п/п
|
Тема урока
| Кол-во
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требование к уровню подготовки
обучающихся
| Вид контроля,
измерители
| Элементы дополнительного
содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
план/факт
|
1
| Вводный урок
| 1
| Урок изучения нового
материала
| Понятие «Средние века».
Место истории средних
веков в истории человечества.
Источники знаний об истории Средних веков
| Называть хронологические рамки «средневековья».
Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира
| Задание на
сравнение
хронологических рамок «древнего мира» и «средневековья». Задание на определение понятий урока. Задание на работу с контурной картой
|
| Учебник
с. 6-10
|
|
Глава 1. Становление средневековой Европы
|
2
| Древние германцы
и Римская империя
| 1
| Урок изучения нового материала
| Германские племена.
Конец Западной Римской империи(Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев
| Сравнивать общество
древних германцев и общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга
| Сравнить
богов древних греков и богов германцев
|
| §1
|
|
3
| Образование Франкского королевства
и утверждение христианства
| 1
| Комбинированный
урок
| Королевская власть
при Хлодвиге.
Принятие христианства.
Законы франков. Создание империи Карла Великого
| Уметь использовать
текст исторического источника при ответе на
вопрос
| Сравнить
власть короля
и власть
вождя
|
| §2
|
|
4
| Возникновение и
распад империи
Карла Великого.
Феодальная
раздробленность
| 1
| Урок применения
знании
(практикум)
| Возникновение и рас-
пад империи Карла
Великого
| Определять на основе
изученного материала
причины и следствия
важнейших исторических событий
| В чем причины распада
империи Карла Великого и
периода феодальной раздробленности
|
| §3
|
|
5
| Западная Европа в IX-XI вв.
| 1
| Комбинированный урок
| Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны
| Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории
| Можно ли считать священную Римскую империю государством и почему?
|
| §4
|
|
6
| Культура Западной Европы в раннее средневековье
| 1
| Урок применения знаний (практикум)
| Представления о мире в Средние века. Каролингское Возрождение. Литература
| Уметь работать с различными источниками дополнительной информации
| Чем обучение в монастырской школе отличалось от обучения в современной школе
|
| §5
|
|
| Глава 2. Византийская империя и славяне в
| VI-XI вв.
|
|
7
| Византия
при Юстиниане.
Культура Византии
| 1
| Урок изучения нового материала
| Юстиниан и его правление.
Войны Юстиниана. Культура Византии
| Уметь анализировать и сравнивать исторические факты
| Сравнить образование, науку и архитектуру в Византии и в Западной Европе VI-XI вв.
|
| §6-7
|
|
8
| Образование славянских государств
| 1
| Урок применения знаний (практикум)
| Образование славянских государств
| Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план
| Рассказать о взаимоотношениях Византии и Болгарии (с точки зрения болгарина и византийца)
|
| §8
|
|
Глава 3. Арабы в VI-XI вв.
|
9
| Возникновение ислама.
Арабский халифат и его распад
|
| Урок изучения нового материала
| Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен.
Завоевательные войны
арабов
| Раскрывать систему управления арабами. Объяснять объединительную роль ислама. Знать основы вероучения ислама и обязанности
мусульман. Рассказать
об основных завоеваниях арабов. Объяснить причины распада Арабского халифата
| Нанести на карту территории,
завоеванные арабами.
Подготовить сообщение о развитии образования, науки, литературы
|
| §9
|
|
10
| Культура стран халифата
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений (практикум)
| Образование, литература, искусство, медицина
| Рассказывать о развитии культуры в странах халифата
| Сравнить культуру Византийской империи и стран халифата (выделение общего и особенного)
|
| §10
|
|
Глава 4. Феодалы и крестьяне
|
11
| В рыцарском замке
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Ритуальная присяга. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские доспехи. Турниры. Гербы. Литературные произведения
| Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового феодала. Используя текст и иллюстрации учебника, составлять описание феодала
| Составить рассказ «День феодала»
|
| §11
|
|
12
| Средневековая деревня и ее обитатели
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Феодальные отношения, натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян
| Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого крестьянина
| Задание на составление сравнительной таблицы «Жизнь и быт раба», колонна зависимого крестьянина
|
| §12
|
|
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
|
13
| Формирование средневековых городов
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Города-
| Называть причины возникновения городов в Средние века. Описывать облик средневекового города. Раскрывать систему самоуправления в городе
| Описать средневековый город, сравнить город-коммуну и город-республику
|
| §13
|
|
14
| Горожане и их образ жизни
| 1
| Комбинированный урок
| Городское самоуправление. Городские ремесла и ремесленники. Ремесленные цехи, гильдии. Торговля и ярмарки. Жизнь и быт горожан
| Рассказывать о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в Средние века.
| Сравнить натуральное и товарное хозяйство (общее и особенное)
|
| S 14
|
|
15
| Могущество папской власти.
Католическая церковь и еретики.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Разделение церквей. Германские императоры и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства католической церкви. Еретики, ересь. Борьба церкви с еретиками
| Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную, указывать источники богатства церкви, раскрывать причины возникновения ереси
| Установить последовательность и длительность событий
|
| S15
|
|
16
| Крестовые походы
| 1
| Урок изучения нового материала
| Крестовые походы и их последствия
| Раскрывать причины и последствия крестовых походов
| Определить участников всех крестовых походов
|
| S16
|
|
17
| Как происходило объединение Франции
| 1
| Комбинированный урок
| Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты
| Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Перечислять характерные черты сословной монархии
| Задание на классификацию государственной власти по указанным признакам. Перечислить характерные черты политического устройства Франции
|
| S17
|
|
18
| Что англичане считают началом своих свобод
| 1
| Комбинированный урок
| Нормандское завоевание Англии и его последствия. Причины усиления королевской власти. Генрих II и его реформы. «Великая хартия вольностей». Английский парламент
| Выявить общее
и особенное в сословно-
представительной
монархии Франции
и Англии
|
|
| §18
|
|
19
| Столетняя война
| 1
| Комбинированный урок
| Причины поражения французов при Креси и Пуатье.
Крестьяне и феодалы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Поражение англичан. Итоги войны
| Излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность
| Установить последовательность и длительность Столетней войны
|
| §19
|
|
20
| Крестьянские восстания во Франции и Англии
| 1
| Комбинированный урок
| Крестьянские восстания в Англии и Франции. Восстание в Лондоне
| Называть причины, воззвание восстания крестьян в Англии и Франции. Сравнивать цели и реальные действия крестьян в Англии и Франции.
Знать последствия крестьянских выступлений
| Сравнить цели, реальные действия и последствия крестьянских выступлений в Англии и Франции
|
| §20
|
|
21
| Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии
| 1
| Комбинированный урок
| Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства
| Объяснять причины укрепления централизованного государства во Франции. Объяснять, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии
| Определить существенные черты централизованного государства. Выявить общее и особенное в централизованных государствах Франции и Англии
|
| §21
|
|
22
| Реконкиста и образование
централизованных
государств на Пиренейском
полуострове
| 1
| Урок
изучения нового
материала
| Пиренейские государства: природа, климат,
условия жизни, занятия.
Реконкиста
и ее хозяйство.
Результаты Реконкисты. Введение инквизиции в Испании. Папство в XIV-XV вв. Раскол в католической церкви
| Показывать на карте
государства, расположенные на Пиренейском
полуострове.
Объяснять понятие
«реконкисты» и рассказывать о ее ходе. Знать причины образования самостоятельных государств: Испания и Португалия
| Сравнить
английский
парламент,
Генеральные
штаты
и Кортес
|
| §22
|
|
Глава 8. Германия и Италия в XII-XV вв.
|
23
| Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов
| 1
| Комбинированный
урок
| Германские государства
bXII-XVbb.
Расцвет римских
городов
| Уметь анализировать,
сравнивать изученный
материал, выделять
общее и особенное
| Почему
в Германии
в отличие
от Франции и Англии не возникло централизованного государства
|
| §23-24
|
|
Глава 9. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.
|
24
| Гуситское движе-
ние в Чехии
| 1
| Урок
изучения нового материала
| Чешское государство.
Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Падение Константинополя. Значение гуситского движения
| Объяснять, почему
гуситское движение называют национальным. Рассказать о ходе и результатах гуситского движения
| Подготовить
характеристику Яна Гуса и Яна Жижки
|
| §25
|
|
25
| Завоевание турками-османами Балканского полуострова
| 1
| Урок применения
знаний и формирования умений
| Завоевание сельджуков и османов.
Падение Византии. Османская империя
| Уметь работать с текстом учебника
| Почему Восточная Римская империя смогла просуществовать на тысячу лет больше, чем Западная Римская империя
|
| §26
|
|
Глава 10. Культура Западной Европы в XI—XV вв.
|
26
| Образование
и философия.
Средневековое искусство
| 1
| Урок при-
менения знаний и формирования умений
| Средневековая наука.
Технические открытия и изобретения. Средневековое образование.
Средневековая литература.
Архитектура, скульптура и живопись
| Рассказывать о содержании средневековой литературы. Раскрывать особенности средневековой архитектуры, скульптуры, живописи
| Сравнить
развитие науки и образования в раннем средневековье в период раннего Возрождения
|
| §27-28
|
|
27
| Культура раннего
Возрождения
Италии
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Новое учение о человеке.
Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения
| Уметь работать с различными источниками информации
| Почему это время называется Возрождением?
|
| §29
|
|
28
| Научные открытия и изобретения
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Развитие практических знаний.
Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Развитие мореплавания и ответственности. Изобретение книгопечатанья
| Уметь работать с различными источниками информации
| Когда и благодаря чему начались Великие географические открытия?
|
| §30
|
|
Глава 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
|
29
| Средневековый Китай
| 1
| Урок изучения нового материала
| Китай в IV—VII вв. Борьба с кочевниками. Всекитайская империя. Особенности социального и государственного строя Китая. Внешняя и внутренняя политика династии Манн.
Культура средневекового Китая, ее общечеловеческая зависимость
| Рассказывать о внутренней и внешней политике династии Манн. Объяснять причины колониальных вторжения в Китай.
Объяснять причины крестьянских выступлений и гражданской смуты.
Рассказывать о культуре Китая, ее общечеловеческой значимости
| Задание на работу с картой восстаний и гражданской смуты. Раскрыть значение китайской культуры
|
| §31
|
|