Скачать 89.6 Kb.
|
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наш Снежинск - самый лучший город на планете» А.А.Лошкарева, воспитатель МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 13" Задачи: Образовательные: 1. Систематизировать знания детей о родном крае, городе и уметь применять их в практической деятельности (улицы, перекрестки, микрорайон, здания). 2. Упражнять в умении группировать здания по их назначению, объясняя характерные особенности. 3. Учить составлять описательный рассказ о жилом доме. 4. Закреплять умение ориентироваться по плану, используя в речи пространственные математические понятия. Коррекционно-развивающие: 1. Активизировать лексическую сторону речи по данной теме (особое внимание уделять качественному словарю). 2. Совершенствовать навыки словообразования (относительные прилагательные, сложные слова, состоящие из 2-х основ). 3. Закреплять навык составления короткого описательного рассказа о жилом доме, используя при необходимости план-схему. 4. Продолжать учить детей строить полное, связное, последовательное высказывание при ответах, используя сложные предложения разной структуры. 5. Продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно- логическое мышление. Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к родному городу, его истории, людям - труда, поддерживать чувство гордости за то, что мы – снежинцы – жители такого удивительного, неповторимого города. 2. Воспитывать уверенность в себе у каждого ребенка. 3. Воспитывать дружеские отношения, умение общаться со сверстниками, с взрослыми. Ход занятия: Звучит песня «Ой, калина!» Н.Плешивцева Воспитатель заводит детей в хоровод в центре группы. Воспитатель. Ребята, сегодня у нас будет увлекательное занятие. Нас ждет встреча с необычным героем, «путешествие» на автобусе по нашему городу. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Александра Орлова. В нем говорится об одном городе, название которого автор не упоминает, но догадаться нетрудно. Слушайте стихотворение внимательно, «слова-подсказки» помогут вам определить его название. Заостренно сосен стрелы Смотрят в небо среди скал, Красотой своей несмелой Полюбился нам Урал. Край озерной светлой сини, Где зеленую тайгу Голубые моют ливни На скалистом берегу. Здесь, вдоль берега крутого, С каждой улицей знаком, Небольшой красивый город Вырос каменным цветком. По каким «словам-подсказкам» вы можете догадаться, о каком городе идёт речь? Дети: Урал, озёрный край. Воспитатель: Значит, этот город находится на Урале, про него можно сказать, что он уральский. Уральских городов очень много. Вы можете назвать некоторые из них? Дети: Екатеринбург, Челябинск, Касли, Кыштым, Озерск, Вишневогорск, Сысерть.... Воспитатель: Эти «подсказки» еще не главные. По ним мы не можем определить название города. Ищем еще «подсказки». «…Вдоль берега крутого…» Что значит "крутой" берег? Как можно сказать по-другому? Дети: отвесный, обрывистый, скалистый. Воспитатель показывает картинку с изображением крутого берега. Воспитатель: На берегу какого озера стоит наш город? Дети: На берегу озера Синара. Воспитатель: Что значит фраза: «… С каждой улицей знаком...»? Автор говорит о том, что в этом городе нам знакома каждая улица. Значит, это тот город, в котором мы живем. Значит это какой город? (Ответы детей) Это город - Снежинск. Как поэт называет наш город? Найдите слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Дети: Небольшой, красивый. Воспитатель: А вы могли бы продолжить этот ряд? Дети: Уральский, зеленый, чистый, современный, уютный, благоустроенный, светлый, молодой, закрытый, юный, родной, милый, любимый.. Воспитатель: С чем автор сравнивает наш родной Снежинск? Дети: С каменным цветком. Воспитатель: А почему с цветком? Дети: Все красивое сравнивают с цветком. Воспитатель: Почему с каменным? Может быть, автор имел в виду красоту каменного цветка Хозяйки медной горы из сказов П.П. Бажова; а может быть потому, что в самом городе нет ни одного деревянного здания? А из какого материала построены городские здания? Дети: Из кирпича – кирпичные, из панелей – панельные, из железа и бетона - железобетонные.... Воспитатель: Итак, подведем итог. Мы догадались, что автор пишет о нашем городе Снежинске. Добавлю, что он житель нашего города, значит он ...снежинец. Следовательно, он хорошо знает наши снежинские улицы, а раз пишет с такой теплотой о городе, то он его очень любит. А как называют жительниц Снежинска? А маленьких – жителей? А вы, ребята, любите свой город? Что вам в нем нравится? (Ответы детей). Появляется игрушка Снежик. Снежик: И я люблю этот город. Мне в нем все нравится. А особенно люди. Ведь они-то меня и придумали. Они захотели, чтобы у снежинских детей была своя, необычная игрушка, которую бы они любили, играли бы с ней. Воспитатель: Очень хорошо, Снежик, что ты пришел к нам на занятие. Будем вести его вместе, сотрудничать! Снежик: Замечательно! Я согласен. Воспитатель: А сейчас мы все вместе посетим один из микрорайонов нашего города. А что такое микрорайон? Дети: Микрорайон - это часть города. Дети подходят к макету. На макете нет ни одного здания. Обозначены улицы, тротуары, участки сохраненного леса. Воспитатель: Ребята, можно ли сказать, какой это микрорайон? Дети: Нет. Воспитатель: А почему? Чего здесь нет? Дети: Здесь нет ни одного здания. Воспитатель: Правильно, ведь именно здания определяют "лицо" микрорайона и города. А какие бывают здания? (жилые, общественные, промышленные, особые - церкви, соборы). Назовите промышленные здания Дети: Заводы, фабрики. Воспитатель: В нашем городе их нет рядом с жилыми зданиями. Крупные предприятия института, котельная, заводы находятся вдалеке от города. В этом еще одна особенность нашего города. Чтобы вам помочь, я поставлю одно здание. Воспитатель ставит макет детского сада «Родничок». Воспитатель: Узнаете? Что это за здание? Можете назвать его адрес? Дети: Это здание нашего детского сада "Родничок". Он находится в 18-м микрорайоне, на улице Чуйкова-14. Воспитатель: Назовите улицы нашего микрорайона. Дети: Чуйкова, Забабахина, Комсомольская, проспект Мира. Воспитатель: Какая из этих улиц проходит перед детским садом? Дети: Улица Забабахина. Воспитатель: Какая улица расположена за детским садом? Дети: Улица Комсомольская. Воспитатель: А какая улица расположена слева от детского сада? Дети: Улица Чуйкова. Воспитатель: Где находится улица Мира? Дети: Справа от детского сада. Дети после каждого ответа берут названия улиц и кладут их на макет. Воспитатель: С улицами мы определились. А детский сад это жилое или общественное здание? Дети: Общественное, потому что мы здесь не живем, а приходим сюда на день, пока мамы и папы работают. Воспитатель: Какие еще общественные здания есть в 18-ом микрорайоне и где они расположены? Дети: Детский сад "Семицветик", школа № 117, торговый центр "Меркурий", рынок "Лыковский", магазин "Околица". Детский сад "Семицветик" находиться за детским садом «Родничок», школа - слева от детского сада «Родничок», торговый центр «Меркурий» и рынок «Лыковский» - на углу улицы Забабахина и проспекта Мира, магазин "Околица" - на углу улиц Чуйкова и Комсомольской. Воспитатель: Как сказать о всех остальных зданиях? Какие они? Дети: Жилые, в них живут снежинцы. Воспитатель: Кто из вас живет в этом микрорайоне? Расскажите о вашем доме, назовите свой домашний адрес. Воспитатель дает образец высказывания: Я живу на улице Чуйкова в доме № 4. Мой дом панельный, двухподъездный, пятиэтажный, розового цвета. Моя квартира находится на третьем этаже, ее номер 18. В ней 2 комнаты, она благоустроенная. Мне нравится мой дом, мой двор и моя квартира. Снежик: Я очень рад за ваших ребят! Они хорошо знают свой микрорайон, подробно рассказали о нем. Но мне кажется, дети немного устали. Отдохнем, споем весёлую песенку и потанцуем! Песня на сл. М.Кравчука «Вырастает город…», муз.Е.Теличеевой Едем мы по улицам, Песенки поем. Вас, родные улицы, Совсем не узнаем. Здесь пустырь был кругом,- Это знает каждый, А теперь на месте том Дом многоэтажный. Мы глядим, там и тут - Клумбы и газоны, А навстречу к нам бегут Молодые клены. Едем мы по улицам, Песенки поем. Вас, родные улицы, Совсем не узнаем. Не по дням - по часам Вырастает город. В Снежинске мы все живем, Он нам очень дорог. Снежик: А вы, ребята, знаете, что сегодня во Дворце Культуры "Октябрь" проходит выставка картин и фотографий о Снежинске? Хотите туда попасть? Дети: Да, хотим. Снежик: Подойдем к плану города. Чтобы попасть на выставку надо продумать маршрут пути. Воспитатель: Покажите на карте, где находится дворец культуры "Октябрь". Дети: В центре города, на главной площади - площади имени Ленина. Воспитатель: Каким видом транспорта можно туда добраться? Дети: Автобусом, маршрутным такси. Воспитатель: А если бы вы работали в "такси", то как бы поехали? Дети берут маркеры и рисуют путь от детского сада до Дворца Культуры, затем рассказывают, как они едут, какие улицы пересекают, мимо каких зданий проезжают. Воспитатель помогает выбрать самый короткий удобный маршрут. Подходят к выставке. Коротко воспитатель напоминает о правилах поведения. Далее дает задание найти картины, изображающие то, чего в нашем городе нет и объяснить почему. Дети: В нашем городе нет такого большого моста, т.к. через город не протекает река; соборов в городе тоже нет. Это исторические памятники, которые строили очень-очень давно. А наш город молодой. Воспитатель: Дети, понравилась выставка? Эти картины еще раз подтверждают, что это красивый город, в нем очень много живописных уголков, его нельзя не любить. Сегодня во дворце культуры выставка. Ее посетят многие снежинцы и гости города. А что еще проходит в этих стенах? Дети: Концерты, спектакли, сюда приезжают на гастроли цирки из других городов, разные представления... Воспитатель: Зачем сюда приходят снежинцы? Дети: Отдохнуть. Воспитатель: А сейчас мы отправимся в одно историческое место на берегу озера Синара. Узнали место? Где оно находится? Дети: На городском пляже. Воспитатель: А почему я назвала его историческим, о чем оно напоминает снежинцам? Дети: Именно на этом месте было принято решение о начале строительства нового города. Воспитатель: Чей это портрет? Дети: Дмитрия Ефремовича Васильева - первого директора института. Под его руководством начали строить город. Воспитатель: С чего начинался наш город? Начинался наш город с палаток, С первых просек и первых костров. Песни пели задорно ребята, Отбиваясь от злых комаров. Он творенье упорных людей… Город рос на глазах, словно в песне. И в названиях улиц, конечно, Наших жителей есть имена. Пусть останутся в памяти вечно Те, кого отличала страна. (Владимир Накоскин) Воспитатель: Какие улицы города названы в честь "наших почетных жителей"? Дети: Улицы Забабахина, Ломинского, Щелкина, Пищерова, Васильева, Гречишникова. Воспитатель: А название нашего города вам нравится? Интересно узнать, как вы представляете историю этого названия? (Ответы детей) Воспитатель совместно с детьми читает стихотворение "Ах, Снежинск... " Полины Рогожиной. Ах, Снежинск! Имя-то какое! Оно прекрасней всех имен. Оно веселое, цветное, Хотя и холодок есть в нем. Не зря тебя, мой город Снежинск, Назвали именем таким. Зимой снежинок-балеринок Не счесть ученым никаким. Ведь в этом городе обычно, Хотя не всем это привычно, Полгода белый снег идет, Скрывая землю от забот. Воспитатель: Недаром говорят жители города: «Наш Снежинск - самый лучший город на планете!» |
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи... России Юрий Гагарин, о героях космоса о трудной и почетной и героической профессии космонавта | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей 4—5 лет | ||
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи... «Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он | Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-7 лет (часть 2) Программа предназначена для повышения квалификации учителей и техперсонала мерам по противопожарной безопасности в мбоу сош | Конспект занятия по развитию речи Цель: получение работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Экскурсия по лесной полянке. Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром | Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе... В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе | Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию... ... | ||
План-конспект занятия по развитию творческого воображения у детей... Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:... | Конспект логоритмического занятия по развитию речи с детьми зпр старшего дошкольного возраста Оборудование: цветик – семицветик, буква Л; профиль звука «Л»; ребус; предметные картинки; картина «Семья»; сюрприз; стенд «Папа,... | ||
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ... | Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело».... | ||
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи Конспект обычно оформляется на отдельных листах бумаги формата А4 (гарнитура шрифта – Times New Roman, кегль шрифта – 14 пт, межстрочный... | Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе... Охватывают? · Какими красками изображен лес зимой? |