Конспект представлен в технологической форме, в системно-деятельностном подходе, прописаны предметные, метапредметные и личностные результаты. Структура урока содержит семь этапов. Даны ссылки на используемые ЭОР, а также представлена таблица «Перечень используемых ЭОР» Апробация учебного занятия успешно проведена. Материал может быть использован преподавателями истории общеобразовательных школ.
План – конспект урока истории (с использованием ЭОР)
Габрусевич Сергей Николаевич
МКОУ «Таскатлинская СОШ»
Учитель истории и обществознания
История и обществознания
6 кл.
Борьба Руси с западными завоевателями, 13
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России С древнейших времен до конца 16 века М. «Просвещение» 2010
Цель урока: ценностное отношение к совместной деятельности по определению способов действий по изучению борьбы русского народа с западными завоевателями.
Задачи:
- обучающие: сформировать представления обучающихся о борьбе русского народа со шведскими и немецкими завоевателями, познакомить с деятельностью национального героя Александра Невского, определить историческое значение побед русского оружия над шведскими и немецкими рыцарями;
- развивающие: развивать аналитические, творческие способности обучающихся, их познавательный интерес, потребность к ознакомлению с выдающимися историческими личностями;
- воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, уважение к историческому прошлому.
10. Введение новых знаний.
11.Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, групповая.
12. Техническое оборудование: компьютер с выходом в интернет, интерактивная доска.
13. Представления о результатах:
личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к духовным ценностям;
предметные: сформированность представлений обучающихся о борьбе наших предков с западными завоевателями, о полководческом таланте Александра Невского;
метапредметные: способность определять тему урока, задачи, прогнозировать его содержание, планировать, контролировать и оценивать учебные действия (РУУД), умение работать со схемами, картами, устанавливать причинно-следственные связи, использовать знаково-символические средства представления информации (ПУУД), развитие навыков сотрудничества в группе, в паре, высказывать свое мнение, принимать точку зрения других людей (КУУД).
Структура и ход урока
№
| Этап урока
| Название используемых
ЭОР (с указанием порядкового № из таблицы)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1.
| Самоопределение
к учебной
деятельности
|
|
| Проверяют
готовность к уроку
|
| 2.
| Актуализация знаний
|
| Закончите предложение:
В 13 веке Руси угрожали как с …, так и с ….
Русь представляла собой легкую добычу для неприятеля, так как …
Покрытая лесами территория Руси после нашествия хана Батыя не была заселена монголо-татарскими племенами, потому что …
| Дополняют предложения
|
| 3.
| Определение
темы урока, постановка задач
урока.
|
| В 1240 г. взятием Киева закончился набег Батыя на Русь. Не вся Русь оказалась под властью монголо-татар. Некоторые русские земли. В том числе и Новгород, избежали набега и разорения Однако Новгородская земля привлекала других завоевателей, торопившихся воспользоваться бедами русской земли. Глядя на карту-схему, назовите этих врагов
|
Глядя на карту-схему, учащиеся называют
врагов (шведы,
немцы), формулируют тему урока, задачи урока.
|
| 4
5
6
7
| Решение учебной задачи.
Закрепление
Рефлексия.
Итог урока.
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d2f9b8a6-8e65-4bc8-bee9-55bc8fcfc4bd/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BPD_02%5D.swf
Сцена 2-3
Понятие - Тевтонский Орден
(коллекция)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f95338e8-9482-44db-95f7-482f93fe6468/[IS10IO_1_4-12]_[AM_03].swf
http://fcior.edu.ru/card/1098/borba-s-krestonosnoy-agressiey.html
(Сцена-3)
http://fcior.edu.ru/card/14549/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html
(сцена-5)
(Коллекция)
http://fcior.edu.ru/card/1098/borba-s-krestonosnoy-agressiey.html
(Сцена-2)
http://fcior.edu.ru/card/1098/borba-s-krestonosnoy-agressiey.html
(сцена-3)
http://fcior.edu.ru/card/14549/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html
(Сцена-6.)
| Рассказ учителя о Невской битве, о
князе Александре Ярославиче.
Рассмотрите расположение
войск на карте-схеме.
Расставьте войска.
Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Летом 1240 г. они захватили крепость Изборск и Псков и направились к Новгороду.
Ход Ледового побоища (работа с картой)
Просмотрим видеофрагмент.
Закрепим знания о битве (Заполнение карточки.)
Предлагает
учащимся восстановить деформированный текст
(1-я группа
учащихся).
2-ой группе
учащихся
дает задание на
карточках
(Поместите таблички на места)
В чем значение этих битв для Руси.
Почему Александра Невского называют великим полководцем? Какие картины, памятники, посвященные ему вы знаете?
|
Понятие записывают в тетрадь.
Выполняют задание-работа с картой.
Сравнивают вооружение воинов.
Заполняют карточку.
Обучающиеся восстанавливают
деформирован
ный текст.
1. Летом 1240 года шведский отряд на 100 кораблях вошел в устье р. Невы.
2.Шведы послали гонцов в Новгород. Где в это время княжил 19-летний Александр, правнук Юрия
Долгорукого, сказать ему:
3. «Иди сражаться со мною. Если смеешь; я уже на земле твоей»
4. Александр не стал терять время на сборы большого войска, а сказал своим дружинникам:
5. «Нас немного. А враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем»
6. Утром. Воспользовавшись
Туманом. Русские войска скрытно подошли и внезапно напали на шведский лагерь.
7. Благодаря смекалке, мужеству, храбрости и отваге молодого полководца к вечеру шведы были наголову разбиты.
8. За эту победу на реке Неве князя Александра прозвали Невским.
Выполняют задание.
Записывают в тетрадь.
|
| Таблица 2 Перечень используемых на уроке ЭОР |