Сибирский федеральный университет





Скачать 72.21 Kb.
НазваниеСибирский федеральный университет
Дата публикации08.08.2013
Размер72.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Журналистика > Документы
ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ В РОССИИ

Серебренникова Д. Г.

научный руководитель доцент Винская Л. А.

Сибирский федеральный университет


В российском медиапространстве, вмещающем в себя множество существующей и развивающейся периодики, научно-популярные издания нашли свою нишу и читателя с далеких времен. Однако в современный период в российских СМИ произошли серьезные изменения, связанные с социально-экономическими и политическими трансформациями, которые определили изменения как в работе СМИ в целом, так и в сфере научно-популярных журналов в частности.


Сегодня научная журналистика в России, представляющая собой доступный рассказ о достижениях науки, ее истории и перспективах развития, переживает не лучшие времена. Для этого обратимся к трудам К. Левитина, который показывает какие изменения пережила научно-популярная литература. К примеру, каких-то двадцать лет назад тиражи научных книг не опускались ниже 50 тысяч экземпляров. Отделы науки присутствовал в каждой уважающей себя газете. Они считались главными, готовившими самые интересные новости для читателей. Работало несколько студий научно-популярных фильмов – в Москве, Ленинграде, Свердловске. Одним словом, профессия человека, пишущего о науке, была востребованной. Однако сегодня тиражи научных изданий упали в сотни раз. Проблема популяризации науки в советское время считалась важным элементом журналистской практики. Очевидно, что связано это было с идеологической нагрузкой, которую советская наука несла наравне с другими социальными институтами общества. Функции популяризации науки сводились к пропаганде научной картины мира «по-советски». Падение советской идеологической системы, освобождение печати от диктата власти привели к тому, что научная проблематика стала начисто исчезать со страниц журналов и газет. Образовавшаяся ниша была заполнена «трикстерной» тематикой – материалами, посвященными паранауке, лженауке.

Национальная тиражная служба в 2012 году проводила аналитический обзор рынка научно-популярных журналов. Первый вывод основывается на том, что единого рынка изданий данного типа в России не существует. То есть имеется такой сегмент прессы, объединенный схожестью контента, а рынка как конкурентного поля – нет. Он распадается на три изолированные группы журналов: успешные журналы бизнес-проектов, советская научно-популярная классика, которая пытается выжить в современных условиях, и журналы РАН, государственные и ведомственные, которые живут практически вне рынка и зависят только от своих учредителей. Эти три группы неинтересны друг другу и мало друг о друге знают. Они живут в разных условиях, не составляют единого конкурентного пространства. Несмотря на это, сегмент научно-популярных журналов имеет потенциал развития. Возможно появление новых успешных игроков. Однако государственная политика в отношении научно-популярных журналов в России отсутствует. Нет внятных критериев выделения господдержки, а практика выделения адресной помощи удивляет неочевидностью и субъективностью выбора.

Таким образом, рост внимания к научной журналистике временно приостановился или же осуществляется медленными темпами – падение тиражей журналов, пишущих о науке; отсутствие единого рынка; отмирание крупных научных отделов в изданиях.

Ученые видят несколько причин понижения спроса. Игорь Харичев, директор журнала «Знание - сила», говорит о падение престижа науки, а вслед за ним и научно-популярной деятельности. А. Г. Ваганов, в подтверждение слов Игоря Харичева, публикует данные центра исследований и статистики науки Министерства образования и науки РФ (2005 г.), в которых сообщается, что из 13 оценивавшихся с точки зрения их престижности занятий в России профессия ученого оказалась на одиннадцатом месте. Так, по опросу Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), проведенному в апреле 2007 г., две трети опрошенных россиян затруднились назвать хотя бы одну фамилию отечественного ученого. Среди видных российских ученых респонденты указали Сергея Королёва (10%), Жореса Алфёрова (8%), Андрея Сахарова (6%), Святослава Фёдорова (3%). И такое снижение престижа науки и ученых произошло за исторически кратчайшее время. Ведь еще в 1981 г. выпуск научно-популярной литературы в СССР составлял 2451 наименование общим тиражом 83.2 млн экземпляров. Впечатляет и динамика роста тиражей научно-популярных изданий: в 1940 г. – не выше 13 млн. экземпляров; в девятой пятилетке (1971–1975 гг.) – около 70 млн. ежегодно. Накануне распада СССР, в 1990 г., было выпущено 2268 наименований научно-популярной литературы общим тиражом 218.3 млн. экземпляров. Но, самое удивительное, - миллионные тиражи раскупали.

М. В Загидуллина объясняет такое количество выпускаемых журналов двумя причинами. Во-первых, в советское время каждый редактор крупной газеты следил за тем, чтобы его издание поднимало вопросы современной науки постоянно. Теперь эта сфера – «личное дело» редактора и журналиста. Во-вторых, популяризация науки являлась стратегической задачей развития общества. В последнее время, государство переложило функцию формирования научного мировоззрения полностью на плечи образовательных структур, и журналисты вряд ли найдут поддержку в своих попытках сделать освещение научной жизни страны ярче и фундаментальнее.

По мнению соискателя кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Е. Константиновой, в настоящее время процесс включения российской государственной власти в возрождение научно-популярного телевидения происходит медленными темпами. Тем не менее, попытки оказания различных форм поддержки направлению предпринимаются, и это позволяет надеяться на оптимизацию его развития в будущем. Она также выделяет следующие проблемы популяризации науки в современных российских масс-медиа: безразличное отношение к науке значительной части журналистов; сложность в освоении искусства научной популяризации; неразвитость системы образования научных журналистов; коммерческая нестабильность научно-популярных проектов; недостаточная степень общественной заинтересованности в развитии популяризации науки; ограниченность государственной поддержки данной сферы.

Пьер Бурдье виновниками низкого качества научных знаний считает журналистов и СМИ, которые компетентны не во всех вопросах науки, но, несмотря на это, оказывают большое влияние: решают, какие проблемы важнее, кто «блестящий» ученый, а кто «устарел», что интересно обществу, а что нет. Однако, даже с учетом всего сказанного, П. Бурдье считает необходимым для ученого использовать масс-медиа, чтобы сообщать обществу о результатах своих исследованиях.

Западные страны сумели найти решение, каким образом продвигать научное знание в обществе. Благодаря взаимодействию науки, государства и общества, научная журналистика в Европе и США находится на высоком уровне развития. В силу западного менталитета и отношения между учеными и журналистами в Европе и США совсем другие. И отношение общества к науке тоже иное. Президент Ассоциации научных журналистов "Интеллект" В. Егикова говорит о том, что человека, пишущего о науке на Западе, относят к элитной журналистике, потому что не каждый сможет писать на эту тему. Даже к внештатному сотруднику относятся уважительно и с почетом. Его статьи хорошо оплачиваются издателями.

Особое внимание Виктор Штепа обращает на то, каким образом в Америке работает отлаженный механизм внедрения науки в общество. Не популяризация науки, как мы говорим относительно нынешней российской действительности, а пропаганда. Во многие европейские центры деньги приходят от государства, однако в США средства на исследования зарабатываются, и надо доказать, что исследование перспективно. Следовательно, американские ученые заинтересованы в том, чтобы о них и их исследованиях говорили. Наиболее сильно развита индустрия обучения научных журналистов. К примеру, при Колумбийском университете действует уникальная программа, по которой можно получить двойной диплом – геолога и журналиста. Чтобы наглядно представить уровень научно-популярных изданий в Америке, можно привести в пример журнал Scientific American, который имеет тираж более миллиона экземпляров в месяц в десяти международных версиях.

Таким образом, научная журналистика находится на высоком уровне развития в Европе и США. Данное положение было обретено благодаря объединению «науки», «государства» и «общества». Во-первых, ведется активная пропаганда научного знания. Обществу прививают интерес к научной сфере, объясняя, почему наука важна для страны и какую роль она играет на мировом рынке технологий. Во-вторых, диалог науки и общества стал неотъемлемой частью государственной политики. В-третьих, положение научного журналиста очень уважаемо и незыблемо. Проводят различные курсы для профессиональных журналистов, которые бы хотели получить больше знаний в области науки.

Все эти факторы способствовали росту интереса к научному знанию в мировом сообществе, которого не хватает современной России. Следует активно заниматься пропагандой научного знания и поднимать престиж науки. Ведь основную причину падения спроса на популяризацию науки российские ученые видят именно в этом. Повысить интерес к науке у российских журналистов, развивая систему образования и повышая квалификацию в данном направлении. Конечно, без государственной поддержки данной сферы очень сложно наладить коммерческую стабильность научно-популярных проектов. Именно поэтому, без диалога науки, государства и общества сложно продвинуться в данном направлении. Благодаря взаимодействию этих уровней, можно будет говорить о едином рынке научно-популярных журналов. Все предпосылки для этого имеются уже сегодня, потому что интерес к науке не пропал и есть прямой резон освоить профессию научного журналиста.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сибирский федеральный университет iconДипломного проекта/работы
В соответствии с Уставом фгоу впо «Сибирский федеральный университет» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников...
Сибирский федеральный университет iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для самостоятельной работы / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
Сибирский федеральный университет iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для семинарских занятий / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
А. Н. Борисевич, Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, Г. Г. Никифорова, Т. В. Рублева К. В. Симонов, А. И. Сухинин
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
Сибирский федеральный университет iconИсследования и пути совершенствования вращательно-подающих систем...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, В. М. Мясников, Г. Г. Никифорова, Н. Ю. Романова, Т. В. Рублева., Петраковская Э. А....
Сибирский федеральный университет iconВысшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» утверждаю
Охватывает всё содержание данной дисциплины, установленное соответствующим ос впо
Сибирский федеральный университет iconСибирский Федеральный университет
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
Сибирский федеральный университет iconТ. Г. Волова фгаоу впо сибирский федеральный университет
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации студентов д/о и з/о
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, переутвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом...
Сибирский федеральный университет icon«сибирский федеральный университет» Институт управления бизнес-процессами и экономики утверждаю
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы
Сибирский федеральный университет iconОбщие положения
Институтом цветных металлов и материаловедения фгаоу впо «Сибирский Федеральный Университет» (далее – Университет) и зао «русал глобал...
Сибирский федеральный университет icon«сибирский федеральный университет»
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск