Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем»





НазваниеМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем»
Дата публикации08.03.2016
Размер99.5 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Журналистика > Методические указания
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


Радиоэкология водных экосистем
Методические указания к семинарским занятиям


Красноярск

СФУ

2011
Составитель: Т.А.Зотина

Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем». Пособие содержит тематический план занятий, рекомендации по подготовке к ним, источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200.68 Физика, магистерская программа 011200.68.07 Окружающая среда и человек: основы контроля и надзора.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Радиоэкология водных экосистем – является разделом радиоэкологии, в котором углубленно рассматриваются проблемы загрязнения наземных водоемов техногенными и природными радионуклидами, закономерности поведения радионуклидов в водных экосистемах, их взаимодействие с биотой, возможности мониторинга и очистки и др.
Цель преподавания дисциплины

Сформировать представления о поведении техногенных радионуклидов в водных экосистемах, особенностях их физико-химии и биокинетики, переносе в трофических сетях; о современных методах инструментального и биологического мониторинга радиационного загрязнения водных экосистем; биологической индикации радиационного загрязнения; современной радиоэкологической концепции защиты биоты от радиационного поражения.
Задачи преподавания дисциплины

- сформировать представления о путях поступления природных и техногенных радионуклидов в водные экосистемы, уровнях и изотопном составе радиоактивного загрязнения и современных проблемах, обусловленных загрязнением водных экосистем техногенными радионуклидами;

- сформировать представления о компартментализации техногенных радионуклидов в водных экосистемах, механизмах переноса техногенных радионуклидов в водных экосистемах, влиянии физико-химических условий на миграцию и депонирование радионуклидов в воде, донных отложения и пойменных почвах.

- дать представления о роли биоты в миграции и депонировании радионуклидов в водных экосистемах и возможностях переноса техногенных радионуклидов в трофических сетях.

- сформировать представления о современных подходах и методах исследования изотопного состава и уровня радиоактивного загрязнения водных экосистем, биоиндикации радиоактивного загрязнения.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр

11

Общая трудоемкость дисциплины

2 (72)

2 (72)

Аудиторные занятия:

0,8 (28)

0,8 (28)

лекции

0,4 (14)

0,4 (14)

семинарские занятия (СЗ)

0,4 (14)

0,4 (14)

другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа:

1,22 (44)

1,22 (44)

изучение теоретического курса (ТО)

0,28 (10)

0,28 (10)

реферат

0,66 (24)

0,66 (24)

задания

0,28 (10)

0,28 (10)

Вид промежуточного контроля

зачет


зачет



3. Содержание и методика подготовки к семинарским занятиям

Семинарские занятия направлены на расширение и углубление понимания отдельных ключевых вопросов современной радиоэкологии. Особое внимание обращается на развитие у студентов умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и публичного представления научной информации.

Семинарские занятия (коллоквиумы) проводятся в форме обсуждения результатов современных научных исследований по отдельным вопросам водной радиоэкологии, рассматриваемым в рамках тем курса. Возможны две формы проведения семинаров:

1. Представление рефератов и заданий, выполненных самостоятельно (см. руководство по самостоятельной работе). Доклад сопровождается презентацией в формате Power Point и другими иллюстрационными материалами (например, видеоматериалами). Доклад обсуждается аудиторией.

2. Научный доклад по одной из актуальных тем радиоэкологии делает преподаватель или приглашенный преподавателем специалист. Доклад обсуждается студентами.

При подготовке к семинарскому занятию студент самостоятельно изучает тему с использованием рекомендуемой литературы и информационных ресурсов (п. 5), а также с использованием презентаций к лекциям, доступных на сайте ИФБиБТ.

Выбор статей для реферирования осуществляется студентом с использованием баз научных данных и специализированных поисковых систем, перечень которых приведен в п. 6. Выбранная статья согласовывается с преподавателем. На основе статьи готовится доклад и иллюстрационные материалы (презентация).

Доклад и презентация представляются на русском или, по желанию студента, английском языке. На титульном слайде презентации доклада необходимо указать данные об источниках информации. В случае статьи указывается название и авторы работы, наименование журнала и место выполнения работы.

Во вступительной части обосновывается история вопроса, актуальность работы и ее цель, затем кратко излагаются ключевые вопросы методической части работы, необходимые для понимания результатов. При представлении результатов используются оригинальные графики и таблицы, которые могут сопровождаться пояснениями. Далее следует кратко пояснить результаты работы с точки зрения авторов, как краткое изложение раздела «обсуждение», изложить выводы или заключение.

По окончании выступления докладчик должен ответить на вопросы аудитории. Высказывание личных комментариев докладчика и аудитории к представленной работе приветствуется.
4. Перечень тем семинарских занятий

Модуль 1.

Семинар по теме 1 (4 час).

Техногенные радионуклиды в наземных водоемах, пути их поступления (первичные, вторичные), источники, уровни радиационного загрязнения, физико-химические формы радионуклидов, пространственная миграция радионуклидов в водоеме.

Примерная тематика мини-рефератов и презентаций:

Предприятия ядерно-энергетической промышленности, расположенные на территории России и других государств, работа которых привела или приводит к загрязнению наземных водоемов техногенными радионуклидами: Чернобыльская АЭС, НПО «Маяк», Железногорский ГХК, Сибирский химкомбинат (Томск-7), Ла Аг, Селлафилд, Фукусимская АЭС, Саванна Ривер и др.
Поиск информации производится студентом самостоятельно с использованием электронных и печатных информационных ресурсов.
Семинар по теме 2 (2 час).

Распределение радионуклидов в компонентах водных экосистем (воде, донных отложениях, пойменных почвах, биоте): возможности и закономерности переноса.

По данной теме готовятся рефераты статей, из списка, предложенного преподавателем. Список ежегодно обновляется.
Модуль 2.

Семинар по теме 3 (4 час).

Миграция отдельных техногенных радионуклидов в водных экосистемах. Роль биоты в накоплении и миграции техногенных радионуклидов в водных экосистемах, биокинетика радионуклидов.

По данной теме готовятся рефераты статей, из списка, предложенного преподавателем. Список ежегодно обновляется.
Семинар по теме 4 (2 час).

Трофический перенос радионуклидов. Радиобиологические последствия дозовой нагрузки на водную биоту.

По данной теме готовятся рефераты статей, из списка, предложенного преподавателем. Список ежегодно обновляется.
Семинар по теме 5 (2 час).

Радиоэкологический мониторинг водных экосистем: современные подходы и методы, биоиндикаторы. Очистка водных экосистем от радиационного загрязнения.

По данной теме готовятся рефераты статей, из списка, предложенного преподавателем. Список ежегодно обновляется.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список основной литературы

  1. Белозерский Г. Н. Радиационная экология. Москва : Academia (Академия), 2008. - 383 с. Библиотека СФУ – 10 экз.

  2. Старков В. Д., Мигунов В. И. Радиационная экология. Тюмень : Тюменский дом печати, 2007. - 399 с. Библиотека СФУ – 1 экз.

  3. IAEA (International Atomic Energy Authority) (2009) Quantification of radionuclide transfer in terrestrial and freshwater environments for radioecological assessments. TECDOC-1616. IAEA, Vienna, 622 p.

www-pub.iaea.org/MTCD/publications/PDF/te_1616_web.pdf
Список дополнительной литературы

  1. Булдаков Л. А., Калистратова В. С. Радиоактивное излучение и здоровье. М.: Информ Атом, 2003. 165 с.

  2. Кудряшов Ю.Б. Радиационная биофизика (ионизирующие излучения). М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. 442 с. Библиотека СФУ, 72 экз.

  3. Рихванов Л.П. Радиоактивные элементы в окружающей среде и проблемы радиоэкологии. Учеб. пособие. Томск: STT, 2009. – 430 с. Библиотека ИБФ СО РАН, 1 экз.

  4. Рябов И.Н. Радиоэкология рыб водоемов в зоне влияния аварии на Чернобыльской АЭС. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004. – 215 с. Библиотека ИБФ СО РАН, 1 экз.

  5. Сапожников Ю.А., Алиев Р.А., Калмыков С.Н. Радиоактивность окружающей среды. М.: Бином, 2006. 286 с. Библиотека ИБФ СО РАН, 1 экз.

  6. Титаева Н.А. Ядерная геохимия, учебник, 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во МГУ, 2000. 336 Библиотека ИБФ СО РАН, 1 экз.

  7. Трапезников А.В. 60Co, 90Sr, 137Cs и 239,240Pu в пресноводных экосистемах. Екатеринбург: АкадемНаука, 2010. – 510 с. Библиотека ИБФ СО РАН, 1 экз.

  8. Цыб А.Ф., Будагов Р.С., Замулаева И.А. и др. Радиация и патология. М.: Высш. шк., 2005. 341 с. Библиотека ИБФ СО РАН, 1 экз.

  9. IAEA (International Atomic Energy Authority) (2009) Quantification of radionuclide transfer in terrestrial and freshwater environments for radioecological assessments. TECDOC-1616. IAEA, Vienna, 622 p. www-pub.iaea.org/MTCD/publications/PDF/te_1616_web.pdf

  10. Morss L.R., Edelstein N.M., Fuger J. (Eds.) The chemistry of the actinide and transactinide elements. Derdrecht, Springer. Vol. 1-6, 2010. Библиотека ИБФ СО РАН, 1 экз.

  11. Pöschl M., Nollet L.M.L. (Eds.) Radionuclide concentrations in food and the Environment. NY.: CRC Press Taylor&Francis Group, 2007. 458 c.


Список информационных ресурсов

  1. Koelzer W. GLOSSARY OF NUCLEAR TERMS. 2011. http://www.euronuclear.org/info/encyclopedia.htm

  2. Официальный сайт Международного Агентства по атомной энергетике - http://www.iaea.org/

  3. Сайт Международного Союза радиоэкологов - http://www.iur-uir.org


6. НАУЧНЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ, ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ

№ п/п

Ресурс

Описание

Интернет-адрес



Международная поисковая система Medline на российском портале Medline.ru.

Публикации по медицине и биологии

http://www.medline.ru/medsearch



Специализированный научный поисковый сервер

Наиболее исчерпывающий источник научно-исследовательской информации. Содержит более 440 миллионов научных предметов, в т.ч. содержание научных журналов, домашние страницы ученых, патенты, учебно- методическую литературу, информацию веб-сайтов и пр.

http://www.scirus.com



Специализированный научный поисковый сервер Google

Поиск текстов статей, книг, информации об организациях, научных сообществах, учебных заведениях; возможность задавать различные условия поиска текстов.

http://scholar.google.com



Научная электронная библиотека elibrary.ru

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - это крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 2200 российских научно-технических журналов, в том числе более 1100 журналов в открытом доступе.

http://elibrary.ru



Специализированный сайт научных публикаций Web of Knowledge

Поиск более чем в 10000 научных журналах на более 45 языках.

Ресурс доступен в научной библиотеке СФУ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Биофизика»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Радиоэкология водных экосистем» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск