Скачать 128.2 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.2.2НАУЧНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050301.65 Русский язык и литература Утверждено на заседании кафедры факультета (протокол от г.) Зав. кафедрой ______________________________ ( ) Пояснительная записка Цель учебной дисциплины «НОТ студента»: ввести студентов - первокурсников в журналистскую профессию через освоение особенностей форм и методов учебной работы и организации умственной деятельности. Задачи учебной дисциплины: - изучить историю и систему журналистского образования за рубежом и в России; - дать представление о целях, задачах, видах, формах учебной деятельности; - изучить правила рациональной организации умственной деятельности. Данная учебная дисциплина тесно связана с такими учебными курсами предметной подготовки как «История зарубежной журналистики», «История отечественной журналистики», «Основы журналистики» и другими. В ходе изучения дисциплины студенты должны знать: истоки и значительные факты из истории журналистского образования, особенности культуры умственного труда, правила организации умственного труда в ходе учебной деятельности, основы информационной культуры. Студенты должны иметь навыки и умения подготовки к различным формам учебной и исследовательской деятельности и информационной деятельности. При составлении программы учебной дисциплины были использованы учебные материалы: Свитич, Л. Г. Профессия: журналист : учеб. пособие / Л. Г. Свитич. - М. : Аспект Пресс, 2003; Свитич, Л. Г. Культура учебного труда / Л. Г.Свитич. - М. : Аспект Пресс, 2001; Прохоров, Е. П. Введение в специальность (журналистику) / Е. П. Прохоров. - М., 1974 и другие. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Разделы дисциплины и виды занятий в часах. Примерное распределение учебного времени
5.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Журналистское образование Краткая история становления журналистского образования: первые школы журналистики в Европе, США, Японии, Китае. Характеристика систем подготовки. Первые курсы подготовки для журналистов в России. Курсы газетных техников при РОСТА. Создание институтов журналистики. Характеристика других форм обучения. Система подготовки журналистов в 30-е гг. Специальные редакторские отделения в Институте языка и литературы, Комакадемии, Высшей школе продвижения. Курсовое обучение журналистов в годы войны. Создание системы университетской подготовки журналистов после войны. Современная система подготовки журналистов в стране и за рубежом. Государственные и коммерческие формы подготовки журналистских кадров. Основные направления и проблемы обучения журналистских кадров. Многоуровневая подготовка: бакалавр, специалист, магистр. Государственные образовательные стандарты, учебные планы, программы подготовки специалистов в области журналистики. Тема 2. Культура умственного труда студентов Сложности адаптации студентов к учебной деятельности в вузе. Потребность освоения культуры умственного труда в процессе обучения. Научная организация труда как основа рационального обучения. Особенности применения НОТ в учебной деятельности. Основные задачи учебной деятельности студентов как формирование личности через качественное освоение системы знаний и умений, необходимых для будущей работы, Способность пользоваться приобретенными знаниями в связи с учебными и профессиональными задачами. Правила рациональной организации умственной деятельности: целеполагание, планирование, использование установки на интерес и полезность труда, создание нормальных условий работы, перемена видов деятельности, чередование труда и отдыха, активизация умственных процессов. Определение особенностей умственных процессов. Развитие внимания , наблюдательности, мышления, воображения. Основные правила развития памяти. Мнемотехника. Развитие творческих способностей. Саморегуляция, аутогенная тренировка и другие способы активизации умственных процессов. Тема 3. Формы учебной работы Характеристика видов и форм учебной деятельности. Самостоятельная работа и ее роль в процессе обучения. Лекции: специфика и роль в учебном процессе. Правила эффективного восприятия лекционного материала. Техника записи лекций. Семинарские занятия как форма учебной деятельности. Подготовка к семинарским занятиям. Работа на семинарах. Особенности публичных выступлений на семинарских занятиях. Требования к выступлениям в учебной аудитории. Культура ведения дискуссий. Лабораторные и практические занятия как формы учебной деятельности студентов. Тренинги. Творческие мастерские. Производственные и учебные практики. Цели, задачи, сроки прохождения практик. Особенности прохождения практика в редакциях. Характеристика форм отчетности. Письменные учебные работы: контрольные, доклады. рефераты, курсовые и дипломные работы. Характеристика процесса написания письменной учебной работы. Характеристика структуры письменных работ, правила оформления. Специфика теоретической и творческой дипломной работы. Формы контроля за усвоением знаний. Специфика подготовки к зачетам и экзаменам. Самоконтроль. Тема 4. Особенности работы с литературой, другими источниками информации и информационная культура студента Справочно-библиографический аппарат библиотеки: общая характеристика. Методика организации поиска литературы с использованием каталогов, картотек, библиографических материалов и других источников информации. Оформление требований на документ. Составление библиографической записи. Составление и оформление списков литературы к различным письменным учебным работам. Аннотирование и реферирование, конспектирование. Использование Интернета в учебной работе. Разновидности чтения. Динамическое чтение, скорочтение. Особенности формирования информационной культуры студентов. 5.3 Темы для самостоятельного изучения
6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 6.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Лабораторное занятие Тема: Конспектирование как разновидность реферирования (2 часа) Задание: 1. Используя приемы лексического и семантического свертывания информации, законспектируйте тексты из следующих источников: Есин, Б. И. История русской журналистики (1703−1917) : учебно-методический комплект / Б. И. Есин. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта : Наука, 2001. - 464 с.; Кузнецов, И. В. История отечественной журналистики (1917-2000) : учебный комплект / И. В Кузнецов. - 2-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2003.- 640 с.. Лабораторное занятие Тема: Составление библиографического описания на документ (2 часа) Задание: 1. Используя схему БЗ составить БЗ на однотомные и многотомные документы. 2. Используя схему БЗ составить БЗ многоуровнего характера. Лабораторное занятие Тема: Оформление результатов учебной и научной работы (2 часа) Задание: 1. В данном тексте оформить подстрочные ссылки. 2. В данном тексте оформить внутритекстовые ссылки. Лабораторное занятие Тема: Поиск информации в реальных информационно-поисковых системах (каталогах) научной библиотеки (4 часа) Задание: 1. Сформулируйте запрос и проведите поиск документов (10 наименований) по АК. Составьте БЗ на каждый документ. Оформите схему алгоритма поиска. 2. Сформулируйте запрос и проведите поиск документов (10 наименований) по заданной теме по СК. Составьте БЗ на каждый документ. Оформите схему алгоритма поиска. 3. Из совокупности БЗ составьте список литературы, используя известные способы группировки документов. 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 7.1. Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 8.1. Перечень используемых пособий Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учеб. пособие / Л. Г. Свитич. - М. : Аспект Пресс, 2003; Свитич, Л. Г. Культура учебного труда / Л. Г.Свитич. - М. : Аспект Пресс, 2001; Прохоров, Е. П. Введение в специальность (журналистику) / Е. П. Прохоров. - М., 1974. 10. Примерный перечень вопросов к зачету
11. Примерная тематика рефератов
15. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы
16. Учебные занятия по дисциплине ведут:
|
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Пояснительная записка (аннотация): 3 предмет учебной дисциплины 3 цель освоения дисциплины Хвз вопт – хронические воспалительные заболевания верхнего отдела пищеварительного тракта | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Компетенция студента, формируемые в результате освоения учебной диссиплины (модуля)/ ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая Учебная программа дисциплины проектирование... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... |