Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио





Скачать 288.36 Kb.
НазваниеПрограмма разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио
страница1/3
Дата публикации23.06.2014
Размер288.36 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных
школ и школ искусств по сольфеджио под редакцией 

Н. П. Алексеевой, 1998, рекомендованной
Министерством Культуры Российской Федерации.
Дополнена репертуаром типовых учебных программ для детских
музыкальных школ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс сольфеджио в детских музыкальных школах является дисциплиной, способствующей развитию музыкального слуха, памяти, ритма, музыкальных представлений, художественного вкуса, воспитанию любви к музыке русских

композиторов-классиков, к народному творчеству, а также к творчеству лучших представителей прогрессивной зарубежной музыки.

Полученные по сольфеджио знания и навыки должны помочь учащимся в их занятиях по специальности и музыкальной литературе, должны расширить их общий музыкальный кругозор.

Программа курса сольфеджио состоит, (в каждом классе) из следующих основных разделов:

  1. Сольфеджирование и вокально-интонационные навыки.

  2. Определение на слух.

  3. Диктант.

  4. Теоретические сведения.

Основой занятий курса сольфеджио является пение.

Гармоническое развитие слуховых, интонационных данных и музыкальной памяти учащихся в классе сольфеджио может быть успешно осуществлено лишь в том случае, если все формы работы, предусмотренные программой (пение, сольфеджирование и интонационные упражнения, определение на слух, диктант), будут находиться между собой в тесной взаимосвязи и основываться на определенных теоретических знаниях. В процессе занятий педагог должен тесно связывать теоретические знания с практическими навыками учащихся. Твердые знания теоретических основ способствуют воспитанию музыкального мышления детей, вырабатывают сознательное отношение к изучаемым музыкальным произведениям.

Следует отметить, что успешное музыкальное развитие учащихся в значительной мере зависит от регулярности занятий. Поэтому, помимо проработки материала на классных занятиях, необходимо давать домашние задания по таким разделам, как сольфеджирование, интонационные упражнения, подбор мелодии и аккомпанемента, а также по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся занимались дома по сольфеджио ежедневно.

Сложный комплекс знаний и навыков, определенный программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, большой творческой инициативы, любви к своей работе. Большую роль играет правильное планирование учебного процесса в целом, а также тщательная подготовка педагога к каждому уроку.

В процессе обучения в школе учащиеся должны приобрести целый ряд навыков: уметь услышать в музыке богатство и многообразие средств музыкальной выразительности; уметь правильно и интонационно точно воспроизводить голосом, читать с листа одноголосную мелодию или один из голосов несложного двухголосного произведения; уметь записать или

повторить голосом, прослушанную одноголосную мелодию; уметь подбирать по слуху различные мелодии и аккомпанемент к ним.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Сольфеджирование и вокально-интонационные навыки

При сольфеджировании вырабатываются основные качества правильного, грамотного пения и дирижирования, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту и т. д. Эти навыки вырабатываются на протяжении всех лет обучения. Следует помнить, что голосовой диапазон учащихся младших классов находится в пределах от «до» I октавы до «ми» II октавы. В старших классах его можно немного расширить. В практике преподавания встречаются дети с ограниченным голосовым диапазоном. Следует постепенно работать над расширением диапазона, не утомляя голоса. Поэтому в отдельных случаях можно менять тональность исполняемого произведения, транспонируя в соответствии с голосовым диапазоном учащегося.

В учебных планах музыкальных школ в качестве обязательного предмета введен хор, поэтому основная работа по воспитанию вокально-хоровых навыков проводится на хоровых занятиях. Тем не менее педагог-теоретик должен следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, фразировкой, обращать внимание на посадку учащихся при пении и т. д. При сольфеджировании следует добиваться умения чисто и стройно петь по нотам. Вначале сольфеджируют выученные на слух мелодии, а в дальнейшем развивают навык чтения с листа незнакомых мелодий, песен. При этом педагог должен внимательно следить за правильностью и четкостью дирижерского жеста ученика.

В работе над развитием навыка чтения нот с листа следует добиваться осмысленного и выразительного пения. Материал для пения с листа должен быть легче разучиваемого в классе. При пении с листа очень важна правильная предварительная настройка в данной тональности. Желательно, чтобы она проводилась самими учащимися от данной тоники или от ноты «ля», взятой с помощью камертона или фортепиано. Возможны и другие формы настройки: педагог играет в данной тональности свободную гармоническую последовательность (несколько аккордов, вводящих в данную тональность), дает первый звук исполняемого примера, а учащиеся сами настраиваются в соответствующую тональность и т. д.

Во время пения не рекомендуется дублировать исполняемую мелодию на инструменте. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах или потере ощущения лада, можно поддержать пение ученика гармоническим сопровождением.

Перед началом пения преподаватель должен разобрать заданный пример. Анализу должны подвергаться ладовые, метроритмические, структурные и другие особенности исполняемой мелодии. Такие разборы должны быть краткими и носить характер собеседования.

Для развития ансамблевого чувства и гармонического слуха рекомендуется, как можно раньше вводить пение несложных двухголосных примеров. Начинать работу над двухголосным пением следует с разучивания песен или примеров подголосочного склада. Развитию навыков двухголосного пения способствует пение гамм и интервалов дуэтами и ансамблями. Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются интонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т. д.). Они способствуют развитию различных сторон слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков чтению нот с листа, записи мелодий и анализа на слух. Упражнения, в основе которых лежат вокальные навыки,

помогают закрепить практически те теоретические сведения, которые учащиеся получают на уроках сольфеджио. Интонационными упражнениями нужно заниматься на каждом уроке, однако не следует уделять им много времени, помня, что это лишь вспомогательный элемент в работе по развитию основных навыков: сольфеджирования, определения на слух и диктанта.

Важным и полезным приемом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий.

Oпределение на слух

Занятия по определению на слух должны проходить в двух направлениях:

а) общий анализ музыкальных примеров (их формы, структуры, лада и т. д.); б) определение отдельных элементов музыкальной речи.

Первое направление работы предполагает анализ на слух одноголосной (или несложной двухголосной) песни, отрывка музыкального произведения. Учащемуся необходимо услышать и определить общий характер музыки, лад, размер, структуру мелодии, динамику и т. д.. Примеры, подбираемые преподавателем для слухового анализа, должны быть несложными, яркими и интересными, соответствующими по трудности уровню данного класса.

Второе направление работы предполагает определение на слух отдельных элементов музыкальной речи. Сюда относится анализ тонального плана, аккордов, интервалов и т. д.

Диктант

Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Диктант развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии (музыки) и развивает умение записать услышанное. Успешная запись диктанта зависит от индивидуальных качеств ученика, степени развития его музыкальной памяти, ладового слуха, ладового мышления, ориентировки в мелодическом движении: ясного представления о восходящем и нисходящем движении мелодии, о движении по звукам аккордов и т. д. Не менее важно для учащегося иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: ее размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка, уметь разобраться в форме строения мелодии (членение мелодии на фразы и предложения). Записывая диктант, учащийся должен ясно представлять себе, что он записывает музыку, ее художественный образец, а не просто последовательный ряд звуков. Формы диктанта могут быть различными. Прежде всего, это диктант с предварительным разбором. Учащиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют элементы развития мелодии, а затем уже приступают к записи. Увлекаться предварительным разбором не следует, на него должно уходить не более 5 минут.

Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию учащимися отдельных трудностей мелодии.

Для развития внутреннего слуха следует предлагать учащимся, в частности, для домашней работы самодиктант, например, запись знакомой мелодии по памяти. Также полезно записывать мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением.

Одним из методов работы над диктантом должен быть проверочный диктант, т. е. диктант без предварительного разбора. Проверочный диктант целесообразно давать в основном на контрольных уроках. Такой диктант записывается учащимися в течение установленного времени при ограниченном числе проигрываний. После 5 проигрываний учащиеся должны запомнить мелодию и потом писать по памяти.

Время для записи контрольного диктанта устанавливается педагогом в зависимости от его объема и трудности. В младших классах (2, 3), где записываются небольшие и несложные мелодии, следует давать на диктант не более 5 минут. В старших классах, по мере усложнения диктантов, можно увеличить время до 20-25 минут. Перед началом записи необходима ладовая настройка, которая дается несколькими способами.

Важно, чтобы учащиеся научились при записи охватывать всю мелодию целиком (если это период, то по предложению), а не писать ее только от звука к звуку. Проигрывание диктанта может осуществляться не только на фортепиано, но и на других музыкальных инструментах; запись диктанта возможна также с голоса. Необходимо научить учащихся записывать диктант в разных регистрах, как в скрипичном, так и в басовом ключах.

Объем теоретических сведений

Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки. В каждом последующем классе в перечне тем излагается только новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом учащихся; это особенно относится к учащимся младших классов, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале. Такая органическая связь теоретических знаний с конкретным показом пройденного на высокохудожественном уровне музыкального материала способствует лучшему их усвоению, а также вызывает у учащихся живой интерес к предмету, подчеркивает взаимосвязь между музыкальной практикой и музыкально-теоретическими дисциплинами.

К числу практических навыков, которые учащиеся могут приобрести на занятиях по сольфеджио, относится также умение подбирать по слуху несложные мелодии с простым аккомпанементом. Начинать эту работу следует со второго полугодия 1 класса, постепенно усложняя задания.

Педагог должен творчески подходить к этой форме работы, т. е. учитывать состав группы по специальности, степень продвинутости учащихся, их возможностей. В процессе обучения следует научить учащихся подбирать сперва простые, знакомые мелодии без сопровождения. Далее им можно предложить подбирать мелодии с несложным мелодическим басом, а затем с использованием пройденных аккордов. Эта форма работы требует систематических упражнений. Рекомендуется давать учащимся задания по подбору мелодий и аккомпанемента на дом с последующей обязательной проверкой в классе.

Наряду с работой по подбору мелодий и аккомпанемента, следует использовать в процессе занятий и другие творческие упражнения, как, например: допевание мелодии, импровизация мелодии на данный ритм и данный текст, импровизация второго голоса к данной мелодии, свободное сочинение небольших музыкальных фраз, попевок и т. д.
ПРОГРАММА ДЛЯ СЕМИЛЕТНЕГО СРОКА ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС

1. Сольфеджирование и вокально-интонационные навыки

Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения, вдох.

Одновременный вдох перед началом пения. Выработка равномерного дыхания и постепенного его распределения на музыкальную фразу. Четкое произношение согласных в слове.

Пение элементарных вокальных упражнений. Слуховое осознание чистой интонации.

Пение с текстом несложных песен с сопровождением и без сопровождения. Пение выученных песен от разных звуков. Подбор выученных песен от разных звуков на фортепиано. Пение простейших мелодий, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки на тонику с названием нот и тактированием.

Пение гамм вверх и вниз, тетрахордов, (с различной последовательностью звуков тонического трезвучия). Примечание: гаммы Соль мажор и Фа мажор поются с переносом верхнего тетрахорда вниз.

Интонирование I и III ступеней в мажоре и миноре.

Сопоставление одноименного мажора и минора.

Пение мажорного и минорного трезвучий (опорных звуков) в прослушанной или спетой мелодии. Подготовка к двухголосному пению. Пение двухголосных песен с исполнением одного из голосов педагогом.

2. Определение на слух

Осознанное определение на слух различных мелодических оборотов, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки на устойчивые звуки.

Определение на слух мажорного и минорного трезвучий в гармоническом и

мелодическом виде. Распознавание сильных и слабых долей в разных размерах. Осознанное определение ритмического рисунка мелодии.

Определение в прослушанном произведении его лада, характера, структуры, устойчивости или неустойчивости отдельных оборотов, размера и т. д.

3.Диктант

Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха

Подготовительные упражнения к диктанту:

  1. устные диктанты с предварительным анализом,

  2. запись знакомых, ранее выученных мелодий, запись мелодии, предварительно спетых с названием звуков,

  3. запись ритмического рисунка мелодии.

Запись мелодий в объеме 2-4 тактов

Тональности все пройденные.

4.Теоретические сведения

Знакомство с клавиатурой и регистрами. Название звуков. Нотный стан,

скрипичный и басовый ключи. Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, тактовой черты и т. д.).

Понятия тон, полутон. Строение мажорной гаммы.

Тональности: До, Соль, Ре, Фа мажор. В них тоническое трезвучие.

Понятие об устойчивости и неустойчивости.

Паузы: половинные, четвертные, восьмые.

Понятие о затакте.

Понятие о фразе, куплете, динамических оттенках.
2 КЛАСС

1. Сольфеджирование и вокально-интонационные навыки

Пение с текстом несложных песен, выученных на слух в данной педагогом

тональности. Пение с листа простейших мелодий с названием звуков и дирижированием (с сопровождением и без сопровождения).

Разучивание по нотам более сложных мелодий с дирижированием.

Дирижерский жест в пройденных размерах.

Разучивание простейших двухголосных песен.

Пение мажорных и минорных гамм (минор трех видов)

Работа над интонированием верхнего тетрахорда, в различных видах минора.

Умение настроиться в любую из пройденных тональностей, пение в них устойчивых и неустойчивых ступеней.

Продолжение работы по подбору мелодий по слуху на фортепиано.

Транспонирование выученных по нотам песен в пройденные тональности.

Пение простейших секвенций.

2. Определение на слух

Осознанное определение на слух мелодических оборотов, включающих в себя движение по звукам тонического трезвучия.

Мажорное и минорное трезвучия.

Пройденные интервалы в мелодическом и гармоническом звучании.

Определение в прослушанном произведении его лада, характера, структуры, устойчивости или неустойчивости отдельных оборотов, размера, темпа и т. д. звучании (вверх и вниз).

З. Диктант

Продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха, используя подготовительные упражнения (см. 1 кл.).

Диктант устный и письменный в объеме 2 - 4 тактов (при наличии повторения до 8 тактов), включающий пройденные мелодические обороты.

Тональности: До, Соль, Фа мажор, ля, ми, ре минор.

4. Теоретические сведения

Тональности: До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль мажор; их параллельный минор трех видов

Интервалы: прима, секунды большие и малые, терции большие и малые, чистая кварта, чистая квинта, октава.

Пауза целая.

Затакт.

Умение построить их в пройденных тональностях

Пауза целая.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconАннотация к рабочей программе «Музыкальный инструмент. Фортепиано»
Детских музыкальных школ и музыкальных отделений Детских школ искусств. Музыкальный инструмент. Фортепиано» (Москва, 2006г.) и «Примерной...
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской...
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconШвыдкой михаил Ефимович
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconЗакон города москвы
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconТема: "Танцы народов мира"
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconЗачем ребёнку нужны танцы?
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconГлавное управление образования и молодежной политики Алтайского края
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconКонкурс проводится среди преподавателей и концертмейстеров детских...
Конкурс проводится среди преподавателей и концертмейстеров детских музыкальных школ, детских школ искусств, детских художественных...
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconПрограмма художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио»
Программа предназначена для занятий в 1-5 классе дши «Гармония» г о. Власиха по предмету «Сольфеджио». Программа опирается на требования,...
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconТатьяна Васильевна Бахвалова
Данное пособие предназначено для использования на уроках сольфеджио и фортепиано (общего и специального) и в домашней работе в качестве...
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconИсследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе?
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconКонспект занятия по художественному движению для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconРабочая программа по предмету «Народно-сценический танец» образовательной...
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconРабочая программа по предмету «Народно-сценический танец» образовательной...
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconПо предмету «Ритмика» образовательной программы
Программа разработана Константиновой С. Ю. на основе примерной программы для детских хореографических школ и хореографических отделений...
Программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ и школ искусств по сольфеджио iconСитуационные задачи к разделу IV стимулирование сбыта в практике...
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск