Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы





Скачать 141.65 Kb.
НазваниеЛекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы
Дата публикации23.06.2013
Размер141.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Иконникова Н.К.

Общая социология

Лекции 1-2. Социология как наука, история, подходы, структура, методы

  • Социология как наука

  • Социологическое воображение

  • Становление и основные этапы развития социологии

  • Русская социологическая мысль

  • Основные подходы в современной социологии

  • Строение социологии и соотношение с другими науками

  • Методы социологии


Что такое социология?

В классическом понимании: социология – это научное изучение общества, социальных отношений и отдельных общностей, т.е.

  • изучение социологических фактов

  • выделение таких свойств явлений (фактов), которые могут быть измерены

  • объяснение фактов с точки зрения строения общества, характера отношений и взаимодействий вовлеченных в них людей

Современная трактовка основана на понятии «социологическое воображение», оно позволяет (по П. Монсону)

  • Объяснять общество

  • Понимать общество

  • Изменять общество

  • Жить в обществе

  • Изучение формальных и неформальных аспектов социальной жизни

  • Изучение разделяемых норм и ценностей; во внимание принимаются объяснения ситуации, даваемые участниками взаимодействия; исследование социальных практик

  • «Проблемы»: социальные и социологические (З. Бауман)


Функции социологии

  • Мировоззренческая: формирование общей и научной картины мира

  • Объяснительная: создание теории общества как модели явлений и процессов и системы принципов их изучения

  • Прогностическая: предсказание тенденций и движущих сил изменений

  • Методологическая: разработка инструментария социальных исследований

  • Социально-критическая, публичная: самопознание общества


Объект и предмет социологии как науки

- различаются в зависимости от теоретико-методологического подхода. Сложилось два таких основных подхода, наиболее различающихся по основаниям, две традиции в социологии, созданные двумя классиками.

1) Объективистская

Объект социологии: Социальные системы и отношения

Предмет социологии: «Обнаружение объективных законов, объясняющих социальные факты» (Э. Дюркгейм); «Исследование социальной структуры общества, систем и организаций, взаимодействия внутри общества» (Г.В. Осипов)

2) Субъективистская

Объект социологии: Люди и отношения между ними

Предмет социологии: «Определение субъективных значений социальных действий» (М. Вебер); «Научное и систематичное исследование поведения людей, живущих в группах» (Дж. Ноббс)
Становление социологии

Социология как наука об обществе возникает в результате расколдовывания мира, секуляризации, демократизации и формализации общественных отношений – т.е. как наука о современном западном обществе.

Этому обществу приписывается преобладание формальных отношений (формальный порядок социальных институтов, статусов), абстрактных посредников во взаимодействиях и коммуникациях (все более формализуемые языки, деньги и т.д.), и преобладание рациональных знаний и мотивов социального поведения, знания есть описание и объяснение действительного (а не должного или сверхъестественного).
Основные этапы развития социологии как науки

  • Предыстория социологии

  • Классический этап (сер. XIX в. - 1939)

    • Ранняя социологическая классика

    • Поздняя классика: формирование основных подходов, институционализация социологии как науки (с 1893, Париж – Международный институт социологии, с 1916 в России – создание Русского общества социологов имени М.М.Ковалевского)

  • Современный этап

    • Послевоенная социология (1945 – 1960-е )

    • Новейшая социология


Социологический проект Огюста Конта

Auguste Comte (1798 – 1857)

  • Социальная физика – Социология – Позитивная наука об обществе (реальное, полезное, определенное, точное, положительное знание)

  • Общество как реальность, целостная и взаимосвязанная

  • Методы: наблюдение, эксперимент, сравнение

  • Социальная статика и социальная динамика

  • Закон трех стадий исторического развития человечества: теологическая, метафизическая, позитивная. Материальный, физический, интеллектуальный, моральный прогресс


Классические и современные социологические теории

  • Понятие парадигмы Т. Куна и эпистемы М. Фуко – описывают логику развития знаний во взаимодействии сообщества науки и общества

  • Социология как самопознание общества

  • Классические социологические теории

    • Эволюционная концепция Г. Спенсера, введение понятий «структуры, функций и институтов»

    • Понятие социального действия. Э.Дюркгейм: концепция социальных фактов, теория аномии

    • “Понимающая социология” М. Вебера, понятие и типы социального действия. Общее понятие о власти и бюрократии. Исследование протестантской этики


Понятие парадигмы

Томас Кун (1922-1996)

«Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения» (Кун Н. Структура научных революций. М., 1975. С. 11)

  1. Символические обобщения (формализации)

  2. Метафизические общеметодологические представления

  3. Цементирующие сообщество ценности

  4. Образцы – признанные примеры


Понятие эпистемы

Мишель Фуко (1926-1984)

Это структуры, существенно обусловливающие возможность определенных взглядов, концепций… в тот или иной исторический период. (Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994.)

Наука сегодня – это не познавательная деятельность и институт, а

  • Особые типы дискурсов

  • Конституирующие научную
    реальность социальные практики

  • Сеть властных отношений

М. Фуко подробно рассматривает понятие дискурса в работе «Порядок дискурса», однако и другие его работы позволяют раскрыть это понятие и особенности подхода Фуко. Дискурс представляет собой для него совокупность высказываний, которые подчиняются определенной системе формирования, отражающей порядок власти.

Понятие «дискурс» используется в современных социальных исследованиях для описания того специфического способа организации публичных коммуникаций и рационализации разделяемых смыслов, которые характерны для пост- или поздних модерных обществ. Существует широкий спектр трактовок данного понятия, начиная с отождествления дискурса с набором моделей-правил (паттернов), структурирующих язык и одновременно, тем самым, обусловливающих высказывания людей в различных сферах социальной жизни. Еще одной существенной чертой понятия дискурс является то, что оно описывает актуально произнесенный текст, это понятие, касающееся речи, он всегда касается каких-то конкретных объектов в конкретной обстановке и в конкретном контексте, в отличие от собственно текста как абстрактной грамматической структуры, связанной с системой языка, формальными лингвистическими категориями. Т.А. Ван Дейк при этом называет дискурс «социальной формацией», позволяющие на микросоциальном уровне воспроизводить идеологию и культуру (макросоциальные феномены) как коллективные репрезентации действительности1. Джоан Скотт подчеркивает, что дискурс – это «исторически, социально и институционально обусловленная структура высказываний, понятий, категорий, убеждений», а отнюдь не только язык и текст, пусть и актуальные2.
Русская социологическая мысль

  • 1880-е гг. – 1917 Дореволюционная социология

      • Академическая социология

      • Публицистическая социология

Существует личная преемственность от академической русской к современной западной социологии: П. Сорокин, Г.Гурвич, связанная в большей степени с эмиграцией ведущих российских ученых, чем распространением их работ.

  • 1917 – 1985 Советская социология

      • 1917 – 1922

      • 1958 – 1985

  • 1985 – по настоящее время Постсоветская социология


Академическая социология

    • Механицизм (Александр Иванович Стронин, 1827 – 1889, пирамидальная структура общества и круговые структуры, географические и исторические факторы)

    • Органицизм (Павел Федорович Лилиенфельд, 1829 – 1903, общество как организм, социальная патология)

    • Юридическая социология (Ю.С.Гамбаров, Б.Н.Чичерин, Л.П.Петражицкий и др. Государство – не юридическое лицо, а система связей между индивидами и должностными лицами)

    • Социогеография (Лев Ильич Мечников, 1838 – 1888, развитие общества как рост солидарности, кооперации. Роль гидрологического фактора)

    • Психологическое направление


Вершины академической социологии:

Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916)

    • Позитивизм в русской социологии

    • Многофакторный и сравнительно-исторический анализ

    • Прогресс общества как развитие солидарности (расширение границ замиренности)

    • Изучение возникновения основных социальных институтов

Интегральная социология: Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968)

1905 – 1920: позитивизм, бихевиоризм, академизм «Преступление и кара»

1920 – 1930: Теория социальной стратификации. Теория социальной мобильности. Социология революций

Сер. 1930-х: Критика сциентизма и эмпиризма. Социальная и культурная динамика. Интегральная теория

С 1940-х: Этика. «Реконструкция человечества». «Альтруистическая любовь: изучение американских добрых соседей и христианских святых»

Президент Международного института социологии (1936), Президент Американской социологической ассоциации (1964)
Публицистическая социология

    • Русская идея в социологии (Николай Яковлевич Данилевский, 1822 – 1885, общие закономерности цивилизационного процесса. К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев: православие и монархия)

    • Социальная теория анархизма (Михаил Александрович Бакунин, 1814 – 1876, из царства животных в царство свободы, разумного труда, науки. Петр Алексеевич Кропоткин, 1842 – 1921, индивидуализм, рынок, представительная демократия как кризисные черты западной цивилизации)

    • Субъективная социология (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский – теория героя и вождя)

    • Марксистская социология (П.С.Струве, М.И.Туган-Барановский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Г.В.Плеханов, А.А.Богданов, В.И.Ленин)


Сегодня: проект «публичной социологии»

(public sociology)

  • Признание ответственности социологии и социолога перед обществом, гражданским обществом

  • «Слышать, ценить и включать голос общественности, признать собственный вклад людей в осмысление их личного практического опыта»

  • Постановка значимых для групп и сообществ проблем и представление результатов неакадемической аудитории


Развитие социологических концепций

связано с развитием двух основных теоретико-методологических подходов.

Основные вопросы:

1) Определение объекта и предмета

А) Общество состоит из людей и отношений между ними (классические теории Г.Спенсера и М. Вебера) – в современных теориях этого подход представлен концепциями:

  • Этнометодология (Г. Гарфинкель)

  • Феноменология (А. Шюц)

Б) Общество как надиндивидуальная реальность, социальный организм или система (классические теории О. Конта, Э. Дюркгейма) – в современных теориях этого подход представлен концепциями:

  • (Нео)Марксизм,

  • Структурно-функциональные теории (Т.Парсонс, Р.Мертон, Л.Козер)


В) Наряду с двумя основными подходами формируются объединительные парадигмы, которые пытаются учесть оба аспекта социальной реальности:

  • Э.Гидденс

  • П.Бурдье

  • П.Штомпка


2) Каков характер социальных процессов, на чем основано функционирование социальной системы.

А) Общество существует и развивается благодаря согласию (классические теории: функционализм, Г. Спенсер, Э.Дюркгейм) – в современных теориях этого подход представлен концепциями:

  • Т.Парсонс

  • Р.Мертон

(конфликт как источник беспорядка, неустойчивости социальной системы, свидетельство дисфункциональности ее элементов)

Б) Общество существует и развивается за счет конфликтов (классическая теория К.Маркс – антагонистические противоречия, основанные на экономических отношениях) – современные теории не склонны рассматривать противоречия как антагонистические, а настаивают на их конструктивном характере; конфликт как источник развития. Это концепции:

  • Р.Козер,

  • Р.Дарендорф

(используются понятия господство, конфликт, подавление)
Соотношение социологии с другими науками

Структура социологии



Другой способ представления структуры:

  • Микросоциология

    • Интеракция и взаимодействие людей, их поведение, мотивы

    • Повседневная жизнь

    • Значения, которые люди придают событиям и поступкам

      • Дружеское общение

      • Отношения лидеров, руководителей как личностей

  • Макросоциология

    • Общество в целом

    • Структуры и институты общества

    • Формальная сторона процессов

      • Отношения друзей как представителей групп, институтов

      • Должностные модели поведения


Социологические законы

  • Отражают объективные, естественно-исторические процессы или непреднамеренные последствия действий

  • Объясняют социальные факты социальными причинами («социологизм», Э.Дюркгейм)

  • Формулируются для определенного уровня сложности и абстрактности социальных явлений и процессов (макро- и микро-, общие, отраслевые, всеобщие, конкретные…)

  • Имеют вероятностный характер (М. Вебер)


Основные категории социологического анализа



Феминистский проект в социологии

Три «изма» социальной критики:

  • Сексизм

  • Расизм

  • Эйджизм (Ageism)


Методы социологии
Общие методы, позволяющие осуществить исследование

  • Формулировка проблемы (программа)

      • Гносеологические и предметные проблемы

      • Общенациональные, региональные, местные (корпоративные); институциональные, публичные, групповые, индивидуальные

      • Длительные, средне- и краткосрочные

  • Интерпретация понятий (стратегия)

      • Определение цели, объекта и предмета исследования

      • Анализ основных понятий, их операционализация

      • Гипотезы – научные предположения, выдвигаемые для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть

  • Разработка методики (тактика)

      • Формулировка задач (основные и дополнительные)


Методики социологического исследования
Количественные и качественные методы – образуют континуум, различны, но не противоположны

  • Социологический опрос (от анкетного опроса до глубинного интервью)

  • Экспертный метод (от человеко-машинных систем до интуитивных оценок

  • Наблюдение (от формализованного невключенного до включенного)

  • Анализ документов (контент-анализ, может быть формализованным и неформализованным, понимающим (герменевтика))

  • Эксперимент, в том числе

      • Фокус-группа

      • Социометрия

      • Холл-тест

      • Полевой эксперимент

Любой метод изменяет изучаемый объект, имеют место «эффект инструмента» (влияние метода), «эффект интервьюера» (влияние восприятия респондентом личных характеристик и социальных статусов, ролей интервьюера).
Выборочное исследование

Это исследование части объекта, позволяющее «попробовать» все элементы объекта

Выборка должна быть репрезентативна (отображать те структурные элементы объекта, которые важны с точки зрения исследования)

Однако при этом она отображает и то, какую значимость тем или иным структурным элементам объекта придают исследователи (или – респонденты)
Объект исследования

Генеральная совокупность – локализованный объект

Выборочная совокупность – определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу

Единица отбора – элементы, отбираемые на каждом этапе выборки по особому плану

Единица анализа – элементы выборочной совокупности, подлежащие анализу
Виды и методы выборки

  • Вероятностная выборка

      • Случайный отбор (бесповторный или повторный) (для совокупностей не более 800-1000 единиц)

      • Механическая выборка (через равные интервалы)

      • Метод серийной выборки (разбиение на однородные части (серии))

      • Метод гнездовой выборки (отбор одной из однородных групп)

  • Целенаправленная выборка

      • Стихийная выборка, метод «снежного кома»

      • Метод основного массива (50-60%)

      • Метод квотной выборки

  • Сочетание вероятностной и квотной выборки – наиболее распространенный метод


Объем выборки

Зависит от дисперсии генеральной совокупности

Пробный опрос – 100-250 человек

Массовый опрос до 5000 чел. – не менее 500 чел.

Массовый опрос более 5000 чел. – 10% состава, но не более 2000-2500 чел.

Комплексные исследования при сложной структуре генеральной совокупности (общероссийский опрос, «омнибус») – 3000-3500 чел.
При публикации и использовании результатов эмпирических исследований встают вопросы:

- каково значение академических публикаций и дискуссий для общества и изучаемых групп в нем?

- при публичном представлении результатов в СМИ (особенно в изложении и/или редакции журналистов, издания) – насколько точно и адекватно представляется информация?

- публикуемые результаты опросов – отражают общественное мнение или формируют его? (в том числе, не воспроизводят ли они стереотипы, привычные повседневные установки?)
Выводы

  • Социология – систематическое изучение человеческих обществ, особенно современных индустриальных систем

  • Это наука – именно в силу систематических методов

  • Одновременно социология есть самопознание общества, раскрывает значение и смысл действий и событий путем понимания, воображения

Поэтому:

  • В теориях отражаются историческое развитие и национальные духовные традиции

  • Используемые понятия и методики основываются на некоторой теории и ценностях


1 Ван Дейк Т. А. К определению дискурса. 1998. [WWW-документ] Режим доступа: URL http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm

2 Scott J.W. Deconstructing Equality-Versus-Difference; or, The Uses of Poststructuralist Theory for Feminism // Feminist Studies. 1988. N 14.1. P. 35.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconЛекции Название лекции Круг вопросов Период: октябрь-январь 1 Входной тест 2
Биология как наука. Свойства живых организмов. Методы исследования живых организмов. Уровни жизни
Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconТема Социология как наука. Основные этапы становления и развития...
Социология – наука о закономерностях оформления социальных позиций и поведения индивидов в рамках социальных общностей, о становлении,...
Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconПрограмма дисциплины «Социальная структура и социальная стратификация»...
Общество как развивающаяся система. Основные подходы к анализу социальной структуры общества
Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconКол-во
Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии
Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconОбщеобразовательных учреждений
Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии
Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconПрограмма курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет...
Социология как совокупность различных социальных теорий, стратегий и техник исследования общества. Основные подходы, ис­пользуемые...
Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconТестовые задания по теме «Социология как наука» Когда впервые появился термин «социология»
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит"
Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconПлан чтения лекции по учебной дисциплине «Математические методы» Раздел №2
Венцель Е. С. Исследование операций. Задач, принципы, методология. – М.: Наука, 1980
Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconБилет №1 Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками....
Цель освоения дисциплины «политическая социология» усвоение студентами основных категорий и понятий политической социологии как эмпирической...
Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconПрограмма дисциплины Введение в специальность: история наук о культуре...
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconСписок литературы на выставку «Ботаника-наука о растениях» Барабанов Е. И
Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы»
Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconЮ. а гусев наука как духовная парадигма: «О, сколько нам открытий...
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconБиология как наука. Методы научного познания
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconКурс лекций по дисциплине «Социология» Тема Социология как наука Предмет познания в социологии
Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез...
Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconПлан факт план факт Т. 2 (10 ч.) О ком рассказывает история 1
История – наука о жизни людей. Какие группы людей изучает историческая наука. Чем отличаются различные этносы и народы. Что такое...
Лекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы iconОбразовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»...
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск