Скачать 99.5 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Радиоэкология водных экосистем Методические указания к семинарским занятиям Красноярск СФУ 2011 Составитель: Т.А.Зотина Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем». Пособие содержит тематический план занятий, рекомендации по подготовке к ним, источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200.68 Физика, магистерская программа 011200.68.07 Окружающая среда и человек: основы контроля и надзора. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Радиоэкология водных экосистем – является разделом радиоэкологии, в котором углубленно рассматриваются проблемы загрязнения наземных водоемов техногенными и природными радионуклидами, закономерности поведения радионуклидов в водных экосистемах, их взаимодействие с биотой, возможности мониторинга и очистки и др. Цель преподавания дисциплины Сформировать представления о поведении техногенных радионуклидов в водных экосистемах, особенностях их физико-химии и биокинетики, переносе в трофических сетях; о современных методах инструментального и биологического мониторинга радиационного загрязнения водных экосистем; биологической индикации радиационного загрязнения; современной радиоэкологической концепции защиты биоты от радиационного поражения. Задачи преподавания дисциплины - сформировать представления о путях поступления природных и техногенных радионуклидов в водные экосистемы, уровнях и изотопном составе радиоактивного загрязнения и современных проблемах, обусловленных загрязнением водных экосистем техногенными радионуклидами; - сформировать представления о компартментализации техногенных радионуклидов в водных экосистемах, механизмах переноса техногенных радионуклидов в водных экосистемах, влиянии физико-химических условий на миграцию и депонирование радионуклидов в воде, донных отложения и пойменных почвах. - дать представления о роли биоты в миграции и депонировании радионуклидов в водных экосистемах и возможностях переноса техногенных радионуклидов в трофических сетях. - сформировать представления о современных подходах и методах исследования изотопного состава и уровня радиоактивного загрязнения водных экосистем, биоиндикации радиоактивного загрязнения. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. Содержание и методика подготовки к семинарским занятиям Семинарские занятия направлены на расширение и углубление понимания отдельных ключевых вопросов современной радиоэкологии. Особое внимание обращается на развитие у студентов умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и публичного представления научной информации. Семинарские занятия (коллоквиумы) проводятся в форме обсуждения результатов современных научных исследований по отдельным вопросам водной радиоэкологии, рассматриваемым в рамках тем курса. Возможны две формы проведения семинаров: 1. Представление рефератов и заданий, выполненных самостоятельно (см. руководство по самостоятельной работе). Доклад сопровождается презентацией в формате Power Point и другими иллюстрационными материалами (например, видеоматериалами). Доклад обсуждается аудиторией. 2. Научный доклад по одной из актуальных тем радиоэкологии делает преподаватель или приглашенный преподавателем специалист. Доклад обсуждается студентами. При подготовке к семинарскому занятию студент самостоятельно изучает тему с использованием рекомендуемой литературы и информационных ресурсов (п. 5), а также с использованием презентаций к лекциям, доступных на сайте ИФБиБТ. Выбор статей для реферирования осуществляется студентом с использованием баз научных данных и специализированных поисковых систем, перечень которых приведен в п. 6. Выбранная статья согласовывается с преподавателем. На основе статьи готовится доклад и иллюстрационные материалы (презентация). Доклад и презентация представляются на русском или, по желанию студента, английском языке. На титульном слайде презентации доклада необходимо указать данные об источниках информации. В случае статьи указывается название и авторы работы, наименование журнала и место выполнения работы. Во вступительной части обосновывается история вопроса, актуальность работы и ее цель, затем кратко излагаются ключевые вопросы методической части работы, необходимые для понимания результатов. При представлении результатов используются оригинальные графики и таблицы, которые могут сопровождаться пояснениями. Далее следует кратко пояснить результаты работы с точки зрения авторов, как краткое изложение раздела «обсуждение», изложить выводы или заключение. По окончании выступления докладчик должен ответить на вопросы аудитории. Высказывание личных комментариев докладчика и аудитории к представленной работе приветствуется. 4. Перечень тем семинарских занятий Модуль 1. Семинар по теме 1 (4 час). Техногенные радионуклиды в наземных водоемах, пути их поступления (первичные, вторичные), источники, уровни радиационного загрязнения, физико-химические формы радионуклидов, пространственная миграция радионуклидов в водоеме. Примерная тематика мини-рефератов и презентаций: Предприятия ядерно-энергетической промышленности, расположенные на территории России и других государств, работа которых привела или приводит к загрязнению наземных водоемов техногенными радионуклидами: Чернобыльская АЭС, НПО «Маяк», Железногорский ГХК, Сибирский химкомбинат (Томск-7), Ла Аг, Селлафилд, Фукусимская АЭС, Саванна Ривер и др. Поиск информации производится студентом самостоятельно с использованием электронных и печатных информационных ресурсов. Семинар по теме 2 (2 час). Распределение радионуклидов в компонентах водных экосистем (воде, донных отложениях, пойменных почвах, биоте): возможности и закономерности переноса. По данной теме готовятся рефераты статей, из списка, предложенного преподавателем. Список ежегодно обновляется. Модуль 2. Семинар по теме 3 (4 час). Миграция отдельных техногенных радионуклидов в водных экосистемах. Роль биоты в накоплении и миграции техногенных радионуклидов в водных экосистемах, биокинетика радионуклидов. По данной теме готовятся рефераты статей, из списка, предложенного преподавателем. Список ежегодно обновляется. Семинар по теме 4 (2 час). Трофический перенос радионуклидов. Радиобиологические последствия дозовой нагрузки на водную биоту. По данной теме готовятся рефераты статей, из списка, предложенного преподавателем. Список ежегодно обновляется. Семинар по теме 5 (2 час). Радиоэкологический мониторинг водных экосистем: современные подходы и методы, биоиндикаторы. Очистка водных экосистем от радиационного загрязнения. По данной теме готовятся рефераты статей, из списка, предложенного преподавателем. Список ежегодно обновляется. 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список основной литературы
www-pub.iaea.org/MTCD/publications/PDF/te_1616_web.pdf Список дополнительной литературы
Список информационных ресурсов
6. НАУЧНЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ, ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
|
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Биофизика» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... |