Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 83.89 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.03.2014
Размер83.89 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок


Тема урока: « Этот загадочный джаз»

Преподаватель: Басова Жанна Васильевна

Школа, класс: МБОУ «СОШ п. Искателей», 6 класс.

Цель:

- раскрыть особенности возникновения джазовой музыки и ее развития.

Задачи:

- познакомить учащихся с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз,

регтайм), со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального

направления; с характерными особенностями стиля;
- познакомить со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить

средства музыкальной выразительности, характерные для джаза;
- развивать навыки работы с информационно - коммуникационными

технологиями;
- воспитывать эстетический вкус вдумчивого слушателя, прививать интерес

к музыкальному искусству; содействовать воспитанию личности готовой

участвовать в диалоге культур;

- развивать вокально - хоровые навыки: дикцию, артикуляцию,

интонационный слух на материале песни Минкова “Старый рояль”.

Эпиграф:
Если вы, слушая музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз.
                                                                                  Луи Армстронг.
Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения урока: урок-исследование.

Наглядность:

- видеофрагменты из фильмов «Мы из джаза»;

- видеофрагмент Лариса Долина, Луи Армстронг;

- аудиофрагменты джазовых произведений:

- презентация PowerPoint «Джаз».
ТСО:

- компьютер;

- проектор.
Ход урока.

1.Организационный момент.
2. Введение в тему урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование. Нам необходимо составить портрет таинственного незнакомца, имени которого мы пока не знаем.

Для нас это пока загадка. Я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам определить его имя. Я не буду называть автора произведения, композитора, имя исполнителя. Послушайте ее, пожалуйста, и скажите :

- какие ассоциации у вас вызывает эта музыка?

- с чем в ваших представлениях она связана?

( звучит музыкальный фрагмент. Луи Армстронг «Хеллоу Долли»)

Учитель: Какие догадки?

- Что натолкнуло Вас на эту мысль?

(ответы учащихся)

Учитель: Итак, вы правы, сегодня на уроке мы будем говорить о джазе.

Тема нашего урока – звучит так «Этот загадочный Джаз».

( Слайд 1)

Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся как можно больше узнать об этом незнакомце. Нарисуем его музыкальный портрет. А чтобы нарисовать портрет, что нам надо знать?

(Предполагаемые ответы уч-ся: Кто он? Какого возраста? Где родился?

Откуда явился к нам? Каков его характер? ).
3. Новый материал:

Учитель: Чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни. Джаз родился в Новом Орлеане.

(Слайд 2)

Учитель: Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд. Особенно тепло вспоминал Новый Орлеан – город, где великая река Миссисипи впадает в океан Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.

Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?

Африканские негры насильственно вывезены в Америку и обращены в рабство. Невероятно тяжела была их жизнь, и это глубоко отразилось на их музыке.

( Слайд 3)

Учитель: Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощрённо их чувство ритма. Они словно были заполнены ритмом. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всё, что находилось под рукой. Музыкальная одарённость негритянского народа сказалась в удивительном многообразии – свободе и вместе с тем чёткости ритмов с характерным для джаза

смещением акцентов с сильной доли на слабую. Которая называется-синкопа. (под запись)

Синкопа переносит ритмический упор на слабую долю и этим создаёт ритмический перебой, вносящий в музыку напряжённость, остроту.

Попробуем отбить ритм

(задает учитель)

Учитель: перед вами схема появления джаза.

(Слайд 4)

Учитель: Откуда джаз унаследовал свои таланты?. Мы убедились – от серьёзного Спиричуэла, грустного Блюза, весёлого Регтайма.

Давайте с вами подробней узнаем о них.

(Слайд 5)

Учитель: Спиричуэлс- песни религиозного содержания.

(Слайд 6 -7)

Учитель: Блюз. Из всех форм негритянского вокального искусства самое существенное влияние на формирование и развитие джаза оказал блюз.

Блюзы исполнялись соло в сопровождении гитары или губной гармошки. В них поется о потерянной любви , о горькой неволе и непосильном труде.

Блюз - это жалоба, крик протеста, исторгнутый из негритянской души, сначала рабством, а затем продолжающимся угнетением. Музыка блюза тосклива, но не слишком.

(Слайд 8)

Учитель: Регтайм.

(Слайд 9)

Учитель: Мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверно единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притоптывают, прихлопывают, прищёлкивают, в общем, активно проявляют своё отношение к музыке. Не забывайте об активном прослушивании джаза.

Я увидела, как многие из вас не могли сдержаться и немного пританцовывали, почему же?

(Это произведение призывает к танцу).

Учитель: Вы абсолютно правы, ведь рэгтайм создан для танца.

А какие ещё отличительные черты у рэгтайма?

(Яркая, восторженная мелодия, быстрый темп)

Учитель: Давайте послушаем музыкальные отрывки блюза и регтайма.

(«Регтайм из к-ма «Здравствуйте, я ваша тетя», «Филлинг»- исполнении Сергея Пенкина)

Учитель: Как определили стиль? По каким средствам музыкальной выразительности?

Какие черты музыкального характера джаз унаследовал от этих стилей?

От регтайма?

От спиричуэла?

От блюза?

Учитель: Джаз – ровесник XX  века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100 лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.

Учитель: Джаз немыслим без умения импровизировать. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партитурой.

Учитель: В переводе с латинского «Импровизация – внезапность, неожиданность.»

Так, что же является, ребята, основой джаза?

(Ответ учащихся – ритм, импровизация.)
Учитель; А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него.

(Беседа с детьми.)

Учитель: Излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара. Ударные – барабаны, тарелки.

(Слайды 10-13).

Учитель: Королем джаза называют саксофон. Сегодня вы услышите звуки этого чарующего инструмента. Для вас играет выпускник нашей школы, выпускник новгородской государственной консерватории –Игорь Сабатович. (Слайд14)

Учитель: Игорь, для тебя джаз – это что?

Учитель: Говоря о джазе, мы должны выяснить а кто его сочиняет, кто исполняет? Давайте поговорим о великих джазменах и композиторах, работающих в стиле джаз. Кого вы знаете?

(Слайд15)

Учитель: ГЕРШВИН Джордж (1898— 1937) — американский композитор, пианист.

(Слайд16)

Учитель: Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа.

«Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира. Порги- обыкновенный бедняк, а Бесс- юная девушка. Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения.

Сегодня мы с вами увидим видеофрагмент из фильма «Порги и Бесс».

А знаменитую «колыбельную Клары» вы услышите в исполнении Дарьи Крупницкой- выпускницы нашей школы.

(Слайд17)

Учитель: Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными?

-Какие средства музыкальной выразительности передают характер этой колыбельной?

Учитель: Даша, что такое джаз для вас?

Учитель: Мы продолжаем наше музыкальное иссследование.

Элла Фитцжеральд.(рассказ о ней) на фоне музыки.

(Слайд 18)

Учитель: Элла Фицджеральд была рождена для того, чтобы петь, и она сполна выполнила свою миссию. Она пела всегда и везде - на сцене, на репетициях, постоянно что-нибудь мурлыкала себе под нос во время многочисленных гастрольных переездов, так и эдак вертя понравившийся мотив. Ей не важно было, где это происходит, что за окном - Детройт, Берлин или Токио, праздничный день или нет. Ничто, кроме музыки, не имело для нее существенного значения, и она могла выйти из себя (что случалось крайне редко) только в том случае, если кто-либо покушался на ее священное право петь так, как она этого хочет.

Сегодня я хочу предложить вам насладиться голосом этой певицы. В ее исполнении вы услышите вам знакомую композицию.

(Прослушивание.)

Учитель: Что нового внесла в эту песню певица? Как она прозвучала?

(ответы учащихся)

Учитель: Луи Армстронг.

(Слайд 19-20)

Учитель: «Король Джаза»- так называли американского трубача, композитора, дирижера, певца –Луи Армстронга.

(Видеофрагмент.)

Учитель: Понравилось? Как выдумаете, какую роль играет актерское мастерство при исполнении джаза?

Учитель: Исколесив полмира джаз добрался и до России. А знаете ли вы кто был первым исполнителем джаза в нашей стране?

Учитель: Леонид Утёсов – одного из первых исполнителей джаза в России.

(Слайд 21.)

Учитель: А в 21 веке исполняют джаз? Каких исполнителей джаза вы знаете?

Учитель: Лариса Долина, которая начинала как джазовая певица в нашей стране. Пела в джазовом оркестре под управлением Олега Лундстрема.

(Слайд 22)

(Видеофрагмент)

Учитель:

О джазе сняты даже фильмы. Какие?

( «В джазе только девушки», «Мы из джаза»)

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомство с песней, которая прозвучала в кинофильме «Мы из джаза»

(Видеофрагмент).
4. Разучивание песни “Старый рояль”из к/ф «Мы из джаза»

Муз. М. Минкова, сл. Д. Иванова

Учитель: Я предлагаю вам послушать песню «Старый рояль» Муз. М. Минкова, сл. Д. Иванова

(прослушивание песни)

Учитель: Итак, в каком стиле прозвучала песня?

С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?
- разучивание по фразам;

- первый куплет со словами;

- пение под фонограмму;
Учитель: Я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился.

Итак, я думаю, что образ таинственного господина вырисовывается? Вы согласны?

Итак, что же мы сегодня узнали об этом загадочном господине?
5.Рефлексия.
6. Домашнее задание-кроссворд.
7. Итог урока:

Учитель: Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций.

Надеюсь, что вы полюбите джаз так же, как люблю его я.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск