Скачать 64.05 Kb.
|
Нравственное воспитание школьников через поисково-исследовательскую деятельность. Умаева Д.Л., учитель истории и обществознания МБОУ города Кургана «СОШ № 10» Притча о бабочке. Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Если взрослые будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным. Мораль этой притчи проста: только в деятельности происходит развитие ребенка, формирование его личности, только прикладывая усилия, физические, интеллектуальные и духовные, он становится достойным членом общества. В поисково-исследовательской деятельности, как любой творческой деятельности, школьнику предоставляется максимум возможности для самостоятельности. Творческая исследовательская деятельность играет в педагогической практике важную роль:
Поисково-исследовательская деятельность прочно вошла в практику школы: становятся традиционными научно-практические конференции школьников, создано научное общество учащихся, функционирует школьный музей. Среди формируемых в ходе поисково-исследовательской деятельности ценностей можно выделить:
Однако не следует забывать, что в основе должны лежать духовно-нравственные ценности: наука и образование, так же как техника и производство, искусство и религия не только бесполезны, но и вредны, если они не служат нравственности. Известный в педагогическом сообществе Марк Максимович Поташник выделяет следующие каналы воспитания в процессе обучения: через содержание образования, через методы обучения; через личность самого учителя. На первых двух каналах подробнее остановимся ниже. О третьем хочется сказать следующее: педагог, выступающий в качестве научного руководителя, должен быть не только компетентен в вопросах организации научного исследования и в своем предмете, но и иметь склонность к этому, поскольку только увлеченный чем-то человек способен заинтересовать других. Прежде, чем рассмотреть воспитательное воздействие поисково-исследовательской работы на школьников, вспомним, что в структуру деятельности входят такие основные компоненты: субъект, объект, цель, средства, действия и результат. Перед вами схема. В ней представлено воздействие основных компонентов исследовательской деятельности на школьника как субъекта поисково-исследовательской деятельности. Говоря о цели исследовательской деятельности, следует иметь в виду, что наряду с очевидными и вполне осознаваемыми школьником ее содержательной и компетентностной сторонами, присутствует и латентная (скрытая) для ребенка, но не менее важная аксиологическая, эмоционально-ценностная, сторона. Вряд ли учащийся в качестве цели своего исследования назовет воспитание в себе определенных нравственных качеств, но педагог, имея это в виду, должен поднимать в ходе совместной работы моральные проблемы, ставя своего воспитанника перед необходимостью их решения. То же мы можем сказать и о результатах деятельности. Более или менее очевидны сделанные в итоге работы выводы, существуют критерии, позволяющие оценить и уровень сформированности определенных компетенций, но очень сложно проследить те внутренние изменения, которые происходят с учащимся в процессе работы над исследованием, увидеть, как меняется его отношение к окружающему миру, к себе самому. Объект исследования, как правило, представлен в теме. Определение темы - эти первые шаги в работе над исследованием, которые наиболее сложны для учащихся и требуют особого внимания со стороны педагога. Тема во многом определяет условия осуществления поисковой работы и поэтому должна быть интересна и удачно сформулирована. Она должна звучать конкретно и в то же время не совсем обычно, содержать элемент новизны, чтобы вызвать интерес. Помимо этого формулировка темы должна позволить учащемуся сделать свои собственные выводы, а поэтому должна ставить проблему. Темы можно найти в самых разных местах - в общении со знакомыми или родственниками, в семейном архиве, в подшивке старых газет. Интересной может быть работа о родном городе или деревне, улице, школе или отдельном доме. Подтолкнуть к выбору темы могут мемориальные доски, названия улиц, старые открытки, фотографии, этикетки, квитанции. Огромный воспитательный потенциал имеет военная тематика и более узкая тема человека на войне (в последние десятилетия в исторической науке даже оформилось самостоятельное направление – военно-историческая антропология). Война дает примеры мужества, героизма, самопожертвования, и вместе с тем, гуманизма, доброты, взаимопомощи. Средства и действия. В исследовательской деятельности основным средством являются различного рода исторические источники. Поскольку предпочтительнее оригинальная источниковая база, наибольшую ценность представляют неопубликованные источники (воспоминания, дневники, письма). Такие источники можно обнаружить в семейном или государственном архиве. Весьма важные для исследования источники – фотографии и картографические материалы. Многое могут рассказать и вещи. Однако с точки зрения воспитательных возможностей особое значение имеет живое общение с участниками и очевидцами событий. В силу вышесказанного приоритет в поисково-исследовательской деятельности школьников принадлежит краеведческой тематике и семейной истории. Актуальность последней необычайно высока. Ученикам 9-х классов обычно я даю задание написать сочинение на тему: «История страны в судьбах моей семьи», и как показывает опыт, лишь немногие оказываются способными справиться с ним. Для большинства история своей семьи неизвестна и, что еще более печально, неинтересна. Причина этому видится в том, что в семьях исчезла традиция устной истории, формирующей представления детей о своих корнях, столь необходимых для складывания системы жизненных ценностей. Почти два года назад мы вместе с сыном начали поиск следов дяди моей мамы, который погиб под Сталинградом, когда ему не было и 19 лет. Этот поиск вылился в написание исследовательской работы «Судьба курсанта Бориса Тарасовича Дергунова. Реконструкция событий весны – лета 1942 года с помощью интернет – ресурсов». В ходе работы изучались доступные в сети интернет материалы: воспоминания ветеранов войны, архивные документы, исторические исследования, из которых складывалась картина боев на дальних подступах к Сталинграду, героизма его защитников. Хочется отметить воспитательное значение того положительного примера, который можно получить на форумах поисковых движений: истинный патриотизм, готовность оказать бескорыстную помощь незнакомым людям в поиске их близких, подвижнечество уже наших современников. Работа была оценена на нынешней городской научно-практической конференции дипломом второй степени. Несомненно, признание специалистов немаловажно. Но более значим другой результат: получен положительный пример, который, надеюсь, без излишнего морализаторства позволил усвоить важные вещи. Поисково-исследовательская работа с учащимися весьма затратна (прежде всего по времени) и осуществляться на качественно высоком уровне с большим количеством учащихся не может. Однако это не умаляет ее воспитательного значения, поскольку, как показывает опыт, результаты исследования вызывают живой интерес у окружающих. С моей точки зрения поисково-исследовательская деятельность школьников, особенно по истории, дает широкие воспитательные возможности. На конечную цель – формирование Человека Нравственного – можно заставить работать все ее основные компоненты. |
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной... Обмен опытом по теме: «Проектно – исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания» | 9А класс, 15 лет Научные руководители: Кирьянова Елена Владимировна... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Лицей №12» | ||
Учебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана | Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8... Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель чр, Почетный работник общего образования рф, заместитель руководителя... | ||
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется... | Обобщение опыта педагогических работников мбоу «оош №22» за 2010 – 2012 годы ... | ||
Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009... Рассмотрена и принята на заседании методической кафедры учителей истории и обществознания | «Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки технологии и изобразительного искусства» | ||
Урок в 11 классе. Тема: «Модные веяния перестройки» Учитель: Бондаренко Марина Владимировна, учитель истории и обществознания мбоу сош с. Талдан Амурской области | Рабочая программа по истории в 6 классе, количество часов: 70 (2 часа в неделю) Составила Дирзизова Гульшаян Масхудовна, учитель истории и обществознания мбоу «Озёрная сош» | ||
Конспект урока (фио) Вершинина Анна Владимировна учитель начальных классов мбоу «сош 76» Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории | Отчет о проделанной работе мбоу «Большечеменевская сош» по теме «Физическое... В системе физического воспитания школьников мбоу «Большечеменевская сош» применяются разнообразные формы организации занятий физическими... | ||
Учитель начальных классов Организация внеурочной деятельности по экологии через творческую и исследовательскую деятельность учащихся | Рабочая программа по всеобщей истории для 5 класса составлена на... Составила Дирзизова Гульшаян Масхудовна, учитель истории и обществознания мбоу «Озёрная сош» | ||
Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории Автор:... Автор: Осипова Анна Игоревна, учитель истории и обществознания мбоу «Десятовская оош» | Новая редакция Постановление Администрации города кургана от 01. 12. 2011 г. №8843 Полное наименование бюджетного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная... |