Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/30
Дата публикации13.01.2014
Размер5.04 Mb.
ТипЛекция
100-bal.ru > История > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Помощь в учебе http://www.diplombest.ru/
телефон для заказа 8(495) 518-23-69



































БАСЫРОВА С.Г.

ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ


Основное содержание лекционного курса

Содержание



Лекция 1. Историография как научная дисциплина

Лекция 2. Исторические знания в Древней Руси

Лекция 3. Историческая мысль в Русском государстве в XV-XVI вв.

Лекция 4. Российская историческая мысль XVII в.

Лекция 5. Исторические знания в России в первой четверти XVIII в.

Лекция 6. Становление российской исторической науки в середине XVIII в.

Лекция 7. Историческая наука в России во второй половине XVIII в.

Лекция 8. Развитие исторической науки в России в первой трети XIX в.

Лекция 9. Российская историческая наука во второй трети XIX в.

Лекция 10. Историческая наука в России в последней трети XIX – начале XX вв.: общие тенденции развития, методологические поиски

Лекция 11. Петербургская и Московская исторические школы

Лекция 12. Основные направления российской исторической науки в последней трети XIX – начале XX вв.

Лекция 13. Историческая наука России в 1917 – 1920-е гг.

Лекция 14. Историческая наука в СССР в 1930-е – начале 1940-х гг.

Лекция 15. Отечественная историческая наука в 1941-1955 гг.

Лекция 16. Развитие советской исторической науки во второй половине 1950-х – 1960-е гг.

Лекция 17. Советская историческая наука в 1970-е – середине 1980-х гг.

Лекция 18. Отечественная историческая наука во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.

Лекция 19. Российская историческая наука в 1990-е – начале 2000-х гг.


Лекция 1. Историография как научная дисциплина
План:

  1. Предмет и задачи историографии.

  2. Историографический факт, историографический источник.

  3. Принципы и методы историографического познания.

  4. Становление историографии как науки. Основные труды по историографии истории России.


Литература:

    • Могильницкий Н.А. Введение в методологию истории. – М., 1989.

    • Сахаров А.М. Методология истории и историографии. – М., 1981.

    • Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования – М., 1987.

    • Методологические проблемы истории: учеб.пособие. – Минск, 2006.

    • Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. – М., 2004.

    • Зевелев А.И. Историографическое исследование: методологические аспекты. – М., 1987.


Предмет и задачи историографии.

Изучение новой научной исторической дисциплины следует начать с определения самого термина «историография». В науке закрепилось несколько значений этого слова. Первоначальный смысл термина происходит от греческого: «История» (разведывание, узнавание прошлого) + «графо» (писать), т.е. первоначальное смысловое значение – «писание истории». Поэтому первоначально историографами называли тех писателей, которым поручалось написать историю своей страны по поручению царствующих особ. В современной науке термин «историография» употребляется как синоним исторических произведений, исторической литературы вообще. Другое значение термина «историография» связано с обозначением исторической литературы по какому либо вопросу, проблеме, периоду. Еще одно значение термина «историография» - это история исторической мысли, исторических знаний, исторической науки.

Как определялся и определяется предмет этой научной дисциплины?

В дореволюционной историографии сложилось две точки зрения. Первая принадлежала тем авторам, которые стремились в своих трудах дать лишь биографии отдельных историков, назвать, прокомментировать их сочинения (С.М. Соловьев «Писатели русской истории XVIII в.», К.Н. Бестужев-Рюмин «Биографии и характеристики»). Вторая точка зрения была обоснована в работе М.О. Кояловича «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (1884), где историография выступает как процесс развития исторической мысли, как часть народного самосознания. Позицию Кояловича разделяли В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, А.С. Лаппо-Данилевский и др.

В советской историографии предмет историографии не был сразу определен. Исторические работы ученых 20-30-х гг. особого внимания этой теоретической проблеме не уделяли, считая, что главное для марксистского историка не изучение трудов своих дореволюционных предшественников, а их яростная критика с классовых позиций.

Позже, в 50-е гг. историография была определена как наука, изучающая историю накопления знаний о развитии человеческого общества, историю усовершенствования методов исторического исследования, историю борьбы различных течений в области истолкования общественных явлений. Такое определение предмета историографии сближало её с историей общественной мысли, причем, главное внимание уделялось анализу общественно-политических взглядов, а не научных концепций историков. Наибольшее место в советской историографии отводилось изучению взглядов представителей революционного движения.

В ходе дискуссий начала 1960-х гг. были высказаны новые точки зрения о предмете историографии. Так, сформировались несколько подходов к определению предмета историографии.:

  • представление об историографии как истории исторической мысли, которое сближало её с историей философии, общественной мысли, социологией (точка зрения авторов «Очерков истории исторической науки в СССР»);

  • изучение процесса распространения исторических знаний в обществе и отражение прошлого в произведениях литературы и искусства. В рамках этой точки зрения историография понимается как история исторических знаний ( С.О. Шмидт, Л.В. Черепнин);

  • Историография как история исторической науки с включением истории изучения прошлого отечественной и всемирной истории, истории развития специальных и вспомогательных исторических дисциплин (М.В. Нечкина), изучения организационных форм функционирования исторической науки, эволюции научных учреждений и исторической периодики, политики государства и различных общественных сил в области исторической науки (Е.Н. Городецкий). Этот подход отражен в трудах А.М. Сахарова, М.В. Нечкиной и др.

В современной исторической науке наибольшее признание получила точка зрения, наиболее полно сформулированная в трудах А.М. Сахарова. Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая процесс развития исторической науки и всех ее подсистем.

Современные ученые выделяют следующие задачи, которые должна решать историография:

  1. Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ.

  2. Анализ теоретико-методологических принципов разных направлений в исторической науке.

  3. Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введения в научный оборот ранее неизвестных источников.

  4. Изучение процесса совершенствования методов и приемов источниковедчекого анализа.

  5. Рассмотрение закономерностей изменения проблематики исторических исследований.

  6. Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки.

  7. Изучение объективных условий развития исторической науки , правительственной политики в области исторической науки и образования и т.д.

Решение этих задач и позволяет составить представления о направленности, тенденциях, особенностях исторической науки.
Историографический факт, историографический источник.
Исходным материалом для историографических исследований являются историографические факты. Историографический факт во многом базируется на историческом факте. Исторический факт – это фрагмент исторической действительности, связанный с субъектом познания, вошедший в сферу его общественно-исторической практики и ставший элементом системы научного знания, включенный в теоретические обобщения как исходное основание. Рассмотрим логико-гносеологическую структуру исторического, а на основе его и историографического факта (по образному выражению М.В. Нечкиной, исторический факт является жилплощадью для факта историографического), которая отражает звенья в цепи процесса исторического, а также историографического познания (См. схему).


Исторический факт как реальное событие исторического процесса




Факт, заключенный в историческом источнике (изучает источниковедение)





Научный исторический факт. Историографический факт как реальное событие истории исторической науки




Историографический источник





Научный историографический факт.


Под историографическим фактом А.М. Сахаров понимал научное знание, добытое исследователем, в результате определенных научных операций. Однако предложенное определение вызывает возражение как несколько общее. Чаще других в литературе используется определение, данное в статье А.И. Зевелева и В.П. Наумова: «Историографическим фактом является факт исторической науки, несущий информацию об исторических знаниях, используемых для выявления закономерностей развития истории исторической науки».

Важным понятием историографии как науки является историографический источник. Это всякий источник, содержащий данные по истории исторической науки. Правда, такое несколько упрощенное определение вызывает серьезные возражения. Так, Е.Н. Городецкий считает, что «определение историографического источника нуждается в большей масштабности», оно должно включать «… материалы, которые важны и необходимы для понимания процесса развития исторической науки». Историографический факт по своей функциональной нагрузке шире, чем историографический источник. Не каждый историографический факт «материализуется» в источник, доступный для широкого изучения (например, материалы лаборатории историка, рукописи книг и диссертаций, неизданные стенограммы дискуссий и научных конференций). Историографические источники принято классифицировать по видам, происхождению и авторству. Одним из самых многочисленных историографических источников считаются труды историков

Принципы и методы историографического познания.

Для историографического познания особую важность имеет принцип историзма. В историографии принцип историзма включает конкретные требования. События и явления в исторической науке рассматриваются на основе соблюдения временной последовательности, преемственности смены периодов и этапов ее развития. Каждый историографический факт анализируется в процессе возникновения, становления и развития. Исследование событий исторической науки осуществляется в тесной связи с конкретными историческими условиями их появления. Не менее важен принцип объективности. Его применение в историографии предполагает свободу историка от «социального заказа», ангажированности, непредвзятый анализ имеющейся исторической литературы, «вписание» историографических источников в конкретное историческое время, отказ от роли «судьи» своих предшественников, учет национальной историографической традиции. Принцип целостности в историографическом познании предполагает изучение каждого периода, направления в истории исторической науки как системы взаимосвязанных элементов исторического знания и причин, обусловливающих их изменения. Принцип ценностного подхода предполагает выделение тех идей, положений в истории исторической науки, которые имеют значение для современного этапа развития научных знаний.

Ещё один важный принцип историографического познания в советской историографии получил название партийности и был поставлен в жесткие идеологические рамки. Суть его формулировалась следующим образом: «Партийность в исторической науке – подход ученого к исследованию исторической действительности с позиций определенного класса, проявляющийся в проведении в его историографической практике идей, взглядов, настроений, идеалов этого класса» (Б. Могильницкий. 1989. С. 74.) В советской историографии зачастую пытались свести всё многообразие явлений в историографии к тем или иным классовым позициям и интересам, объяснить взгляды ученого его социальным происхождением, видом и величиной его собственности. В современной историографии произошел отход от классового подхода в историографии. Однако полный отказ от этого принципа вряд ли оправдан. При изучении наследия того или иного ученого нельзя отрешиться от его общественно-политических взглядов. Ведь сами историки, их сознание, исторические воззрения, являются частью объективной исторической реальности, отражают степень исторической культуры определенной эпохи. Историческая наука всегда социально обусловлена, она неразрывно связана с потребностями общества. Таким образом, исследуя исторические концепции, очень важно иметь в виду, мировоззренческие, идеологические, политические позиции авторов, иметь в виду социальную обусловленность исторических произведений.

Одной из важнейших задач методологии истории является выявление природы, назначения и специфики методов историографии. В настоящее время в историографии применяется система методов, включающая методы общие для всех общественных наук, применяемые с учетом своеобразия и задач историографии; специфические, свойственные именно историографическому познанию; заимствованные из других, прежде всего, смежных наук. Применение оптимальных методов зависит от уровня развития науки, квалификации исследователя, его социальной позиции, научных традиций. Первое место, среди других, занимает сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить исторические сравнения, сопоставления, устанавливать параллели. Сравнительно-исторический метод не исключает, а наоборот, предполагает применение в историографии метода конкретного анализа. Этот метод ориентирован на исследование отдельных историографических явлений и ситуаций с учетом условий их возникновения и взаимовлияния, «взаимопересечений» теоретического и фактического материала. В своем исследовательском арсенале историография имеет и метод логического анализа. В этом методе заложены большие возможности. Логический анализ выражает основную линию развития, как бы очищенную от случайностей, он позволяет раскрыть закономерности теоретического развития исторической мысли. В историографии действует и хронологический метод. Он способствует изучению историографических фактов с позиций взаимосвязанного процесса, Хронологический метод изложения порой оказывается неприемлемым для аналитического изучения историографического процесса. В связи с этим историографы часто применяют проблемно-хронологический метод. Этот метод предполагает «расчленение» более или менее широкой темы на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности.

Все большую методологическую значимость приобретает применение метода периодизации исторического процесса. Именно на этом методе основано выделение цивилизаций, формаций, эпох, периодов, этапов, отличающихся друг от друга уровнем общественного развития, в исторической науке. В связи с применением данного метода встает проблема критериев периодизации истории исторической науки. В отечественной науке выделяется два основных подхода: 1) нельзя оторвать науку от тех процессов, которые протекают в обществе, этапы развития исторической науки – это те же этапы развития общества; 2) историческая наука существует сама по себе и исходит из своих собственных законов развития. (Привести примеры периодизаций по советским учебникам историографии). В ходе дискуссий начала 1960-х гг. ученые пришли к выводу, что историю исторической науки следует изучать в рамках периодов и этапов , свойственных её собственному развитию А.М. Сахаров подчеркнул: «Критерий периодизации лежит в самой науке, а не во внешних условиях («такой-то период в науке, а не наука в такой-то период»)».

Историография, как уже отмечалось, пользуется методами заимствованными из других наук, прежде всего смежных: социологии, психологии. В то же время используются методы математики и естественных наук. В современной исторической науке все более остро ощущается настоятельная потребность освоения достижений смежных дисциплин, новой ориентации исторического знания. Для истории это и социология, и историческая антропология, и историческая психология, и история ментальностей. Историками все более четко осознается важность полидисциплинарного подхода к изучению исторического прошлого, что неизбежно приводит к расширению границ традиционных для историографии социальных, экономических, политических подходов.
Становление историографии как науки. Основные труды по историографии истории России
Проблемы историографии привлекали внимание ученых, занимавшихся отечественной историей, уже в XVIII в., когда исторические знания превратились в науку. Ярким примером такого внимания стало издание в 1772 г. Н.И. Новиковым «Опыта исторического словаря о российских писателях», в которых Новиков дал характеристику некоторым историкам и их работам.

Первые опыты создания специальных трудов по историографии в России относятся к 20-40-м гг. XIX в. Среди них отметим работы А. Зиновьева, А. Федотова, А. Старчевского. В этих трудах в основном приводятся самые общие сведения об известных в то время исторических источниках, их основных изданиях, об авторах исторических сочинений. Отделения историографии от источниковедения здесь ещё не произошло.

Начало разработки историографических проблем историками относятся также к этому же времени. Заслуга в этом деле принадлежит скептической школе во главе с М.Т. Каченовским (Московский университет). В форме рецензий, обзоров он и его ученики начали критическое осмысление достижений отечественной историографии. Оно началось с изучения и критики «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Новые научные принципы историографического познания получили дальнейшее развитие и в докторской диссертации Н.Г. Устрялова, в работе Н. Надеждина. Завершение процесса выделения историографии в особую научную дисциплину связывают с научной деятельностью С.М. Соловьева, который в 50-е гг. XIX в. посвятил серию работ русской историографии XVIII – первой половины XIX вв. Основоположниками русской исторической науки Соловьев считал немецких историков Байера и Шлецера.

Среди историков второй половины XIX в. важный вклад в становление историографии как науки следует отметить К.Н. Бестужева-Рюмина, М.О. Кояловича Автор существенно расширяет хронологические рамки изучения исторической мысли - с древнейших времен до 80-х гг.XIX в. и излагает её историю с позиций позднего славянофильства. Важной вехой в становлении историографии как специальной отрасли знаний стал выход в свет труда П.Н. Милюкова «Главные течения русской исторической мысли», в котором автор проследил воздействие западноевропейских идей на развитие исторических знаний в России. Труд профессора Киевского университета В.С. Иконникова «Опыт русской историографии» вышел в свет в 2-х томах (Киев, 1891, 1908), он вырос из лекционного курса. Его особенностью является преимущественное внимание к истории создания, открытия и введения в научный оборот различных источников. Более высоким научным уровнем отличаются изыскания В.О. Ключевского по историографии. Ему принадлежит работа «Исторические портреты. Деятели исторической мысли», а также опубликованный курс лекций по историографии, которые он читал в Московском университете в качестве спецкурса. При изучении российской исторической мысли выдающийся историк проследил и подчеркнул ведущее значение национальных традиций в развитии отечественной науки.

После революции 1917 г. и на протяжении 20-х – начала 30-х гг. развитие историографических знаний определялось в основном М.Н. Покровским, первым советским историком, стоявшим у истоков советской историографии. Уже в 1923 г. от прочитал курс русской историографии и издал работу «Классовая борьба и русская историческая литература». С позиций классового подхода был позже издан и сборник трудов Покровского и его учеников, слушателей Института Красной Профессуры «Русская историческая литература в классовом освещении» (Т.1, 1927; Т.2, 1930).

Первым советским учебником по историографии, написанным на высоком научном уровне стала «Русская историография» Н.Л. Рубинштейна (1941), правда, раскритикованная в ходе кампании 1948 г. Автор дал глубокий анализ развития русской исторической мысли с древнейших времен до начала XX в., включая период империализма. Важной вехой в развитии отечественной историографической науки стала подготовка и выход в свет «Очерков истории исторической науки в СССР». Этой работой занималась, созданная в 1946 г. Комиссия истории исторической науки при Институте истории АН СССР.

Среди классических работ отечественных ученых (учебников, учебных пособий, курсов лекций), вышедших в свет с конца 50-х гг. XX в. следует назвать труды Черепнина Л.В., Шапиро А.Л., Сахарова А.М. и других. Среди современных учебников следует выделить Историографию истории России до 1917 г.: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под. ред. М.Ю. Лачаевой. – М., 2003.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск