Скачать 70.72 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ГОРНОГО ДЕЛА РОССИИ ИСТОРИЯ ГОРНОГО ИНСТИТУТА Направление подготовки: 270100 - Архитектура профиль: Архитектура Квалификация: Бакалавр Форма обучения: очная Составитель: д.и.н., профессор Афанасьев В.Г. Санкт-Петербург 2012 ИСТОРИЯ ГОРНОГО ДЕЛА РОССИИ, ИСТОРИЯ ГОРНОГО ИНСТИТУТА. Составитель проф. Афанасьев В.Г. Кафедра истории. 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ - дать студентам Горного университета знания, соответствующие профилю учебного заведения. Познакомить их с историей горного дела России в 1700 - 2000 гг., обратив внимание на основные этапы развития поисков месторождений полезных ископаемых, а также на их переработку и развития угольной, нефтяной и газовой отраслей промышленности; - дать студентам знания об истории первого высшего технического учебного заведения России – Горного института. При этом основное внимание обратить на этапы его развития, рассказать о жизни и деятельности выдающихся деятелях горного дела России – питомцах института, а также о вкладе его воспитанников в культуру и общественно-политическую жизнь страны. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Изучение курса «История горного дела России. История Горного института» осуществляется в процессе подготовки бакалавров на дневном отделении строительного факультета с учетом специфики избранной специальности. Приступая к изучению данной дисциплины студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от систематической работы, как во время лекций, так и при самостоятельной работе, активного участия в практических (семинарских) занятиях, а также при написании предусмотренных учебным планом письменных работ (рефератов). Студентам полезно иметь в виду следующие рекомендации: - на лекциях важно сконцентрировать внимание на главном в их содержании, видеть логику развития читаемого курса. Целесообразно фиксировать лекции в виде ключевых тезисов, основных понятий, логических схем и выводов. Кроме конспекта лекций необходимо самостоятельно делать выписки из учебной и научной рекомендованной литературы по основным темам курса; - прочное закрепление и осознанное усвоение лекционного материала возможно лишь при условии активной работы на семинарских занятиях, которые предусматривают не только обсуждение материала, но и подготовку самостоятельных докладов и сообщений. Текущий контроль за усвоением материала осуществляется в ходе всех занятий, а его итоговой формой является зачет. 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
Раздел 1. Горное дело России в ХУШ в. Состояние горного дела на рубеже ХУП – ХУШ вв. Указ Петра 1 о приказе рудокопных дел – начало нового этапа развития горного дела. Роль Берг-коллегии и Берг-привилегии в становлении горного дела. Первые горнопромышленники – Демидовы, Строгановы. Начальное горное образование в России. Инициатива И.Тасимова о создании горного училища в Петербурге. М.Ф.Соймонов и становление Горного училища. Раздел 2. Горное дело и Горный институт в Х1Х в. Горный кадетский корпус, Институт корпуса горных инженеров, Горный институт – этапы развития Горного института в Х1Х в. Совершенствование учебного процесса и бытовых условий жизни студентов. Вклад воспитанников института в горную науку. Влияние воспитанников на культурную и общественно политическую жизнь России. Развитие нефтяной и угольной промышленности и вклад воспитанников института в открытие месторождений полезных ископаемых, а также их переработку. Создание Геологического комитета в 1882 г. и роль горных инженеров в совершенствовании его работы. Раздел 3. Развитие горного дела и Горного института в ХХ в. Развитие горного образования России в начале ХХ в. – создание Екатеринославского и Уральского горных институтов. Приход большевиков к власти – новый этап развития страны. Горное дело в условиях гражданской войны, НЭПа, форсированного строительства социализма, Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и последующего развития экономики до конца СССР. Ускоренное развитие нефтяной промышленности Западной Сибири. Становление и бурное развитие газовой промышленности СССР. Основные этапы развития Горного института в советский период отечественной истории. Роль института в создании и развитии научно-исследовательских институтов горного профиля. Роль филиалов Горного института в подготовке кадров и освоении новых месторождений полезных ископаемых. Укрепление материально-технической базы института. Влияние процессов перестройки на состояние горного дела. Раздел 4. Горное дело и Горный институт в современной России. Преобразования в горной промышленности после распада СССР. Особенности развития нефтяной, угольной и газовой отраслей промышленности в условиях современной России. Преобразования в Горном институте на современном этапе. Национальный исследовательский университет – новая веха в истории института. Объединение института с Северо-Западным заочным политехническим институтом и его значение. Научные школы института. 5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ. Не предусмотрен. 6. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 7.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная
Дополнительная - Выпускник Горного института барон П.Н.Врангель: жизнь и судьба. СПб., 2010 - Гаврилова Л.М., Афанасьев В.Г., Севастьянов Ф.Л. Горное дело при Екатерине П. СПб., 2010 - Наливкин Д.В. Из далекого прошлого. Воспоминания студента и профессора Горного института. М., 1956. - Протосеня А.Г., Огородников Ю.Н. История кафедры строительства горных предприятий и подземных сооружений СПГГИ. СПб., 2012. РАЗРАБОТЧИК: Заведующий кафедрой истории, Д.и.н., профессор В.Г. Афанасьев ___________________ |
Программа учебной дисциплины «металлургическая гидроаппаратура» Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации | Программа учебной дисциплины «гидравлика и аэромеханика» Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации | ||
Программа учебной дисциплины «металлургия редких металлов» Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации | Программа учебной дисциплины «методы контроля и анализа веществ» Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации | ||
Программа учебной дисциплины «история развития горного дела и металлургии» Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования и науки российской федерации | Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество» | ||
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Данное постановление в районной газете «Северный край» и разместить на официальном сайте Администрации района | Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и... | ||
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и... | Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации... | ||
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е.... | Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от... | ||
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Цель мероприятия: в игровой форме проверить степень усвоения учащимися основных понятий темы «Соединения химических элементов», сделать... | Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо | ||
Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо | Первое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования... Г 52 Теоретическая механика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2 курса заочной формы обучения... |