочитайте, двигаясь от буквы к букве, любимую фразу учителей черчения. Фраза начинается с « . Кто быстрее справится с заданием.


4. Профессионально-важные качества археолога

Из-за длительных археологических экспедиций человек данной профессии должен быть эмоционально подготовлен, спокоен и уравновешен.

Так как деятельность археолога связана с частыми раскопками в различных климатических условиях, необходима хорошая физическая подготовка и выносливость.

Его работа требует огромного терпения, таланта и большого

повседневного труда.
Археолог должен быть аккуратным и старательным в работе.

4.1. Задание на старательность и аккуратность

Каждому из участников дается карточка, на которой написан небольшой текст. Нужно переписать его на отдельный листок. Кто это сделает аккуратней.

1. «Когда взяла в руки свои первые маленькие находки я увидела, что буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».

2. Работа археолога – это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях – в зное и пыли, вдали от цивилизации – бриться не рекомендуется. Но для настоящего археолога археологические находки – источник очень сильных эмоций.

Археолог должен быть внимательным к деталям, иметь склонность к исследовательской работе. Выдвигать гипотезы (предположения). У него должно быть хорошо развито воображение.
4.2. Задание на внимательность

1 команда: 2 команда:



Найди собаку среди кошек. Найди кошку среди собак.
4.3. Задание на умение выдвигать гипотезы

Надо придумать как можно больше гипотез (предположений) и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло:
1 команда: Если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?

2 команда: Если бы к нам прилетели инопланетяне на постоянное место жительства?

4.4. Задание на восприятие целостного предмета по отдельным фрагментам

Нарисуйте с помощью изображенных ниже элементов разные образы, объясните, кого вы нарисовали.



4.5. Задание на воображение

Посмотри и дорисуй.

1 команда:


2 команда:





У археолога должна быть хорошая память, аналитическое мышление.
4.6. Задание на точность зрительной памяти

1 команда: Внимательно посмотри на эту вазу. Постарайся запомнить ее. А теперь найди эту вазу среди остальных. (Ваза показывается в течение 1 минуты, затем закрывается)

2 команда: Внимательно посмотри на эти профили. Постарайся запомнить профиль, обведенный кружком. А теперь найди этот профиль среди остальных. (Этот рисунок показывается на 1 минуту, а потом закрывается)


4.7. Задание на аналитическое мышление
В погребе у царя Кощея спрятано много вещей. У маркиза Карабаса их тоже множество. Но у них есть три абсолютно одинаковых предмета. Найдите их. Кто быстрее справится с заданием.

И так. Мы рассмотрели, какими знаниями и навыками должен обладать археолог, его профессионально-важные качества. Перейдем сейчас к его профессиональной деятельности.


5. Какие задачи решают археологи

Какие задачи решаются археологами, узнаем, прочитав следующую шифрограмму:

1 команда:

йинаводелсси хынротаробал и хывелоп еинедеворп ,итсонтсем воктсачу хыньледто копоксар еинедеворП

(Проведение раскопок отдельных участков местности, проведение полевых и лабораторных исследований)

2 команда:

хыннад хыннечулоп яицазитаметсис и зилана ,волаиретам хынвихра еинечузИ

(Изучение архивных материалов, анализ и систематизация полученных данных)
6. Рабочий инструмент раскопок

Процесс раскопок очень трудоемкий. За редкими исключениями, нельзя вести раскопки сразу на всей площади изучаемого памятника. Его вскрывают по частям, иногда за два-три сезона работы, иногда в течение десятилетий и даже столетий. Например, раскопки римского города Помпеи, погибшего в 79 году при извержении вулкана Везувий, ведутся с 1748 года.
При археологических раскопках применяется самый разнообразный инструмент, какой, узнаем из следующих шифровок.

1 команда:


ды


кир




ку


ные


ки




ты



вал


моло


ки




сов




зуб


щет


ки


(кувалды, молоты, зубные щетки, кирки, совки)
2 команда:



ло


мет


сточ


ка




ки



тяп


ла


ки




ло



паты


ки


ж

(лопаты, тяпки, метла, кисточки, ложки)
Несмотря на все успехи современной техники, основным орудием работы на раскопках остается простая штыковая лопата. Никакие механические копатели не допускаются, как бы грандиозны ни были раскопки.
7. Что находят археологи при раскопках?

1 команда: Что находят археологи при раскопках? Разгадав следующий ребус, узнаешь ответ на этот вопрос.
,,, ,, ,,,



Артефакты — рукотворные предметы, объекты, подвергнувшиеся в прошлом воздействию человека, обнаруженные в результате археологических раскопок, изучаемые археологией.
2 команда: Как еще называются в археологии найденные орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека.

Разгадав следующий ребус, узнаешь ответ на этот вопрос.
, ,, т=е ,,

И
Вещественные источники. При использовании этого термина обычно подразумевается, что речь идёт об артефактах, которые не содержат каких-либо надписей.
А сейчас посмотрим на следующие картинки. На них изображены отдельные находки археологов. Как они называются с археологической точки зрения?

8. В поисках артефактов

Археолог, прежде всего специалист по добыванию и изучению вещественных источников. Археологию зачастую сравнивают с работой детектива.

Задание: У каждого из участников КВН по три «артефакта» (грецкие орехи, пуговицы, пробки, прищепки…, что найдется под рукой).

Необходимо, на выбранном каждым участником месте в квартире (в книжном стеллаже, спальне, кухне...) спрятать их. Кто быстрее найдет артефакты, спрятанные соперником.
9. Раскопки

Археолог должен уметь работать с отдельными элементами артефактов, которые нужно собрать воедино и тогда загадка разрешится.

Задание: Перед нами «песочницы», где разложены черепки глиняной посуды (разбитая чашка, блюдце…), присыпанные песком (крупой...). С помощью лопаток (ложечек) и кисточек необходимо произвести «раскопки», извлечь все элементы посуды и сложить.

Но нужно помнить главное правило - работать очень осторожно, так как предметы «старинные» и любое не ловкое движение их может повредить. Кто это сделает аккуратней и быстрее.
10. Фантазируем

Задача археолога — добыть из земли вещественные источники и прочитать по ним историю. Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны опираться на чёткие доказательства.

Ученые-археологи работают как бы с отдельными элементами мозаики, которую нужно собрать воедино, чтобы разрешить загадку. Иногда на полное раскрытие тайны какой-либо древней культуры или археологического памятника уходят годы.

Поэтому археолог должен быть творческой личностью, использовать воображение и абстрактное мышление, чтобы воссоздать первозданную картину мира прошлого.

Но мы еще не археологи и вполне можем позволить себе пофантазировать. И так, фантазируем.

Задание: Перед нами найденные «артефакты» при раскопках древнего поселения (используем детали конструкторов, различных игр..., что всегда найдется в доме, где есть ребенок). Из них надо «воссоздать облик древнего поселения».
И заключительный конкурс. Итоговая викторина.
11. Викторина

1 команда:

1. Археология, это:

- наука, изучающая моря и океаны

- наука, изучающая ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно

- наука, изучающая природные богатства страны

2. Какие школьные знания выступают основой профессии археолог:

- география, физика, история, химия

- литература, ОБЖ, пение

- физкультура, труд, русский язык

3. Какими навыками должен обладать археолог:

- по рисованию, фотографированию, черчению

- по борьбе, по рыбалке, по охоте

- по рубке дров, по скалолазанию

4. Какими качествами должен обладать археолог?

Археолог должен быть:

- трусливым, неряшливым, плаксивым

- небрежным, неграмотным, недисциплинированным

- спокойным, уравновешенным, выносливым

5. Какие задачи стоят перед археологами:

- проведение раскопок отдельных участков местности, проведение полевых и лабораторных исследований

- проведение фестивалей молодежи

6. Археологи используют следующий рабочий инструмент:

- топоры, резцы, брусья, гири, штанги, кольца

- кувалды, молоты, зубные щетки, кирки, совки

7. Артефакты это:

- рукотворные предметы

- конфеты в коробках

- сверла в упаковке

2 команда:

1. Археолог, это:

- ученый, занимающийся историей

- ученый, занимающийся цветоводством

- ученый, занимающийся изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам

2. Какие специальные знания выступают основой профессии археолога:

- металловедение, книговедение, искусствоведение

- геология, история мировых цивилизаций, культурология

- педагогика, медицина, строительная техника

3. Какими навыками должен обладать археолог:

- по рисованию, фотографированию, черчению

- по борьбе, по рыбалке, по охоте

- по рубке дров, по скалолазанию

4. Какими качествами должен обладать археолог?

Археолог должен быть:

- безответственным, хулиганистым, слабым

- аккуратным, старательным, внимательным

- грязным, смешливым, хилым

5. Какие задачи стоят перед археологами:

- изучение миграций птиц

- изучение архивных материалов, анализ и систематизация полученных данных

6. Археологи используют следующий рабочий инструмент:

- лопаты, тяпки, метла, кисточки, ложки

- грабли, бороны, плуги, весла, фрезы

7. Вещественные источники, это:

- книги, вышедшие из-под пера современного человека

- орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства

- хлебные изделия, изготовленные в печи
И так, мы познакомились с профессией археолога.
Археологические раскопки проводятся сегодня во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стёрты с лица земли по разным причинам.

То, что делает археолог, служит на благо исторической науки. Благодаря его деятельности мир преуспел в познании истории человечества.

Овеянная ореолом романтизма, археология стала привлекать людей еще в конце позапрошлого века. И не зря, ведь даже сейчас профессия археолога предусматривает поездки в экзотические уголки мира, а многочисленные фильмы про археологов повествуют об их выдуманных приключениях в древних гробницах.

Работа археолога крайне востребована на сегодняшний день, так как не отрыто ещё очень много тайн и загадок древних народов и цивилизаций нашей планеты.
Подведение итогов. Награждение победителей.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Квн. Профессия археолог iconМатематический квн
Ведущий квн соревнование в остроумии и знании, Чтоб в этот день квн вам по душе пришелся всем Нужно знания иметь прочные, Быть веселым...
Квн. Профессия археолог iconМастер-класс бориса хлебникова и ивана лебедева «режиссура и монтаж» Борис Хлебников
И говоришь: «Давай что-нибудь сделаем». И режиссер монтажа фактически перепридумывает с тобой твое кино. В результате профессия режиссера...
Квн. Профессия археолог iconКвн «Школьные годы чудесные» Пускай начнётся квн прямо здесь и сейчас
Недавно у нас в школе впервые прошел квн под названием «Школьные годы чудесные», в котором участвовали три команды: «Предки» команда...
Квн. Профессия археолог iconКвн. Профессия – космонавт
Ноо, Программы Министерства образования и науки рф: ноо, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение...
Квн. Профессия археолог iconУрок квн тема: «Математический квн»
Республике Хакасия на 2013 год, утверждённого постановле­нием Избирательной комиссии Республики Хакасия от 28 декабря
Квн. Профессия археолог iconС. Хормалы – 2011 Форма проведения внеклассного мероприятия: игра-...
История россии (включая историю татарского народа и Татарстана ) 16-18 в в. – 46 ч
Квн. Профессия археолог iconKwn doc День птиц (квн) ведущий: Дорогие ребята участники игры и...
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Квн. Профессия археолог iconЯ и моя профессия
Профессия — род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также
Квн. Профессия археолог iconКонспект развлечения квн «Волшебный мир искусства»
Квн «Волшебный мир искусства» в подготовительной группе детского сада комбинированного вида №122 города Пензы
Квн. Профессия археолог iconОбучающая инструкция для секретарей на reception Профессия секретаря...
Секретарь должен знать структуру организации, имена и должности руководителей и сотрудников
Квн. Профессия археолог icon1. Моя будущая профессия – социолог Моя будущая профессия – социолог
Кроме того мне известно, что в настоящее время наряду с экономистами, юристами на рынке труда вырастает спрос и на социологов. Это...
Квн. Профессия археолог iconЗакончил лгу, исторический факультет, 1970. Специальность: историк-археолог
Кандидатская: Мочика, Перу: опыт историко-этнографическая реконструкции. Ленинград, Ученый совет иэ ан ссср, 1977, Л
Квн. Профессия археолог iconУстный журнал на тему: "Моя будущая профессия" цели: Объяснить учащимся,...
Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке
Квн. Профессия археолог iconПрограмма «Экспресс-школа квн» для школьников средних и старших классов
Также форму квн используют некоторые учителя начальной и средней школы на уроках или праздниках, для чего ими разрабатываются адаптированные...
Квн. Профессия археолог iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Квн живёт, торжествует. Теперь мы играем в школьный квн. Нам по 11 – 18. Впрочем, это не совсем так. С нами вместе «кавеэнятся» наши...
Квн. Профессия археолог iconРеферат по информатике на тему «Моя профессия»
Профессия (лат professio — официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск