Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации





Скачать 70.72 Kb.
НазваниеПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Дата публикации13.10.2013
Размер70.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»




СОГЛАСОВАНО

Руководитель ООП
по направлению 270100


Декан строительного факультета

Заведующий кафедрой СГП и ПС

профессор Протосеня А. Г.
_____________________


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой истории

профессор Афанасьев В.Г.

_____________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ ГОРНОГО ДЕЛА РОССИИ

ИСТОРИЯ ГОРНОГО ИНСТИТУТА


Направление подготовки: 270100 - Архитектура
профиль: Архитектура
Квалификация: Бакалавр
Форма обучения: очная


Составитель: д.и.н., профессор Афанасьев В.Г.

Санкт-Петербург

2012
ИСТОРИЯ ГОРНОГО ДЕЛА РОССИИ, ИСТОРИЯ ГОРНОГО ИНСТИТУТА.
Составитель проф. Афанасьев В.Г.

Кафедра истории.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
- дать студентам Горного университета знания, соответствующие профилю учебного заведения. Познакомить их с историей горного дела России в 1700 - 2000 гг., обратив внимание на основные этапы развития поисков месторождений полезных ископаемых, а также на их переработку и развития угольной, нефтяной и газовой отраслей промышленности;

- дать студентам знания об истории первого высшего технического учебного заведения России – Горного института. При этом основное внимание обратить на этапы его развития, рассказать о жизни и деятельности выдающихся деятелях горного дела России – питомцах института, а также о вкладе его воспитанников в культуру и общественно-политическую жизнь страны.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение курса «История горного дела России. История Горного института» осуществляется в процессе подготовки бакалавров на дневном отделении строительного факультета с учетом специфики избранной специальности.

Приступая к изучению данной дисциплины студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от систематической работы, как во время лекций, так и при самостоятельной работе, активного участия в практических (семинарских) занятиях, а также при написании предусмотренных учебным планом письменных работ (рефератов). Студентам полезно иметь в виду следующие рекомендации:

- на лекциях важно сконцентрировать внимание на главном в их содержании, видеть логику развития читаемого курса. Целесообразно фиксировать лекции в виде ключевых тезисов, основных понятий, логических схем и выводов. Кроме конспекта лекций необходимо самостоятельно делать выписки из учебной и научной рекомендованной литературы по основным темам курса;

- прочное закрепление и осознанное усвоение лекционного материала возможно лишь при условии активной работы на семинарских занятиях, которые предусматривают не только обсуждение материала, но и подготовку самостоятельных докладов и сообщений.

Текущий контроль за усвоением материала осуществляется в ходе всех занятий, а его итоговой формой является зачет.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72




Аудиторные занятия

68




Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Вид итогового контроля

34

34

4


зачет

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ




№ пп.

Раздел дисциплины

Лекции, час.

Семинары, час.

1.

Горное дело России

В ХУШ в.

8

8

2.

Горное дело и Горный институт в Х1Х в.

10

10

3.

Развитие горного дела и Горного института в ХХ в.

16

16

4.

Горное дело в новой России

4

4


    1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел 1. Горное дело России в ХУШ в. Состояние горного дела на рубеже ХУП – ХУШ вв. Указ Петра 1 о приказе рудокопных дел – начало нового этапа развития горного дела. Роль Берг-коллегии и Берг-привилегии в становлении горного дела. Первые горнопромышленники – Демидовы, Строгановы. Начальное горное образование в России.

Инициатива И.Тасимова о создании горного училища в Петербурге. М.Ф.Соймонов и становление Горного училища.

Раздел 2. Горное дело и Горный институт в Х1Х в. Горный кадетский корпус, Институт корпуса горных инженеров, Горный институт – этапы развития Горного института в Х1Х в. Совершенствование учебного процесса и бытовых условий жизни студентов. Вклад воспитанников института в горную науку. Влияние воспитанников на культурную и общественно политическую жизнь России.

Развитие нефтяной и угольной промышленности и вклад воспитанников института в открытие месторождений полезных ископаемых, а также их переработку. Создание Геологического комитета в 1882 г. и роль горных инженеров в совершенствовании его работы.

Раздел 3. Развитие горного дела и Горного института в ХХ в. Развитие горного образования России в начале ХХ в. – создание Екатеринославского и Уральского горных институтов. Приход большевиков к власти – новый этап развития страны. Горное дело в условиях гражданской войны, НЭПа, форсированного строительства социализма, Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и последующего развития экономики до конца СССР. Ускоренное развитие нефтяной промышленности Западной Сибири. Становление и бурное развитие газовой промышленности СССР.

Основные этапы развития Горного института в советский период отечественной истории. Роль института в создании и развитии научно-исследовательских институтов горного профиля. Роль филиалов Горного института в подготовке кадров и освоении новых месторождений полезных ископаемых. Укрепление материально-технической базы института.

Влияние процессов перестройки на состояние горного дела.

Раздел 4. Горное дело и Горный институт в современной России. Преобразования в горной промышленности после распада СССР. Особенности развития нефтяной, угольной и газовой отраслей промышленности в условиях современной России. Преобразования в Горном институте на современном этапе. Национальный исследовательский университет – новая веха в истории института. Объединение института с Северо-Западным заочным политехническим институтом и его значение. Научные школы института.

5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ.
Не предусмотрен.
6. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Петр 1 и начало развития горного дела.

  2. Демидовы – первые горнопромышленники России.

  3. Роль Строгановых в освоении природных богатств Урала.

  4. Начало горного образования в России.

  5. Екатерина П и ее деятельность по развитию горного дела.

  6. И.Тасимов и основание Горного училища в Петербурге.

  7. М.Ф.Соймонов и становление Горного училища.

  8. Директора Горного института (по выбору).

  9. Выдающиеся ученые Горного института (по выбору).

  10. А.Н.Воронихин – выдающийся архитектор России.

  11. Создание Геологического комитета и его роль в освоении природных богатств России.

  12. Вклад воспитанников института в русскую литературу Х1Х в.

  13. Горный институт и театральное дело России.

  14. Философы – воспитанники Горного института.

  15. Воспитанник института барон П.Н.Врангель.

  16. Горное дело в условиях гражданской войны и НЭПа.

  17. Горное дело в 30-е гг.

  18. Горное образование в СССР.

  19. Горное дело в годы Великой Отечественной войны.

  20. Становление и развитие газовой промышленности.

  21. Освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири.

  22. Влияние перестройки и распада СССР на горное дело.

  23. Роль Горного института в развитии горной науки и горного образования в 60 – 80 е годы ХХ в.

  24. Горная промышленность в условиях современной России.

  25. Горный институт в новой России.


7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

7.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. История Горного института. 1773-1973. М., 1973.

  2. История создания и развития Санкт-Петербургского государственного Горного института. Т. 1. СПб., 1998.

  3. Очерки истории Горного института. 1773-1917. СПб., 2010.

  4. Нефть страны Советов. Проблемы истории нефтяной промышленности СССР. 1917-1991. М., 2005.

  5. История горного дела. Уч. Пособие. Кемерово. 1996.

Дополнительная

- Выпускник Горного института барон П.Н.Врангель: жизнь и судьба. СПб., 2010

- Гаврилова Л.М., Афанасьев В.Г., Севастьянов Ф.Л. Горное дело при Екатерине П. СПб., 2010

- Наливкин Д.В. Из далекого прошлого. Воспоминания студента и профессора Горного института. М., 1956.

- Протосеня А.Г., Огородников Ю.Н. История кафедры строительства горных предприятий и подземных сооружений СПГГИ. СПб., 2012.

РАЗРАБОТЧИК:

Заведующий кафедрой истории,

Д.и.н., профессор В.Г. Афанасьев

___________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма учебной дисциплины «металлургическая гидроаппаратура»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма учебной дисциплины «гидравлика и аэромеханика»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма учебной дисциплины «металлургия редких металлов»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма учебной дисциплины «методы контроля и анализа веществ»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма учебной дисциплины «история развития горного дела и металлургии»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Данное постановление в районной газете «Северный край» и разместить на официальном сайте Администрации района
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации...
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от...
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Цель мероприятия: в игровой форме проверить степень усвоения учащимися основных понятий темы «Соединения химических элементов», сделать...
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Г 52 Теоретическая механика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2 курса заочной формы обучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск