Скачать 141.65 Kb.
|
Иконникова Н.К. Общая социология Лекции 1-2. Социология как наука, история, подходы, структура, методы
Что такое социология? В классическом понимании: социология – это научное изучение общества, социальных отношений и отдельных общностей, т.е.
Современная трактовка основана на понятии «социологическое воображение», оно позволяет (по П. Монсону)
Функции социологии
Объект и предмет социологии как науки - различаются в зависимости от теоретико-методологического подхода. Сложилось два таких основных подхода, наиболее различающихся по основаниям, две традиции в социологии, созданные двумя классиками. 1) Объективистская Объект социологии: Социальные системы и отношения Предмет социологии: «Обнаружение объективных законов, объясняющих социальные факты» (Э. Дюркгейм); «Исследование социальной структуры общества, систем и организаций, взаимодействия внутри общества» (Г.В. Осипов) 2) Субъективистская Объект социологии: Люди и отношения между ними Предмет социологии: «Определение субъективных значений социальных действий» (М. Вебер); «Научное и систематичное исследование поведения людей, живущих в группах» (Дж. Ноббс) Становление социологии Социология как наука об обществе возникает в результате расколдовывания мира, секуляризации, демократизации и формализации общественных отношений – т.е. как наука о современном западном обществе. Этому обществу приписывается преобладание формальных отношений (формальный порядок социальных институтов, статусов), абстрактных посредников во взаимодействиях и коммуникациях (все более формализуемые языки, деньги и т.д.), и преобладание рациональных знаний и мотивов социального поведения, знания есть описание и объяснение действительного (а не должного или сверхъестественного). Основные этапы развития социологии как науки
Социологический проект Огюста Конта Auguste Comte (1798 – 1857)
Классические и современные социологические теории
Понятие парадигмы Томас Кун (1922-1996) «Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения» (Кун Н. Структура научных революций. М., 1975. С. 11)
Понятие эпистемы Мишель Фуко (1926-1984) Это структуры, существенно обусловливающие возможность определенных взглядов, концепций… в тот или иной исторический период. (Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994.) Наука сегодня – это не познавательная деятельность и институт, а
М. Фуко подробно рассматривает понятие дискурса в работе «Порядок дискурса», однако и другие его работы позволяют раскрыть это понятие и особенности подхода Фуко. Дискурс представляет собой для него совокупность высказываний, которые подчиняются определенной системе формирования, отражающей порядок власти. Понятие «дискурс» используется в современных социальных исследованиях для описания того специфического способа организации публичных коммуникаций и рационализации разделяемых смыслов, которые характерны для пост- или поздних модерных обществ. Существует широкий спектр трактовок данного понятия, начиная с отождествления дискурса с набором моделей-правил (паттернов), структурирующих язык и одновременно, тем самым, обусловливающих высказывания людей в различных сферах социальной жизни. Еще одной существенной чертой понятия дискурс является то, что оно описывает актуально произнесенный текст, это понятие, касающееся речи, он всегда касается каких-то конкретных объектов в конкретной обстановке и в конкретном контексте, в отличие от собственно текста как абстрактной грамматической структуры, связанной с системой языка, формальными лингвистическими категориями. Т.А. Ван Дейк при этом называет дискурс «социальной формацией», позволяющие на микросоциальном уровне воспроизводить идеологию и культуру (макросоциальные феномены) как коллективные репрезентации действительности1. Джоан Скотт подчеркивает, что дискурс – это «исторически, социально и институционально обусловленная структура высказываний, понятий, категорий, убеждений», а отнюдь не только язык и текст, пусть и актуальные2. Русская социологическая мысль
Существует личная преемственность от академической русской к современной западной социологии: П. Сорокин, Г.Гурвич, связанная в большей степени с эмиграцией ведущих российских ученых, чем распространением их работ.
Академическая социология
Вершины академической социологии: Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916)
Интегральная социология: Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) 1905 – 1920: позитивизм, бихевиоризм, академизм «Преступление и кара» 1920 – 1930: Теория социальной стратификации. Теория социальной мобильности. Социология революций Сер. 1930-х: Критика сциентизма и эмпиризма. Социальная и культурная динамика. Интегральная теория С 1940-х: Этика. «Реконструкция человечества». «Альтруистическая любовь: изучение американских добрых соседей и христианских святых» Президент Международного института социологии (1936), Президент Американской социологической ассоциации (1964) Публицистическая социология
Сегодня: проект «публичной социологии» (public sociology)
Развитие социологических концепций связано с развитием двух основных теоретико-методологических подходов. Основные вопросы: 1) Определение объекта и предмета А) Общество состоит из людей и отношений между ними (классические теории Г.Спенсера и М. Вебера) – в современных теориях этого подход представлен концепциями:
Б) Общество как надиндивидуальная реальность, социальный организм или система (классические теории О. Конта, Э. Дюркгейма) – в современных теориях этого подход представлен концепциями:
В) Наряду с двумя основными подходами формируются объединительные парадигмы, которые пытаются учесть оба аспекта социальной реальности:
2) Каков характер социальных процессов, на чем основано функционирование социальной системы. А) Общество существует и развивается благодаря согласию (классические теории: функционализм, Г. Спенсер, Э.Дюркгейм) – в современных теориях этого подход представлен концепциями:
(конфликт как источник беспорядка, неустойчивости социальной системы, свидетельство дисфункциональности ее элементов) Б) Общество существует и развивается за счет конфликтов (классическая теория К.Маркс – антагонистические противоречия, основанные на экономических отношениях) – современные теории не склонны рассматривать противоречия как антагонистические, а настаивают на их конструктивном характере; конфликт как источник развития. Это концепции:
(используются понятия господство, конфликт, подавление) Соотношение социологии с другими науками Структура социологии Другой способ представления структуры:
Социологические законы
Основные категории социологического анализа Феминистский проект в социологии Три «изма» социальной критики:
Методы социологии Общие методы, позволяющие осуществить исследование
Методики социологического исследования Количественные и качественные методы – образуют континуум, различны, но не противоположны
Любой метод изменяет изучаемый объект, имеют место «эффект инструмента» (влияние метода), «эффект интервьюера» (влияние восприятия респондентом личных характеристик и социальных статусов, ролей интервьюера). Выборочное исследование Это исследование части объекта, позволяющее «попробовать» все элементы объекта Выборка должна быть репрезентативна (отображать те структурные элементы объекта, которые важны с точки зрения исследования) Однако при этом она отображает и то, какую значимость тем или иным структурным элементам объекта придают исследователи (или – респонденты) Объект исследования Генеральная совокупность – локализованный объект Выборочная совокупность – определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу Единица отбора – элементы, отбираемые на каждом этапе выборки по особому плану Единица анализа – элементы выборочной совокупности, подлежащие анализу Виды и методы выборки
Объем выборки Зависит от дисперсии генеральной совокупности Пробный опрос – 100-250 человек Массовый опрос до 5000 чел. – не менее 500 чел. Массовый опрос более 5000 чел. – 10% состава, но не более 2000-2500 чел. Комплексные исследования при сложной структуре генеральной совокупности (общероссийский опрос, «омнибус») – 3000-3500 чел. При публикации и использовании результатов эмпирических исследований встают вопросы: - каково значение академических публикаций и дискуссий для общества и изучаемых групп в нем? - при публичном представлении результатов в СМИ (особенно в изложении и/или редакции журналистов, издания) – насколько точно и адекватно представляется информация? - публикуемые результаты опросов – отражают общественное мнение или формируют его? (в том числе, не воспроизводят ли они стереотипы, привычные повседневные установки?) Выводы
Поэтому:
1 Ван Дейк Т. А. К определению дискурса. 1998. [WWW-документ] Режим доступа: URL http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm 2 Scott J.W. Deconstructing Equality-Versus-Difference; or, The Uses of Poststructuralist Theory for Feminism // Feminist Studies. 1988. N 14.1. P. 35. |
Лекции Название лекции Круг вопросов Период: октябрь-январь 1 Входной тест 2 Биология как наука. Свойства живых организмов. Методы исследования живых организмов. Уровни жизни | Тема Социология как наука. Основные этапы становления и развития... Социология – наука о закономерностях оформления социальных позиций и поведения индивидов в рамках социальных общностей, о становлении,... | ||
Программа дисциплины «Социальная структура и социальная стратификация»... Общество как развивающаяся система. Основные подходы к анализу социальной структуры общества | Кол-во Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии | ||
Общеобразовательных учреждений Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии | Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет... Социология как совокупность различных социальных теорий, стратегий и техник исследования общества. Основные подходы, используемые... | ||
Тестовые задания по теме «Социология как наука» Когда впервые появился термин «социология» Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит" | План чтения лекции по учебной дисциплине «Математические методы» Раздел №2 Венцель Е. С. Исследование операций. Задач, принципы, методология. – М.: Наука, 1980 | ||
Билет №1 Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками.... Цель освоения дисциплины «политическая социология» усвоение студентами основных категорий и понятий политической социологии как эмпирической... | Программа дисциплины Введение в специальность: история наук о культуре... Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Список литературы на выставку «Ботаника-наука о растениях» Барабанов Е. И Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы» | Ю. а гусев наука как духовная парадигма: «О, сколько нам открытий... Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Биология как наука. Методы научного познания Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих... | Курс лекций по дисциплине «Социология» Тема Социология как наука Предмет познания в социологии Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез... | ||
План факт план факт Т. 2 (10 ч.) О ком рассказывает история 1 История – наука о жизни людей. Какие группы людей изучает историческая наука. Чем отличаются различные этносы и народы. Что такое... | Образовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»... Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... |