Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики





Скачать 118.58 Kb.
НазваниеТ. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики
Дата публикации01.08.2013
Размер118.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Т.И. Цаплиенко
Перспективы взаимообогащения

естественнонаучного и гуманитарного знания

с помощью синергетики
Проблема формирования естественнонаучного мировоззрения студентов гуманитарных вузов является одной из составляющих современной реформы высшего образования.

Прежде чем приступить к обсуждению темы, зададим себе вопросы: насколько широко должен быть эрудирован человек, работающий в определенной, довольно узкой области знаний? В какой мере он должен быть в курсе современных представлений об окружающем мире? На эти вопросы находится ответ у К.Поппера: «в наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам. Дело в том, что наука – это не только собрание данных о конкретных природных явлениях, это одно из наиболее важных духовных движений наших дней. Тот, кто не пытается понять это движение, выталкивает себя из этого наиболее знаменательного движения в истории человеческой деятельности… Науке можно учить как увлекательнейшей части человеческой истории – как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой. Преподаваемая таким образом, т.е. как часть истории «естественной философии» и истории проблем и идей, она могла бы стать основой нового свободного образования»1.

Наука в целом – это многогранное и вместе с тем системное образование, все отдельные компоненты которого теснейшим образом связаны.

Между различными науками имеет место постоянное взаимодействие. Развитие науки требует взаимного обогащения, обмена идеями между различными, даже кажущимися на первый взгляд далекими, областями знания. Например, в ХХ веке биология получила мощнейший импульс для своего развития именно в результате применения математических, физических и химических методов исследования. В то же время биологические знания помогают инженерам создавать новые типы автоматических устройств и проектировать новые поколения авиационной и иной техники. Единство наук определяется, в конечном счете, материальным единством мира.

В естествознание, предметом которого является природа как единое целое, законы природы, входят физика, химия, биология, геология, науки о Земле, астрономия, космология, космогония и т.п.

Принципиальной особенностью естественнонаучной культуры является то, что она «открывает» естественный мир, природу, акцентирует свое внимание на изучении и исследовании природных процессов и законов, ими управляющих. Она стремится к тому, чтобы как можно точнее прочитать бесконечную «книгу природы», овладеть ее силами, познать ее как объективную реальность, существующую независимо от человека.

Основой естественнонаучной культуры служит рациональное знание, поскольку оно ориентировано на разделение, сравнение, измерение и распределение по категориям знаний об окружающем мире. В совокупности различных фактов, событий и проявлений окружающего мира оно раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное, придает им системный характер. Естественнонаучному знанию свойственны стремление к истине и выработка специального языка для максимально точного и однозначного выражения полученных знаний.

Естественнонаучные методы познания все в большей мере используются в общественных и гуманитарных науках. Например, археологам они позволяют воссоздать значение астрономических знаний в повседневной жизни людей разных эпох, культур, этносов, в разной природно-географической среде, выявить закономерности исторического развития. Без применения методов естественных наук были бы немыслимы выдающиеся достижения современной науки о происхождении человека и общества.

Наука в целом становится все более сложной единой системой с богатым внутренним расчленением, где сохраняется качественное своеобразие каждой конкретной науки. Таким образом, не конфронтация различных «культур в науке», а их тесное единство, взаимодействие, взаимопроникновение является закономерной тенденцией современного научного познания.

Мы унаследовали от наших предков острое стремление к цельному, всеобъемлющему знанию. Само название высших институтов познания — университеты — напоминает нам, что с давних пор и на протяжении многих столетий универсальный характер знаний это то единственное, к чему может быть полное доверие. Но расширение и углубление разнообразных отраслей знания в течение последних ста с лишним лет поставило нас перед странной дилеммой. С одной стороны, мы чувствуем, что только теперь начинаем приобретать надежный материал для того, чтобы свести в единое целое все до сих пор известное, а с другой стороны, становится почти невозможным для одного ума полностью овладеть более чем одной небольшой специальной частью науки.

Английский физик и писатель Чарльз Сноу причину поляризации культур видит в недостатках системы образования, в узкой его специализации, что приводит к непониманию и даже отчуждению людей разных профессий. В наши дни сближаются позиции ученых, в том смысле, что все они признают, что изучают единый мир, в процессе познания которого сформировались некоторые общие принципы и методы его исследования. Часто именно незнакомство с этими методами или неумение их использовать в своей области приводит к отчуждению гуманитариев и естествоиспытателей. Знакомство с курсом «Концепции современного естествознания» (КСЕ) способствует «наведению мостов» между будущими гуманитариями и естествоиспытателями, расширяет их научный и философский кругозор.

Взаимосвязь естественнонаучных и гуманитарных сфер культуры проявляется в том, что они имеют единую основу: служат человеку, выражая потребности и интересы человечества, создают оптимальные условия для самосохранения и совершенствования нашего общества. Их взаимообмен достигнутыми результатами находит свое выражение в этике естествознания, в рационализации гуманитарной культуры и т.п.

Современное естествознание развивает новые подходы к пониманию природы как единого целого. Ныне рациональная естественнонаучная методология познания проникает и в социальную сферу, оказывает заметное воздействие на психологию, философию, искусство. Поэтому концептуальный подход к достижениям современного естествознания предполагает не просто краткую экскурсию по основным его разделам, но и осознание мировоззренческого и методологического значения тех или иных естественнонаучных принципов и теорий в контексте современной культуры. Соответственно, курс КСЕ представляет собой не просто совокупность избранных глав традиционных разделов физики, химии, географии, космологии, экологии, но является результатом междисциплинарного синтеза комплексного культурологического, философского и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию.

Новые перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания открываются с созданием новейшей теории самоорганизации – синергетики.

Синергетика и является примером такого синтеза: возникнув, как физическая теория в термодинамике, она сейчас дает возможность иначе взглянуть на классические, традиционные проблемы познания истории и законов жизни общества, на проблемы возникновения жизни, эволюционные процессы.

Синергетика, основанная немецким математиком Г. Хакеном и развитая И. Пригожиным, занимающаяся исследованием процессов, происходящих в сложных самоорганизующихся системах, говорит о том, что хаос и случайности могут выступать для системы в целом в качестве активного начала. Это приводит к возникновению моментов неустойчивости, к флуктуациям, критическим моментам. По этой схеме идет эволюция живого, эволюционное развитие всех систем на всех уровнях, хотя скорость этого процесса различна. Так, химическая эволюция Вселенной от времени Большего взрыва до наших дней это около 14 млрд. лет, эволюция живой материи – 3,9 млрд. лет, а человеческого общества – возможно порядка нескольких десятков тысяч лет.

С точки зрения синергетической парадигмы «жизнь зародилась в диапазоне сложных систем, в этом случае жизнь следует считать совокупностью (сборкой) физико-химических элементов»2. С позиции синергетики закономерной представляется эволюция мира живого, которая по линии развития древесных млекопитающих привела к появлению человека как биологического вида, а также человеческого общества как социальной системы.

Синергетика исследует законы коэволюции - совместного развития сложных систем, она в самой своей сути содержит необходимость выработки понимания взаимодействия и создания условий для сосуществования самых различных форм знания. Этот новый взгляд на мир открывает нам колоссальную избирательность сложных форм (будь то молекула, живое существо, общество, биосфера или Вселенная). Сложное, оказывается, существует в очень узком диапазоне условий. Причем в закрытых системах хаос побеждает. Но мир – это система открытая. Синергетика может успешно служить для моделирования многих процессов социальной жизни – демографических, геополитических, социально-экономических и др. Данная научная теория позволяет и даже заставляет по-новому оценивать необходимость и действующие тенденции к интеграции естественнонаучного и социогуманитарного познания.

Синергетика на современном этапе ее развития - это совокупность общих идей о принципах самоорганизации и вместе с тем, сумма общих математических методов для ее описания. Предпринимаются все более активные попытки использования этих идей и методов в экологии, медицине, социологии, экономике и вообще в области социально-гуманитарного знания.

В настоящее время мы говорим о наступлении нового, постнеклассического этапа в развитии науки. Его определяющим признаком становится формирующаяся в наши дни эволюционио-синергетическая парадигма. Важнейшей составляющей новой парадигмы стал принцип глобального эволюционизма, то есть признание невозможности существования всех рождаемых во Вселенной структур вне развития, вне общей эволюции. Эта мысль органически связана с концепцией фундаментального единства материального мира. Другой составляющей эволюционно-синергетической парадигмы является представление об универсальности алгоритма развития как проявления самоорганизации в самых разнообразных природных и социальных системах, то есть синергетический подход.

Создается уверенность, что «социальные, физико-химические и биологические объекты исследований при всем своем очевидном различии и несводимости друг к другу подчиняются одним и тем же фундаментальным началам, а значит, их поведение может описываться в принципе одинаковыми моделями»3. Такое убеждение есть одно из важнейших проявлений утверждающейся в современной науке эволюционно-синергетической парадигмы.

Представление об общих закономерностях эволюции сложных систем, к которым относятся и социальные системы, обусловливает перспективность синергетических идей для обществоведения и гуманитарного знания. Перечень примеров использования представлений синергетики для создания новых гуманитарных, обществоведческих концепций быстро пополняется, ибо в экономике, политике, истории имеют дело со сложными, необратимо эволюционирующими системами. Самоорганизующиеся физические системы выполняют в синергетике роль прототипа при исследовании социокультурных систем.

На основе общих положений синергетики можно осмысливать ход исторического развития, оценивать роль той или иной личности или отдельных социальных слоев в исторических катаклизмах. В точке бифуркации даже ничтожные обстоятельства могут определить ход последующей эволюции системы. С синергетической точки зрения «эволюционный процесс, проходя через точки бифуркации, приобретает свойства уникальности, невоспроизводимости»4.

Знакомство с историей науки и важнейшими концепциями современного естествознания в курсе КСЕ помогают студенту, будущему специалисту узкого профиля объективно сориентироваться в многообразии предлагающихся ныне обществом ценностей мировоззренческого, социально-политического, нравственно-экологического, эстетического характера.

Мы полагаем, что существующая нередко односторонняя специализация профессионалов, специалистов либо в физике, либо в биологии, либо в области гуманитарного знания, зачастую определяет одностороннее видение мира. Курс естественных наук дает в концентрированном виде более многостороннее и многообразное знание. В курсе КСЕ раскрывается специфика научного знания и история науки, анализируется физическая, биологическая, космологическая картины мира, различные уровни организации материи, сущность, происхождение и эволюция живого, возникновение человека и особенности техногенной цивилизации.

Процессы самоорганизации происходят и в человеческом обществе. Даже сам факт существования человеческого сообщества как структурной организации в природе, возникшей в результате кооперативного взаимодействия между отдельными индивидуумами в целях выживания, подтверждает это высказывание. Человеческое сообщество, являясь открытой системой, обменивается с окружающей природной средой энергией, веществом и информацией. Внутри человеческого сообщества, как и в остальной части природы, протекают процессы самоорганизации. Так, в человеческом сообществе в процессе эволюции возникли этносы, государства, социальные слои, трудовые коллективы, спортивные общества и т.п.

В исследовании творческого процесса, искусства основные понятия и принципы теории самоорганизации позволяют в новом ракурсе увидеть известные закономерности и факты, по-новому интерпретировать главный инструмент художественного творчества - интуицию, особое творческое состояние - вдохновение.

Современный специалист должен обладать современным видением мира. Современно же то, что в настоящее время оказывает наибольшее влияние на развитие современной науки и культуры, на мышление человека.

Актуальность естественной науки также связана с исследованием проблемы человека. В рамках курса философии, например, анализируются сущностные параметры человека, выявляется его роль как субъекта общественного процесса. Однако для понимания человека необходимы также знание конкретных процессов развития Вселенной, интерпретация химических и физических процессов, законов генетического развития, к примеру, таких, как закономерности дрейфа генов, осмысление взаимоотношений различных процессов – физических, химических, генетических. Интересна в этой связи мысль американского астронома Д.Джинса: «Наши тела состоят из пепла давно угасших звезд», и для многих студентов оказывается открытием даже тот факт, что первоначально наша нейтринная Вселенная состояла лишь из двух элементов, водорода и гелия. Все остальные элементы возникли в недрах взрывающихся звезд в результате различных реакций и чудовищного давления и затем после катаклизмов, гибели звезд разлетелись по бескрайним просторам Космоса, дав в своих соединениях начало жизни.

Самоорганизация - одно из наиболее важных понятий синергетики - в отношении к образованию означает самообразование. В плане самообразования акцент переносится с передачи знаний и умений от преподавателя к студенту на обучение способам самостоятельного поиска нужной информации, интерпретации этой информации в собственном контексте на выработку умения быстро ориентироваться в лавинообразно возрастающем потоке знаний.

Главной задачей курса КСЕ является отчетливое определение смысла и границ, возможностей науки, ее значения как феномена культуры. Кроме этого, важнейшей задачей выступает рассмотрение в единстве и взаимосвязи наиболее фундаментальных проблем современной науки, определяющих основы и вектор развития современного мировоззрения человека в синергетическом аспекте. В то же время, самая большая проблема в преподавании курса КСЕ состоит в его глубине и энциклопедичности. Насколько глубоко можно погрузиться в каждую отдельную естественную науку, при этом сознавая, что нет у знаний об этом конкретном аспекте природы дна и предела? Что же можно сказать тогда о дисциплине, ставящей своей целью формирование наиболее общего целостного и, в то же время, фундаментального естественнонаучного мировоззрения? Какая методология, какая парадигма может справиться с подобной задачей? Только наиболее передовая, наиболее глубокая и всеобъемлющая, наиболее общеприменимая. Этому, на наш взгляд, в наибольшей степени соответствует синергетическая парадигма.

Синергетическая картина мира создает целостное мировоззрение личности, учит видеть все явления природы в их глубокой взаимосвязи, развитии и противоречивости. Целостное видение картины мира с неизбежностью происходит в том случае, если студенты знают и умело пользуются всеми методами познания, которые им известны, которым их обучают. Имеются в виду такие основные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и многие другие. Понимание системности, эволюционности и синергетичности природных явлений и процессов позволяют расширять и углублять представления о единой картине мира и, на наш взгляд, этому следует обучать студентов наиболее активно в рамках курса КСЕ.

Естественнонаучное мировоззрение включает в себя систему обобщенных представлений о единой современной картине мира и месте в этом мире самого человека, определяет жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения.

Методологической основой курса «Концепции современного естествознания» является эволюционно-синергетическая парадигма, выдвигающаяся на передний план науки. Синергетическая интерпретация большинства явлений в природе открывает новые возможности и новые направления в их изучении. Нам представляется, что применение именно этого современного подхода поможет студентам-гуманитариям наилучшим образом осмыслить диалектику развивающегося мира как единой, целостной и эволюционирующей системы.

ССЫЛКИ и ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Поппер К, известный философ и методолог ХХ в. Открытое общество и его враги. Т.2. М. 1992. С.327-328.

2 Пригожин  И., Стенгерс  И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: УРСС, 2003. С.146

3 Князева  Е.Н, Курдюмов  С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: Ком Книга, 2005. С.140.

4 Николис  Г., Пригожин  И. Познание сложного. Введение. М.: Мир, 1990. С.244.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconСодержание
Показать преемственность в развитии психологии на различных этапах ее существования, а также тесную связь психологической науки с...
Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconАннотация курса «Современная политология в контексте новейшего гуманитарного...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconКонкурс по информатике и икт «Строим орнаменты с помощью грис «Стрелочка»»....
Неделя физики, информатики и икт проводилась согласно утвержденной программе на заседании учителей шмо естественнонаучного цикла
Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconРоссийской федерации
Главная цель дисциплины «Концепции современного естествознания» – дать студентам наиболее полное представление о картине Мира в рамках...
Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconПрограмма дисциплины История и социология гуманитарного знания для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconРабочая программа дисциплины «Микроэкономика»
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при освоении школьных дисциплин, а также дисциплин гуманитарного и социального,...
Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconКонтрольно-оценочные средства (тесты)
Культура как предмет гуманитарного знания. Специфика культурологического знания: предмет и метод. Основные подходы к определению...
Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconИнтеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла в...
Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос: чему учить...
Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык»
Спо 230401 Информационные системы (по отраслям) предусматривает изучение следующих учебных циклов: общеобразовательного; общего гуманитарного...
Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconРеферат Проект «Исследование актуальных проблем теории и истории...
Проект «Исследование актуальных проблем теории и истории литературы в контексте современного гуманитарного знания», руководитель...
Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconЗадача, в которой какой-нибудь текст слово изображены комбинацией...
К урокам гуманитарного цикла можно подобрать много интересного материала по культуре Родного края, истории нашей Родины; на уроках...
Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы...
Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconПояснительная записка в настоящее время актуальной стала проблема...
М ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной...
Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconРешает ли проблемы развития общества теория самоогранизации синергетики
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconРабочая программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая
Охватывает широкий круг проблем как естественнонаучного, так и гуманитарного, аксиологического, культурологического аспектов (идеи...
Т. И. Цаплиенко Перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания с помощью синергетики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из продуктивных форм работы с целью взаимообогащения знаниями развития инициативы и творческого роста, профессионального мастерства...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск