Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 199.35 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.05.2014
Размер199.35 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
АОУ ВО ДПО ВИРО

Кафедра воспитания, дополнительного образования

и культурологии
Методические рекомендации

по проведению Дня народного единства: исторический контекст и возможные формы организации
В соответствии с Федеральными законами РФ №200-ФЗ «О днях воинской славы (Победных днях) России» от 29.12.2004 и №201-ФЗ «О внесении изменений в ст.112 Трудового кодекса» 4 ноября в России отмечается государственный праздник - День народного единства. Любой государственный праздник - это отголосок истории страны, но обращен он всегда в будущее.

Подготовка и проведение Дня народного единства в образовательном учреждении является одним из содержательных аспектов реализации значимого направления воспитательной работы - воспитание гражданственности и патриотизма в опоре на такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, к своему народу, служение Отечеству, свобода и ответственность, нравственный выбор, честь, достоинство.

Предлагаемые рекомендации призваны сориентировать работников образовательных учреждений в пространстве тематики, помочь в выборе форм организации деятельности в преддверии празднования Дня народного единения.

Для успешной реализации воспитательного процесса при выборе форм воспитательного взаимодействия важно опираться на психолого-педагогические особенности школьников.

Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования духовно-нравственных качеств. Внимание школьника к нравственной стороне поступка, желание идеализировать поступки, оценивать их с природосообразной, естественной, морально-здоровой позиции, склонность к подражанию, внушаемость, авторитет учителя и доверие к нему, делают данный период сензитивным для усвоения основ морали, воспитания нравственных качеств, ориентации на духовно-нравственные ценности. Наука выделяет, и это подтверждается сегодняшней практикой, преобладание в данном возрасте эмоционально-чувственного восприятия действительности, наглядно-образного мышления, живости воображения, склонности к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения со взрослыми, персонажами художественных произведений, историческими личностями. Названные особенности обусловливают необходимость наполнения воспитания примерами проявления желаемых качеств, наглядно представленными судьбой исторических личностей России.

Ознакомление младших школьников с историей праздника актуализирует использование таких форм работы как рассказ учителя, беседы, тематические классные часы.

Кратковременность интересов, потребность в новых эмоциональных состояниях, психическая и моторная подвижность обусловливают использование в воспитательном процессе экскурсий, сюжетно-ролевых игр, конкурсных программ, спортивных соревнований патриотического содержания, праздников народных игр, познавательно-игровых программ, составленных на основе народных традиций и пр.

Переход от отрочества к подростковому возрасту знаменуется кризисом отрочества, который означает становление субъекта социальных отношений. Деятельность, в которой подросток удовлетворяет потребность утвердиться в системе общественных отношений, познать себя (общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин), общественно-значимая деятельность ( В.В. Давыдов), усвоение различных образцов взрослости ( Т.В. Драгунова), поиск новых видов и форм социально значимой деятельности ( Д.И. Фельдштейн)) требует использования методов, средств и форм воспитания, обеспечивающих наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление личности. К ним можно отнести диспуты, дискуссии, коллективные творческие дела, шоу-технологии, технологии групповой проблемной работы, проекты, интеллектуальные игры, конкурсы, создание ситуаций воспитывающей деятельности (например, операция «Забота»), интервьюирование, социологические опросы.

Юность – это применительно к школе – старший возраст. Основная задача этого возраста – самоопределение: социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое. В условиях интенсивного формирования новых интересов, мотивов, ориентированных главным образом на будущее, актуальной является культурно-просветительская и благотворительная деятельность. Практика использования проектов, исследований, творческих работ, поручений, связанных с докладами и сообщениями перед младшими, дискуссионных клубов, участие в молодежных движениях, возложение цветов и венков, является достаточно распространенным и оправданным явлением в работе с данной категорией воспитанников.

Ниже представим возможные формы организации мероприятий Дня народного единства (таблица 1).

Таблица 1

Возраст участников

Форма мероприятия

Примерная тематика

1-11 класс

Конкурс ы:

- рисунков;

-тематических презентаций;

- тематических стендов;

- сочинений;

- чтецов;

- агидбригад;

«Мы сильны, когда мы вместе»

1-11 класс

Торжественная линейка

«День народного единства»

1-4 классы

Классные часы:

-час русской истории;

-час информации;

-краеведческий час;

-уроки мужества


«Жить – Родине служить»; «К подвигу героев сердцем прикоснись»; «Что мы празднуем 4 ноября»

1-11 классы

Книжная выставка

«Во славу отечества»

«Минувших лет светлая память»

1-11 классы

Оформление тематических стендов

«С чего начинается Родина»

7-11 классы

Виртуальная экскурсия

«По страницам истории страны»

1-11 классы

Концерты художественной самодеятельности

«Я люблю тебя, Отечество мое»

1-4 классы

Игра-путешествие

Познавательная игра

«По страницам истории страны»

1-9 классы

Спортивный праздник

Веселые старты

Праздники народных игр


«Когда мы едины – мы непобедимы»

1-11 классы (содержание в зависимости от возраста)

Викторины

«Знаете ли Вы…»

5-11 классы

Проекты

«Гражданский подвиг в современном мире»

5-11 класс

Исследования;


Интервьюирование, социологические опросы

Сравнение символики России и зарубежных стран» и пр.

«День народного единства – что мы знаем о нем»

5-11 класс

конференции

«Панорама исторических событий»

5-11 классы

9-11 классы

Диспуты, дискуссии,

Заседания дискуссионных клубов

«Мой гражданский долг», «Есть ли место подвигу в наше время»

«Всегда ли согласие – путь примирения»

5-11 классы

Эссе и сочинения

«Я - гражданин», «Моя гражданская позиция»


Предлагаемые формы и виды деятельности рассматриваются как примерные. Определение конкретного содержания по каждой школе, классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей школьников, потребностей учащихся и их родителей.
Литература и источники


  1. Федеральный Закон Российской Федерации «О днях воинской славы (Победных днях) России» (Редакция на 29.12.2004) //http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_98337.html

  2. День народного единства // http://www.calend.ru/holidays/11-4/0/94/

  3. 4 ноября праздник – День единения России // http://www.holidays-organization.ru/4nov.php

  4. Сахаров А. Праздники не назначаются сверху // http://www.izvestia.ru/community/article739615

  5. В Нижнем Новгороде восстановят храм Иоанна Предтечи // http://www.stroy-price.ru/cgi-bin/getfullnews9.pl?137920

  6. Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества. – М., 1993.

  7. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб., 2004.

  8. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Вопросы к олимпиаде. – М., 2001. С.26-28.

  9. История Отечества: люд, идеи, решения. - М., 1991.

  10. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М., 1992.

  11. Назаров В.Д. Смута начала XVII века и исторические судьбы России. // История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 1998.

  12. Наш край. Книга для учащихся школ, гимназий, лицеев. – Н.Новгород, 1998.

  13. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. – М., 1981.

  14. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. – М., 1995. С.78-88.

  15. Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т.1. – М., 1995.


Приложение 1

Историческая справка о Дне народного единства

«Россия нам Отечество: её судьба и в славе,

и в уничижении равно для нас достопамятна» Н.М.Карамзин

Так сложилось, что в конце октября – начале ноября в истории России происходили очень важные события. Две даты 4 ноября и 7 ноября с разрывом почти в 300 лет изменили течение российской истории и повлияли на ход всемирной истории.

Праздник День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в начале XVII века. Смутное время – период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство поразили страну. Власть в Москве захватила «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол польского королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен многими; возникло движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов оказалось недостаточно. Был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен в 1649 году праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между григорианским и юлианским календарями этот день сместился на 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю или 4 ноября по григорианскому календарю выбрана в качестве дня государственного праздника.

Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1612 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей».  Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».

Дополнительный материал:

Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)

Год рождения – неизвестен (конец XVI века), умер в 1616 году. Нижегородский староста, честный и добропорядочный торговец, один из организаторов и руководителей Земского ополчения 1611-1612 гг. В 1611 году в Нижний Новгород прибыла грамота от патриарха. Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказались страстные слова Минина: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». В Нижнем Новгороде стали решать: как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину, и с каждым днем росло его влияние. Нижегородцы решили образовать ополчение, созвать служилых людей и собрать деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали военного предводителя - князя Дмитрия Пожарского, лечившегося тогда от ран в подмосковном имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину. К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 года в Ярославле стояло уже ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе; в августе был побежден Ходкевич, а в октябре была Москва очищена от поляков. На другой день после венчания на царство (1613 год) Михаил Федорович пожаловал Минину звание думного дворянина и вотчины. Умер К. Минин в 1616 году, прах его покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 1818 году воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 году - в Нижнем Новгороде.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1 ноября 1578 – 30 апреля 1614 гг.)

Д. Пожарский происходил из стародубских князей суздальской земли, потомков Всеволода Юрьевича, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах. При Лжедмитрии был стольником. Он участвовал в I - ом ополчении под руководством Ляпунова, вступил со своим отрядом в стены зажженного уже Белого города, укрепился было около церкви Введение Богородицы на Лубянке, но огонь вынудил его отступить. После сражения Пожарский лечил ранения в своей вотчине под Нижним Новгородом, куда и прибыли архимандрит Нижегородского Печерского монастыря Феодосий и дворянин Ждан Болтин с посадскими людьми приглашать его стать главой ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился, сказав также, чтобы из посадских знакомых ему Кузьма Минин – Сухорук «ведал бы науку на жалование постным людям». После освобождения Москвы Д.М.Пожарский не играл важной роли в государственных делах, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государю советником, ни главным военачальником, ему не поручали особенно важных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями. Он погребен в Суздальском Спасо-Ефимовском монастыре.

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Подвиг крестьянина Ивана Сусанина, заведшего вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и погибшего вместе с ними, не был забыт. Известно, что поляки шли на помощь своему воеводе Буркевичу, но заблудились. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин. Но вместо этого завел их в болото, где с ними и погиб. Однако при творческом подходе литераторов к истории стало считаться, будто поляки направлялись в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина Михаила Романова, который в то время ещё не знал, что его изберут на царский престол. За этот сюжет берётся Глинка, стремившийся создать русскую национальную оперу. По воспоминаниям друзей композитора, ещё в 1832 году он излагал подробный план патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий. В 1823 году появилась поэма К.Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя оперы, она захватила воображение композитора. «…Как бы по волшебному действию вдруг создался план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — всё это разом вспыхнуло в голове моей».

Опера была принята к постановке в Петербурге. Репетиции начались в мае 1836 года и проходили под названием «Иван Сусанин». Один из государственных министров, посетив репетицию, посоветовал переименовать её в «Жизнь за царя». Композитор долго не соглашался. Было предложено и другое название — «Смерть за царя». После совещаний, было принято решение, что «за царей» надо только жить. В итоге название «Жизнь за царя» закрепилось. Премьера состоялась 27 ноября 1836 года в переполненном зале Большого театра и вызвала живейший интерес у публики. На спектакле присутствовали император Николай I со свитой, петербургская знать, друзья и знакомые Глинки. Эта опера о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина, отдавшего жизнь ради спасения царя и Отечества. По сюжету и по музыке это правдивый итог всего, что Россия выстрадала; в этой опере хорошо выражены ее любовь, ее слезы и радости, ее долгие ночи и светлые зори. Это вначале тяжкая скорбь, а затем гимн искупления, гордый и торжествующий. Это был новый взгляд на трагические моменты истории, понимание их как взаимодействие судеб личных и народных. Одним из самых известных эпизодов оперы является хор-гимн «Славься!», который Глинка называл гимном-маршем. Он славит родную землю и погибших героев, славит всех воинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу Руси.

М.И.Глинка. Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин»



Славься, славься, ты Русь моя,

Славься, ты русская наша земля.

Да будет во веки веков сильна

Любимая наша родная страна.
Славься, славься, из рода в род

Славься, великий наш русский народ.

Врагов, посягнувших на край родной,

Рази беспощадной могучей рукой.
Славься, славься, родная Москва

Родины нашей, страны голова.

Живи возвышайся на радость нам

На счастье народов, на гибель врагам.
Слава, слава, героям бойцам,

Родины нашей отважным сынам.

Кто кровь за Отчизну свою прольет,

Того никогда не забудет народ.



Памятник К. Минину и Д. Пожарскому
Даже те, кто ни разу не был в Москве, без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому. Он посвящен нижегородцам Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период смутного времени на Руси.

Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё, а установку приурочить к 200-летию памятных событий. Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс на лучший проект памятника. С 1804 по 1815 год трудился скульптор над созданием памятника (начавшаяся Отечественная война 1812 года значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника. В 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в центре Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - несколько уменьшенная копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Это же место изображено и на картине К. Маковского "Воззвание Минина".
История установления праздника

Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная российским правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года. Этот праздник отмечался в России с 1918 года. В ходе событий октября 1917 года было свергнуто Временное правительство и к власти пришли большевики, провозгласившие установление советской власти.

Прошло 90 лет. Оценки Октябрьской революции противоречивы: от оценки её как национальной катастрофы, приведшей к значительным жертвам и установлению впоследствии тоталитарной системы, до утверждений о том, что революция была попыткой создания общества социальной справедливости. Тем не менее, события 1917 оказали огромное влияние на развитие России и всего мира в 20 веке.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике, и приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру.

На рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины Октябрьской революции и 12 декабря — Дня Конституции, введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта — Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР). 27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении. Президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем  народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

Центром празднования в 2005 году стал Нижний Новгород. Там состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. В открытии участвовал Патриарх Алексий II.

В этот день президент по традиции возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому и организует торжественный прием в Большом Кремлевском дворце. На площади Революции проходят многотысячные митинги и музыкальные фестивали, посвященные Дню народного единства. Активисты движения «Наши» в 2008 году призвали провести день «под одеялом» — 10 тыс. молодых людей собрались на Васильевском спуске, чтобы сшить из тысяч лоскутов так называемое «Одеяло мира».

Историческая разминка:

1.Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? /День народного единства.

2. На каком поле разыгралась кровопролитная битва в 1380 г.? (Ответ: Куликово ).

3. В каком году Москва была освобождена от поляков? (Ответ: в 1612г., 4 ноября)

4. Кто возглавил Второе ополчение против поляков? (Ответ: К. Минин и Д. Пожарский).

5. В каком году русская армия под командованием М.И. Кутузова дала генеральное сражение французской армии, названное Бородинским? (Ответ: в 1812 г.).

6. Деревенский староста, спасший царя М. Романова от поляков. (Ответ: Иван Сусанин).

Конкурс знатоков истории

1.Какое государство вмешивалось в дела России в Смутное время? /Речь Посполитая

2.Кто возглавил первое ополчение 1611 года? /Прокопий Ляпунов

3.Кому принадлежат слова призыва: "...буде намъ похотеть помощи Московскому Государству, и то нам не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, и дворы свои продавати, и жены и детей закладывать..."? / Кузьме Минину

4.Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского перед походом на Москву /Ярославль

5.Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"? /Лжедмитрия II

6.В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь? /Казанский собор на Красной площади в Москве.

7. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября? /в 1649 г

Задание «Исключи лишнее»: задание имеет вид логической цепочки, смысл его в том, чтобы определить принцип, по которому объединены слова в строке, и выделить лишнее слово, не имеющее отношение к этому принципу.

  1. Рюрик, Владимир Мономах, Олег;

  2. Алексей Михайлович, Иван IV, Ярослав Мудрый;

  3. 4 ноября 1612 г., 5 октября 1359 г., 8 сентября 1380 г.

Ответ:

  1. Владимир Мономах (XII в.);

  2. Алексей Михайлович (Романов);

  3. 5 октября 1359 г. (не день воинской славы).


 Пословицы

Войной да огнем не шутят.

Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

Вражда не делает добра.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Воевать - так не горевать, а горевать - так не воевать.

Грозен враг за горами, а еще грознее за плечами.

На войне рать крепка воеводою.

Он и не понюхал пороху.

Пуля дура, штык молодец.

Солдат близко - кланяйся ему низко.

Честь солдата береги свято.

Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.

Бой отвагу любит.

Бой - святое дело, иди на врага смело.

Былой славой боя не выиграешь.

В бою побывать - цену жизни узнать.

Врага в слезах не утопишь.

Для русского солдата граница свята.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

За край свой насмерть стой.

Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет.

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

Кто честно служит, с тем слава дружит.

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

Не силою дерутся, а умением.

Пуля чинов не разбирает.

Русский солдат не знает преград.

Умелый боец везде молодец.

Список литературы

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006 (3 CD). – М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2006.

  2. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия: (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2004.

  3. Энциклопедический словарь юного историка: (Отечественная история)/ Сост. В.Б. Перхавко. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск