Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций»





Скачать 60.68 Kb.
НазваниеРазговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций»
Дата публикации20.07.2013
Размер60.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Журналистика > Документы
Разговор о главном

Возраст творческой активности



Работает в ИРИТ заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» академик Международной академии информатизации, доктор физико-математических наук, профессор Валентин Иванович ЕСИПЕНКО. Валентин Иванович вобрал в себя лучшие качества современного ученого, интеллигента. Это мягкий и добрый человек, с которым легко работать и общаться. В октябре он отметил 70-летний юбилей.

Валентин Иванович, что значит для вас возраст, которого вы достигли?

– Моя судьба в какой-то мере подтверждает известное утверждение о том, что в жизни каждого человека можно выделить ряд этапов и что интервал 60 - 70 лет – период наибольшей творческой активности. На этом этапе жизни каждый учёный свободен от всевозможных отвлекающих факторов. Именно на этом рубеже я добился наибольшего успеха: мне удалось в основном завершить растянувшееся почти на тридцать лет решение одной из важнейших и сложнейших проблем статистической радиотехники, статистической радиофизики, систем автоматического управления и других близких областей науки – проблему всеобъемлющего статистического анализа динамических систем произвольной сложности. Поэтому для меня 70 лет – это, в соответствии с известной мудростью, не зря прожитые годы – посажены деревья, построен дом (квартира заработана), воспитаны сын и дочь (они взрослые, самостоятельные люди), кое-что серьёзное сделано в науке. И есть еще достаточно сил и желания для плодотворной творческой работы. Есть грамотные и благодарные ученики.

Расскажите, пожалуйста, о своём жизненном пути.

– Родился в селе, в крестьянской семье самым младшим. Учился легко. Эту способность унаследовал, видимо, от отца, который имел похвальные грамоты за учёбу в гимназии ещё до революции. Одна из них до сих пор хранится у меня – это прямо настоящее произведение искусства. Сельскую школу-семилетку я окончил на «отлично» и в 1954 году поступил без экзаменов в спецшколу военно-воздушных сил (ВВС) в Ростове-на-Дону. А в 1955-м её расформировали, что породило в душе огромную обиду. В следующем году учился в девятом классе и занимался в ростовском аэроклубе. Десятый класс оканчивал в школе №1 города Шахты. После окончания средней школы отказался от направления военкомата в лётное училище и работал на заводе в Новочеркасске токарем. С 1958 по 1963 годы учился в Новочеркасском политехническом институте. Получил специальность горного инженера-маркшейдера и лётчика-штурмана ВВС по военной кафедре. Видно, от судьбы никуда не денешься. Должен был ехать на работу в Кузбасский угольный бассейн, но странным образом на распределении в госкомиссии вдруг появилось место в город Горьком, и оно было предложено мне. В 1964 году поступил на вечернее отделение радиофизического факультета ГГУ им. Лобачевского. Университет окончил в 1970-м по специальности инженер-радиофизик и с 1968 по 1995 годы работал в научно-исследовательском радиофизическом институте (НИРФИ). За 27 лет прошёл там путь от техника до старшего научного сотрудника, 15 из них был заместителем заведующего научным отделом. Затем перешёл на работу в НГТУ им.Р.Е.Алексеева.

Как вы увлеклись наукой?

– В девятом классе я просто хорошо учился. Сказывались, видимо, гены – я даже мысли не допускал, что можно прийти в школу с невыученными уроками. А в 10-м возник у меня интерес именно к физико-математическим и техническим знаниям. Он сохранился и во время учёбы в политехническом институте, но добавился еще интерес к поэзии. Приехав по распределению в Горький с высокоразвитыми промышленностью и наукой, я просто не мог упустить возможность приобщиться к науке и поступил в университет. За 2 года до его окончания я перевёлся на работу в НИРФИ. С тех пор вся моя жизнь, как говорят, до мозга костей посвящена науке, а в последние 14 лет еще и преподавательской работе.

Чему были посвящены ваши кандидатская и докторская диссертации?

– Самой первой моей научной работой была разработка новых таблиц для вычисления расстояний, измеренных светодальномером. Произошло это 41 год назад. В НИРФИ в центре внимания были вопросы статистической теории приёма и обработки сигналов, следящего приёма, статистической теории линейных динамических систем, нелинейной радиолокации. Исследования в этих областях привели к разработке ряда методов и устройств (имею авторское свидетельство на изобретение и патент), повышающих работоспособность цифровых командных радиолиний в сложной помеховой обстановке. Это и стало в 1987 году моей кандидатской диссертацией. В этих же исследованиях в конце 70-х годов были заложены основы нового, не существовавшего ранее описания линейных динамических систем в вероятностной области. Так появилась, наряду с временной и частотной областями их описания, третья область их описания – вероятностная. Этот шаг не был самоцелью. Он был вызван острой необходимостью разрешить, наконец, сложнейшую теоретическую проблему статистической радиотехники, статистической радиофизики, статистической теории систем управления и других областей науки – проблему отыскания многомерной плотности распределения вероятностей случайного процесса на выходе линейной динамической системы при произвольном (негауссовском ) входном случайном процессе. Так был разработан метод прямого статистического анализа динамических систем произвольной сложности. А это уже моя докторская диссертация 2004 года. На решение этой проблемы ушло почти 30 лет.

Валентин Иванович, какими качествами, с вашей точки зрения, должен обладать молодой человек, который хотел бы выбрать для себя научную карьеру?

– Прежде всего, следует всегда помнить заклинание Курта Воннегута: «Господи, дай мне силы принимать то, что я не могу изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличать одно от другого». А для научной карьеры нужны: ненасытная жажда и широта знаний, высокая работоспособность, огромное терпение, умение глубоко проникать в физическую сущность наблюдаемого явления или изучаемого вопроса, способность взглянуть на проблему и проанализировать её с совершенно различных точек зрения и позиций; всегда помнить, что истин в последней инстанции нет, и каждый из нас может внести посильный вклад в общий прогресс; полное отсутствие карьеризма: хорошая работа на первом плане всегда – плохо само получится; умение замечать (не проходить мимо) некорректность, нестыковки, противоречия в явлениях, делах, суждениях.

Вы являетесь заведующим кафедрой. Расскажите об особенностях этой работы.

– Заведующий кафедрой – это, прежде всего, руководитель, который должен уметь работать с людьми, быть внимательным к сотрудникам и в меру требовательным, принимать их такими, какие они есть. Без этого нельзя. По-видимому, эта черта врождённая. Я никогда не стремился быть руководителем, но нередко оказывался причастным к этой работе. Наверное, руководитель должен обладать некоторыми организаторскими способностями и, конечно, работать много сам, быть примером для сотрудников. Непросто совмещать организационную, педагогическую и научную работу. Нужно успевать. Научная работа требует спокойной, сосредоточенной деятельности при отсутствии помех. К сожалению, многие руководители этого не понимают.

Сбылись ли ваши мечты?

– Анализируя прожитые годы, я вижу, что свои мечты я должен разделить на детские и юношеские. Сейчас можно сказать, что и те, и другие реализовались, но по-своему. Детская мечта (это ведь было в послевоенные годы) – стать лётчиком (имеется в виду профессиональным) не сбылась, однако судьба всё-таки привела меня в кресло лётчика-штурмана с 60 часами налёта. Мечта юношеского возраста – работать в науке, быть причастным к ней – тоже осуществилась. Однако не все задумки реализованы. В настоящее время всеми признано, что у каждого человека своя судьба, и она его ведёт, подавая в нужные моменты определённые знаки. В моей жизни такие знаки были. Особенность моих знаков заключалась в том, что судьба решала за меня, не оставляя права выбора. Сегодня я могу признать правоту «ведущего».

Нравятся вам нынешние студенты?

– В большинстве своём это прекрасные молодые люди, много умеющие и много знающие. С ними приятно работать. К большому сожалению, нельзя не отметить, что с каждым годом уровень их подготовки для поступления в вуз снижается. Руководители государства должны, наконец, понять, что готовить человека нужно с пелёнок, создавая на каждом этапе воспитания максимум условий. Таких условий нет ни в довузовской, ни в вузовской подготовке. Есть только эксперименты. Борьба за качество образования останется бессодержательной, если нет материальной поддержки (многосторонняя забота о кадрах высшей школы, оснащение лабораторий нужным современным оборудованием и т.д.).

Что вам хочется пожелать студентам?

– Прежде всего, желаю как можно скорее научиться полезно совмещать хорошую учёбу с работой, если она есть, и добротным отдыхом. Студенческие годы – самые лучшие в жизни каждого человека. Это нужно понимать и этим дорожить. Всё будет хорошо, если каждый студент поймёт, что

– преподаватель – ваш друг, а не враг,

– если студент не хочет, его нельзя научить,

- нельзя терять собственное достоинство, вымучивая с третьего захода «трёшку»,

– посредственность стране не нужна: когда где-либо с вами обошлись плохо (зуб удалили не тот; очень болезненным сделали укол; вы попали в аварию по вине водителя; вам нагрубили в магазине или в другом общественном месте; ваша квартира спроектирована весьма неудобной и т.д.), помните: перед вами – троечник,

– в студенческие годы можно и нужно мечтать.

С юбилеем вас, Валентин Иванович! Желаем вам крепкого здоровья, счастья, творческих успехов. Так держать!
Беседу вела Екатерина БАРИНОВА,

7-ИСТ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» iconКурсовая работа по возрастной психологии
Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания...
Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» iconПрограмма дисциплины Теория электрических цепей
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» icon«Реализации программы развития деятельности студенческих объединений...
Инициатива-Действие-Успех и задачи повышения творческой активности студентов была создана комиссия, в состав которой вошли специалисты...
Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» iconПрограмма составлена Муромцевым Александром Борисовичем, доктором...

Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» iconТребования, предъявляемые к реферату по специальности
Финансового университета в разделе Наука и инновации-Аспирантура-Программы для поступающих и аспирантов. Выбор темы вступительного...
Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» iconРабочая программа по предмету «Литература» 9 класс Рассмотрена на заседании мо
Большое внимание уделяется развитию познавательной активности учащихся, формированию навыков самостоятельного приобретения знаний,...
Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» icon1. Требования к содержанию и оформлению рефератов
Поступающие в аспирантуру представляют реферат на одну из тем, содержащихся в «Рекомендательном перечне». По согласованию с заведующим...
Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс подготовлен Дедяевым Ю. М., заведующим кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин,...
Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс подготовлен Дедяевым Ю. М., заведующим кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин,...
Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» iconСети и системы телекоммуникаций
Целью курса является введение учащихся в предметную область современных систем и сетей телекоммуникаций
Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Большое внимание уделяется развитию познавательной активности учащихся, формированию навыков самостоятельного приобретения знаний,...
Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» iconТребования, предъявляемые к реферату по специальности
Перечень рекомендуемых тем рефератов по направлению (профилю) вы можете найти в программе для поступающих, которые размещены на сайте...
Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ
Экономическая теория. Макроэкономика. Микроэкономика: Практикум / Сиб гос ун-т телекоммуникаций и информатики. – Новосибирск, 2014....
Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» iconРабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Большое внимание уделяется развитию познавательной активности учащихся, формированию навыков самостоятельного приобретения знаний,...
Разговор о главном Возраст творческой активности Работает в ирит заведующим кафедрой «Теория цепей и телекоммуникаций» iconРабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Большое внимание уделяется развитию познавательной активности учащихся, формированию навыков самостоятельного приобретения знаний,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск