Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка





Скачать 321.11 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации03.08.2013
Размер321.11 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

Специальность – 030401.65 История

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск - 2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12
УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6



СОДЕРЖАНИЕ





4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный спецкурс предназначен для преподавания на I курсе исторических специальностей Спецкурс «Введение в специальность» преследует цель сформировать у студентов младших курсов представление о научно-методологической базе современной исторической науки, помочь овладеть принципами исторического исследования.

Предметом рассмотрения данного спецкурса является методика проведения исторического исследования в широком понимании этого термина.

Университетские требования к подготовке специалиста-историка в качестве обязательного элемента включают выработку навыков исследовательской работы. В системе высшей школы сложилась практика написания курсовых работ и специализации по определенным разделам истории. Данный путь постижения мастерства историка отличается большими трудностями. Данный курс призван дать студентам-историкам теоретические и практические представления об специфических особенностях исторического исследования, его основных этапах,

Исходными при составлении программы данного курса являлись следующие положения:

современная ситуация характеризуется отходом от господства идеи мононауки, формированием ориентации на множественность методологических парадигм; поэтому невозможно найти раз и навсегда апробированную методику, хотя структура любого научного труда характеризуется набором стандартных процедур;

основной акцент в данном курсе делается на социально-психологические, науковедческие, методологические факторы научной деятельности;

данный курс имеет междисциплинарный характер и знакомит студентов с поисками новых подходов к научному творчеству;

принципиально важным является акцентирование сложности творческого процесса вообще и подготовки историка к этой деятельности, включающей и знакомство с научной этикой, выработанной научным сообществом, в частности.

Основная цель - ознакомление будущих историков с этапами исследования и структурой научного труда, с факторами, оказывающими влияние на исследователя и судьбу концепции.

К задачам курса относятся следующие:

- формирование у студентов представления о научном труде как сложном и многоэтапном;

- усвоение студентами сложной зависимости результатов научного труда от избранной методологии, источниковой базы и техники исследования;

- знакомство с различными жанрами исторического исследования;

 - выработка навыков разработки программы исследования и ее реализации, вплоть до литературного оформления результатов;

- формирование у студентов понимания возможности существования отрицательного результата исследования и необходимости корректировки рабочей гипотезы и плана работы.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Дидактические единицы

Наименование

тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I


ДЕ I. Наука как знание и наука как деятельность.

22

4

4







18

Тема 1. Наука как знание и наука как деятельность.

22

4

4







18

ДЕ II


ДЕII.Психология научного творчества

28

4

4







24

Тема 3. Интуиция и творчество

14

2

2







12

Тема 4. Психология научного общения

14

2

2







12

ДЕ III


ДЕ III. Методологические поиски в современных исторических исследованиях

40

10

10







30

Тема 5. Историк в поле методологического плюрализма.

14

4

4







10

Тема 6. Основные этапы исторического исследования

26

6

6







20




Итоговый контроль

Зачет




Всего

90

18

18







72


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕ I. Наука как знание и наука как деятельность.

Тема 1. Наука как знание и наука как деятельность.

Аудиторное изучение:Проблема демаркации науки и не-науки. Научное и обыденное знание о прошлом. Наука как культурообразуемое явление и как культурообразующий процесс. Историческое исследование как результат познавательной деятельности историка. Историки о кризисе историописания конца XX – начала XXI века. Исследователь и проблема междисциплинарного знания в рамках парадигмы интеллектуальной истории.

Самостоятельная изучение: «Профессия историка» как самостоятельная тема исследования в конце ХХ века. Жанр интеллектуальной биографии.
ДЕII. Психология научного творчества

Тема 2. Параметры личности исследователя

Аудиторное изучение: Идеогенез (динамика творчества). Проблема соотношения индивидуального научного творчества с историей коллективного разума науки. Принцип детерминизма как главный жизненный нерв научного мышления.

Категориальная апперцепция. Анализ взаимоотношений ученых с миром сквозь кристаллическую решетку социокультурных детерминант (Д.Н.Овсянико-Куликовский и позитивистская социокультурная практика в провинциальном городе. С.О.Шмидт: попытки синхронного рассмотрения истории и культуры); образ эпохи и историческая наука.

Внутренняя мотивация. Иерархическая структура мотивационной сферы ученого. Динамика перехода от внешнего к внутреннему. Фактор случайности.

Оппонентный круг. Полемика как форма генезиса нового знания. Типы различных конфигураций оппонентного круга. Конфронтация и оппонирование. Полемика как воплощение защитного механизма научного сообщества. Оппонентный круг и национальная научная традиция.

Индивидуальный и когнитивный стиль. Когнитивный стиль как способ интеграции историологического начала творчества, отчуждение от проблемы индивидуального, поиски решения и способы презентации научному сообщества.

Самостоятельная изучение:Личностное знание. Психологический облик «обитателей» мира науки. «…Любовь к истине и жажда славы» как решающая личностная переменная. Сублимация. Служение науке как важнейший жизненный долг. Судьба ученого и судьба концепции. Проблема соотношения личностного опыта и логики научного познания.

Тема 3. Интуиция и творчество

Аудиторное изучение:Стадии творческого процесса. Выдающиеся историки современности об интуиции. Методы стимуляции творческого мышления: «Мозговой штурм» и проблема коллективного творчества. Метод преодоления инерционного эффекта мышления. Личностные методы стимулирования творческого мышления (преодоление внутренних запретов на самовыражение чувств, ощущений, взглядов, ценностей и т.п.) Самостоятельная изучение:Творческое мышление неравносильно навыку, в нем находит свое выражение целостная индивидуальность.
Тема 4. Психология научного общения

Аудиторное изучение:Научные коммуникации и открытое общество. Личностное знание – концепция М. Полани. Учитель-ученик. Школа в науке. Типы школ. Особенности школ в гуманитарных науках. Малая группа как субъект научного творчества. Продуктивный конфликт в малой группе. Молодой ученый: этапы социализации в науке. Конфликт ценностей внутри научного сообщества.

Самостоятельная изучениеПсихология миграционной активности. Ученый в «иной» социокультурной среде.
ДЕ III. Методологические поиски в современных исторических исследованиях

Тема 5. Историк в поле методологического плюрализма.

Самостоятельная изучение: Марксистская методология истории. Системное изучение истории на материалистической основе. Жесткая детерминация исторических явлений экономическим базисом. Теория формаций. Классовый подход. «Гносеологический оптимизм» и прогностические функции исторического знания. Проблема партийности и объективности как основные критерии исторического исследования в рамках марксистской парадигмы. Эволюция представлений о роли и значении исторического источника. Кризис марксистской парадигмы. Попытки преодоления противоречий. Критика марксизма его интерпретаторами.

Позитивизм в рамках марксистской историографии, причины долгожительства. Связь историка и источника, многофакторность исторического процесса и господство жанра монографического исследования. Идея эволюции и ее соотношение с принципом историзма. Стремление к идеалу точного знания. Противоречия в рамках позитивистского историописания. «Критический позитивизм». Постпозитивизм.

Неокантианская парадигма исторического исследования. Проблема классификации наук и специфики их методов. Науки идеографические (история или «наука о культуре») и номотетические (естествознание или «наука о природе»)

Аудиторное изучение: Индивидуализация как особое, целостное видение предмета. Идеография как погружение исследователя в ткань исторического материала, его способность «вникнуть в душу, жилу факта». Понятие «мирового целого» в работах А.С.Лаппо-Данилевского. Объект познания: «всеединое человечество» как часть мирового целого, наделенного сознанием. Ценностный подход рассмотрения исторической действительности. Связь концепции неокантианства с принципами немецкой «философии жизни». Источник как явление культуры, «как реализованный продукт человеческой психики». Историческое исследование как диалог культур. Новая проблематика: история культуры, личность в истории культуры; творчество. Методология истории - от проблем движущих сил исторического процесса к гносеологическим проблемам. Историческая наука как история интерпретаций.

Историческая антропология. Историк навстречу к социологу. Проблема исторического синтеза в междисциплинарном научном поле. Дихотомия «свой-чужой» в историческом исследовании. Ментальность как центральная категория исторической антропологии. Внимание к психосоциальным и культурным образованиям. Категории исторического исследования: общее и индивидуальное, родовое и частное, коллективное и особенное. «Лингвистический поворот» и поиски новых проблемных полей - речевые практики как способ познания прошлого. Новые модели исторических исследований (А.Я.Гуревич). Проблема микро- и макроистории.

Новая интеллектуальная история. Постмодернизм и поиски новой интеллектуальной истории. Интеллектуальная история как субдисциплина. Эпистемологический аспект проблемы: соотношение произведения историка, исторического нарратива с объективной реальностью прошлого. Научный текст, его компоненты, стилистика, типы особенности высказывания, терминология. Соотнесенность темы исследований и социальных условий его создания. Соотношение основного текста и научного аппарата. Множественность «голосов», звучащих в тексте, структура и развитие сюжета. Особенности авторской репрезентации текста. Анализ коммуникаций авторского текста и читательского восприятия. Проблема профессии историка как важный момент самопознания исторической науки. Проблема преемственности и разрыва исторического знания.
Тема 6. Основные этапы исторического исследования

Аудиторное изучение: Историки о моделях исторического исследования. С.Ф.Платонов, Н.М.Дружинин, М.Блок, А. Монэн, Е.Топольский.

Выбор темы исследования и постановка проблемы. Понятие актуальности темы. Научная новизна, учет уровня развития исторической науки. «Вызов времени» и различные формы социального заказа. Историческая память и актуализация отдельных сюжетов истории как отражение общественной потребности. Личностный интерес как фактор определяющий научный выбор историка. Обеспеченность темы репрезентативной источниковой базой. Зависимость историка от источника: Условия трансформации исследовательской темы в научную проблему.

Историографическое осмысление темы. Принципы историографического анализа: последовательное раскрытие общественно-политических условий создания исторического произведения; определение мировоззренческих позиций автора, его методологических установок, источниковой базы и техники исследования; определение общего уровня развития исторической науки данного периода, реконструкция концепции и определение ее значения. Выявление хорошо изученных и спорных аспектов проблемы, вопросов не поставленных, но требующих своего разрешения с точки зрения внутренней логики. Различные варианты построения историографического обзора: проблемный, хронологический; учет внутри данной модели направлений исторической мысли по школам и направлениям. Принцип историзма в оценке предшествующего историографического опыта.

Формирование рабочей гипотезы. Определение целей и задач исследования. Переосмысление историографического канона в двух направлениях: в сторону большего внимания к личности историка и в сторону преодоления представлений о жесткой обусловленности исторических взглядов общественно-политическими.

Библиографическая и источниковедческая эвристика. Понятие информации, научная информация и формы ее существования. Библиографическая информация, ее формы. Основные центры библиографической информации. Задачи и закономерности выявления исторических источников. Поиск опубликованных источников по выбранной теме. Библиографические указатели (традиционные и электронные версии) и обзоры. Поиск неопубликованных источников. Отбор оптимального круга источников, необходимых для решения поставленных исследовательских задач. Системный подход к формированию источниковой базы исследования.

Методика поиска источника в архивах: использование путеводителей, реестров фондов, каталогов, и др. Использование информационно-справочных систем для поиска исторических источников (в том числе - со специализированными WEB-сайтами). Формирование представительной источниковой базы. Способы систематизации и хранения.

Работа с источниками или критика и оценка научной значимости источников. Проблемы подхода к историческому источнику и его исследованию в современной исторической науке. Различные модели интерпретации целей и задач обращения к историческому источнику.

Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур. Исторические и логические этапы источниковедческого анализа (изучение происхождения и содержания исторического источника). Особенности анализа исторических источников разных типов и видов. Комплексный подход при источниковедческом анализе с целью повышения информативных возможностей источника. Стремление к извлечению из источника не только непосредственно выраженной, но и скрытой информации. Возможные методы ее извлечение, вероятностно-статистический и информационный подходы. Системно-структурный анализ, контент-анализ. Работа с комплексом исторических источников. Сравнительно-исторический и сравнительно-типологический подходы к анализу источников.

Методы решения исследовательских задач на каждом этапе. Методы анализа источников:

- Приемы изучения внешних особенностей источника, выработанные ВИДами. Выявление подделок, фальсификаций.

- Приемы изучения содержания источников. Прием сопоставления источников, интерпретация.

Частные методики диктуемые спецификой различных видов и разновидностей источников. Оценка исторического источника как исторического явления. И определение его информационных возможностей как цель источниковедческого анализа.

Исторический синтез и создание концепции. Соотношение исторического источника и исторического факта. Понятие концептуализированного факта: данные источника, познания самого историка, общий уровень исторической науки. Ценностное отношение к факту. Проблема полноты и достаточности фактов в историческом исследовании. Методологические принципы исторической критики фактов. А.Я.Гуревич «Территория историка». Корректировка рабочей гипотезы. Оформление концепции. Выбор методологической модели построения концепции. Выбор языковой коммуникации. Построение выводов, подчеркивание их новизны и оппозиционности по отношению к сложившемуся уровню историографии, выделение сложностей и противоречий. Постановка новых исследовательских задач.

Типы исторических исследований и их особенности. Эмпирическое или конкретно-историческое исследование. Теоретическое исследование. Историографическое исследование (проблемная историография, творчество отдельного историка, изучение научно-организационной компоненты исторической науки, изучение отдельных научных сообществ. Особенности трансляции исторического знания и др.). Источниковедческое исследование. Курсовая и дипломная работы в университете как опыт научного исследования студента.

Презентация исторического исследования. Жанры исторического исследования: тезисы, статьи, монографии, диссертации. Литературное оформление результатов исследования. Проблема соотношения научного и художественного. Историк и литература. Восприятие исторической концепции.

Самостоятельная изучение Оформление научно-справочного аппарата. Справочно-библиографический аппарат как отличительная черта научного исследования, способ сохранения и передачи научной традиции и уважения авторского права. Различные типы сносок и правила их оформления. Требования к оформлению списка литературы и источников. Правила составления приложений к научным работам.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема: Основные этапы исторического исследования

Вопросы:

  1. Типы исторических исследований и их особенности.

  2. Выбор темы исследования и постановка проблемы.

  3. Историографическое осмысление темы исследования.

  4. Формирование рабочей гипотезы.

  5. Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур.

  6. Исторический синтез и создание концепции.

  7. Презентация исторического исследования.

  8. Оформление научно-справочного аппарата.

Литература:

Библиографическое оформление курсовых, дипломных, научных работ. Методические указания. Томск, 1993.

Зевелев А.И. Историографическое исследование: Методологические аспекты. М., 1987.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования.

Зевелев А.И. Историографическое исследование: Методологические аспекты. М., 1987.

Отраднов А.М. Проблемы методологии и историографии ХХ столетия. Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультете (заочное отделение). Пенза, 1998.

Пронштейн А.П. Методика исторического исследования. Ростов-на-Дону, 1971.

Рубеж веков: проблемы методологии и историографии исторических исследований. Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 1999.

Русакова О.Ф. Методология и философия истории. М., 1999.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 1 материалы...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Международное частное право»
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 18 условия...
При разработке учебно –методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «планирование...
Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк...
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины самостоятельная работа студента
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины самостоятельная работа студента
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Физика»...
Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Астрономия»...
Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по освоению учебного материала 49 пояснительная записка
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 35 3 2 Оценочные...
Гос впо по специальности 080801. 65 Прикладная информатика (по направлениям), утвержденный Министерством образования РФ «14» марта...
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 11 1 Самостоятельная...
Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк /сп
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 24 1 Самостоятельная...
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 22
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 17 1 Самостоятельная...
Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк /сп
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по освоению курса 25 контроль и оценка...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «конституционное...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 17 1 Самостоятельная...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образоания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск