Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 70.92 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.03.2014
Размер70.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок литературы в 7 классе.

Тема:

«Уроки «Станционного смотрителя».

Цель:

Обобщить знания, полученные в процессе изучения повести

Обучающая

Выявить ключевые идеи в повести, показать актуальность этих идей сегодня.

Развивающая

Развитие умения анализировать текст; развитие познавательного интереса; развитие речи, мышления.

Воспитывающая

Пробудить чувство ответственности за свои поступки.

ХОД УРОКА:

I.Сообщение темы урока

Учитель

- Тема нашего сегодняшнего урока «Уроки «Станционного смотрителя».(1 слайд)

Вопрос классу:

- Как вы понимаете эту тему? Что значит «уроки»? Почему «Станционный смотритель» написано в кавычках?

Учитель:

-Итак, цель нашего урока – ещё раз вспомнить всё, о чём говорили на предыдущих уроках и все свои знания не просто обобщить, а склассифицировать их в своеобразные уроки.

II.Беседа –диалог

Учитель:

- Для начала вспомним, кто автор повести? (А.С.Пушкин) (2 слайд)

- «Станционный смотритель» - это одна из повестей цикла, который называется…

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина».(3 слайд)

- А кто такой Белкин? Какая роль ему отводится в повести?

- Почему именно Белкину доверил Пушкин рассказать историю станционного смотрителя?

- А как же звали станционного смотрителя?

- Вспомним всех героев повести (Дуня, Минский, Самсон Вырин, рассказчик, военный лакей, жена пивовара и её сын).(4 слайд)

- Ну, раз уж мы вспомнили героев, то давайте вспомним и саму повесть. Коротко передайте сюжет повести. (слайды с 5 по 11)

- Да, вот такая незамысловатая и, прямо скажем, грустная история. И заканчивается она безрадостной картиной кладбища. (учитель зачитывает «Мы пришли на кладбище…крест с медным образом»)

- Давайте выделим в этом отрывке ключевые слова: голое место, ни единого деревца, груда песка с крестом.

- Одним словом, пустота. Пустота в пейзаже, пустота в душе читателя. Так что же получается? Повесть прочитана, а в итоге – пустота? Неужели, кроме пустоты мы ничего не ощущаем? (жалость, радость, надежда, поучение-урок)

- Ну, да, так и хочется вспомнить строки Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

- Вот мы и опять подошли к нашему ключевому слову – урок. Ну, и, пожалуй, наконец, пришло время выяснить, какие уроки мы получили, прочитав повесть.

- Я очень внимательно слушала вас на предыдущих уроках, выделяла в ваших ответах главное, то, что вам понравилось и запомнилось. И вот, готовясь, к сегодняшнему, заключительному уроку, разбив ваши ответы на группы, выделила следующие, скажем так, уроки. Я буду называть тему урока, а вы постарайтесь эту тему раскрыть.

- Урок 1. Дорожный быт пушкинской поры (слайд 12)

-Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на этом уроке?

(о дорогах, о путешествиях, о людях, которые путешествовали, о почтовых станциях)

- Тему «Дорожный быт пушкинской поры» нам раскроет…. (называется имя заранее готовившего эту тему ученика)

Ученик:

Путешествовали тогда на лошадях. Долгая дорога утомляла, навевала тоску.(слайд 13)

(стихотворение «По дороге…).

Вёрсты полосаты – это верстовые столбы, на которых было указано, сколько ещё надо проехать до ближайшей станции.

(Слайд 14)

И вот наконец сама станция. Здесь можно было отдохнуть, попить чаю, поменять лошадей. Хозяевами на этих станциях были станционные смотрители. Для станционного смотрителя почтовая станция была домом, где жила его семья, росли дети.

На пути из Петербурга в Москву третья почтовая станция – Выра.

(Слайд 15)

Пушкин тринадцать раз проезжал через эту станцию. Жители Выры уверены, что история, описанная в «Станционном смотрителе», произошла на их тракте, что фамилия героя повести – Вырин происходит от названия места.

Сейчас в Выре, в здании бывшей почтовой станции, открыт музей станционного смотрителя.

Учитель:

Заглянем и мы в этот музей. Вы знаете, что в любом музее есть экскурсовод. Сегодня нашим экскурсоводом будет… (называется имя заранее готовившегося ученика)

Ученик:

(16 слайд):

деревня Выра. Здесь находится первый в России музей литературного героя – Музей станционного смотрителя. Музей создан по повести Пушкина «Станционный смотритель».

(17 слайд):

Почтовая станция была открыта в 1800 году.

(18 слайд):

Вдоль всей дороги( она называлась тракт) стояли верстовые столбы, которые указывали, сколько вёрст осталось проехать до какого-нибудь города.

(19 слайд):

Войдём в музей. Мы окажемся в большом дворе. Во дворе различные постройки.

(20 слайд):

это кузница

(21 слайд):

пожарная каланча

(22 слайд):

колодец

(23 слайд):

А это комната для господ, которые останавливаются на почтовой станции в ожидании лошадей. Вот что мы читаем об этой комнате в повести (стр. 90 - зачитывает)

(24 слайд):

А вот стол, за которым сидели путешественники, пили чай и вели разговоры. Наверное, именно этот самовар выносила Дуня.

(25 слайд):

На стенах висели различные картины. Вот это ручная вышивка. Такие картины вышивали девушки. Эту, наверное, вышила Дуня.

(26 слайд):

Перед нами комната Дуни: сундук с приданым, комод, на комоде салфетка, связанная Дуней, фотографии, зеркало, шкатулка с украшениями, у окна стол и этажерка с коробочкой, в которой хранили рукоделия.

(27 слайд):

Вот такие полотенца вышивали девушки для своего приданого, чтобы потом подарить любимому. Такое полотенце, наверное, хранилось и у Дуни в сундуке.

(28 слайд):

а это кровать Дуни. Она отгорожена занавеской. На полу домотканые половики.

(29 слайд):

А это ямщицкая. Здесь отдыхали и ждали лошадей ямщики.

Учитель:

- А что же за люди путешествовали и останавливались на почтовых станциях?

(путешествовали самые разные люди, разных чинов и классов)

- А что такое чин? Что такое класс?

(Чины были обозначены в табели о рангах. В этом табеле было четыре столбика. В трёх перечислялись чины: гражданские, военные и придворные. А в четвёртом – обозначен класс. Например, канцлер или генерал-фельдмаршал – это первый класс, а корнет или коллежский регистратор – 14 класс. Всего было 14 классов, 14 – самый низший. Станционные смотрители принадлежали к 14 классу (зачитать).)

- О Табеле о рангах нам расскажет…. (называется имя заранее готовившегося ученика)

Ученик:

(30 слайд)

В табеле о рангах написано, как надо человека называть. (слайды). Минский был ротмистр и принадлежал к 7 классу. Если бы в повести не было написано, что он ротмистр, мы всё равно узнали бы, что он принадлежит к 7 классу, потому что Самсон Вырин обращается к нему «ваше высокоблагородие», что соответствует 7 классу.

Учитель:

2 урок я назвала так: Станционный смотритель (31 слайд)

(Слайд 32)

- Что вы узнали о станционных смотрителях, прочитав повесть?

(подорожная, перекладные, фельдъегерь)

- А откуда автор так хорошо знает жизнь станционных смотрителей?

- И как же автор относится к станционным смотрителям?

- А что вы можете рассказать о нашем герое, Самсоне Вырине?

Учитель:

- Переходим к третьему уроку

3 урок. Бедная Дуня (слайд 33)

- И начать разговор по этому уроку я хотела бы с описания комнаты станционного смотрителя. Что висело на стенах? Что они изображали?

- Кто с помощью слайдов презентации перескажет нам притчу о блудном сыне?

Ученик:

(ученик рассказывает притчу) (Слайды 34 – 37)

Учитель:

- Как вы думаете, почему урок под названием «Бедная Дуня» мы начали с притчи о блудном сыне?

(Дуня так же, как и блудный сын, покинула дом. Потом тоже вернулась. Но отца не застала)

- Давайте попробуем восстановить всю эту историю с самого начала.

- Сколько раз путешественник оказывался на станции, где служил Самсон Вырин?

- Как менялась станция с каждым приездом?

- Почему умер Самсон Вырин? (спился с горя)

- Но с какого же горя? (потерял дочь). Но ведь он ничего не знал о судьбе Дуни.

(картинки на стене всегда были перед глазами и он решил, что Дуня тоже будет несчастна)

- Но вспомните, когда Вырин пришёл к Дуне в Петербурге, он нашёл её вполне счастливой, в роскоши, в достатке. Почему же всё-таки мысль, что Дуня несчастна не покидает его? Кто виноват в этом?

(Дуня падает в обморок, потом не даёт о себе никаких вестей. Минский извиняется, ему совестно, даёт деньги, вместо того, чтобы подружится, наладить отношения)

- Чем отличается притча от повести?

- Для отца картинки – это история, которая повторяется с его дочерью, а для Дуни они просто картинки, иначе она бы не поступила так с отцом.

- О чём, по-вашему, плакала Дуня на могиле отца? (слайд 38)

( сама став матерью, поняла, что в стремлении быть счастливой, слишком жестоко поступила с отцом).

- Перед нами три героя: Самсон Вырин, Дуня и Минский. Виноваты ли герои повести друг перед другом? Если да, в чём?

- В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно делать, чтобы с нами такого не произошло?

(Слайд 39)

(Важно уметь говорить и показывать своим родным, близким, людям, которые вас любят, что вы тоже любите их, уметь просить прощения. Стараться жить так, чтобы собственная совесть не мучила, не изводила.)

«Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце» А.С.Пушкин.

(Слайд 40)

Всегда помните о тех, кто вас любит, чтобы не было у вас горьких воспоминаний, чтобы не могли вы себя упрекнуть в невнимательности и неблагодарности по отношению к ним.

III. Домашнее задание

Написать небольшое сочинение-письмо Дуне или Самосну Вырину, высказав в нём всё, что вам хотелось бы им сказать.

VI. Итог урока

Учитель:

- Какие же уроки вы усвоили для себя, прочитав повесть Пушкина?

- Какие моменты урока запомнились больше всего?

- Какие открытия сделали вы для на себя на сегодняшнем уроке?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск