Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа)





Скачать 195.16 Kb.
НазваниеМинистерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа)
Дата публикации04.08.2013
Размер195.16 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > История > Вопрос
Министерство образования Республики Марий Эл

МОУ «Азановская средняя общеобразовательная школа»

Медведевского района Республики Мари Эл


О чем рассказывают гербы?

(ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)
Выполнили: ученицы 7 и 5 классов

Таланцева Елена, Таланцева Мария

Научный руководитель:

учитель ИЗО и ХТ

Мочалова Надежда Петровна
Азаново

2010
Содержание
Введение………………………………………………………….............. ...3

1.Искусство гербов…………………………………………………………5

1.1. Из истории происхождения гербов ..…………….. …….…………..5

1.2. Символика герба ……………………………………………................9

1.3. Составные части герба……………………… ………………………12

1.4. Гербы различных государств, городов ……………………………..13

1.5.Гербы семей знаменитых людей…..………………………………..16

1.6. Герб семьи Таланцевых………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………...19

Список использованных источников…. .……………..............................21

Приложение....................................................................................................22

Введение

Герб выполняет ту же функцию, что и название: определяет того, кому принадлежит. В основе своей герб и название есть одно и то же - только название определяет владельца речевыми средствами (то есть средствами, которые человек воспринимает с помощью слуха - звуками и составленными из них словами), а герб - средствами визуальными.

Существование гербов (ровно как и других, сходными с гербами по выполняемым функциям опознавательных знаков: эмблем, клейм, печатей и т.п.) вызвано тем, что человек с самого начала своего существования насущно нуждается в средстве, позволяющем отличать свое от чужого и своих от чужих. Названия здесь далеко не всегда могут прийти на помощь. Во-первых, названия одних и тех же объектов звучат по-разному в разных языках и далеко не каждый человек способен узнать название даже своего родного государства или города, произнесенное на иностранном языке. Во-вторых, названия передаются надписями в различных формах письменности, люди же редко владеют более чем одним-двумя языками кроме родного. Но даже в родном языке надпись не всегда может помочь.

В отличие от языка звуков, букв и слов язык цветов и фигур является интернациональным. Это обуславливается свойством человеческой натуры: с помощью зрения мы воспринимаем от 80 до 90% информации, и лишь 10-20% сообщают нам другие средства восприятия (слух, вкус, обоняние, осязание). С простейшим примером практического использования опознавательных знаков те из нас, кто посещает детские дошкольные заведения (детские сады, группы), сталкивается уже в первые годы жизни. Повсеместно в детских садах принята практика обозначать принадлежащие детям вещи (шкафчики для одежды, вешалки для полотенец, кровати, места за столом) условными изображениями (простейшими рисунками - например, овощей и фруктов, зверей, элементарных сооружений: вагончиков, машинок, домиков и т.д.). И ребенок, подчас совсем маленький (в возрасте от 2 лет), не владеющий чтением, письмом и счетом, часто даже не умеющий еще хорошо разговаривать, легко и эффективно начинает пользоваться геральдикой - с помощью опознавательных знаков узнавать принадлежащие ему вещи и объекты.

Примеры эффективности визуальных знаков можно черпать не только из детства. Автомобиль сегодня стал повсеместно распространенным средством передвижения, а вождение автомобиля доступно все большему и большему количеству людей. Обучение вождению начинается… с изучения дорожных знаков. Системы дорожных знаков интернациональны и водитель, выучивший знаки, сможет уверенно ориентироваться на дорогах большинства стран мира (чего он не смог бы, если бы вместо знаков применялись надписи на неизвестном ему языке иной страны). На дорогах всего мира преимущественно используют не надписи, а знаки: изобразительную конструкцию, знак мы воспринимаем мгновенно. Это сохраняет нам те самые секунды и доли секунд, от которых зависят безопасность, а нередко и жизнь.

Каждая человеческая культура, народ, страна, территория, племя, род создают собственные опознавательные знаки, существует огромное количество различных знаковых традиций и форм. По мере развития общества, расширения границ взаимодействия людей, становления государств различные местные знаковые традиции сплетались, воздействовали друг на друга, оптимизировались и обобщались. В результате появлялись системы знаков различия в основе своей общие для крупных человеческих общностей - даже не государств, а шире: мировых культур. Развитие знаковой культуры в Европе привело к рождению геральдики: практики создания и использования гербов и иных, связанных с гербами, опознавательных знаков.

После опроса, проведенного среди обучающихся МОУ «Азановская средняя общеобразовательная школа», было выявлено, что большая часть школьников знает, что такое герб, но история возникновения гербов большей части неизвестна. Отрадно, что большинство обучающихся знает, как выглядит герб Российской Федерации, герб Йошкар-Олы. Было для нас удивительным, что многие ученики не знают, как выглядит герб Республики Марий Эл. Возможно, ученики еще помнят предпоследний герб республики и поэтому затрудняются вспомнить, как выглядит герб в настоящее время. Семейный же герб почти не имеет ни одна семья из опрошенных нами учеников. Поэтому актуальность работы заключается в том, чтобы привлечь внимание молодое поколение к истории происхождения гербов, по-новому взглянуть на роль гербов в нашей жизни, обратить особое внимание на гербы нашей родины. Ведь герб был знаком чести рода.

Цель данного исследования - изучение истории герба

Задачи:

  1. Дать понятие о гербе и геральдике.

  2. Воспитывать уважение к истории своей родины, традициям своей семьи.

  3. Расширить кругозор учащихся, познакомив их с законами геральдики.

  4. Повысить уровень творческой и познавательной деятельности учащихся.

Методы

Знакомство с научными трудами по истории гербов, изучение Интернет-ресурсов, анкетирование.

Практическая значимость заключается в том, что данное исследование можно использовать как дополнительный материал на уроках изобразительного искусства, литературы, ИиКН, классных часах.

База исследования.

Исследовательская работа проводилась на базе МОУ «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий

Искусство гербов

1.1.Из истории происхождения гербов. Геральдика.

Первые гербы появились примерно в Х веке. В эпоху средневековья первыми гербы стали использовать рыцари, чтобы их различали на турнирах. На турнирах были люди, которые изучали и составляли герб – герольды. Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Слово герб пришло в русский язык в XVI–XVII вв. В его основе лежит немецкое «erbe», что в переводе означает «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность и постоянство в употреблении. Герб позволяет узнать своего владельца, а также судить о

его положении, характере, о данных ему привилегиях. Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб – о принадлежности его владельца к определенному сословию. Герб может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения своего владельца (к примеру, герб на печати). Поэтому герб, как правило, утверждается высшей властью. За долгий период своей истории наука о гербах – геральдика – выработала особые правила их составления и описания, своеобразный геральдический язык.

Гербы — это настоящие произведения искусства. Изображения гербов помещались на оружии, доспехах, каретах, надгробиях и архитектурных сооружениях. Можно сказать, что в Средние века европейцев повсюду окружались гербы.

Геральдика - это наука, занимающаяся составлением и изучением гербов. Возникшая ещё в эпоху крестовых походов, она непрерывно развивается и вызывает постоянный интерес практически всех слоёв населения, особенно в России и государствах СНГ, где геральдика долгое время была фактически под запретом. Можно без преувеличения сказать, что Россия и страны Содружества переживают период настоящего геральдического бума. Фамильный герб сегодня являются символом семьи с культурным прошлым, настоящим или будущим.

В первом значении «геральдика» - это отдел исторической науки (специальная историческая дисциплина), занимающийся изучением гербов (в этом значении геральдика также называется «гербоведением»).

Во втором значении «геральдика» - это практика создания и использования знаков различия: гербов, эмблем, флагов, знамен, форменного костюма и других.

В третьем значении «геральдика» - это совокупность всех знаков различия, употребляемых одним владельцем (в этом значении можно сказать, например, «геральдика России», разумея под этим все богатство геральдических знаков, использовавшихся и используемых в нашей стране; или «геральдика школы № 1», понимая под этим все знаки, существующие и применяющиеся в упомянутой школе).

Все три значения слова «геральдика» тесно связаны между собой. Невозможно создавать гербы и иные знаки, не опираясь на исторический опыт и анализ всей совокупности ныне существующих различительных средств. Невозможно изучать историю гербов, не обращая внимания на принципы их сегодняшнего существования. Нельзя постигнуть геральдику-совокупность знаков без исторических экскурсов и понимания основ практики создания и использования знаков сегодня.

В своей глубинной, фундаментальной основе геральдика - это язык. Язык гербов и других знаков: язык, сообщающий человеку информацию посредством визуальных (то есть воспринимаемых зрительно) средств. Геральдика существует по тем же принципам, по которым существуют и речевые языки. В основе геральдики лежат самопроизвольно выработавшиеся в ходе многовекового практического пользования знаками базовые правила. На основе этих правил развились различные местные и частные геральдические традиции и особенности (подобно как в языках существуют диалекты и наречия). Наконец, геральдика является живым организмом и (подобно всем языкам) оставаясь неизменной в своей фундаментальной основе, чутко и гибко реагирует на течение времени, новые явления человеческой и общественной жизни.

1.2. Символика герба.

Герб - символ, значение которого определяется историческими реалиями. Ведет свое происхождение от архаических тотемных изображений, приобретших символический характер в древних культурах. Гербам предшествовали родовые и семейные знаки собственности (знамена, метки у славян, тамга у тюркских народов). Эмблемы, изображенные на монетах и печатях древнего мира, в какой-то степени могут быть названы прагербами. В Шумере такой эмблемой являлся орел с львиной головой (грифон), в Египте- священная змея -Урей. Вслед за государствами отдельными гербами и собственными эмблемами обзавелись дворяне (и монархи), а затем буржуа.

Гербы, в том числе и государственные, не имеют изобразительных эталонов. Герб не является графически неизменным. Герб - не товарный знак, не логотип, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в разных стилях, разных художественных и дизайнерских интерпретациях. Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении. Это обуславливается как исторической традицией, так и утилитарной практикой использования герба: герб может потребоваться изготовить в крайне малом, или напротив - в чрезвычайно большом размере, в виде рисунка, печати, гравюры, офорта, рельефа, мозаичного панно, кованной или литой металлической конструкции и т.д. и т.п. Соблюсти соответствие всех изображений некому графическому эталону невозможно, в связи с чем изобразительные эталоны гербов не устанавливаются и рисунки, сопровождающие акты об учреждении гербов, являются всего лишь пояснительным материалом, а отнюдь не образцом, которому необходимо следовать во всех ситуациях. Определяет герб его геральдический состав: набор геральдических фигур определенных цветов в определенном сочетании. Любое изображение, точно воспроизводящее фигуры герба в их установленных цветах и сочетаниях, является правильным и полноценным изображением данного герба. Геральдический состав герба фиксируется геральдическим описанием. Именно геральдическое описание и играет роль эталона герба. Геральдическое описание герба (называемое также «блазон») - это составленное по традиционным правилам с применением специальной терминологии описание герба, фиксирующее его геральдический состав: используемые в гербе фигуры, их цвета и сочетание. Геральдическое описание играет роль эталона герба: любое изображение, соответствующее геральдическому описанию, является правильным и полноценным изображением соответствующего герба. Геральдический состав герба - это набор фигур, цветов и их сочетания, составляющие герб. Геральдический состав герба фиксируется геральдическим описанием герба.

Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце.

Цвет в гербе имеет символическое значение. Красный цвет означает храбрость, мужество, золотой-богатство, силу, верность, постоянство, серебряный- невинность, чистоту, голубой - величие, красоту, ясность, зеленый – надежду, изобилие, свободу, черный – скромность, ученость, печаль. Бывали случаи, когда герб невозможно было изобразить красками. Тогда использовали условную штриховку. Так, для обозначения красного цвета использовали вертикальные линии, голубого - горизонтальные, пурпурного – диагональные линии слева, зеленого – диагональные линии справа, черного – горизонтальные и вертикальные линии крест-накрест.

Наряду с геральдическими в украшении гербов использовались негеральдические фигуры – изображения животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружие, а также фантастических животных (дракон, единорог, гриф и др.). Каждое условное изображение имело свое значение: дуб, медведь означали силу, власть; факел – раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло, смуту; дракон – могущество; рука – храбрость и др.

Помимо цвета в гербах существует еще мех. Он бывает горностаевый или беличий.

Относительно сочетаемости цветов и металлов существует основное правило, что цвет не может быть положен на цвет или металл на металл. Так, если лев красного цвета, то щит, на котором он помещен должен быть золотым или серебряным. А если сам лев золотой, то щит может быть красным или синим.

1.3. Составные части герба.

Составление герба – это целая наука. Основой всякого герба считается щит – как поле для изображения эмблемы. Известно несколько форм щитов: итальянский, французский, немецкий, английский, испанский и др. Самую важную часть герба (щит) по сторонам обычно поддерживают фигуры –щитодержатели - люди, птицы, звери. Герб украшает лента с девизом. Венчает герб корона.

c:\documents and settings\учитель\рабочий стол\форма щитов.gifc:\documents and settings\учитель\рабочий стол\форма щитов.gif

корона

Щитодержатели

Щитлента с девизом

1.4.Гербы различных государств, городов

Герб Российской Федерации

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым орлом, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Принят 25.12.2000 г

Герб Республики Марий Эл.

Государственный герб Республики Марий Эл представлял собой и изображение на геральдическом элемента марийского национального орнамента – древнего символа плодородия в обрамление колосьев, дубовых и хвойных веток, олицетворяющих традиционную приверженность населения республики к сельскохозяйственному труду и лесное богатство края. Венки перевиты трехцветной (из полос Государственного флага Республики Марий Эл: лазоревого, белого, алого цветов) лентой. В нижней части геральдического щита под рисунком орнамента надпись «Марий Эл». Геральдический щит, окрашен в светло – охристый цвет. Был утвержден в январе 1993 г. Автор- марийский художник Исмаил Ефимов.

В настоящее время Государственный герб Республики Марий Эл представляет собой щит, в золотом поле которого изображен червленый (красный) скошенный марийский крест, образованный двумя парами сдвоенных, отвлеченный узких перевязей накрест, на концах дважды гуммировано – загнутых внутрь каждой пары, с ромбом посередине. Щит обрамлен лентой в цветах Государственного флага Республики Марий Эл.

Утвержден 30.11.2006 г. Автор - марийский художник Исмаил Ефимов.

Герб города Йошкар-Олы

Щит - свидетельство боевых страниц в летописи Красного города.

На верхней половине щита по центру изображен силуэт снежинки, в ее центре - шестеренка. В нижней части половины щита изображен лось. Левая половина щита имеет голубю окраску, а правая - красную. Надпись "Йошкар-Ола" произведена золотом по белому фону. Силуэты снежинки и шестеренки, а также изображение лося - белые, окаймленные золотом.

Снежинка - символ Марийского завода торгового машиностроения.

Одновременно снежинка символизировала географическое положение города, который находится в краю, где бывают суровые зимы. Шестерня в центре снежинки является общепринятым символом металлообрабатывающей промышленности. Старый герб утвержден 19.08.1986г. Автор – Николай Васильевич Иванов.

Современный герб Йошкар-Олы был принят и внесён в Государственный геральдический реестр 28 октября 2005 года. В лазоревом поле серебряная лосиха, щит увенчан золотой башенной короной с пятью зубцами и с национальным марийским орнаментом в обруче. Авторами реконструкции исторического герба являются заслуженный художник Республики Марий Эл И. В. Ефимов и аспирант института истории Академии наук Республики Татарстан П. И. Ефимов. Силуэт лося в новой эмблеме Йошкар-Олы означает историческую преемственность со старым гербом.

Герб МО «Медведевский муниципальный район»

Герб МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл

является основным символом суверенитета и достоинства муниципального образования, представительного статуса, единства его территории и прав, исторического значения.

Символическое значение основных геральдических цветов в гербе: синее (лазоревое) поле щита с серебряным (белым) геральдическим поясом указывает на преемственность цветной основы исторического Царевококшайского уездного герба(современная территория Медведевского муниципального района входила в состав Царевококшайского уезда).

Геральдический пояс обозначает пригородный статус муниципального района, территориально опоясывающий столицу Республики Марий Эл г. Йошкар-Олу.

Распространенный в русских и марийских вышивках орнаментальный знак символизирует единство единых культурных устремлений и уважительное отношения населения района к своей истории.

1.5.Гербы семей известных людей

Зачем же нужен личный герб? В первую очередь герб - это зримое свидетельство неординарности человека, незаурядности его личности. Он придает всему стилю жизни гербовладельца (армигера) чувство достоинства и ответственности перед собой и другими.

В личном гербе, как правило, отражаются заслуги гербовладельца и его рода перед отечеством, связь с предками, интересы, стремления, профессиональные особенности.
Семейный герб Пушкина А.С.

Щит разделен горизонталью на две части, из коих в верхней в горностаевом поле на Пурпурной подушке с золочеными кистями положена Княжеская Шапка. В нижней части в правом голубом поле изображена в серебряных латах правая Рука с мечем, вверх подъятым; в левом золотом поле голубой Орел с распростертыми Крыльями, имеющий в когтях Меч и Державу голубого же цвета. Щит увенчан обыкновенным Дворянским Шлемом с дворянской на нем Короною и тремя Страусовыми перьями.

Семейный герб Глинки М.И.

На средине щита имеющего голубое поле; изображена обращенная рогами вверх золотая луна, пронзенная двумя шпагами, которая остроконечьем соединены вместе. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскую на нем короную и с павлиниными хвостами.

Семейный герб Чайковского П.И.

В красном поле серебряный крест, под левым концом которого серебряный же знак W, как в гербе Габданк. В навершье шлема золотой лучезарный крест, между двух буйволных рогов.

1.6. Герб семьи Таланцевых

Для всех членов нашей семьи дом – это символ единства, достатка, места, где хранится самое дорогое, где живет память. А деревянный дом символ того, что все родом из деревни. Дубовая ветвь в орнаменте – символ прочности, бессмертия, продолжения нашего рода. Пчела – трудолюбие. Ведь в нашей семье нет ленивых людей, мы всегда в работе. Лавровые листья – сила. Все мы живем дружно и благодаря этому мы сильны. Лилия означает, что наша семья процветает, а раскрытая книга символизирует, что все члены нашей семьи всегда стремятся к знаниям. Все объединено в круг, который объединяет всех представителей большой семьи – символ бесконечности, единства. Символичны и цвета нашей эмблемы: желтый (золотой) – цвет процветания, радости. Синий – цвет духовности. Зеленый – цвет жизни, продолжения рода. Красный – цвет любви. Мы добавили в наш герб изображение пятиконечной звезды. А лентой с девизом послужила Георгиевская лента. Эти символы мы использовали неслучайно. Ведь в нашем роду были участники Великой Отечественной войны. И один из них- наш прадедушка Таланцев Степан Федорович.

Он родился в 1913 году в деревне Кораксола Медведевского района. Мать- Рыбакова Анна, сестра- Мария. Семья была очень бедной и родители его отправляли по близлежащим деревням попрошайничать. Когда он ходил по деревне Нердашево, его приняла бездетная Фёкла Сергеева. Оба ее мужа погибли на гражданской войне. Детство его было очень трудное. С малых лет ходил на лесоповал. В школе проучился только два класса. Потом работал плотником в колхозе. В армии служил в Мурманске. Дважды был женат. Детей от первого брака не было. В 18 лет женился на Елизавете из деревни Сретенка Советского района. Они вырастили пятерых детей: Федора, Анатолия, Аркадия, Валентину, Нину

На войну прадедушка был призван в 1941 году. А в 1943 году пришел с войны после ранения в голову. Когда его очень сильно ранили в голову, с поля боя его вывозили санитарные собаки. Потом как зажила его рана, вернулся защищать родину и служил до конца войны.

После войны работал плотником. Он был замечательным плотником. Его приглашали строить дома со всего Азанова и близлежащих деревень. В деревне прадедушку очень уважали. Умер прадед в 1976 году.

Мы очень гордимся прадедушкой. За его храбрый поступок на войне и золотые руки.

Прадедушка имеет награды: «Красная звезда», медаль «Победа над Германией», «20 лет Победы», «25 лет Победы», «30 лет Победы», «Георгиевский крест 2-ой степени» и др.

Заключение

Герб - это изобразительный опознавательный знак, составленный по определенным правилам (правилам геральдики). Он представляет собой определенное изображение (комбинацию цветов и фигур), составленное и употребляемое согласно правилам геральдики, неизменно присущее своему владельцу (человеку, роду, корпорации, городу, территории, государству) и выполняющее функцию идентификации (определения, опознания) этого владельца с помощью визуальных средств (то есть средств, которые человек воспринимает с помощью зрения - цветов и фигур). Герб является принадлежностью не только государства, но и отдельных городов. Он символизирует богатство народа, города, его независимость. Гербы помещают на городских воротах, главных зданиях. Часто гербы отражают экономическую жизнь, занятия жителей или героические страницы истории народа.

Степень чести и уважения, принадлежащая гербу, целиком зависит от его владельцев, от их вклада в общественное благо.
Только посредством трудолюбия, ответственности, милосердия, честности и целеустремленности можно придать известность и славу своему гербу, который с честью воспримут потомки.

Герб зримо представляет существующие связи между членами семьи, он является связующим звеном между прошедшими, нынешними и будущими поколениями.

Герб является символом преемственности, он придает силу и нерушимость. Гербу присуще свойство неизменности, что очень важно для семьи. Земля, деньги и другое имущество могут быть утеряны в результате войн, революций, экономических реформ или других бедствий, оставляя, таким образом, потомков без наследства. Герб же, являясь графическим символом чести и достоинства семьи, имеет шансы сохраниться при всех обстоятельствах. Он может даже пережить долгий период безвременья и забвения, чтобы вновь через долгое время вернуться к жизни у законных наследников. Глава рода оставляет после себя геральдическое наследство, которое пронизывает все дальнейшие поколения, наследство, которое не может обесцениться, не может быть испорчено, утеряно или украдено. Более того, с течением времени герб только увеличивает свое значение и ценность, присоединяя к себе достоинства и заслуги последующей цепи поколений.

Проведя данное исследование, мы пришли к выводу, что герб символизирует единство семьи (рода), чувство принадлежности индивида к определенному сообществу и к определенному месту. Он является графическим средством идентификации и выполняет социально-знаковую, номинативно-назывную, семантическую, дидактическую и даже философскую функции.

Изучив историю герба, мы узнали, из чего состоит герб, что такое геральдика и познакомились с гербами известных людей и разных городов, расширили свой кругозор. Мы создали проект герба семьи Таланцевых. У нас появилось желание создать герб своего класса, а в будущем и школы.

Список использованных источников

  1. Горяева, Н.А., Островская, О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений /Под ред. Б.М.Неменского.- М.: Просвещение, 2000. -176 с.

  2. Николаева, С.Ю.Детская литература. Хрестоматия в 4 т. Учебное пособие для начальной школы. Т3: Золотой век/С.Ю.Николаева.-Астрахань: Изд-во Астраханского пед.ин-та-1995-652 с.

  3. Платонова, Н.И., Синюков, В.Д. Энциклопедический словарь юного художника/Н.И.Платонова, В.Д.Синюков.- М.: Педагогика, 1983.- 416 с.

  4. Романовский, В.К. Символы Российской государственности. Герб. Флаг. Гимн./В.К.Романовский.-М.:Торгово-издательский дом «Русское слово-РС»-2002.-96 с.

  5. Синова, И.В. Герб, гимн, флаг России: Справочник школьника/И.В.Синова.-СПб.: Издательский дом «Литера», 2009-916 с.

  6. www.rossimvolika.ru/...gerb/chto-takoe-gerb


ПРИЛОЖЕНИЕ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconЭлективного курса
Моу «Мари-Куптинская основная общеобразовательная школа» Мари-Турекского района Республики Марий Эл
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconПубличный отчет моу «Мари Куптинская основная общеобразовательная...
Моу «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа» мо «Мари – Турекский муниципальный район» Республики Марий Эл на 2010...
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconРеспублики Марий Эл научно-исследовательская работа
Розманов Андрей Владимирович, ученик 10 класса, моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа», ул. Кооперативная,...
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconПрограмма развития моу «Мари Куптинская основная общеобразовательная школа»
Программа развития моу «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа» мо «Мари – Турекский муниципальный район» Республики...
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Сенькинская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики...
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconМоу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района...
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconУрок изучения нового материала
Моу «Нежнурская средняя общеобразовательная школа» Килемарского района Республики Марий Эл
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconПубличный отчет директора моу «Красноярская средняя общеобразовательная школа»
Красноярская средняя общеобразовательная школа является муниципальным общеобразовательным учреждением Звениговского района Республики...
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconРеферат Тема: «Наглядность и её роль на уроках марийского языка»
Моу «Красногорская средняя общеобразовательная школа №1» Звениговского района Республики Марий Эл
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconУрок «О чем рассказывают гербы и эмблемы беседа на тему «Символы...
«О чем рассказывают гербы и эмблемы беседа на тему «Символы и эмблемы в современном обществе», второй урок «О чем рассказывают гербы...
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconПлан учебно воспитательной работы моу «Куянковская общеобразовательная...
Муниципальное образовательное учреждение «Куянковская общеобразовательная полная средняя школа» расположена в деревне Куянково Параньгинского...
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconНикифорова Людмила Геннадьевна (Еласовская средняя общеобразовательная...
Никифорова Людмила Геннадьевна (Еласовская средняя общеобразовательная школа Горномарийского района республики Марий Эл)
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconУрок истории и культуры народов Республики Марий Эл по теме: «Национальный...
Гоу республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников...
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconЦентр удмуртской культуры д. Большой- карлыган Мари-Турекского района...
Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история...
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Мари Эл о чем рассказывают гербы? (Исследовательская работа) iconКонспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна...
Цель урока: закрепление знаний о жанрах устного народного творчества, викторина по сказкам


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск